Jump to content

Катальдо Амодей

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Интерьер Сан-Паоло-Маджоре , где Амодей проработал большую часть своей карьеры.

Катальдо Вито Амодей (6 мая 1649 — 13 июля 1693) — итальянский композитор эпохи среднего барокко , посвятивший свою карьеру в Неаполе . Его кантаты были важными предшественниками активного производства кантат в Неаполе 18-го века, и он вместе со старшим Франческо Провенцале и младшим Алессандро Скарлатти входит в число основных итальянских композиторов-кантат. Другие сохранившиеся произведения включают книгу мотетов, посвященную Леопольду I, императору Священной Римской империи ; серената ; две пасторали ; два псалма ; и четыре оратории , которые внесли важный вклад в свой жанр.

Амодей занимал должности в различных музыкальных учреждениях, маэстро дель коро ( хормейстер ) в Сан-Паоло-Маджоре и двух престижных консерваториях: Консерватории Сант-Онофрио-а-Порта-Капуана [ it ] (1680/81–1688) и втором хормейстере Консерватории Санта-Мария-ди-ди . Лорето [ он ] (1687–1689). Его виртуозный сборник кантат 1685 года Cantate , Op. 2, был первым сборником кантат, изданным в Неаполе.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Катальдо Амодей родился в Шакке , Сицилия , недалеко от Агридженто ; [1] в то время Шакка имела репутацию продюсера выдающихся сицилийских музыкантов. [2] В 2003 году музыковед Доменико Антонио Д'Алессандро отождествил Амодея с «Катальдом Витусом» («Cataldo Vito»), родившимся 6 мая 1649 года и крещенным в тот же день в церкви Святой Марии Магдалины в Шакке. [2] [n 1] Соответственно, полное имя Амодеи было Катальдо Вито Амодей, и он был последним из шести детей Гаспаре и Антонии, а его крестными родителями были Антонио де Фасио и Франсеса Николози. [2] Его семья, вероятно, состояла в основном из генуэзского происхождения купцов . [2] Священник Бонавентура Санфилиппо-Галиотто записывает в своем Sacrum Xacca Theatrum (1710), что Амодей учился у маэстро ди Каппелы в Шакке и скрипача Дона Аккурсиуса Джуффрида; Амодей якобы был его самым талантливым учеником. [4] Священник Винченцо Фарниа написал в своей «Биографии выдающихся людей, родившихся в Шакке» в 1897 году Амодей , что отправился в Неаполь «за честь, которую все народы оказывают этому городу как владыке мелодии» в 1669–70. [4] Однако записи показывают, что Амодей все еще находился в Шакке; Впервые он упоминается в Неаполе в 1679 году, хотя, возможно, он прибыл туда между 1670 и 1679 годами. [4]

Фрески , созданные в 1690 году , на ризнице Сан-Паоло-Маджоре [ это ] работы Франческо Солимена когда Амодей готовил музыку к празднику Святого Гаэтано .

В Неаполе Амодей был рукоположен в священники и предположительно завершил музыкальное образование, подробности о котором не сохранились. [4] В марте 1680 года Амодей сменил Филиппо Копполу на посту маэстро ди капелла (хормейстера) театинской церкви Сан -Паоло-Маджоре . [5] [n 2] В частности, Амодей до своей смерти работал в Сан-Паоло-Маджоре, регулярно сочиняя и исполняя музыку; [6] за их услуги он написал по крайней мере четыре Онтарио : «Невинность, зараженная яблоком» , «Бич нечестия» , «Сусанна» и «Победоносный Иисус Навин» . [7] По словам Санфилиппо-Галиотто, по крайней мере к 1685 году он получил дополнительную должность маэстро ди капелла в доминиканском колледже Сан- Томмазо д'Акино . [8] Д'Алессандро отмечает, что записи указывают на то, что Амодей активно участвовал в музыке Сан-Паоло-Маджоре, хотя остается неясным, были ли другие его церковные назначения случайными или регулярными. [6] На Рождество 1688 года в церкви была исполнена пастораль Амодея, которая, возможно, является сохранившейся пасторалью per la novena del Signore для четырех голосов. [9]

В 1680/81 г. [n 3] Амодей сменил Пьетро Андреа Зиани на посту маэстро ди капелла в консерватории Сант'Онофрио а Порта Капуана [ it ] , [1] [9] одно из четырех крупнейших музыкальных заведений города. [10] [n 4] 14 сентября 1687 года он получил дополнительную должность второго маэстро ди капелла в Консерватории Санта-Мария-ди-Лорето [ it ] — еще одном крупном учреждении. [1] [10] Этот пост должен был помочь главному маэстро ди капелла Никола Ачербо [ де ] , который испытывал трудности с обучением более ста студентов в одиночку. [11] Обучение студентов игре на клавесине и вокале, [n 5] губернаторы подняли ему жалованье до дуката больше, чем даже Ачербо, возможно, в свете его известности как музыканта. [11] После получения им поста Лорето в отчетах губернаторов хвалят Амодея, называя его «одним из выдающихся личностей города». [1] [№ 6] Амодей оставил свою должность в Сант'Онофрио в 1688 году, и его сменил Кристофоро Каресана - Д'Алессандро предположил, что он устал от года работы на двух одновременных должностях в консерватории. [9] В феврале следующего года [12] он ушел со своего поста в Санта-Мария-ди-Лорето, как сообщается, «из-за своих многочисленных обязательств», и его сменил там Алессандро Скарлатти . [11]

Амодей был известен как коллега Франческо Провенцале , [13] которого часто считают основателем неаполитанской школы , [14] и, вероятно, был знаком с А. Скарлатти. [12] После учебы в консерваториях он, возможно, давал частные уроки; неясно, был ли его ученик Франческо Бахада учеником консерватории или частным учеником. [12] Франческо Солимена расписывал ризницу Сан-Паоло-Маджоре [ он ] на протяжении 1690 года, во время которой Амодей готовил там музыку для праздника Святого Гаэтано . [12] Предположительно, он помогал с музыкой для последующих праздников в Сан-Паоло-Маджоре, включая праздник Мадонны Чистоты (8 сентября) и Андрея Авеллино (10 ноября). [12] [n 7] 13 июля 1693 года Амодей умер в Неаполе. [15] На следующий день городская газета сообщила об этом: «Вчера, во всеобщий траур, знаменитый маэстро ди Капелла Сан-Паоло, сиг Д. Катальдо Омодей [ sic ]. Он был прекрасным представителем своей профессии». скончался [15] Историк Бонавентура Санфилиппо-Галиотто описал Амодея как:

«Катальдо Амодей, выдающийся маэстро ди Капелла Сан-Паоло-Маджоре, ордена регулярных священнослужителей города Неаполя, коллегии Сан-Томмазо д'Акино отцов-доминиканцев и Королевской консерватории Сант-Онофрио, который написал бесконечное количество сочинений»

- Бонавентура Санфилиппо-Галиотто, 1710, глава 27 Sacrum Xacca Theatrum. [8]
Первая страница дуэта Амодеи Lungi da me, pensieri. Подпись композитора можно увидеть вверху слева.

Сочинения Амодея состоят из ораторий , мотетов и кантат . [1] Почти все произведения Амодея были изданы в Неаполе. [16] обычно печатается Novello De Bonis [17] и их «stampator arcivescovile» (« архиепископский принтер »). [13] Издания Новелло Де Бониса нот Амодеи показывают, что они, как и Маскарди в Риме, пытаются использовать трехсистемную компоновку , чтобы уместить больше нотных обозначений . на странице [17]

установил текст Андреа Перруччи [ это ] Амодей дважды ; сначала для оратории 1686 года «Сюзанна». [18] а позже, в 1692 году, serenata La sirena consolata . [19] Музыковед Динко Фабрис отметил, что и Амодей, и Перруччи были сицилийцами, переехавшими в Неаполь. [13]

Неаполь 18-го века был активным местом создания кантат, сначала такими композиторами, как А. Скарлатти, Франческо Манчини и Доменико Сарро . [16] Кантаты Амодея были наиболее значительными предшественниками этого. [16] Амодей стоит наряду со старшим Прованцалем и младшим А. Скарлатти как один из крупнейших итальянских композиторов кантат. [3] Его книга кантат 1685 года Cantate Op. 2 — самый ранний сборник кантат, напечатанный в Неаполе; [16] Следующим синглом стала Urania Armonica Антиона дель Рикко. Кантата сольного голоса , соч. 1 1686 г. [20] Следующей книгой была , Перголези «Quattro cantate da camera» вышедшая около 1736 года. [16] Полное название произведения — Cantate a voci sola, первая книга, второе произведение, Катальдо Амодеи, маэстро ди капелла Сан-Паоло Маджоре достопочтенных отцов Театини, Колледжа Сан-Томазо д'Акино достопочтенных отцов-доминиканцев. d Королевской консерватории С. Онофрио Неаполя . [13] В отличие от более ранних итальянских кантат, таких как анонимный Squarciato appena havea и L'amte impazzito con altre Cantate, e Serenate a Solo, et a Due con Violini (1679) миланского композитора Симоны Койя [ де ] Амодея , Кантата особенно виртуозна и не соответствуют более раннему итальянскому архетипу иронии в отношении популярных мелодий к серьезным темам. [13] Музыковед Альфред Эйнштейн положительно сравнил кантату Амодея «L'interestes» из соч. 2 к Рихарда Вагнера » « Кольцу Нибелунгов . [21] Эйнштейн объяснил:

«Это в каком-то смысле далекий предок Вагнеровского Кольца . Оба олицетворяют бунт против капитализма. Ужасное изображение процента у Амодея предвещает гиганта Фафнера , который «сидит во владении»: только вместо вагнеровского искупления через любовь он благочестиво приглашает нас к поднимем глаза к небу. Музыка имеет особую выразительную ценность». [21]

Оратории

[ редактировать ]

Амодея Четыре оратории : «Невинность, зараженная яблоком» , «Бич нечестия» , «Сусанна» и «Иисус Навин-победитель» — важные произведения, определяющие форму и содержание итальянских ораторий. [7] Все произведения , описанные музыковедами Розой Кафьеро и Мариной Марино как «довольно однородные» (« piuttosto omogeneo »), были написаны для Сан-Паоло Маджоре и имеют общий сюжет и музыкальную форму. [22] Таким образом, они являются примером растущей тенденции итальянской оратории согласовывать тематику, структуру, патронаж и исполнение. [22]

В начале 17 века либреттисты обычно были более известными, чем композиторы, причем последние, скорее всего, были анонимными. [23] Только в одной из ораторий — «Сюзанне» — указан либреттист (Перруччи), что позволяет предположить смену доминирования композиторов и либреттистов. [7]

Primo libro de' Mottetti ( Первая книга мотетов ; 1679), его соч. 1 мотет на 2–5 голосов был посвящен Леопольду I, императору Священной Римской империи . [1] Публикация мотета в 1679 году стала первой опубликованной музыкой в ​​Неаполе после серии различных первых изданий и переизданий 1645–1653 годов таких композиторов, как Бартоломео Каппелло , Джованни Сальваторе и Франческо Ваннарелли. [24]

Работает

[ редактировать ]
Список композиций Катальдо Амодеи [1]
Заголовок Год Жанр Повод [7] Примечания
Первая книга мотетов , соч. 1
( Первая книга мотетов )
1679 Мужество
(2–5 голосов)
Посвящается Леопольду I, императору Священной Римской империи.
Кантаты, первая книга , соч. 2 [№ 8]
( Кантаты, первая книга )
1685 Кантата
(1 голос)
Невинность, зараженная яблоком
( Невинность заражает яблоко )
1685 Оратория
(2 голоса) [7]
Для Сан-Паоло-Маджоре На основе первородного греха [18]
Бич зла
( Бич зла )
1685 Оратория
(1 голос) [7]
Для Сан-Паоло-Маджоре
Сюзанна
( Сусанна )
1686 Оратория Для Сан-Паоло-Маджоре По мотивам «Сусанна и старейшины» [18]
Текст от Андреа Перруччи [ it ] и Фарделлы [18]
Победоносный Джошуа
( Победоносный Джошуа )
1687 [25] Оратория
(1 голос) [25]
Для Сан-Паоло-Маджоре
Пятидесятница [25]
Музыка потеряна [n 9]
Либретто выжило
Напечатано Карло Порсиле [25]
Триумф чистоты Марии
( Триумф чистоты Марии )
1687/88 [№ 10] «Композиция для музыки» [26]
(4 голоса) [26]
Рукопись из Национальной библиотеки Витторио Эммануэле III [26]
Утешенная русалка [№ 11]
( Утешительная сирена )
1692 Серенада Потерянный
Текст Андреа Перруччи [ it ]
Пастораль [9] 1688 Пастораль Рождество 1686–1890 гг. ?
Пастораль к новене Господней [27] [9] [№ 12] ? Пастораль
(4 голоса)
? Установите текст « Rorate caeli ».
Акомп. две скрипки и орган бассо континуо
Я исповедуюсь Тебе, Господь [27] [9] ? Псалом ? Акомп. две скрипки и орган бассо континуо
Сумма Лаэтауса [27] [9] ? Псалом ? Акомп. две скрипки и орган бассо континуо

Работы Амодея включены в следующие коллекции:

  • Д'Алессандро, Доменико Антонио ; Колузсо, Флавио [на итальянском языке] , ред. (2003). Литургические композиции: Cataldo Amodei [ Литургические композиции: Cataldo Amodei ]. Музыка Театина. Том 1. Лукка: Итальянская музыкальная библиотека. OCLC   639148255 .
  • Джузеппе, Коллисани, изд. (2008). Cataldo Amodei: Пять концертных дуэтов для сопрано и баса [ Cataldo Amodei: Пять концертных дуэтов для сопрано и баса ]. Дафнис. Том 11. Палермо: Мнемы. ISBN  978-88-8161-245-1 . OCLC   268784308 .

Многочисленные кантаты Амодеи были записаны в Cataldo Amodei: Cantatas (2004) сопрано Эммой Киркби , лютенистом Якобом Линдбергом и клавесинистом Ларсом Ульриком Мортенсеном . [28] [29] Три из этих записей были переизданы в альбоме «Артистизм Эммы Киркби» (2009). [30]

Примечания

[ редактировать ]
  1. До указанной идентификации дата его рождения традиционно датировалась ок. 1649 г. [3] или в. 1650 . [1]
  2. Новое исследование в D'Alessandro 2019 , стр. 170–176 указывает дату в марте 1680 года, а Филиппо Копполу - в качестве предшественника Амодея на посту Сан-Паоло-Маджоре . До этого Д'Алессандро 2003 , с. XLVII сообщил, что неизвестно, кто предшествовал ему и когда Амодей получил свой пост в Сан-Паоло-Маджоре; Было известно, что он работал там только к 1685 году. [6]
  3. Назначение Амодея в Консерваторию Сант'Онофрио а Порта Капуана [ оно ] традиционно отмечается как начало 1681 года. Однако Д'Алессандро утверждает, что это результат ошибки печати, а фактическая дата - 1680 год, см. примечание 10 в D. 'Алессандро (2003 , стр. XLVI)
  4. ^ Четырьмя основными музыкальными учреждениями Неаполя были Консерватория Сант'Онофрио а Порта Капуана [ it ] , Консерватория Санта-Мария ди Лорето [ it ] , Консерватория Святой Марии делла Пьета дей Туркини [ it ] и Консерватория деи Повери ди Джезу. Христос [ это ] . Casa dell'Annunziata также был важным центром музыкального обучения. [10]
  5. ^ Отчеты описывают это как «учить мальчиков по утрам играть и петь». [1]
  6. ^ Д'Алессандро (2003 , стр. XLVII) предпочитает перевод «одна из ведущих фигур этого города».
  7. См. Д'Алессандро (2003 , стр. LV – LVI) для подробного описания многих праздников и их музыкальной силы.
  8. ^ Полное название: Cantate a voci sola, первая книга, вторая работа, Катальдо Амодей, мастер капеллы Сан-Паоло-Маджоре достопочтенных отцов Театини, Колледжа Сан-Томасо д'Акино достопочтенных отцов-доминиканцев, Королевская консерватория С. Онофрио в Неаполе [13]
  9. ^ Сохранились четыре либретто , которые сейчас находятся в Biblioteca Estense , Модена; библиотека консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла [ ит ] , Неаполь; Национальная библиотека Виктора Эммануила III , Неаполь; и Гражданская библиотека Падуи. [1]
  10. ^ Босса (2001) записывает 1687, а Кафьеро и Марино (1987 , стр. 487) записывает 1688.
  11. Полное название: Утешительная сирена, Серенада выздоровевшему здоровью католического Величества Марианны Необурго на музыку Катальдо Амодеи. [19]
  12. « Пастораль per la novena del Signore» может быть той же «Пасторалью» Амодея, которая была исполнена в Сан-Паоло-Маджоре на Рождество 1688 года. [9]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Босса 2001 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Д'Алессандро 2003 , с. XLV.
  3. ^ Перейти обратно: а б Коллисани 1992 , «Катальдо Амодеи».
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Д'Алессандро 2003 , с. XLVI.
  5. ^ Д'Алессандро 2019 , стр. 170–176.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Д'Алессандро 2003 , с. XLVII.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кафьеро и Марино 1987 , с. 470.
  8. ^ Перейти обратно: а б Д'Алессандро 2003 , стр. XLV – XLVI.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Д'Алессандро 2003 , с. ЛIII.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Венециано, Ди Бенедетто и Фабрис 2001 , «Испанская эпоха (1503–1734): консерватории».
  11. ^ Перейти обратно: а б с Д'Алессандро 2003 , с. ЛИВ.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и Д'Алессандро 2003 , с. ЛВ.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фабрис 2007 , с. 200
  14. ^ Робинсон и Монсон 2002 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Д'Алессандро 2003 , с. ЛВИ.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и Тиммс и др. 2001 , «Итальянская кантата 1800 года: c1725–1800: Неаполь».
  17. ^ Перейти обратно: а б Талбот 2009 , с. 100.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д «Город: Неаполь/Театр: Конгрегация Божественной любви ювелиров в Сан-Паоло» . Библиотеки Стэнфордского университета . Проверено 9 июня 2021 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б Фабрис 2007 , с. 43.
  20. ^ Талбот 2009 , с. 91.
  21. ^ Перейти обратно: а б Кальвокоресси 1934 , с. 508.
  22. ^ Перейти обратно: а б Кафьеро и Марино 1987 , стр. 470–471.
  23. ^ Кафьеро и Марино 1987 , стр. 470–417.
  24. ^ Фабрис 2007 , стр. 64–65.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Кафьеро и Марино 1987 , с. 486.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Кафьеро и Марино 1987 , с. 487.
  27. ^ Перейти обратно: а б с Амодей, Катальдо (2003). Литургические композиции . Итальянская музыкальная библиотека. ISBN  978-88-7096-354-0 . Проверено 18 августа 2021 г. - из библиотек Стэнфордского университета .
  28. ^ Грин, Джон. «Катальдо Амодеи: Кантаты» . Классика сегодня . Проверено 9 августа 2021 г.
  29. ^ «Катальдо Амодеи — сольные кантаты» . Отчеты БИС . Архивировано из оригинала 27 августа 2022 года . Проверено 9 августа 2021 г.
  30. ^ «Артистизм Эммы Киркби» . Престо Классик Лимитед . Проверено 9 августа 2021 г.

Источники

[ редактировать ]

Книги

Журналы и статьи

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Конфуорто, Доменико [на итальянском языке] (1930). Газеты Неаполя от MDCLXXIX до MDCIC [ Газеты Неаполя с 1779 по 1600 год ] (на итальянском языке). Неаполь: Лубрано. стр. 2, 213. OCLC   757548 .
  • Джалдрони, Тереза ​​М. (1987). «Франческо Провансале и кантата в Неаполе во второй половине семнадцатого века». В д'Алессандро, Доменико Антонио ; Зиино, Агостино [на итальянском языке] (ред.). Музыка Неаполя семнадцатого века [ Музыка Неаполя семнадцатого века ] (на итальянском языке). Рим: Edizioni Torre d'Orfeo. стр. 125–150. OCLC   466401333 .
  • Пагано, Роберто [на итальянском языке] ; Бьянки, Лино [на итальянском языке] (1972). Алессандро Скарлатти (на итальянском языке). Турин: ЭРИ. стр. 104–105. ОСЛК   736193 . Включает Ростиролью, Джанкарло . Общий каталог произведений Джанкарло Ростироллы [ Общий каталог произведений Джанкарло Ростироллы ].
Культурные офисы
Предшественник Хормейстер Сан-Паоло-Маджоре
1680/81–1688
Преемник
Предшественник Хормейстер консерватории Сант-Онофрио-а-Порта Капуана [ it ]
1681–1688
Преемник
Предшественник Хормейстер консерватории Санта-Мария-ди-Лорето [ it ]
14 сентября 1687 – 1689 гг.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7b942183a04ca996c6cbac10ce1b3e41__1719357420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7b/41/7b942183a04ca996c6cbac10ce1b3e41.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cataldo Amodei - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)