Элизабет Жаке де ла Герр
Элизабет Жаке де ла Герр | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 17 марта 1665 г. |
Умер | 27 июня 1729 г. | (64 года)
Элизабет Клод Жаке де ла Герр ( музыкант , клавесинист и композитор .
, урожденная Жаке , 17 марта 1665 — 27 июня 1729) — французскийЖизнь и творчество
[ редактировать ]Элизабет-Клод Жаке родилась 17 марта 1665 года в семье музыкантов и мастеров-инструментальщиков в приходе Сен-Луи-ан-Л'Иль в Париже. Ее дедушка Жан Жаке и отец Клод Жаке были мастерами клавесинов . Клод учил своих сыновей и дочерей, как выжить и процветать в этом мире. Элизабет получила начальное музыкальное образование от отца. Когда ей было пять лет, Людовик XIV , «Король-Солнце», обратил на нее внимание, когда она выступала в его дворце в Версале . В конечном итоге это привело к тому, что она стала музыкантом при его дворе. Под его патронажем она написала большую часть своих произведений. [ нужна ссылка ] Будучи подростком, она была принята во французский двор, где ее воспитанием руководила любовница короля Франсуаза-Атенаис, маркиза де Монтеспан . Она оставалась при королевском дворе, пока тот не переехал в Версаль. В 1684 году она вышла замуж за органиста Марина де Ла Герра, сына покойного органиста Сент -Шапель Мишеля де Ла Герра . После замужества она преподавала, сочиняла и давала концерты дома и по всему Парижу, получив большое признание. [ 1 ]
Жаке де ла Герр была одной из немногих известных женщин-композиторов своего времени и, в отличие от многих своих современников, сочиняла в самых разных формах. [ 2 ] Ее талант и достижения были признаны Титоном дю Тийе , который предоставил ей место на своей горе Парнас, когда ей было всего 26 лет, рядом с Лаландой и Марэ и непосредственно под Люллием . Цитата Титона дю Тийе описывает ее как:
чудесное средство для спонтанного исполнения прелюдий и фантазий. Иногда она целых полчаса импровизирует то или иное произведение с самыми разнообразными мелодиями и гармониями и с самым лучшим вкусом, весьма очаровывая своих слушателей. ( «Парнас Франсуа» , 1732 г.) [ нужна полная цитата ]
Ее первой опубликованной работой была ее Premier livre de pièces de clavessin , напечатанная в 1687 году, которая включает в себя неизмеренные прелюдии . Это была одна из немногих коллекций клавесинных пьес, напечатанных во Франции в 17 веке, наряду с коллекциями Шамбоньера , Лебега и д'Англбера . В 1690-х годах она написала балет « Игры в честь победы» (ок. 1691), который впоследствии был утерян. 15 марта 1694 года постановка ее оперы «Цефал и Прокрис» в Королевской академии музыки стала первой оперой, написанной женщиной во Франции. Пятиактная лирика-трагедия была поставлена на либретто герцога де Ванси. Как и ее современники, она также экспериментировала с итальянскими жанрами: преимущественно с сонатой и кантатой. [ 1 ] В 1695 году она написала набор трио-сонат , которые вместе с сонатами Марка-Антуана Шарпантье , Франсуа Куперена , Жана-Фери Ребеля и Себастьяна де Броссара являются одними из самых ранних французских образцов сонаты . [ 1 ]
В ее единственной опубликованной опере было всего 5 или 6 представлений. Объяснение этой неудачи заключалось в том, что опера зависела от текста, а не от музыки. «Сефал и Прокрис» вскоре стал известен как «tragédie en musique» , трагедия, облеченная в музыку, а французский литературный театр исполнял музыкально. [ 3 ] Ее сочинения не были хорошо приняты французской музыкальной культурой, осторожно относившейся к современной опере. Возможно, его с большей готовностью приняли бы в Италии со всеми ее музыкальными новшествами. [ нужны разъяснения ] но во Франции традиции считались необходимыми в музыке. Прием «Сефаля и Прокриса» говорит нам больше о мире оперы во Франции 1690-х годов и французской музыке, чем о ее способностях как композитора. [ 3 ] Это положило конец ее карьере оперного композитора. [ 3 ]
В течение следующих нескольких лет умерли многие из ее близких родственников, в том числе ее единственный сын, которому было десять лет, ее мать, отец, муж и брат Николас. Однако она продолжала выступать, и в 1707 году был опубликован ее сборник « Pieces de Clavecin qui peuvent se jouer sur le Violon» , новый набор пьес для клавесина, за которым последовали шесть сонат для скрипки и для клавесин . Эти произведения являются ранним примером нового жанра аккомпанирующих произведений клавесина, где инструмент используется в роли облигато со скрипкой; . Рамо «Концертные пьесы» К этому же типу относятся Посвящение работы 1707 года говорит о продолжающемся восхищении и покровительстве Людовика XIV :
Какое счастье для меня, Сир, если моя последняя работа получит столь же славный прием от Вашего Величества, каким я наслаждался почти с колыбели, ибо, Сир, если я могу вам напомнить, вы никогда не отвергали мои юношеские предложения. Вы получили удовольствие, увидев рождение таланта, который я вам посвятил; и вы уже тогда удостоили меня своими похвалами, ценность которых я тогда еще не понимал. Мои тонкие таланты с тех пор выросли. Я прилагал еще больше усилий, Сир, чтобы заслужить ваше одобрение, которое всегда значило для меня все…
Она вернулась к вокальной композиции, опубликовав две книги Cantates Françoises sur des sujets Tirez de l'Ecriture. в 1708 и 1711 годах Также известны как « Библейские кантаты». [ 4 ] Ее последней опубликованной работой был сборник светских французских кантатов (около 1715 г.). В описи ее имущества после смерти оказалось три клавесина: маленький с белыми и черными клавишами, один с черными клавишами и большой двойной ручной фламандский клавесин.
Жаке де ла Герр умер в Париже в 1729 году в возрасте 64 лет.
Прием
[ редактировать ]Несмотря на плохой прием ее оперы, она продолжала публиковать свои работы и использовать возможности. Ее сонаты, написанные в более поздние годы ее жизни, считаются триумфами жанра. Это связано с ее развитием партии скрипки и тем, как она соединила французские традиции с итальянскими новациями. После ее смерти были признаны ее композиторский талант, творчество в вокальной и инструментальной музыке, разнообразие жанров. Ее жизненный и карьерный успех показывает, что ей представилась редкая возможность добиться успеха как женщине-композитору, и что она ею в полной мере воспользовалась. [ 3 ]
В 1990-е годы интерес к ее композициям возобновился, и некоторые из них были записаны. [ 5 ]
В 2023 году Dunedin Consort исполняют « Библейские кантаты вместе с Герой и Mahogany Opera впервые за 300 лет » под названием «Из ее уст» в Шотландии, Йорке и Лондоне. [ 4 ] музыка, «написанная женщиной о женщинах и для женщин». [ 6 ] Мини-оперы отражают борьбу трех библейских женщин — Сюзанны , Рахили и Юдифи — против мужского насилия и угнетения. [ 7 ] и в его постановке участвуют «три разных певца, четыре музыканта, пять арбузов и семь больших синих булочек». [ 4 ]
Список работ
[ редактировать ]Ранние трио-сонаты Жаке де Ла Герра и сонаты для скрипки и альта да гамба сохранились только в рукописных источниках в Париже. Считается, что остальная часть ее произведений была опубликована при ее жизни, хотя Титон дю Тийе упомянул утраченную обстановку Te Deum в своей дани Жаке де Ла Герру. [ 8 ]
Этап
[ редактировать ]- Игры в честь победы (балет, ок. 1691), проиграны
- Цефал и Прокрис (лирическая трагедия, 1694)
Вокальная музыка
[ редактировать ]- Французские кантаты на сюжеты из Священного Писания, книга I (Париж, 1708 г.)
- также известный как Библейские кантаты [ 4 ]
- Эстер
- Переход Красного моря
- Джейкоб и Рэйчел
- Йонас
- Сюзанна и старики
- Джудит
- Французские кантаты, книга II (Париж, 1711 г.)
- Адам
- Ле храмовая лиса
- Наводнение
- Джозеф
- Джепте
- Сэмпсон
- La musette, или Сюренские пастухи (Париж, 1713 г.)
- Французские кантаты (Париж, ок. 1715 г. [3 кантаты; 1 комический дуэт])
- Подошва
- Остров Делос
- Сон Улиссе
- Комичное примирение Пьеро и Николь
- Те Деум (1721, утерян)
- Различные песни опубликованы в Сборнике серьезных песен и напитков (1710–24).
Инструментальный
[ редактировать ]- Пьесы для клавесина (Париж, 1687 г.)
- Сюита ре минор: Прелюдия / Аллеманда / Куранта / 2-я Куранта / Сарабанда / Жига / Каннари / Непостоянная чакона / Менуэт
- Сюита соль минор: Прелюдия / Аллеманда / Куранта / 2-я Куранта / Сарабанда / Жига / 2-я Жига / Менуэт
- Сюита ля минор: Прелюдия / Аллеманда / Куранта / 2-я Куранта / Сарабанда / Жига / Чакона / Гавот / Менуэт
- Сюита фа мажор: Токада / Аллеманда / Куранта / 2-я Куранта / Сарабанда / Жига / Каннарис / Менуэт
- Пьесы для клавесина, исполняемые на скрипке (Париж, 1707 г.)
- Сюита ре минор: Фламанда / Дабл / Куранта / Дабл / Сарабанда / Жига / Дабл / 2d Жига / Ригадун / 2d Ригадун / Чакона
- Сюита соль мажор: Аллеманда / Куранта / Сарабанда / Жига / Менуэт / Рондо
- Сонаты [2], скрипка, виола да гамба и бассо континуо (около 1695 г.)
- Сонаты [6], скрипка и клавесин [ 9 ] (Париж [у автора, Фуко, Рибу, Баллара], 1707 г.)
- Соната [нет. 1] ре минор: Grave / Presto / Adagio / Presto-Adagio / Presto / Aria / Presto
- Соната [нет. 2] ре мажор: Grave / Allegro / Ария (Affettusos) / Сарабанда / Гавот (Allegro) / Presto
- Соната [нет. 3] фа мажор: Grave/Престо-Адажио/Престо/Ария/Адажио
- Соната [нет. 4] соль мажор: [Grave]-Престо-Адажио / Престо-Адажио / Престо-Адажио / Ария
- Соната [нет. 5] ля минор: Grave / Presto / Adagio-Courante-Reprise / Aria
- Соната [нет. 6] ля мажор: Аллеманда / Престо / Адажио / Ария / Адажио / Престо-Адажио / Ария
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Катрин Сессак . «Жаке де ла Герр, Элизабет» , Grove Music Online . Оксфордская музыка онлайн. (требуется подписка)
- ^ Сир, Мэри (зима 2008 г.). «Элизабет Жаке де ла Герр: миф или чудо? В поисках индивидуальности композитора». Музыкальные времена . 149 (1905): 79–87. дои : 10.2307/25434573 . JSTOR 25434573 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Пиво, Анна (2017). Звуки и приятные звуки: забытые женщины классической музыки . Публикации Oneworld.
- ^ Перейти обратно: а б с д Споварт, Нэн (4 июня 2023 г.). «Оперы, ориентированные на женщин, дебютируют на сцене 300 лет спустя» . Национальный . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Сир, Мэри (ноябрь 2004 г.). «Представление Жаке де Ла Герра на диске: озвучка и бас, продолжение практики и новая картина композитора». Ранняя музыка . 32 (4): 549–567. дои : 10.1093/em/32.4.549 . JSTOR 3519395 .
- ^ «ДАНЕДИН КОНСОРТ – NCEM» . Национальный центр старинной музыки . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ «Консорт Данидина: Из ее уст» . Королевская консерватория Шотландии . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Роуз, Адриан (май 2008 г.). «Недавно обнаруженный источник вокальной камерной музыки Элизабет-Клод Жаке де ла Герр и Рене Друар де Буссе». Ранняя музыка . 36 (2): 245–264. дои : 10.1093/em/can037 . JSTOR 27655172 .
- ^ « Жаке де Ла Герр: Сонаты для скрипки №№ 1–6 » , Лина Тур Боне (скрипка), Патси Монтеро ( скрипка ), Кеннет Вайс ( клавесин ); Pan Classics , через Naxos Records
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сессак, Кэтрин . Элизабет Жаке де ла Герр: женщина-композитор во времена правления Людовика XIV. Париж: Actes Sud, 1995. OCLC 34669997 (на французском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1665 рождений
- 1729 смертей
- Женщины-композиторы 17 века
- Композиторы-классики XVIII века
- Французские композиторы XVIII века.
- Женщины-композиторы XVIII века
- клавишники XVIII века
- Французские композиторы эпохи барокко
- Французские женщины-композиторы-классики
- Французские клавесинисты
- Музыканты из Парижа
- Дети-классические музыканты