Jump to content

Ignaz Pleyel

(Перенаправлено с Плейеля )
Игнац Йозеф Плейель

Игнац (Игнас) Йозеф Плейель ( Французский: [пляж] ; Немецкий: [ˈplaɪl̩] ; 18 июня 1757 — 14 ноября 1831) — австрийский композитор, музыкальный издатель. [ 1 ] и фортепианный мастер классического периода . [ 2 ] Он вырос в Австрии (тогда входившей в состав Священной Римской империи ) и получил там образование; когда ему было около двадцати, он переехал во Францию ​​и прожил во Франции всю оставшуюся жизнь.

Ранние годы

[ редактировать ]
Его место рождения — Рупперсталь, Нижняя Австрия, ныне музей Плейеля.

Он родился в Рупперстале [ де ] в Нижней Австрии, в семье школьного учителя по имени Мартин Плейль. [ 3 ] Несмотря на то, что некоторые источники утверждают, что у него было 37 братьев и сестер, он был восьмым и последним ребенком от первого брака своего отца с Анной Терезией, урожденной Форстер, и у него было еще восемь сводных братьев и сестер от второго брака его отца с Марией Анной, урожденной Плачо. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Еще будучи молодым, он, вероятно, учился у Иоганна Баптиста Ванхаля , а с 1772 года стал учеником Йозефа Гайдна в Айзенштадте . Как и в случае с Бетховеном , родившимся 13 лет спустя, Плейель в своем исследовании воспользовался поддержкой аристократии, в данном случае графа Ладислава Эрдёди (1746–1786). У Плейеля, очевидно, были близкие отношения с Гайдном, который считал его превосходным учеником.

Среди ученических работ Плейеля этого времени была кукольная опера Die Fee Urgele (1776), представленная в театре марионеток во дворце Эстерхаза и в Вене. Плейель, по-видимому, также написал, по крайней мере, часть увертюры к опере Гайдна «Das abgebrannte Haus» примерно того же времени.

Первой профессиональной должностью Плейеля, возможно, была должность капельмейстера графа Эрдёди, хотя это точно не известно. Среди его ранних публикаций был сборник из шести струнных квартетов , его опус номер 1.

В начале 1780-х годов Плейель посетил Италию, где сочинил оперу ( «Ифигения в Авлиде ») и произведения по заказу неаполитанского короля I. Фердинанда

Страсбург 1783–1795 гг.

[ редактировать ]
Страсбургский собор

Привлеченный преимуществами, связанными с должностью органиста, Плейель переехал в Страсбург , Франция, в 1783 году, чтобы работать вместе с Францем Ксавером Рихтером , метрдотелем капеллы Страсбургского собора . [ 8 ] Собор был чрезвычайно привлекателен для Плейеля, поскольку в нем был полный оркестр, хор и большой бюджет, выделяемый на выступления. [ 9 ] Обосновавшись во Франции, Плейель добровольно назвал себя французской версией своего имени — Игнас. В то время он был помощником метрдотеля в Страсбургском соборе. [ 10 ] он написал больше произведений, чем за любой другой период своей музыкальной карьеры (1783–1793). [ 11 ] В соборе он организовывал концерты, на которых звучали его концертные симфонии и литургическая музыка. [ 9 ] После смерти Рихтера в 1789 году Плейель взял на себя функцию полного метрдотеля капеллы . В 1788 году Плейель женился на Франсуазе-Габриэль Лефевр, дочери страсбургского ковроткача. У пары было четверо детей, старшим из которых был сын Камилла . Мария Плейель , урожденная Моке (1811–1875), будущая жена Камиллы, стала одной из самых опытных пианисток своего времени. [ 6 ]

Французская революция и господство террора

[ редактировать ]

В 1791 году Французская революция отменила музыкальные представления в церкви, а также публичные концерты. В поисках альтернативной работы Плейель отправился в Лондон, где возглавил « Профессиональные концерты », организованные Вильгельмом Крамером . В этом качестве Плейель невольно сыграл роль соперника своего учителя, поскольку Гайдн одновременно возглавлял серию концертов, организованную Иоганном Петером Саломоном . Хотя два композитора были соперниками в профессиональном плане, в личном плане они остались в хороших отношениях.

Как и Гайдн, Плейель заработал состояние во время своего пребывания в Лондоне. По возвращении в Страсбург он купил большой дом, обнесенный рвом замок Иттенвиллер [ фр ] , примерно в 35 км к югу от города, между близлежащим Сен-Пьером и Эйххоффеном в департаменте Нижний Рейн .

С наступлением террора в 1793 и 1794 годах жизнь во Франции стала опасной для многих, в том числе и для Плейеля. В общей сложности он предстал перед Комитетом общественной безопасности семь раз из-за его иностранного статуса, недавней покупки замка и связей со Страсбургским собором. [ 12 ] Впоследствии его назвали «соратником роялистов». Результатом внимания комитета вполне могло стать тюремное заключение или даже казнь. Проявив благоразумный оппортунизм, Плейель сохранил свое будущее, сочинив несколько пьес в честь новой республики, все из которых были написаны в Страсбурге примерно во времена террора. Эти материалы с датами публикации и подробностями: [ 12 ]

  1. La Prize de Toulon Взятие Тулона ») для соло и трехголосного хора в сопровождении фортепиано. (19 февраля 1794 г.)
  2. Гимн Плейеля, исполняемый в Храме Разума («Гимн, исполняемый в Храме Разума») для хора в сопровождении фортепиано. (1793 или 1794; даты оспариваются)
  3. Гимн Высшему Существу («Гимн Высшему Существу»), кантата из двух частей (исполнена 8 июня 1794 г.)
  4. Революция 10 августа солистов, хора и для оркестра (10 августа 1794 г.) [ 13 ]

Большинство этих композиций дебютировали в Страсбургском соборе, который в то время был известен как Temple de l'Être Suprême (Храм Высшего Существа), поскольку во время Террора церкви были объявлены вне закона. Плейель стал натурализованным гражданином Франции и, таким образом, стал известен как Гражданин Плейель. [ 12 ] Благодаря его участию в художественной пропаганде и лояльности новому режиму, Плейеля можно считать абсолютным музыкальным поборником страсбургского республиканизма. [ 12 ]

Помимо написания вышеперечисленных произведений для страсбургской публики, Плейель также внес свой вклад в парижскую музыкальную сцену во время революции. Одним из примеров является Le Jugement de Pâris , балет-пантомима Ситойена (Гражданина) Гарделя, исполненный на музыку Плейеля (наряду с музыкой Гайдна и Этьена Меюля ) 5 марта 1793 года. [ 14 ]

Плейель как бизнесмен

[ редактировать ]

Плейель переехал в Париж в 1795 году. В 1797 году он основал музыкальное издательство («Maison Pleyel»). [ 15 ] который, среди других работ, выпустил полное издание струнных квартетов Гайдна (1801), а также первые миниатюрные партитуры для изучения ( Bibliothèque musice , «музыкальная библиотека»). Издательское дело просуществовало 39 лет и за это время было опубликовано около 4000 произведений, в том числе сочинения Адольфа Адама , Луиджи Боккерини , Людвига ван Бетховена , Муцио Клементи , Иоганна Баптиста Крамера , Иоганна Ладислава Дюссека , Иоганна Непомука Гуммеля , Вольфганга Амадея Моцарта и Жоржа. Онслоу . [ 16 ]

Плейель посетил Вену по делам в 1805 году, встретившись со своим уже пожилым наставником Гайдном в последний раз и услышав игру Бетховена .

В 1807 году Плейель стал производителем фортепиано; Дополнительную информацию о фортепианной фирме Pleyel см. в Pleyel et Cie .

Старость

[ редактировать ]

Плейель вышел в отставку в 1824 году и переехал в сельскую местность примерно в 50 км от Парижа. Он умер в 1831 году, по-видимому, прекрасно осознавая, что его собственный музыкальный стиль был полностью вытеснен новым романтизмом в музыке. [ нужна ссылка ] Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

музыка Плейеля

[ редактировать ]

Плейель был плодовитым человеком, сочинив не менее 42 симфоний, 70 струнных квартетов и несколько опер. Многие из этих работ датируются Страсбургским периодом; Производство Плейеля прекратилось после того, как он стал бизнесменом.

Недавние исследования показали, что тема Вариаций на тему Гайдна Иоганна Брамса , соч. 56а, вероятно, был написан не Гайдном, а Игнацем Плейелем.

Плейель также писал музыку для масонских ритуалов. [ 17 ]

Репутация и оценка

[ редактировать ]

Плейель — один из примеров феномена композитора (среди других — Керубини , Мейербер и Тальберг ), который был очень известен в свое время, но в настоящее время малоизвестен. Киф (2005) описывает «увлечение своей музыкой примерно в 1780–1800 годах» и цитирует ряд современных свидетелей этого всплеска. Например, Франсуа-Жозеф Фетис писал: «Какой композитор когда-либо вызывал большее увлечение, чем Плейель? Кто пользовался более универсальной репутацией или более абсолютным доминированием в области инструментальной музыки? За более чем двадцать лет не было ни одного любителя или профессионального музыканта. музыкант, который не восхищался своим гением». [ 18 ]

Слава Плейеля достигла даже отдаленных тогда музыкальных регионов Америки. На острове Нантакет у побережья Массачусетса существовало Общество Плейеля , и мелодии Плейеля попали в популярные в то время альбомы мелодий для нот . Работы Плейеля дважды представлены в главном современном наследнике этих книг — «Священной арфе» .

В свое время репутация Плейеля, по крайней мере частично, основывалась на нетребовательном характере его музыки. Рецензент, писавший в лондонской « Morning Herald» (1791), сказал, что Плейель «становится даже более популярным, чем его учитель [Гайдн], поскольку его работы менее характеризуются тонкостями науки. [ 19 ] чем очарование простоты и чувства». [ 18 ] В середине двадцатого века мастер по изготовлению клавесинов Вольфганг Цукерман вспоминал, как играл на Плейеле в детстве в 1930-е годы: «Когда мне было десять лет, мой семейный струнный квартет много играл на Плейеле, поскольку это было единственное, что было достаточно легко, чтобы удержать нас». Моя партия на виолончели состояла из бесконечных отрезков четвертных нот, сыгранных на открытых струнах». [ 20 ] Плейель и сегодня известен как композитор дидактической музыки. Например, поколения начинающих учеников, обучающихся игре на скрипке и флейте, учатся играть многочисленные дуэты, которые он написал для этих инструментов.

Пианино Pleyel и Зал Плейель

[ редактировать ]

Фирма по производству фортепиано Pleyel et Cie была основана Игнасом Плейелем и продолжена сыном Плейеля Камиллой (1788–1855), пианистом-виртуозом, который стал деловым партнером его отца с 1815 года. Фирма поставляла фортепиано, которыми пользовался Фредерик Шопен , который считал фортепиано Pleyel быть нон плюс ультра . [ 21 ] Здесь также находился концертный зал Salle Pleyel , в котором Шопен давал свои первые — и последние — концерты в Париже. построил копию модели фортепиано Плейеля 1830 года В сентябре 2009 года Пол МакНалти , которая сейчас находится в коллекции Института Фредерика Шопена в Варшаве и использовалась на 1-м Международном конкурсе Шопена на старинных инструментах . [ 22 ]

  1. Юань Шэн. Фредерик Шопен. Баллады №№ 1–4/Экспромт №№ 1–4. Играл на фортепиано Плейель 1845 года. Лейбл: Фортепианная классика
  2. Фредди Эйхельбергер [ фр ] . Беранже. Шансон. Фортепиано Плейель 1845 года. Ранняя серия фортепиано. CD 5. Лейбл: Alpha Classics.
  3. Рональд Бротигам . Феликс Мендельсон. Фортепианные концерты. Играл на копии фортепиано Pleyel 1830 года работы Пола МакНалти . Лейбл: BIS Records
  4. Януш Олейничак ASIN   B000026D1L , Вечер Шопена около 1831 года Pleyel . Label: Opus 111
  5. Алексей Любимов. Шопен, Бах, Моцарт, Бетховен: за домашним фортепиано Шопена. Играл на оригинальном пианино Pleyel 1843 года. Этикетка: NIFCCD
  6. Дина Йоффе. Фридерик Шопен. Фортепианные концерты № 1 и 2. Версия для одного фортепиано. Играл на фортепиано Pleyel 1848 года и Erard 1838 года. Лейбл: Институт Фредерика Шопена
  7. Вивиана Софроницкая, Сергей Истомин. Фредерик Шопен. Полное собрание сочинений для виолончели и фортепиано. Играл на копии фортепиано Pleyel 1830 года, сделанной в 2010 году Полом МакНалти. Этикетка: Пассакайль
  8. Кевин Кеннер. Фридерик Шопен. 4 Экспромт. Играл на фортепиано Плейель 1848 года. Лейбл: Институт Фредерика Шопена
  9. Патрик Шнайдер. Ференц Лист. Мазепа. Ранняя фортепианная серия. Компакт-диск 10. Играл на фортепиано Pleyel 1846 года. Лейбл: Alpha Classics.
  10. Артур Шундервурд. Фридерик Шопен. Мазурки, вальсы и другие танцы. Ранняя серия фортепиано. Компакт-диск 7. Играл на фортепиано Pleyel 1836 года. Лейбл: Alpha Classics.
  11. Томаш Риттер. Фридерик Шопен. Соната си минор, Баллада фа минор, Полонезы, Мазурки. Кароль Курпински. Полонез ре минор. Играл на фортепиано Pleyel 1842 года, фортепиано Erard 1837 года и копии фортепиано Бухгольца примерно 1825–1826 годов, сделанной Полом МакНалти. Лейбл: Институт Фредерика Шопена
  1. ^ «Игнас Жозеф Плейель» . Проверено 6 июля 2022 г.
  2. ^ Бентон, Рита (2001). «Семья Плейель (i)» . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.21940 . ISBN  978-1-56159-263-0 . Проверено 19 июня 2021 г.
  3. ^ «Международное общество Игнаца Джозефа Плейеля (IPG)» .
  4. ^ «Церковная книга Рупперсталя 1733–1784» . Рупперстальский приход. 1784. с. 263 . Проверено 29 июля 2022 г.
  5. ^ «Плейель, Игнац Йозеф» . Словарь музыки и музыкантов Гроува . Том. 3. Нью-Йорк: Макмиллан. 1910. с. 773 . Проверено 1 ноября 2009 г.
  6. ^ Jump up to: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Плейель, Игнац Йозеф» . Британская энциклопедия . Том. 21 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 840.
  7. ^ «Датский проект Гайдна» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 1 ноября 2009 г.
  8. ^ Маторез, Жюль [ фр ] . Немцы, голландцы, скандинавы. История формирования французского населения: Иностранцы во Франции при старом режиме , 2-е изд. (Париж: Чемпион, 1921 г.).
  9. ^ Jump up to: а б Тьерсо (1915) , с. [ нужна страница ] .
  10. ^ Бентон, Рита (1966). «Лондонская музыка 1815 года глазами Камиллы Плейель», Music & Letters 47:1, стр. 34–47.
  11. ^ Зитцманн, Эдуард [ фр ] . Словарь биографий знаменитых людей Эльзаса с древнейших времен до наших дней , 2-е изд. (Риксхайм: Саттер, 1909).
  12. ^ Jump up to: а б с д Онеггер (1987)
  13. Даты композиции изначально были указаны во французском революционном календаре . 19 февраля 1794 года — 1 Вентоза ; 8 июня 1791 года было 20 прериаля , а 10 августа 1794 года было 23 термидора . Все они учились на революционном втором году обучения.
  14. ^ Турне (1900) .
  15. ^ Бентон, Рита (1979). «Плейель как музыкальный издатель», Журнал Американского музыковедческого общества , 32:1, стр. 125–140.
  16. ^ Купер, Джон Майкл; Киннетт, Рэнди (2013). Исторический словарь романтической музыки . Место публикации Scarecrow Press=Лэнхэм. п. 466. ИСБН  978-0-8108-7230-1 . OCLC   841206059 .
  17. ^ Хилл, Сесил. «Масонская музыка», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди (Лондон: Macmillan, 1980), том. 11, стр. 753–756.
  18. ^ Jump up to: а б Киф (2005) , с. VII
  19. ^ «Наука» в то время часто использовалась для обозначения «сложных знаний», а не в более узком современном смысле.
  20. ^ Цукерманн, Вольфганг. Современный клавесин (Нью-Йорк: Октябрьский дом, 1969), с. 162.
  21. ^ Шопен, Фредерик (1931). « 70. Титусу Войцеховскому в Потужине. Париж, 12 декабря 1831 года» [т.е. Титус Войцеховский ]. В Опеньском, Генрике (ред.). Письма Шопена . Перевод Войнича, Этель Лилиан . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. стр. 158 - через Интернет-архив .
  22. ^ «1-й Международный конкурс старинных инструментов имени Шопена» . iccpi.eu . Проверено 19 июня 2021 г.

Источники

  • Онеггер, Женевьева (1987). «Плейель в Страсбурге во время террора». Revue de Musicologie [ фр ] . 73 (1): 113–119.
  • Киф, Саймон П. (2005). "Предисловие". Игнац Плейель: Шесть струнных квартетов, Opus 1 . Анн-Арбор, Мичиган: Steglein Publishing.
  • Тьерсо, Жюльен (1915). История Марселя . Париж: Библиотека Делаграва.
  • Турне, Морис (1900). Библиография истории Парижа во время Французской революции. Памятники, обычаи и учреждения . Париж: Импримери Нувель.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f3e53c4308800c43c18e5e98a17f13a__1723339500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/3a/8f3e53c4308800c43c18e5e98a17f13a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ignaz Pleyel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)