Мельхиор Франк
Мельхиор Франк (ок. 1579 – 1 июня 1639) был немецким композитором эпохи позднего Возрождения и раннего барокко . Он был чрезвычайно плодовитым композитором протестантской церковной музыки, особенно мотетов , и способствовал распространению стилистических новшеств венецианской школы на север через Альпы в Германию.
Жизнь
[ редактировать ]Подробности его молодости скудны, как это часто бывает у композиторов того времени. Он родился в Циттау и, возможно, учился там у Кристофа Демантиуса , а также позже у Адама Гумпельцхаймера в Аугсбурге . К 1601 году Франк был в Нюрнберге учителем музыки; там он встретил Ганса Лео Хасслера и научился у него как венецианскому полихоральному стилю , так и полифоническому стилю высокого Возрождения, оба из которых он включил в свою собственную композицию.
В 1602 году он занял должность капельмейстера в Кобурге у принца Иоганна Казимира и оставался в Кобурге до конца своей жизни. В начале этого времени ситуация была для него идеальной; его поддерживал покровитель, и у него были ресурсы, необходимые для продолжения сочинения. Тридцатилетняя война опустошила регион вокруг Кобурга; В дополнение к военным грабежам, тиф, принесенный армиями, обезлюдел весь регион и разрушил экономику. Франк смог на протяжении всего этого периода зарабатывать на жизнь как музыкант, в отличие от своего современника в Галле Самуэля Шейдта , потерявшего пост капельмейстера . Жена Франка и двое его детей умерли.
Работает
[ редактировать ]Франк был популярным композитором и написал огромное количество музыки, в том числе более 40 сборников мотетов , всего более 600 мотетов; кроме того, он писал светские песни, в том числе квадлибеты , псалмы, бицинии , трицинии , инструментальные танцы и множество разных пьес.
Его мотеты разнообразны по стилю. Многие из них представляют собой хоральные мотеты , исключительно протестантскую вариацию мотета, и они написаны на немецком языке . Почти все используют позднеренессансную идиому Лассуса с тщательно контролируемым диссонансом и плавной полифонией . Некоторые из них просты и гомофонны и уделяют необычайно пристальное внимание оформлению текста (это также было тенденцией в музыке одновременной католической контрреформации и представляло собой реакцию на музыку предыдущих поколений). Другие написаны в полихоральном стиле, родственном венецианской практике, с той важной разницей, что здесь нет пространственного разделения хоров: все антифонные части находятся внутри группы. Однако самой необычной является коллекция 1602 года под названием Contrapuncti , представляющая собой ранние образцы фуг . Они строго контрапунктичны и включают реальные ответы ; иногда в точках имитации используют стретто . Каждая последующая точка подражания использует в качестве текста последующий куплет задаваемого хорала.
Несмотря на то, что в большинстве его мотетов используется откровенно контрапунктическая идиома эпохи Возрождения, он часто использовал бассо континуо , относительно недавнее нововведение раннего барокко, а также использовал инструментальные удвоения вокальных партий.
Франк был консервативным композитором, современником более известного и гораздо более прогрессивного Генриха Шютца ; однако его работы были популярны и часто переиздавались при его жизни.
Ссылки
[ редактировать ]- Статья «Мельхиор Франк» в Словаре музыки и музыкантов New Grove под ред. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Манфред Букофзер , Музыка эпохи барокко . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1947 год. ISBN 0-393-09745-5
- Краткое издание Биографического словаря музыкантов Бейкера , 8-е изд. Редакция Николая Слонимского. Нью-Йорк, Книги Ширмера, 1993. ISBN 0-02-872416-X