Симфония № 9 (Шуберт)
Симфония №9 | |
---|---|
Великий | |
Франц Шуберт | |
![]() Шуберт в 1825 году | |
Ключ | До мажор |
Каталог | Д 944 |
Составленный | 1824-1826 |
Опубликовано | 1849 |
Издатель | Брейткопф и Хертель |
Продолжительность | 55 минут |
Движения | 4 |
Симфония №. 9 до мажор , D 944, известная как Великая , — заключительная симфония, завершенная Францем Шубертом . Впервые она была опубликована издательством Breitkopf & Härtel в 1849 году как «Симфония / до мажор / для большого оркестра». [ 1 ] и указана как Симфония № 8 в Новом издании Шуберта . [ 2 ] Первоначально назывался «Большой до мажор», чтобы отличить ее от его Симфонии № 6 , « Маленькой до мажор» . [ 3 ] подзаголовок теперь обычно воспринимается как намек на величие симфонии. Необычно продолжительное для симфонии своего времени, типичное исполнение «Великой» длится около часа, когда взяты все повторы, указанные в партитуре. Симфония была профессионально исполнена только через десять лет после смерти Шуберта в 1828 году.
Состав и ранний прием
[ редактировать ]
Долгое время считалось, что симфония была произведением Шуберта последнего, 1828 года. Действительно, в последние месяцы своей жизни он начал писать симфонию – но это было произведение ре мажор, которое сейчас принято. как Симфония № 10 , которая была реализована для исполнения Брайаном Ньюбоулдом . [ 4 ] Сейчас известно, что эскизы к «Великому» в основном были написаны летом 1825 года. [ 5 ] [ 6 ] и что это действительно было то произведение, о котором Шуберт имел в виду в письме от марта 1824 года, когда он сказал, что готовится написать «большую симфонию» (первоначально указанную как симфония Гмунден - Гастайн , D 849 в Немецком каталоге ). . К весне или лету 1826 года оно было полностью забито, и в октябре Шуберт, не имея возможности оплатить исполнение, отправил его в Общество друзей музыки с посвящением. В ответ ему дали небольшую плату, организовали копирование оркестровых партий и в какой-то момент во второй половине 1827 года провели неофициальную поверхностную прогонку произведения (точная дата и дирижер неизвестны) – хотя оно было признано слишком длинным и трудным для любительского оркестра консерватории. [ 7 ]
Недавняя гипотеза предполагает, что симфония могла быть впервые исполнена 12 марта 1829 года на Concert Spirituel в Landständischer Saal Дворца Нидерёстеррайх в Вене. [ 8 ] Однако доказательств этой гипотезы мало, и они противоречат современным источникам, которые доказывают, что Симфония № 6 Шуберта (также до мажор) была исполнена в этом случае. [ 9 ] В 1836 году брат Шуберта Фердинанд попытался исполнить последнюю часть , однако нет никаких свидетельств того, что публичное исполнение когда-либо имело место. [ 9 ]
В 1838 году, через десять лет после смерти Шуберта, Роберт Шуман посетил Вену и Фердинанд Шуберт показал рукопись симфонии в Обществе друзей музыки. Он взял копию, которую Фердинанд передал ему, обратно в Лейпциг, где все произведение было впервые публично исполнено Феликсом Мендельсоном в Лейпцигском Гевандхаусе 21 марта 1839 года. [ 10 ] Шуман отпраздновал это событие в Neue Zeitschrift für Musik восторженной статьей, в которой фразой, которой суждено было стать знаменитой, он похвалил симфонию за ее «небесную длину». [ 11 ]
Однако симфония оказалась очень сложной для оркестров того времени из-за чрезвычайно длинных партий деревянных духовых и струнных инструментов. Когда Мендельсон привез симфонию в Париж в 1842 году и в Лондон в 1844 году, оркестры наотрез отказались ее исполнять; Говорят, что в Лондоне скрипачи упали от смеха во время репетиции второй темы финала. [ 12 ]
Нумерация
[ редактировать ]По поводу нумерации этой симфонии по-прежнему ведутся давние споры: некоторые ученые (обычно немецкие) нумеруют ее как Симфонию № 7. Самая последняя версия немецкого каталога (стандартного каталога произведений Шуберта, составленного Отто Эрихом Deutsch ) ставит его под номером 8, в то время как большинство англоязычных ученых ставят его на 9-е место.
Форма
[ редактировать ]Следуя стандартной симфонической форме, есть четыре части:
- Анданте – Аллегро ма не слишком – Больше движения (685 тактов), до мажор
- Andante con moto (380 тактов), ля минор
- Скерцо . Allegro vivace (238 тактов), до мажор; Трио (166 тактов), ля мажор
- Финал. Аллегро живое (1154 такта), до мажор
- I. Анданте – Аллегро, но не слишком – Больше движения
- Первая часть начинается с обширного вступления с собственной миниатюрной экспозицией , развитием и репризированием . Вступительная тема используется в измененной форме как второстепенная тема в основной части части. Остальная часть представлена в форме сонаты с двумя периодами для каждой темы, несколькими переходными темами и дополнительным материалом. Вступительная тема вступления повторяется в коде (р. 570) перед финальными каденциями .
- II. Едем на мотоцикле
- Вторая часть представляет собой модифицированную сонатную форму без развивающего раздела, характеризуемого как P1 S1 P2 S2 (или A–B–A–B).
- III. Шутить. Аллегро оживленное; Трио
- Третья часть представляет собой длинное скерцо и трио, построенное в сонатной форме.
- IV. Финал. Живой веселый
- Финал выполнен в расширенной сонатной форме. Только в основных темах присутствует не менее шести уникальных тематических элементов. В разделе развития основное внимание уделяется третьему и шестому тематическим элементам. широко используется Остинато в сопровождении двух тематических элементов. В середине этой заключительной части Шуберт отдает дань уважения Бетховену , цитируя финал его Девятой симфонии . [ 13 ] Перепросмотр необычен тем, что он начинается с ми-бемоль, модулируется до фа мажор , а затем до тоники (а не все находится в тонике, как ожидалось).
Музыка
[ редактировать ]Эта симфония, которую часто считают лучшим произведением Шуберта для оркестра, также является одним из самых новаторских произведений композитора. Тематическое развитие в стиле Бетховена все еще присутствует в произведении, но Шуберт гораздо больше внимания уделяет мелодии. Новый стиль побудил Роберта Шумана реализовать свои симфонические амбиции.
Инструментарий
[ редактировать ]Симфония рассчитана на 2 флейты , 2 гобоя, 2 кларнета в ля и до, 2 фагота, 2 валторны в до, 2 трубы в ля и до, 3 тромбона, литавры и струнные .
Бетховен ранее умеренно использовал тромбоны в качестве эффекта в своих Пятой и Шестой симфониях, а в случае с Девятой симфонией он использовал тромбоны для удвоения альтовых, теноровых и басовых партий припева, как это было принято в духовной музыке и опере в время. Однако в своей «Неоконченной симфонии» и «Девятой симфонии» Шуберт полностью интегрирует тромбоны в оркестр, используя их обильно, а иногда и мелодично.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ ДеВото, Марк (2011). "Фон". Большой до мажор Шуберта: биография симфонии . Бойделл и Брюэр. стр. 1–12. ISBN 978-1-57647-201-9 . JSTOR 10.7722/j.ctt1kt82rk .
- ^ «Симфония №8 до мажор» . Новое издание Шуберта . Проверено 3 февраля 2019 г.
- ^ Хушер, Филип (2012). «Примечания к программе: Шуберт, Симфония № 9» (PDF) . Чикагский симфонический оркестр . Проверено 6 февраля 2017 г.
- ^ Брайан Ньюбоулд, Шуберт и Симфония , с. 212.
- ^ Фрост, HF (февраль 1884 г.). «Шуберт и его произведения» . Музыкальные времена . JSTOR 3357382 .
... Несколько моментов этого дела можно резюмировать следующим образом: 1. Шуберт определенно задумал написать великую симфонию в 1824 году. 2. Вероятно, он написал такое произведение в Гастайне в 1825 году... 5. Вероятно, он написал такое произведение в Гастайне в 1825 году. пересмотрел работу в марте 1828 года с целью исполнения...
- ^ Келлер, Джеймс М. (октябрь 2017 г.). «Шуберт: Симфония до мажор, Д. 944, Великая» . Симфонический оркестр Сан-Франциско. Архивировано из оригинала 1 марта 2018 года . Проверено 11 декабря 2018 г.
- ^ Ньюбоулд, с. 214.
- ^ Отто Биба , «Премьера Великой симфонии до мажор Шуберта - 1829 год в Вене. Удачная находка файла для года Шуберта», Musikblatt der Wiener Philharmoniker 51 (Вена, 1997), стр. 290.
- ^ Jump up to: а б Вернер Адерхольд (ред.): Предисловие. В: Симфония № 8 до мажор. Новое издание Шуберта , Серия V, Том 4а. Беренрайтер , Кассель, 2003 г. (BA 5554), ISMN M-006-49713-3.
- ^ Шарфенекер, Вальтер (26 марта 2014 г.). «175 лет назад: премьера Великой симфонии Франца Шуберта» . Новая музыкальная газета . Регенсбург . Проверено 4 февраля 2019 г.
- ↑ Шуман писал о «небесной длине симфонии, как о толстом романе в четырёх томах, возможно, Жана Поля , который тоже никогда не хотел заканчиваться, и из лучших побуждений — для того, чтобы позволить читателю продолжать творить для себя». ... Поначалу нам может быть немного не по себе из-за... очаровательного разнообразия жизненных чувств... но в конце концов остается восхитительное впечатление, что композитор - хозяин своей сказки, и что, со временем ее связи станут ясными... Анализ отдельных частей не доставил бы никакого удовольствия ни нам, ни другим, ибо, чтобы дать представление о романном характере, пронизывающем всю симфонию, нужно было бы воспроизводить ее целиком». (От: Шуман, Роберт. Шульце, Герберт (ред.). Сборник сочинений о музыке и музыкантах: избранное (на немецком языке). Висбаден. стр. 177–179. Переведено на: Ньюкомб, Энтони (октябрь 1987 г.). «Шуман и повествовательные стратегии конца восемнадцатого века». Музыка XIX века . 11 (2): 164–174. дои : 10.2307/746729 . JSTOR 746729 . )
- ^ Уильям Манн: Ноты из LP Симфонии № 9 Шуберта до мажор «Великий » под управлением Отто Клемперера , Филармонический оркестр , Angel Records 35946, 1961.
- ^ Сервис, Том (2014). «Симфонический гид: Девятая симфония Шуберта («Великая»)» . Хранитель . Проверено 1 ноября 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Брайан Ньюбоулд , Шуберт и Симфония. Новая перспектива (Лондон, 1992)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 9 : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур
- Гутманн, Питер (2016). «Франц Шуберт: Симфония № 9 до мажор («Великая»)» . Классические заметки.