Jump to content

Симфония № 10 (Шуберт)

Франц Шуберт в 1827 году (приписывается Антону Депаули )

Шуберта Симфония № 10 ре мажор , D 936A, представляет собой незаконченное произведение, сохранившееся в виде фортепианного эскиза. Написанная в последние недели короткой жизни композитора, она была правильно идентифицирована только в 1970-х годах. Он был оркестрован Брайаном Ньюбоулдом и впоследствии был исполнен, опубликован и записан.

Современная история

[ редактировать ]

Эскиз, судя по всему, относится к последним неделям жизни композитора, в октябре – ноябре 1828 года, и предположительно является Последней симфонией ( Letzte Symphonie ), упомянутой его другом Эдуардом фон Бауэрнфельдом в признательности Шуберту, опубликованной в Wiener Zeitschrift für. Kunst, Literatur, Theater und Mode от 13 июня 1829 года. [1]

Музыка симфонии кажется в некоторой степени исследовательской и содержит необычные элементы, в частности гибридную форму третьей части и крайне контрапунктический характер большей части материала. Эскизы к третьей части переплетаются с несколькими упражнениями на контрапункте, что позволяет предположить, что она каким-то образом связана с единственным уроком контрапункта, который Шуберт взял у Симона Зехтера за несколько недель до его смерти в 1828 году.

Сохранившийся материал каждого движения

[ редактировать ]

Эскизы написаны на двух нотоносцах с голосовым сопровождением и гармониями от полных до частично обозначенных. [2] Рукопись содержит около 30 инструментальных указаний, подтверждающих, что предполагаемый оркестр по размеру был аналогичен восьмой и девятой симфониям, с трио тромбонов . [3]

Рукопись содержит эскизы трех частей, каждая в разных размерах. Ученые сходятся во мнении, что вторая часть практически завершена. [2] в то время как два внешних движения находятся в менее завершенной форме. [2] По словам композитора, дирижера и эксперта по Шуберту Брайана Ньюбоулда , вторая и третья части в набросках завершены, а в первой отсутствует только реприза . [2]

Первое движение

[ редактировать ]

Аллегро маэстосо ре мажор , 4
4

Начало первой части рукописи Шуберта. В изложении этого движения сонатной формы композитор вычеркнул первую сюжетную группу и переход и написал переработанный вариант на отдельной странице. [3] Во избежание путаницы его назвали Анфанг («начало»).

Для первой части в сонатной форме Шуберт написал полную экспозицию ; однако затем он вычеркнул первую тематическую группу и переход и переписал их на следующей странице; это ведет ко второй теме, записанной в первом черновике. [3] После завершения экспозиции в нескольких мажор ля темп меняется с Allegro maestoso на Andante новая тональность си каденциях минор , и устанавливается . Этот новый раздел, представляющий собой нетрадиционное развитие, представляет собой торжественную хоральную второй темы , вариацию исполняемую тромбонами. По мнению Ньюбоулда, все развитие записано, но перепросмотра нет. [3] Собственно, во многих набросках законченных произведений Шуберта реприза отсутствует (как и в его последних фортепианных сонатах ), поскольку она представляет собой по большей части частично транспонированное повторение экспозиции. [4] После этого серия коротких «модулей» с пометкой « Престо » служат эскизами кода движения . [3]

Второе движение

[ редактировать ]

Анданте си минор , 3
8

В качестве запоздалой мысли Шуберт добавил мажорную тему F в конце экспозиции второй части, написанной на отдельной странице. [3] Во избежание путаницы этот отрывок был назван zum Andante («для анданте»). Первые пять мер уже присутствуют в первоначальной редакции движения. Знак #, похожий на тот, что слева, был написан на том месте анданте, куда должен был вставляться фрагмент.

композитора Вторая часть, лиризм которой напоминает «Зимний путь» , а также предвещает Малера » «Kindertotenlieder , также изложена в сонатной форме. [5] В эскизе Шуберт зачеркнул коду, несмотря на отсутствие видимого ухудшения качества. Кроме того, запоминающаяся (по словам Ньюбоулда) мелодия F мажорная в конце второй сюжетной группы экспозиции не появляется позже в части (она была добавлена ​​как запоздалая мысль на другой странице, очевидно, после отказа от коды). [3]

Ньюбоулд утверждает, что мелодия фа мажор была «слишком красивой», чтобы ее можно было услышать только один раз, и что Шуберт намеревался повторить ее в перепросмотре (в тонике мажор, си мажор ) перед кодой (как и ожидалось в сонатной форме), но он оставил эти детали в стороне и вместо этого начал третью часть. [3]

Третья часть

[ редактировать ]

Скерцо ( Allegro moderato в редакции Ньюбоулда) ре мажор , 2
4

Последние 4 такта третьей части с открывающим ее мотивом (обратите внимание на конечную черту). По мнению Ньюбоулда, движение состоит из нескольких неупорядоченных частей и является завершенным. [3]

Третью часть сначала назвали « скерцо », несмотря на то, что она была в 2
4
. Написав несколько тактов, Шуберт оставил ее в стороне, вместо этого заполнив страницу упражнениями- контрапунктами , проверяющими совместимость элементов, чтобы придать оригинальному дебюту логическое продолжение. [3] На другой странице движение начинается снова, на этот раз материализуясь в законченную часть, ставшую финалом симфонии (по Ньюбоулду). [3] Движение нетрадиционное, либо как скерцо, либо как финал. задумывалось как трио скерцо в троичной форме То, что в первом наброске , позже стало эпизодом , а пьеса была преобразована в рондо . Часть пронизана контрапунктом ( каноны , обратимый контрапункт , фугато , увеличение ), а две основные темы (исходные темы «скерцо» и «трио») накладываются в конце симфонии. По мнению Ньюбоулда, несколько частей механизма среднего размера необходимо перетасовать, чтобы понять механизм, и что две из них были отброшены (несмотря на то, что они не были явно удалены в рукописи), поскольку их материал или функция были заменены другими. [3]

Завершение строительства Ньюбоулда

[ редактировать ]

По мнению Ньюбоулда, экспозиция и развитие первой части полностью записаны, поэтому репродукция основана на экспозиции с соответствующими транспозициями. Было добавлено только 11 тактов, основанных на более раннем переходном материале или написанных Ньюбоулдом. Что касается кода, то его реконструкция стала более умозрительной, но Шуберт оставил ряд модулей с пометкой presto , что сделало общий план ясным. По его мнению, композитор оставил достаточно подсказок, чтобы определить правильный порядок модулей. [3]

Во второй части Ньюбоулд повторил мелодию F мажор (на этот раз в тонике B) в конце перепросмотра, по аналогии с экспозицией. Он также использовал коду, от которой Шуберт отказался, поскольку, по его мнению, она была вычеркнута, чтобы повторить мелодию ранее. [3]

В третьей части Ньюбоулд перетасовал некоторые разделы (поскольку они, по его мнению, были не в порядке) и отбросил два из них, которые, по его мнению, были отброшены Шубертом (несмотря на отсутствие явного удаления в рукописи) как их материал или функция. его обогнали другие секции. [3]

Дополнения Варфоломея

[ редактировать ]

Бельгийский дирижер Пьер Бартоломе счел завершение Ньюбоулда слишком уважительным и консервативным. Впоследствии он гармонизировал некоторые его части, чтобы они соответствовали его представлению о позднем стиле Шуберта, и дал больше развития контрапунктным записям, только указанным в рукописи. Он также дал ветрам более заметные роли. Он также добавляет скерцо из симфонического фрагмента D 708A в качестве третьей части. [2] В этом аспекте издание Варфоломея является спорным, поскольку фрагмент, по-видимому, был задуман Шубертом в трехчастной форме, причем третья часть сочетает в себе элементы скерцо и рондо. Вдобавок Бартоломе не уважал инструменты, доступные во времена Шуберта, когда писал для хроматических валторн и труб. [ нужна ссылка ]

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Брайан Ньюбоулд, Шуберт и Симфония , с. 298.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Стивенсон, Джозеф. «Симфония № 10 ре мажор (эскиз), D. 936а» . Руководство AllMusic . Проверено 7 сентября 2013 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Ньюбоулд 1985 , с. 272, 273, 275.
  4. ^ Стивен Э. Карлтон, Методы работы Шуберта , стр. 230–231, 258; Роберт Винтер, «Бумажные исследования и будущее исследований Шуберта», стр. 252–223; MJE Brown, «Составление шедевра», стр. 21–28.
  5. ^ Ньюбоулд, с. 264.
  6. ^ Монтекки, Джордано (пер. Карел Клэпшоу) (2005) Примечания к Decca 476 2830
  • Брайан Ньюбоулд, Шуберт и Симфония. Новая перспектива (Лондон, 1992)
  • Симфония № 10 Франца Шуберта, реализация: Брайан Ньюбоулд - партитура (Фабер, 1995) с комментариями
  • Ньюбоулд, Брайан (май 1985 г.). «Последняя симфония Шуберта». Музыкальные времена . 126 (1707). Музыкальные Таймс Том. 126, № 1707: 272–273, 275. doi : 10.2307/961303 . JSTOR   961303 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7d401e13247abb87bb8e38a318579be9__1677601200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/e9/7d401e13247abb87bb8e38a318579be9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Symphony No. 10 (Schubert) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)