Jump to content

Элизабет Жаке де ла Герр

Элизабет Жаке де ла Герр
Рожденный ( 1665-03-17 ) 17 марта 1665 г.
Умер 27 июня 1729 г. ( 1729-06-27 ) (64 года)

Элизабет Клод Жаке де ла Герр ( произношение , урожденная Жаке , 17 марта 1665 — 27 июня 1729) — французский музыкант , клавесинист и композитор .

Жизнь и творчество

[ редактировать ]

Элизабет-Клод Жаке родилась 17 марта 1665 года в семье музыкантов и мастеров-инструментальщиков в приходе Сен-Луи-ан-Л'Иль в Париже. Ее дедушка Жан Жаке и отец Клод Жаке были мастерами клавесинов . Клод учил своих сыновей и дочерей, как выжить и процветать в этом мире. Элизабет получила начальное музыкальное образование от отца. Когда ей было пять лет, Людовик XIV , «Король-Солнце», обратил на нее внимание, когда она выступала в его дворце в Версале . В конечном итоге это привело к тому, что она стала музыкантом при его дворе. Под его патронажем она написала большую часть своих произведений. [ нужна ссылка ] Будучи подростком, она была принята во французский двор, где ее воспитанием руководила любовница короля Франсуаза-Атенаис, маркиза де Монтеспан . Она оставалась при королевском дворе, пока тот не переехал в Версаль. В 1684 году она вышла замуж за органиста Марина де Ла Герра, сына покойного органиста Сент -Шапель Мишеля де Ла Герра . После замужества она преподавала, сочиняла и давала концерты дома и по всему Парижу, получив большое признание. [ 1 ]

Жаке де ла Герр была одной из немногих известных женщин-композиторов своего времени и, в отличие от многих своих современников, сочиняла в самых разных формах. [ 2 ] Ее талант и достижения были признаны Титоном дю Тийе , ​​который предоставил ей место на своей горе Парнас, когда ей было всего 26 лет, рядом с Лаландой и Марэ и непосредственно под Люллием . Цитата Титона дю Тийе описывает ее как:

чудесное средство для спонтанного исполнения прелюдий и фантазий. Иногда она целых полчаса импровизирует то или иное произведение с самыми разнообразными мелодиями и гармониями и с самым лучшим вкусом, весьма очаровывая своих слушателей. ( «Парнас Франсуа» , 1732 г.) [ нужна полная цитата ]

Ее первой опубликованной работой была ее Premier livre de pièces de clavessin , напечатанная в 1687 году, которая включает в себя неизмеренные прелюдии . Это была одна из немногих коллекций клавесинных пьес, напечатанных во Франции в 17 веке, наряду с коллекциями Шамбоньера , Лебега и д'Англбера . В 1690-х годах она написала балет « Игры в честь победы» (ок. 1691), который впоследствии был утерян. 15 марта 1694 года постановка ее оперы «Цефал и Прокрис» в Королевской академии музыки стала первой оперой, написанной женщиной во Франции. Пятиактная лирика-трагедия была поставлена ​​на либретто герцога де Ванси. Как и ее современники, она также экспериментировала с итальянскими жанрами: преимущественно с сонатой и кантатой. [ 1 ] В 1695 году она написала набор трио-сонат , которые вместе с сонатами Марка-Антуана Шарпантье , Франсуа Куперена , Жана-Фери Ребеля и Себастьяна де Броссара являются одними из самых ранних французских образцов сонаты . [ 1 ]

В ее единственной опубликованной опере было всего 5 или 6 представлений. Объяснение этой неудачи заключалось в том, что опера зависела от текста, а не от музыки. «Сефал и Прокрис» вскоре стал известен как «tragédie en musique» , трагедия, облеченная в музыку, а французский литературный театр исполнял музыкально. [ 3 ] Ее сочинения не были хорошо приняты французской музыкальной культурой, осторожно относившейся к современной опере. Возможно, его с большей готовностью приняли бы в Италии со всеми ее музыкальными новшествами. [ нужны разъяснения ] но во Франции традиции считались необходимыми в музыке. Прием «Сефаля и Прокриса» говорит нам больше о мире оперы во Франции 1690-х годов и французской музыке, чем о ее способностях как композитора. [ 3 ] Это положило конец ее карьере оперного композитора. [ 3 ]

В течение следующих нескольких лет умерли многие из ее близких родственников, в том числе ее единственный сын, которому было десять лет, ее мать, отец, муж и брат Николас. Однако она продолжала выступать, и в 1707 году был опубликован ее сборник « Pieces de Clavecin qui peuvent se jouer sur le Violon» , новый набор пьес для клавесина, за которым последовали шесть сонат для скрипки и для клавесин . Эти произведения являются ранним примером нового жанра аккомпанирующих произведений клавесина, где инструмент используется в роли облигато со скрипкой; . Рамо «Концертные пьесы» К этому же типу относятся Посвящение работы 1707 года говорит о продолжающемся восхищении и покровительстве Людовика XIV :

Какое счастье для меня, Сир, если моя последняя работа получит столь же славный прием от Вашего Величества, каким я наслаждался почти с колыбели, ибо, Сир, если я могу вам напомнить, вы никогда не отвергали мои юношеские предложения. Вы получили удовольствие, увидев рождение таланта, который я вам посвятил; и вы уже тогда удостоили меня своими похвалами, ценность которых я тогда еще не понимал. Мои тонкие таланты с тех пор выросли. Я прилагал еще больше усилий, Сир, чтобы заслужить ваше одобрение, которое всегда значило для меня все…

Она вернулась к вокальной композиции, опубликовав две книги Cantates Françoises sur des sujets Tirez de l'Ecriture. в 1708 и 1711 годах Также известны как « Библейские кантаты». [ 4 ] Ее последней опубликованной работой был сборник светских французских кантатов (около 1715 г.). В описи ее имущества после смерти оказалось три клавесина: маленький с белыми и черными клавишами, один с черными клавишами и большой двойной ручной фламандский клавесин.

Жаке де ла Герр умер в Париже в 1729 году в возрасте 64 лет.

Несмотря на плохой прием ее оперы, она продолжала публиковать свои работы и использовать возможности. Ее сонаты, написанные в более поздние годы ее жизни, считаются триумфами жанра. Это связано с ее развитием партии скрипки и тем, как она соединила французские традиции с итальянскими новациями. После ее смерти были признаны ее композиторский талант, творчество в вокальной и инструментальной музыке, разнообразие жанров. Ее жизненный и карьерный успех показывает, что ей представилась редкая возможность добиться успеха как женщине-композитору, и что она ею в полной мере воспользовалась. [ 3 ]

В 1990-е годы интерес к ее композициям возобновился, и некоторые из них были записаны. [ 5 ]

В 2023 году Dunedin Consort исполняют « Библейские кантаты вместе с Герой и Mahogany Opera впервые за 300 лет » под названием «Из ее уст» в Шотландии, Йорке и Лондоне. [ 4 ] музыка, «написанная женщиной о женщинах и для женщин». [ 6 ] Мини-оперы отражают борьбу трех библейских женщин — Сюзанны , Рахили и Юдифи — против мужского насилия и угнетения. [ 7 ] и в его постановке участвуют «три разных певца, четыре музыканта, пять арбузов и семь больших синих булочек». [ 4 ]

Список работ

[ редактировать ]

Ранние трио-сонаты Жаке де Ла Герра и сонаты для скрипки и альта да гамба сохранились только в рукописных источниках в Париже. Считается, что остальная часть ее произведений была опубликована при ее жизни, хотя Титон дю Тийе упомянул утраченную обстановку Te Deum в своей дани Жаке де Ла Герру. [ 8 ]

  • Игры в честь победы (балет, ок. 1691), проиграны
  • Цефал и Прокрис (лирическая трагедия, 1694)

Вокальная музыка

[ редактировать ]
  • Французские кантаты на сюжеты из Священного Писания, книга I (Париж, 1708 г.)
  • также известный как Библейские кантаты [ 4 ]
    • Эстер
    • Переход Красного моря
    • Джейкоб и Рэйчел
    • Йонас
    • Сюзанна и старики
    • Джудит
  • Французские кантаты, книга II (Париж, 1711 г.)
    • Адам
    • Ле храмовая лиса
    • Наводнение
    • Джозеф
    • Джепте
    • Сэмпсон
  • La musette, или Сюренские пастухи (Париж, 1713 г.)
  • Французские кантаты (Париж, ок. 1715 г. [3 кантаты; 1 комический дуэт])
    • Подошва
    • Остров Делос
    • Сон Улиссе
    • Комичное примирение Пьеро и Николь
  • Те Деум (1721, утерян)
  • Различные песни опубликованы в Сборнике серьезных песен и напитков (1710–24).

Инструментальный

[ редактировать ]
  • Пьесы для клавесина (Париж, 1687 г.)
    • Сюита ре минор: Прелюдия / Аллеманда / Куранта / 2-я Куранта / Сарабанда / Жига / Каннари / Непостоянная чакона / Менуэт
    • Сюита соль минор: Прелюдия / Аллеманда / Куранта / 2-я Куранта / Сарабанда / Жига / 2-я Жига / Менуэт
    • Сюита ля минор: Прелюдия / Аллеманда / Куранта / 2-я Куранта / Сарабанда / Жига / Чакона / Гавот / Менуэт
    • Сюита фа мажор: Токада / Аллеманда / Куранта / 2-я Куранта / Сарабанда / Жига / Каннарис / Менуэт
  • Пьесы для клавесина, исполняемые на скрипке (Париж, 1707 г.)
    • Сюита ре минор: Фламанда / Дабл / Куранта / Дабл / Сарабанда / Жига / Дабл / 2d Жига / Ригадун / 2d Ригадун / Чакона
    • Сюита соль мажор: Аллеманда / Куранта / Сарабанда / Жига / Менуэт / Рондо
  • Сонаты [2], скрипка, виола да гамба и бассо континуо (около 1695 г.)
  • Сонаты [6], скрипка и клавесин [ 9 ] (Париж [у автора, Фуко, Рибу, Баллара], 1707 г.)
    • Соната [нет. 1] ре минор: Grave / Presto / Adagio / Presto-Adagio / Presto / Aria / Presto
    • Соната [нет. 2] ре мажор: Grave / Allegro / Ария (Affettusos) / Сарабанда / Гавот (Allegro) / Presto
    • Соната [нет. 3] фа мажор: Grave/Престо-Адажио/Престо/Ария/Адажио
    • Соната [нет. 4] соль мажор: [Grave]-Престо-Адажио / Престо-Адажио / Престо-Адажио / Ария
    • Соната [нет. 5] ля минор: Grave / Presto / Adagio-Courante-Reprise / Aria
    • Соната [нет. 6] ля мажор: Аллеманда / Престо / Адажио / Ария / Адажио / Престо-Адажио / Ария

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Катрин Сессак . «Жаке де ла Герр, Элизабет» , Grove Music Online . Оксфордская музыка онлайн. (требуется подписка)
  2. ^ Сир, Мэри (зима 2008 г.). «Элизабет Жаке де ла Герр: миф или чудо? В поисках индивидуальности композитора». Музыкальные времена . 149 (1905): 79–87. дои : 10.2307/25434573 . JSTOR   25434573 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Пиво, Анна (2017). Звуки и приятные звуки: забытые женщины классической музыки . Публикации Oneworld.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Споварт, Нэн (4 июня 2023 г.). «Оперы, ориентированные на женщин, дебютируют на сцене 300 лет спустя» . Национальный . Проверено 4 июня 2023 г.
  5. ^ Сир, Мэри (ноябрь 2004 г.). «Представление Жаке де Ла Герра на диске: озвучка и бас, продолжение практики и новая картина композитора». Ранняя музыка . 32 (4): 549–567. дои : 10.1093/em/32.4.549 . JSTOR   3519395 .
  6. ^ «ДАНЕДИН КОНСОРТ – NCEM» . Национальный центр старинной музыки . Проверено 4 июня 2023 г.
  7. ^ «Консорт Данидина: Из ее уст» . Королевская консерватория Шотландии . Проверено 4 июня 2023 г.
  8. ^ Роуз, Адриан (май 2008 г.). «Недавно обнаруженный источник вокальной камерной музыки Элизабет-Клод Жаке де ла Герр и Рене Друар де Буссе». Ранняя музыка . 36 (2): 245–264. дои : 10.1093/em/can037 . JSTOR   27655172 .
  9. ^ « Жаке де Ла Герр: Сонаты для скрипки №№ 1–6 » , Лина Тур Боне [ эс ; en ] (скрипка), Патси Монтеро ( скрипка ), Кеннет Вайс [ de ; фр ] ( клавесин ); Pan Classics , через Naxos Records

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Сессак, Кэтрин . Элизабет Жаке де ла Герр: женщина-композитор во времена правления Людовика XIV. Париж: Actes Sud, 1995. OCLC   34669997 (на французском языке)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dfa402e196e097d3805faef106f8d1ae__1723238760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/ae/dfa402e196e097d3805faef106f8d1ae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Élisabeth Jacquet de La Guerre - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)