Симфония № 10 (Шуберт)

Шуберта Симфония № 10 ре мажор , D 936A, представляет собой незаконченное произведение, сохранившееся в виде фортепианного эскиза. Написанная в последние недели короткой жизни композитора, она была правильно идентифицирована только в 1970-х годах. Он был оркестрован Брайаном Ньюбоулдом и впоследствии был исполнен, опубликован и записан.
Современная история
[ редактировать ]Эскиз, судя по всему, относится к последним неделям жизни композитора, в октябре – ноябре 1828 года, и предположительно является Последней симфонией ( Letzte Symphonie ), упомянутой его другом Эдуардом фон Бауэрнфельдом в признательности Шуберту, опубликованной в Wiener Zeitschrift für. Kunst, Literatur, Theater und Mode от 13 июня 1829 года. [1]
Музыка симфонии кажется в некоторой степени исследовательской и содержит необычные элементы, в частности гибридную форму третьей части и крайне контрапунктический характер большей части материала. Эскизы к третьей части переплетаются с несколькими упражнениями на контрапункте, что позволяет предположить, что она каким-то образом связана с единственным уроком контрапункта, который Шуберт взял у Симона Зехтера за несколько недель до его смерти в 1828 году.
Сохранившийся материал каждого движения
[ редактировать ]Эскизы написаны на двух нотоносцах с голосовым сопровождением и гармониями от полных до частично обозначенных. [2] Рукопись содержит около 30 инструментальных указаний, подтверждающих, что предполагаемый оркестр по размеру был аналогичен восьмой и девятой симфониям, с трио тромбонов . [3]
Рукопись содержит эскизы трех частей, каждая в разных размерах. Ученые сходятся во мнении, что вторая часть практически завершена. [2] в то время как два внешних движения находятся в менее завершенной форме. [2] По словам композитора, дирижера и эксперта по Шуберту Брайана Ньюбоулда , вторая и третья части в набросках завершены, а в первой отсутствует только реприза . [2]
Первое движение
[ редактировать ]Аллегро маэстосо ре мажор , 4
4

Для первой части в сонатной форме Шуберт написал полную экспозицию ; однако затем он вычеркнул первую тематическую группу и переход и переписал их на следующей странице; это ведет ко второй теме, записанной в первом черновике. [3] После завершения экспозиции в нескольких мажор ля темп ♭ меняется с Allegro maestoso на Andante новая тональность си каденциях минор , и устанавливается . Этот новый раздел, представляющий собой нетрадиционное развитие, представляет собой торжественную хоральную второй темы , вариацию исполняемую тромбонами. По мнению Ньюбоулда, все развитие записано, но перепросмотра нет. [3] Собственно, во многих набросках законченных произведений Шуберта реприза отсутствует (как и в его последних фортепианных сонатах ), поскольку она представляет собой по большей части частично транспонированное повторение экспозиции. [4] После этого серия коротких «модулей» с пометкой « Престо » служат эскизами кода движения . [3]
Второе движение
[ редактировать ]
композитора Вторая часть, лиризм которой напоминает «Зимний путь» , а также предвещает Малера » «Kindertotenlieder , также изложена в сонатной форме. [5] В эскизе Шуберт зачеркнул коду, несмотря на отсутствие видимого ухудшения качества. Кроме того, запоминающаяся (по словам Ньюбоулда) мелодия F ♯ мажорная в конце второй сюжетной группы экспозиции не появляется позже в части (она была добавлена как запоздалая мысль на другой странице, очевидно, после отказа от коды). [3]
Ньюбоулд утверждает, что мелодия фа ♯ мажор была «слишком красивой», чтобы ее можно было услышать только один раз, и что Шуберт намеревался повторить ее в перепросмотре (в тонике мажор, си мажор ) перед кодой (как и ожидалось в сонатной форме), но он оставил эти детали в стороне и вместо этого начал третью часть. [3]
Третья часть
[ редактировать ]Скерцо ( Allegro moderato в редакции Ньюбоулда) ре мажор , 2
4

Третью часть сначала назвали « скерцо », несмотря на то, что она была в 2
4 . Написав несколько тактов, Шуберт оставил ее в стороне, вместо этого заполнив страницу упражнениями- контрапунктами , проверяющими совместимость элементов, чтобы придать оригинальному дебюту логическое продолжение. [3] На другой странице движение начинается снова, на этот раз материализуясь в законченную часть, ставшую финалом симфонии (по Ньюбоулду). [3] Движение нетрадиционное, либо как скерцо, либо как финал. задумывалось как трио скерцо в троичной форме То, что в первом наброске , позже стало эпизодом , а пьеса была преобразована в рондо . Часть пронизана контрапунктом ( каноны , обратимый контрапункт , фугато , увеличение ), а две основные темы (исходные темы «скерцо» и «трио») накладываются в конце симфонии. По мнению Ньюбоулда, несколько частей механизма среднего размера необходимо перетасовать, чтобы понять механизм, и что две из них были отброшены (несмотря на то, что они не были явно удалены в рукописи), поскольку их материал или функция были заменены другими. [3]
Завершение строительства Ньюбоулда
[ редактировать ]По мнению Ньюбоулда, экспозиция и развитие первой части полностью записаны, поэтому репродукция основана на экспозиции с соответствующими транспозициями. Было добавлено только 11 тактов, основанных на более раннем переходном материале или написанных Ньюбоулдом. Что касается кода, то его реконструкция стала более умозрительной, но Шуберт оставил ряд модулей с пометкой presto , что сделало общий план ясным. По его мнению, композитор оставил достаточно подсказок, чтобы определить правильный порядок модулей. [3]
Во второй части Ньюбоулд повторил мелодию F ♯ мажор (на этот раз в тонике B) в конце перепросмотра, по аналогии с экспозицией. Он также использовал коду, от которой Шуберт отказался, поскольку, по его мнению, она была вычеркнута, чтобы повторить мелодию ранее. [3]
В третьей части Ньюбоулд перетасовал некоторые разделы (поскольку они, по его мнению, были не в порядке) и отбросил два из них, которые, по его мнению, были отброшены Шубертом (несмотря на отсутствие явного удаления в рукописи) как их материал или функция. его обогнали другие секции. [3]
Дополнения Варфоломея
[ редактировать ]Бельгийский дирижер Пьер Бартоломе счел завершение Ньюбоулда слишком уважительным и консервативным. Впоследствии он гармонизировал некоторые его части, чтобы они соответствовали его представлению о позднем стиле Шуберта, и дал больше развития контрапунктным записям, только указанным в рукописи. Он также дал ветрам более заметные роли. Он также добавляет скерцо из симфонического фрагмента D 708A в качестве третьей части. [2] В этом аспекте издание Варфоломея является спорным, поскольку фрагмент, по-видимому, был задуман Шубертом в трехчастной форме, причем третья часть сочетает в себе элементы скерцо и рондо. Вдобавок Бартоломе не уважал инструменты, доступные во времена Шуберта, когда писал для хроматических валторн и труб. [ нужна ссылка ]
Связанные работы
[ редактировать ]- Лучано Берио «Рендеринг» , написанный в 1989 году, основан на эскизах к этой симфонии. [6]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Брайан Ньюбоулд, Шуберт и Симфония , с. 298.
- ^ Jump up to: а б с д и Стивенсон, Джозеф. «Симфония № 10 ре мажор (эскиз), D. 936а» . Руководство AllMusic . Проверено 7 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Ньюбоулд 1985 , с. 272, 273, 275.
- ^ Стивен Э. Карлтон, Методы работы Шуберта , стр. 230–231, 258; Роберт Винтер, «Бумажные исследования и будущее исследований Шуберта», стр. 252–223; MJE Brown, «Составление шедевра», стр. 21–28.
- ^ Ньюбоулд, с. 264.
- ^ Монтекки, Джордано (пер. Карел Клэпшоу) (2005) Примечания к Decca 476 2830
Ссылки
[ редактировать ]- Брайан Ньюбоулд, Шуберт и Симфония. Новая перспектива (Лондон, 1992)
- Симфония № 10 Франца Шуберта, реализация: Брайан Ньюбоулд - партитура (Фабер, 1995) с комментариями
- Ньюбоулд, Брайан (май 1985 г.). «Последняя симфония Шуберта». Музыкальные времена . 126 (1707). Музыкальные Таймс Том. 126, № 1707: 272–273, 275. doi : 10.2307/961303 . JSTOR 961303 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 10 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур