Венская филармония
Венская филармония | |
---|---|
Оркестр | |
![]() | |
Родное имя | Венский филармонический оркестр |
Основан | 1842 |
Расположение | Вена , Австрия |
Концертный зал | Музыкальный клуб |
Веб-сайт | WienerPhilharmoniker.at |
Венская филармония ( VPO ; нем. Wiener Philharmoniker ) — оркестр , основанный в 1842 году и считающийся одним из лучших в мире. [1] [2] [3]
Венская филармония базируется в Музикферайне в Вене , Австрия. Его участники отбираются из оркестра Венской государственной оперы . Отбор включает в себя длительный процесс, в ходе которого каждый музыкант демонстрирует свои способности как минимум в течение трех лет выступать в опере и балете. После этого испытательного срока музыкант может запросить у правления Венской филармонии заявление о приеме на должность в оркестре. Венская филармония не нанимает музыкантов старше 35 лет, а обязательный пенсионный возраст составляет 65 лет; Для получения полной пенсии требуется 30 лет стажа.
История
[ редактировать ]Предшественники и формирование
[ редактировать ]До 1830-х годов оркестровое исполнение в Вене осуществлялось специальными оркестрами, состоящими из профессиональных и (часто) музыкантов-любителей, собиравшихся вместе для конкретных выступлений. В 1833 году Франц Лахнер сформировал предшественника Венской филармонии, Künstlerverein — оркестр профессиональных музыкантов Венской придворной оперы ( Wiener Hofoper , ныне Венская государственная опера ); он дал четыре концерта, каждый из которых включал симфонию Бетховена . [4] Сама Венская филармония возникла девять лет спустя, в 1842 году, благодаря группе, регулярно собиравшейся в гостинице «Zum Amor», в которую входили поэт Николаус Ленау , редактор газеты Август Шмидт , критик Альфред Беккер, скрипач Карлц Хольц, граф Лоресен и композитор Отто Николаи, который также был главным дирижером постоянного оркестра венского театра. [4] Моско Карнер написал в «Словаре музыки и музыкантов Нью-Гроув» , что «Николай отнесся к этой идее с наименьшим энтузиазмом, и его пришлось убеждать другими; первый [концерт] он дирижировал 28 марта 1842 года». [4] Оркестр был полностью независимым, состоял из членов оркестра Хофопер и принимал все свои решения демократическим голосованием своих членов; его повседневное управление осуществлялось демократически избранным органом - административным комитетом. [5]
Николай и оркестр дали всего 11 концертов за последующие пять лет, а когда Николай покинул Вену в 1847 году, оркестр почти закрылся ( Нью Гроув отмечает, что сбои, вызванные революцией 1848 года, являются помехой). Между 1854 и 1857 годами Карл Экерт – первый постоянный дирижер Венской придворной оперы ( Wiener Hofoper ) – руководил (связанной) Венской филармонией на нескольких концертах. В 1857 году Эккерт был назначен директором Хофопера - первым музыкантом, получившим эту должность; [6] в 1860 году он дирижировал четырьмя абонементными концертами Венской филармонии. С того времени,Как пишет скрипач и президент Венской филармонии Клеменс Хеллсберг , «Филармонические концерты проходят без перерыва». [7]
Эпоха подписных дирижеров: 1860–1933 гг.
[ редактировать ]В 1860 году оркестр избрал Отто Дессоффа постоянным дирижером. По словам Макса Кальбека , живущего в Вене музыкального критика, редактора газеты и биографа, слава и превосходство Венской филармонии стали результатом «энергии и целеустремленности» Дессоффа. [8] Клеменс Хеллсберг приводит подробности, написав, что в годы правления Дессова «репертуар Венской филармонии последовательно расширялся, были введены важные организационные принципы (музыкальные архивы, правила процедуры), а оркестр переехал в свой третий новый дом [в 1870 году], недавно построил Goldener Saal в здании Musikverein в Вене [в котором он до сих пор выступает], который оказался идеальным местом, поскольку его акустические характеристики влияют на стиль и звучание оркестра». [9] Через пятнадцать лет, в 1875 году, Дессов был «из-за интриг вытеснен со своего поста в Вене». [10] и он покинул Вену, чтобы стать дирижером ( хофкапельмейстером ) Бадише государственной капеллы в Карлсруэ , Германия. [11] В Карлсруэ в следующем году он выполнил просьбу своего друга Иоганна Брамса. [12] дирижировать первым исполнением своей Симфонии №. 1 ; [13] В 1873 году Брамс дирижировал премьерой своих «Вариаций на тему Гайдна» с Венским филармоническим оркестром Дессова. [12]
В 1875 году оркестр выбрал Ганса Рихтера на место Дессоффа в качестве абонементного дирижера. Он оставался там до 1898 года, за исключением сезона 1882/1883 года, когда у него возник спор с оркестровым комитетом (во время этого перерыва Вильгельм Ян из Венской придворной оперы дирижером по подписке служил Брамса ). Рихтер возглавил VPO на мировых премьерах Второй симфонии (в 1877 году), Трагической увертюры (в 1880 году) и Симфонии № 1. 3 (в 1883 году), Скрипичный концерт Чайковского ( в 1881 году), а в 1892 году — 8-я симфония Антона Брукнера . Именно Рихтер в 1881 году назначил Арнольда Розе концертмейстером. [14] который должен был стать Густава Малера зятем и был концертмейстером до аншлюса в 1938 году. [15] Чтобы иметь право на пенсию, Рихтер намеревался оставаться на своем посту в течение 25 лет (до 1900 года), и он мог бы это сделать, учитывая, что оркестр единогласно переизбрал его в мае 1898 года. [16] Но он подал в отставку 22 сентября, сославшись на состояние здоровья, хотя биограф Кристофер Файфилд утверждает, что настоящие причины заключались в том, что он хотел совершить турне, и что «ему было не по себе, когда в зале формировались клаки в пользу Густава Малера» (который торжествовал как директор Хофопера ) . [17] Рихтер рекомендовал Малера или Фердинанда Лёве в качестве своей замены. оркестру [17]
В 1898 году, 24 сентября, оркестр избрал Густава Малера . [18] (30 мая 1899 года фракции, поддерживающие Малера и Рихтера, провели «горячее заседание комитета»; окончательно вопросы были решены в августе, когда Рихтер написал своим сторонникам «мягко отказываясь от их предложения».) [19] Под управлением Малера Венский филармонический оркестр впервые выступил за границей на Всемирной выставке в Париже 1900 года . Хотя у Малера были сильные сторонники в оркестре, он столкнулся с разногласиями со стороны других участников оркестра (нереконструированная прорихтеровская фракция плюс антисемитская, по словам Йенса Малте Фишера), критикой его ретуши Бетховена и спорами с оркестром. оркестр и новая политика, которую он навязал; в конечном итоге «его рабочие отношения с Венской филармонией продолжали подпитываться обидой и полностью прервались в ноябре 1900 года». [20] Он ушел в отставку 1 апреля 1901 года, сославшись на проблемы со здоровьем в качестве предлога. [20] как и Рихтер, но продолжал активно дирижировать и в других местах (он оставался директором ассоциированного Хофопера до 1907 года). [21]
В 1901 году Джозеф Хеллмесбергер-младший его место ненадолго занял ; он оставался только до 1903 года.

В 1908 году, после перерыва в отсутствии официальной подписки дирижера, оркестр избрал Феликса Вайнгартнера на этот пост ; он должен был оставаться в нем до 1927 года и провел с ними в общей сложности не менее 432 концертов, включая первый тур VPO по Южной Америке в 1922 году. [22] Интерпретационная позиция Вайнгартнера была противоположной позиции Малера (Малер использовал заметные колебания темпа у Бетховена, тогда как Вайнгартнер осуждал «дирижеров темпа рубато»); но, как и Малер, он считал себя прежде всего композитором и между 1910 и 1923 годами руководил оркестром, исполняя по крайней мере одно произведение собственной музыки за сезон. [23] Наибольшую известность он получил благодаря своему Бетховену – он программировал не менее двух симфоний за сезон и полные циклы в 1916/17 и 1926/27 годах. [23] Именно Вайнгартнер руководил первым концертом оркестра, полностью посвященным музыке Иоганна Штрауса-младшего (к столетнему юбилею композитора), 25 октября 1925 года. [24]
В 1927 году, когда Вайнгартнер подал в отставку, оркестр избрал Вильгельма Фуртвенглера . Он ушел в отставку в конце сезона 1929/30 из-за возросших профессиональных требований в Берлине. [25]
В 1930 году оркестр выбрал Клеменса Краусса на эту должность . На Зальцбургском фестивале летом 1929–33 годов он руководил оркестром на ежегодном вальс-концерте Штрауса, предшественнике новогодних концертов, которые он позже организовал. [24] Краусс ушел в 1933 году, чтобы стать директором Берлинской государственной оперы (после того, как Эрих Кляйбер ушел с этой должности в знак протеста против нацистского правления). [26]
1933-1945 гг.
[ редактировать ]С 1933 года в оркестре не было ни одного дирижера по подписке, но, по словам Нью-Гроува (т. 19, стр. 723), «между 1933 и 1938 годами Бруно Вальтер и Вильгельм Фуртвенглер делили филармонические концерты между собой, а в нацизма период Фуртвенглер был постоянным дирижером»; Напротив, в истории веб-сайта Венской филармонии говорится: «Фуртвенглер на самом деле был главным дирижером оркестра с 1933 по 1945 год, а затем с 1947 по 1954 год». [27] В поддержку утверждения Нью-Гроувом роли Уолтера можно отметить, что он сделал Вену своим домом с 1933 по 1938 год (после того, как его изгнал из Германии Третий рейх), был художественным руководителем Венской государственной оперы с 1936 по 1938 год. и часто дирижировал Венской филармонией, сделав с оркестром ряд крупных записей (в том числе Рихарда Вагнера » « Die Walküre , акт 1 и части акта 2, первые записи « Песни о песне» Малера и его Симфонии № 9). и многочисленные симфонические записи) [28] и взял оркестр на гастроли в Англию и Францию в 1935 году. [29] В поддержку веб-сайта VPO Отто Штрассер (который играл в оркестре с 1922 по 1967 год и был председателем VPO, который обеспечивал услуги Фуртвенглера во время войны) сказал, что Фуртвенглер «настолько повлиял на нас, что мы стали настоящим «оркестром Фуртвенглера». [30]
Среди других дирижеров, работавших с оркестром в середине 1930-х годов до аншлюса, были Артуро Тосканини , Вайнгартнер, Ганс Кнаппертсбуш , Отто Клемперер , Адриан Боулт , Виктор де Сабата и Джордж Селл . Вальтер дирижировал последним концертом перед аншлюсом 20 февраля 1938 года, на котором состоялась мировая премьера Эгона Веллеша » «Проспероса Бешверунгена Антона Брукнера и Симфонии № 4 . [31]
После аншлюса и во время Второй мировой войны в состав входили Фуртвенглер, Краусс, Кнаппертсбуш, Виллем Менгельберг и Карл Бём . [32] История оркестра в этот период была темой постоянных дискуссий и исследований, в том числе большого количества работ, заказанных оркестром (см. ниже « #Период национал-социализма »).
Эпоха после Второй мировой войны, чтобы представить
[ редактировать ]В 1946 году, когда эти дирижеры проходили денацификацию – успешно в случае Фуртвенглера, [33] в случае с Менгельбергом безуспешно — оркестром руководили в первую очередь дирижеры, не запятнанные нацистской ассоциацией, в том числе Йозеф Крипс , Эрих Лейнсдорф , Фолькмар Андреа , Пауль Парай и Чарльз Мунк . [34] Исключением стал Герберт фон Караян , который дебютировал с оркестром двумя концертами в январе, но не смог провести третий запланированный концерт, когда оккупационные власти потребовали от него пройти денацификацию (его трибунал в Вене был в феврале 1947 года). [35] После допуска он возобновил дирижирование в конце 1947 года и установил прочные связи с оркестром (подробнее ниже).
В 1947 году Бруно Вальтер воссоединился с оркестром в качестве дирижера, когда он выступил на первом Эдинбургском фестивале . Они исполнили единственное произведение — цикл песен Малера Das Lied von der Erde . [36]
В послевоенное время оркестром руководили десятки известнейших дирижеров мира. Среди них были не только Вальтер, Фуртвенглер, Кнаппертсбуш, Краусс, Селл, Клемперер и Крипс, но и Джон Барбиролли , Карло Мария Джулини , Эрих Кляйбер , Джеймс Левин , Зубин Мехта , Фриц Райнер , Георг Шолти , Клаудио Аббадо , Риккардо Мути , Николаус Арнонкур , Лорин Маазель , Марис Янсонс , Даниэль Баренбойм , Густаво Дудамель , Роберто Карневале , Валерий Гергиев и Франц Вельзер-Мест . Свой первый тур по США оркестр совершил в 1956 году под управлением Карла Шурихта и Андре Клютенса . В конце 20 века оркестр удостоил трех дирижеров почетных званий: Караяна и Карла Бёма , которые были удостоены звания почетных дирижеров, и Леонарда Бернштейна , который был удостоен звания почетного члена оркестра. Пьер Булез , который часто дирижировал оркестром, стал почетным членом в 2007 году. [37] Еще одна важная связь была со знаменитым дирижером-затворником Карлосом Кляйбером , который выступал с оркестром впервые в 1974 году и последний раз в 1994 году, что стало его самым продолжительным сотрудничеством с каким-либо ансамблем, даже если оно включало всего 30 выступлений; [38] Клеменс Хеллсберг писал о «контрасте между этими сухими цифрами и определяющим опытом, который представляет каждая встреча с этим блестящим переводчиком». [39] Наконец, граммофонные записи Иштвана Кертеса с Венским филармоническим оркестром в 1960-х и 1970-х годах представляют собой яркий момент в истории оркестра.
Бетховена 7 мая 2000 года оркестр исполнил Девятую симфонию на месте концентрационного лагеря Маутхаузен , Австрия, в ознаменование 50-летия его освобождения. [40] Саймон Рэттл дирижировал: [41] солистами были Рут Цисак , Анжелика Кирхшлагер , Винсон Коул и Томас Квастхофф ; все артисты и оркестр выступали без гонорара [42] и без аплодисментов в конце. [43] Симфонии предшествовало чтение Кадиша , траурной молитвы, в исполнении Пауля Хаима Айзенберга, главного раввина Австрии, и погребальная молитва «Эль мале рахамим» , исполненная Шмуэлем Барзилай , главным кантором Israelitische Kultusgemeinde Wien (Венской израильской общины). ), в сопровождении участников оркестра и Венского Зингферайна ; оркестровую аранжировку выполнил Эрих Шагерль, скрипач оркестра. [43]
В 2005 году оркестр был назван послом доброй воли Всемирной организации здравоохранения . В 2013 году Клеменс Хеллсберг получил медаль Мариетты и Фридриха Торбергов от Israelitische Kultusgemeinde Wien (Венской израильской общины). [44]
Каждый Новый год, начиная с 1 января 1941 года, VPO спонсирует Венские новогодние концерты , посвященные музыке композиторов семьи Штраусов, в частности Иоганна Штрауса II ; первый такой концерт дал 31 декабря 1939 года Клеменс Краусс (см. ниже « #Период национал-социализма »), а последующие концерты в первый день Нового года проводились с 1941 по 1945 год. Послевоенная серия концертов была открыта в 1946 году Йозефом . Крипс . Их возглавлял Краусс, затем с 1955 по 1979 год концертмейстер Вилли Босковский , а с 1987 года их возглавляли различные ведущие дирижеры, приглашенные оркестром. [45]
Критическая репутация и популярность
[ редактировать ]
В 2006 году Венская филармония была выбрана лучшим оркестром Европы по результатам опроса семи ведущих отраслевых изданий, двух радиостанций и ежедневной газеты. [46] В 2008 году международное жюри музыкальных критиков, опрошенное журналом British Gramophone , поставило его на третье место в мире (после Королевского оркестра Концертгебау и Берлинской филармонии ). [47]
Спрос на подписку на билеты в Венскую филармонию в их доме, Musikverein , в настоящее время указан на веб-сайте оркестра как подлежащий листу ожидания: шесть лет для подписки на концерты в будние дни и тринадцать лет для подписки на выходные. [48] Однако обычные билеты доступны в небольшом количестве, и их можно купить по ссылкам с официального сайта у различных продавцов билетов. [ нужна ссылка ]

Оркестр стал мотивом одной из самых известных инвестиционных монет в мире: монеты Венской филармонии . Монета отчеканена из чистого золота 999,9 пробы (24 карата). Он выпускается каждый год в четырех разных номиналах, размерах и весах. Он используется как инвестиционный продукт, хотя почти всегда оказывается в руках коллекционеров. По данным Всемирного совета по золоту , эта монета была самой продаваемой золотой монетой в мире в 1992, 1995 и 1996 годах. [ нужна ссылка ]
В 2006 году Austrian Airlines получила окраску с золотой монетой и логотипом Венской филармонии. [49] Дальнемагистральный самолет Airbus A340 летал в основном между Веной и Токио в течение примерно одного года, служа рекламным инструментом для оркестра и Филармонии, 24-каратной золотой монеты, выпущенной Австрийским монетным двором . [50]
Оркестр проводит ежегодный бал под названием Венский филармонический бал с 1924 года, когда Рихард Штраус основал свою дирижерскую ассоциацию. [51]
Структура бизнеса
[ редактировать ]Венская филармония действует в рамках так называемого «демократического самоуправления». В то время как многие оркестры работают по более корпоративной модели, в которой музыканты являются рабочей силой, работающей на руководство оркестра, руководящим органом Венской филармонии являются все члены оркестра. Повседневные решения делегируются двенадцати избранным членам административного комитета. [52]
Венская филармония официально признана объединением с 1908 года.
Звук, инструменты и стиль игры
[ редактировать ]Уже на рубеже прошлого века Венская филармония имела характерное звучание. Бруно Вальтер рассказал в интервью Австрийскому радио в 1960 году, что впервые услышать Венский филармонический оркестр в 1897 году было для Вальтера (в переводе Гурвица): «...впечатление, изменившее жизнь, потому что именно это звучание оркестра я с тех пор — у меня такое чувство: так должен звучать оркестр; как он должен играть, я никогда не слышал красоты, этого спокойствия звука, такого глиссандо, манеры вибрато, струны. звук, сочетание деревянных духовых инструментов со струнными, с медными духовыми, баланс медных духовых в сочетании с перкуссией, способствующий общей звучности оркестра. Для меня это впечатление было окончательным, и теперь я хотел бы предвидеть. укажи и скажи тебе следующее: этот звук, 1897 года, тот же самый и сегодня». [53]
Звук VPO частично объясняется инструментами VPO, а частично - его стилями игры.
Инструменты : По крайней мере, часть характерного звучания Венской филармонии объясняется использованием инструментов, которые отличаются от инструментов, используемых другими крупными оркестрами: [54]
- настройки оркестра Стандартная высота — A. 4 =443 Гц ; стандарт настройки для A 4 обычно считается на частоте 440 Гц .
- немецкой системы ( система Олера ) ВПО использует кларнет . Для сравнения, кларнет системы Бема предпочитают в ненемецкоязычных странах.
- Точно так же, хотя Heckel фагот сейчас является нормой для большинства оркестров по всему миру, в VPO фагот Heckel играется почти полностью без вибрато .
- Используется труба вращающимся клапаном с , но в отличие от большинства других германских оркестров VPO предпочитает вращающиеся трубы меньшего диаметра от таких производителей, как Heckel и Lechner.
- Как и его коллеги в Австрии, Германии и России, VPO отдает предпочтение ротационно-клапанной тубе фа-бас и си-бемоль контрабасу , тогда как поршнево-клапанная туба CC предпочтительнее в большинстве американских и некоторых британских оркестрах.
- Тромбон имеет несколько меньший диаметр отверстия, но это справедливо и для тромбона, используемого во многих немецких оркестрах.
- Литавры имеют систему Шнеллара, в которой чайник поднимается вверх , а не опускается головка. Ганс Шнеллар был литавристом начала 20 века и лично изготовил эти барабаны. Они также используют головки из козьей кожи вместо телячьей кожи или пластиковых головок, а также ручную настройку вместо настройки педалей.
- Контрабас . сохраняет традиционное театральное расположение в ряд за духовыми инструментами ВПО использует как 4-, так и 5-струнные контрабасы. Смычок удерживается в виде вариации немецкого хвата , при котором указательный и средний пальцы удерживаются над палкой так, что только они (а не большой палец) оказывают давление на тетиву.
- Винерский гобой , наряду с венским валторной (см. ниже), пожалуй, самый характерный представитель инструментария ВПО. Он имеет специальный канал, трость и систему аппликатуры и сильно отличается от гобоя, используемого в консерватории (французском) во всем мире.
- Венская валторна фа мажор использует Pumpenventil . В отличие от поворотных клапанов, используемых в большинстве других оркестровых валторн, Pumpenventil способствует созданию жидкого легато, которое является одной из торговых марок венской школы. Канал венского рожка также меньше, чем у более современных рожков - на самом деле он очень близок к диаметру натурального рожка без клапана . Венский валторн практически не изменился с середины девятнадцатого века - в результате он, возможно, хорошо подходит для классического и романтического репертуара, лежащего в основе программ ВПО.
С другой стороны, по крайней мере два инструмента или семейства инструментов похожи на инструменты других оркестров. Согласно веб-сайту Венской филармонии, «флейта во многом такая же, как обычная флейта Бема, которая широко используется во всем мире. Однако она не заменяла деревянную флейту в Вене до 1920-х годов». Также не следует относить венское звучание струн к уникальным свойствам инструментов, считает ВПО, которое пишет на своем сайте: «Не может быть сомнения, что сами венские струнные инструменты, в отличие от духовых, не имеют первостепенного значения. в создании уникального звучания оркестра, за редким исключением, качество инструментов струнной секции не является чем-то выдающимся». [54] Конечно, инструменты высокого качества; Центральный банк Австрии Oesterreichische Nationalbank в настоящее время одалживает четыре скрипки , изготовленные Антонио Страдивари VPO .
Инструменты VPO и их характерные тембральные цвета были предметом обширных научных исследований Грегора Видхольма и других в Институте музыкальной акустики ( Wiener Klangstil - венский стиль тона) Венского университета музыки и исполнительских искусств . [55] На сайте Венской филармонии обобщается информация о деревянных духовых и духовых инструментах с точки зрения обертонов: «За исключением флейты и, в некоторой степени, фагота, типичные различия в тонах венских инструментов можно описать следующим образом: они богаче обертоны, т. е. звуковой тон становится ярче». [54]
Стиль игры: В 2004 году оркестр начал проводить летний институт — Международный оркестровый институт Аттергау для Винер-Клангстиля. [56] обучать других музыкантов венскому стилю игры. [57]
В интервью Уолтера 1960 года указывается, что вибрато струн (по состоянию на 1960 год) на слух было похоже на вибрато 1897 года, а также цитируется музыкальный критик Рихард Шпехт, написавший в 1919 году о «чем-то неповторимом в вибрато и страстной виртуозности скрипок» Венского оркестра. Филармония. [58]
Что касается других инструментов, используя ранние записи, музыковед Роберт Филип задокументировал некоторые изменения в том, как музыканты VPO использовали вибрато в середине 20-го века, хотя он также отмечает различия между VPO и другими оркестрами той эпохи. Как это было типично для той эпохи, флейты до 1945 года демонстрируют «очень мало вибрато» в записях «вплоть до окончания Второй мировой войны… даже в длинном соло в опере Малера « Песнь о флейтисте » [под управлением Бруно Вальтера в 1936 году] ... играет почти без вибрато», за исключением «несколько длинных нот [с] деликатным вибрато средней скорости»; но «к концу 1940-х годов флейтисты... переняли нежное вибрато средней скорости». [59] На гобоях до 1940-х годов вибрато было «мало или вообще не было», но к концу 1940-х «главный гобоист освоил очень деликатное быстрое вибрато… но он использует его очень экономно». [60] (На английском рожке , как он отмечает, даже в конце 1940-х годов все еще играли «без всякого вибрато»). Фаготовисты «вплоть до 1950-х годов практически не демонстрировали вибрато фагота». [61]
На сайте Венской филармонии говорится, что сегодня с флейтой, «как и со всеми [духовыми] [62] инструментов в венской классике, вибрато используется очень умеренно». [54]
Филипс отмечает, что к 1931 году сообщалось, что струнные Венской филармонии использовали единый смычок, что все еще было необычно для Великобритании. [63] Что касается портаменто – слышимого скольжения от одной ноты к другой, заметного эффекта среди довоенных струнных музыкантов, – скольжение струн VPO в начале 1930-х годов «звучит более нарочито выразительно и менее рутинно, чем у британских оркестров. Частично это происходит из-за более четкой динамической формы мелодической линии, частично из-за более теплого и полного тона струнных». [64] Кроме того, он слышит «веские доказательства свободного подхода к портаменто», то есть «разные исполнители меняются в разных точках» внутри одной и той же фразы (что, как он показывает, было международным стандартом в довоенной оркестровой игре). Он отмечает сокращение использования портаменто в записях с 1931 по 1936 год, но в 1936 году также отмечает, что струны VPO по-прежнему «заметно» используют портаменто в Моцарте, где британские оркестры к тому времени меньше использовали его у композиторов классической эпохи. . Наконец, он слышит «тенденцию к большей тонкости использования портаменто» после войны, с «только сдержанным портаменто» в записи Герберта фон Караяна в 1949 году. [65] Одним из полезных указаний на подходы к вибрато и портаменто являются записи, оставленные концертмейстером Арнольдом Роузом и его квартетом. Хотя они и не идентичны по подходу более ранней немецкой игре Йозефа Иоахима, они особенно свободны от вибрато, ставшего обычным в середине 20-го века, и от более старого стиля как по ритму, так и по использованию слайдов. (Например, Бетховен, соч. 131, и 5-й Венгерский танец Брамса.)
Споры
[ редактировать ]Оркестровый состав женщин и неевропейских национальностей
[ редактировать ]Венская филармония не принимала женщин-музыкантов в качестве постоянных членов до 1997 года, то есть намного позже, чем аналогичные оркестры (из других оркестров, вошедших в пятерку лучших в мире по версии журнала Gramophone в 2008 году, [47] Последним, кто назначил женщину на постоянную должность, была Берлинская филармония , которая сделала это в 1982 году. [66] ) Еще в феврале 1996 года первый флейтист Дитер Флюри сказал Westdeutscher Rundfunk , что принятие женщин будет «азартной игрой с эмоциональным единством ( emotionelle Geschlossenheit ), которое этот организм в настоящее время имеет». [67] В апреле 1996 года пресс-секретарь оркестра написал, что «компенсация ожидаемых отпусков» по беременности и родам является проблемой, которую они «пока не видят, как разобраться» в продолжающихся консультациях с Министерством по делам женщин Австрийской Республики. о женщинах в оркестре. [68]
В феврале 1997 года канцлер Австрии Виктор Клима на церемонии награждения заявил оркестру, что «у другой половины человечества есть творческий потенциал, и его следует использовать». [69] Оркестр, как писала The New York Times, «сталкивался с протестами во время тура [по США]» Национальной организации женщин и Международного альянса женщин в музыке. Наконец, «после того, как подвергались растущим насмешкам даже в социально консервативной Австрии, члены оркестра собрались [28 февраля 1997 года] на внеочередное собрание накануне своего отъезда и согласились принять женщину, Анну Лелкес, в качестве арфистки. " [69] По словам Лелкес, игравшего в качестве помощника оркестра с 1974 года, оркестр был «ужасно напуган возможностью демонстраций американских борцов за права женщин. Я считаю, что это давление было решающим»; она добавляет, что оркестр проголосовал за ее принятие не единогласно, а «подавляющим большинством», и что голосование показало различия между поколениями: бывшие участники голосовали против нее, но «довольно много [более молодых музыкантов] собрались вместе и даже организовались и сказали так больше продолжаться не может. Молодое поколение заступилось за меня..." [70]
По состоянию на 2013 год в оркестре было шесть участниц женского пола; оркестра одна из них, скрипачка Албена Данаилова, стала в 2008 году одним из концертмейстеров , став первой женщиной, занявшей эту должность. [71] В январе 2005 года австралийский дирижер Симона Янг стала первой женщиной, дирижировавшей Венским филармоническим оркестром. В конце декабря 2012 года проблема гендерного баланса в Австрии оставалась актуальной: Австрийское радио ORF [72] отметил, что женщины по-прежнему составляют всего 6% состава оркестра по сравнению с 14% в Берлинском филармоническом оркестре, 30% в Лондонском симфоническом оркестре и 36% в Нью-Йоркском филармоническом оркестре ; он признал прогресс, но выразил обеспокоенность тем, что он идет слишком медленно. С другой стороны, он процитировал президента VPO Клеменса Хеллсберга, который заявил, что VPO теперь использует полностью слепые прослушивания , просто выбирает «лучшее, что мы получаем», подразумевая, что полное гендерное равенство потребует времени, поскольку старшие члены уйдут на пенсию, а новые прослушиваются по гендерному принципу. нейтральные условия. (Венская филармония не принимает на работу ни одного музыканта старше 35 лет, а обязательный пенсионный возраст составляет 65 лет; для получения полной пенсии требуется 30 лет стажа.) [57] По состоянию на декабрь 2019 года в нем было 15 женщин. [73]
Также высказывались утверждения, что оркестр не всегда принимает участников, явно принадлежащих к этническим меньшинствам. [74] В 1970 году Отто Штрассер, бывший председатель Венской филармонии, написал в своих мемуарах: «Я считаю неверным, что сегодня претенденты играют за ширмой; такая договоренность была введена после Второй мировой войны для того, чтобы гарантировать объективность суждений». Я постоянно боролся с этим... потому что убежден, что художнику принадлежит еще и человек, которого надо не только услышать, но и увидеть, чтобы судить о нем во всей его личности. гротескная ситуация, разыгравшаяся после моего выхода на пенсию, не смогла изменить ситуацию. Претендент квалифицировался как лучший, и когда ширму подняли, перед ошеломленным жюри предстал японец. Его, однако, не пригласили, потому что. его лицо не подходило к Пиццикато-Польке Новогоднего концерта». [75] В 1996 году флейтист Флюри все же выразил мнение, что «душа не позволяет себе отделяться от культурных корней, которые мы имеем здесь, в Центральной Европе». [67]
В 2001 году к нам присоединился скрипач-полуазиат. [75] Полный список музыкантов, мужчин и женщин, в том числе играющих в составе Венской филармонии, но не являющихся членами ассоциации VPO, доступен на сайте Венской филармонии. [76]
Период национал-социализма
[ редактировать ]Венскую филармонию на протяжении десятилетий обвиняли в сокрытии или сокрытии информации о ее связях в середине 20-го века с нацистской партией . [77] Первым представителем оркестра, обсудившим этот вопрос, был Клеменс Хеллсберг (также получивший образование музыковеда), когда он написал официальную полуторасотлетнюю историю оркестра, Demokratie der Könige (Демократия королей) . [78] В нем он определил, что в конце Второй мировой войны 47% членов оркестра принадлежали к нацистской партии или ее филиалам (теперь известно, что общее число составляет 49%, 60 из 123 в 1942 году), что после аншлюса тринадцать еврейских музыкантов были уволены, что шестеро из них были убиты (теперь известно, что их семь) и «что ВПО однажды давало концерт в казарме СС ». [79] Но еще многое предстояло расследовать и обнародовать, а доступ к соответствующим материалам в архивах оркестра был строго ограничен. Хеллсберг, ставший президентом оркестра в 1997 году, не имел полного доступа к архивам до 2000/2001 года. [80] Историк Фриц Трюмпи сообщает, что, когда он начал исследовать деятельность оркестра в Третьем рейхе в 2003 году и запросил доступ, он «получил твердый отказ со стороны руководства оркестра... идея о том, что внешние исследователи могут прийти и укоренить в их архиве долгое время считалось табу». [81] Трюмпи получил доступ в 2007 году, но другие исследователи сообщили о продолжающемся исключении, например, Бернадетт Майрхоффер в 2008 году; [82] Австрийская газета Die Presse сообщила в 2008 году. [83] (в резюме Себастьяна Хюбеля), что «ученые столкнулись с трудностями при расследовании Венской филармонии, поскольку им не был разрешен доступ к архивам, или источники доставлялись неохотно и со своевременными задержками». [84]
Новогодний концерт 2013 года вызвал критическое обсуждение проблемы в австрийской прессе. [85] и от австрийского парламентария Харальда Вальзера. [86] Вскоре после этого Хеллсберг поручил независимой группе из трех историков – Трюмпи, своего научного руководителя Оливера Ратколба (профессора Венского университета ) и Бернадетт Майрхофер – полностью расследовать деятельность оркестра в Третьем рейхе «в духе прозрачности» ( согласно ленте оркестра в Facebook) опубликовать результаты на сайте оркестра. Коллегии был предоставлен неограниченный доступ к архивам. Ратколб рассказал в интервью: «Мы смогли найти новые документы в подвале, где обычно хранилась архивная музыка. Нас направил туда член оркестра». [87]
10 марта 2013 года — дата, выбранная перед 12 марта, 75-й годовщиной союза Третьего рейха с Австрией, аншлюса, — комиссия опубликовала свои выводы в серии отчетов, размещенных на веб-сайте оркестра. [88] [89] Среди выводов комиссии:
- До аншлюса в середине 1930-х годов 20% членов оркестра принадлежали к нацистской партии. Бывший Венской государственной оперы генеральный секретарь Иоан Холендер отмечает, что эти члены присоединились по убеждениям, а не ради профессионального роста, поскольку в то время членство в партии было незаконным в Австрии. [90]
- К столетнему юбилею оркестра в 1942 году 60 из 123 действующих оркестровых музыкантов [Венской филармонии] стали членами [Нацистской партии] – то есть 48,8%. Двое были членами СС. Напротив, в другом крупном немецкоязычном оркестре, Берлинской филармонии , членами партии были лишь 20%. [81] [91] Для дальнейшего сравнения, членство в партии в Австрии в целом составляло 10%. [92]
- Тринадцать еврейских участников оркестра были изгнаны национал-социалистами после аншлюса. Шестеро из них бежали в ссылку; [93] остальные семеро были убиты [94] – пятеро в концентрационных лагерях и двое еще в Вене как прямой результат попыток депортации и преследований.
- Ратколб пишет: «Всего девять членов оркестра были изгнаны [включая шесть членов-евреев, упомянутых выше] ... Одиннадцать оставшихся членов оркестра, которые были женаты на еврейских женщинах или заклеймены как «полуевреи», жили под постоянной угрозой. об отзыве их «специального разрешения». ... Только вмешательство Вильгельма Фуртвенглера и других лиц... за двумя исключениями спасло [этих 11 оставшихся] «полуевреев» и «близких родственников» от увольнения из оркестра Венской государственной оперы».
- По словам Ратколба, из музыкантов, нанятых вместо 13 уволенных членов-евреев, около половины были членами нацистской партии. [95] [96]
- Панель в новых подробностях раскрыла, как начинались новогодние концерты во времена нацизма. Первый концерт, данный в канун Нового года в 1939 году, был предложен дирижером Клеменсом Крауссом и с энтузиазмом одобрен нацистским министром пропаганды Йозефом Геббельсом , поскольку он служил целям Рейха «пропаганда через развлечение». [97] (Концерт был перенесен на Новый год из-за концертов, проходивших с 1941 по 1945 год; он был возрожден в 1947 году, когда им дирижировал Йозеф Крипс , который не мог дирижировать в годы войны, потому что был наполовину евреем.) Кроме того, прибыль от концерта 1939 года была «полностью пожертвована на национал-социалистическую кампанию по сбору средств «Kriegswinterhilfswerk». [24] В отчетах также отмечается, что Геббельс в частном порядке решил игнорировать информацию о частичном еврейском происхождении семьи Штраусов ( дедушка Иоганна Штрауса I был евреем по рождению) отчасти потому, что «это не было доказано», а отчасти потому, что он «не хотел подрывать все немецкое культурное наследие». [97]
- По окончании войны в 1945 году оркестр исключил десять своих участников за нацистскую деятельность; двое были повторно приняты на работу в последующие годы. служил шпионом гестапо . Один из них, трубач Гельмут Вобиш, вступил в нацистскую партию в 1933 году и в СС в 1934 году и во время войны Он был вновь принят на работу в оркестр в 1950 году и назначен исполнительным директором оркестра в 1953 году, оставаясь на этой должности до 1967 года.
- Комиссия установила, что именно Вобиш в 1966 году в частном порядке передал Бальдуру фон Шираху новую копию «почетного кольца» оркестра после освобождения последнего из тюрьмы Шпандау. [98] В результате отчетов комиссии Каринтийский летний фестиваль в Клагенфурте , Австрия, отменил свой ежегодный концерт в честь Вобиша (который был соучредителем фестиваля). [99]
- На панели подробно рассказывается, как оркестр вручил «множество почетных наград… нацистским правителям, в том числе Артуру Зейсс-Инкварту [который был приговорен к смертной казни за преступления против человечности в 1946 году] и Бальдуру фон Шираху [который был приговорен к 20 годам тюремного заключения]. Тюрьма Шпандау для него]». Оркестр также планировал вручить свою высшую награду (Золотую медаль Николая) Адольфу Гитлеру в 1942 году, но нет никаких доказательств того, что эта награда когда-либо была вручена. [100] (Ратколб сообщил прессе, что Хеллсберг «попросил [оркестр] отозвать почетные кольца этих людей».) [101]
На своем ежегодном собрании 23 октября 2013 года оркестр проголосовал за отмену всех почестей, оказанных нацистским чиновникам; члены проголосовали после того, как Ратколб выслушал презентацию выводов комиссии. [102] Газета New York Times цитирует Клеменса Хелмсберга, заявившего, что после выступления Ратколба оркестру не требовалось дальнейшего обсуждения, прежде чем отозвать награду, поскольку «это было настолько очевидно». [102]
Дирижеры по подписке (1842–1933)
[ редактировать ]Венская филармония никогда не имела главных дирижеров. Каждый год они выбирали артиста, который будет дирижировать всеми концертами соответствующего сезона в Венском Музикферайне . Этих дирижеров называли Abonnementdirigenten ( дирижеры по подписке ), поскольку они должны были дирижировать всеми концертами, включенными в абонемент филармонии в Musikverein. Некоторые из этих ежегодных наймов продлевались на многие годы, другие продолжались всего несколько лет. В то же время Венская филармония работала и с другими дирижерами, например, на Зальцбургском фестивале, для записей или для особых случаев. С расширением деятельности филармонии в 1933 году оркестр решил отказаться от этой системы. С тех пор на каждый концерт как в Вене, так и в других местах нанимались только приглашенные дирижеры.
- Отто Николай (1842–1848)
- Карл Антон Эккерт (1854–1857)
- Отто Дессофф (1860–1875)
- Ганс Рихтер (1875–1882)
- Вильгельм Ян (1882–1883)
- Ганс Рихтер (1883–1898)
- Густав Малер (1898–1901)
- Джозеф Хеллмесбергер-младший (1901–1903)
- Феликс Вайнгартнер (1908–1927)
- Вильгельм Фуртвенглер (1927–1930)
- Клеменс Краусс (1930–1933)
Записи
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Летний ночной концерт Шенбрунн - Ежегодный концерт под управлением Венской филармонии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Зальцбургский фестиваль – с 27 июля по 30 августа 2011 г.» . Salzburgerfestspiele.at. Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 года . Проверено 17 ноября 2013 г.
- ^ Райнер, Фриц. «Чикагский симфонический оркестр возглавляет оркестры США» . NPR.org . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 17 ноября 2013 г.
- ^ Хойл, Бен (21 ноября 2008 г.). «LSO — единственный британский оркестр в списке лучших в мире» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 16 июня 2011 года . Проверено 27 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Моско Карнер , «Вена», раздел 5, iv (c), в Словаре музыки и музыкантов New Grove , 1980, том 19, стр. 730
- ^ «Венская филармония | Оркестр, концерты, новогодний концерт» . Wienerphilharmoniker.at. Архивировано из оригинала 24 мая 2013 года . Проверено 29 апреля 2013 г.
- ^ Моско Карнер, «Вена», раздел 5, iv (c), в Словаре музыки и музыкантов New Grove , 1980, том 19, стр. 724
- ^ Клеманс Хеллсберг, «История Венской филармонии: филармонические абонементные концерты», веб-сайт Венской филармонии, URL = http://www.wienerphilharmoniker.at/orchestra/history
- ^ Кальбек, Макс (1908). Иоганнес Брамс (на немецком языке). Винер Верлаг.
- ^ Доктор Клеменс Хеллсберг. «История Венской филармонии» . www.wienerphilharmoniker.at .
- ^ Стира Авинс и Йозеф Эйзингер, Иоганнес Брамс: жизнь и письма , Oxford University Press, 1997, стр. 497, ISBN 978-0-19-816234-6
- ^ Иоахим Драхайм , Герхард Альберт Ян (редакторы): Отто Дессофф (1835–1892). Дирижер, композитор и соратник Иоганнеса Брамса; по случаю выставки Отто Дессоффа в Карлсруэ, Вене, Баден-Бадене, Хемнице, Дрездене, Франкфурте-на-Майне, Касселе, Лейпциге и Цвикау. ред. Иоахима Драхайма, Герхарда Альберта Яна и Ассоциации друзей Венской филармонии. - Мюнхен: Musikverlag Katzbichler, 2001, 196 страниц, ISBN 978-3-87397-590-3
- ^ Перейти обратно: а б Стайра Авинс и Йозеф Эйзингер, Иоганнес Брамс: жизнь и письма , Oxford University Press, 1997, стр. 778, ISBN 978-0-19-816234-6
- ^ Стира Авинс и Йозеф Эйзингер, Иоганнес Брамс: жизнь и письма , Oxford University Press, 1997, стр. 498, ISBN 978-0-19-816234-6
- ^ Кристофер Файфилд, Настоящий художник и настоящий друг: Биография Ганса Рихтера, Оксфорд: Clarendon Press, 1993, стр. 161
- ^ см. ниже, « #Период национал-социализма ».
- ^ Кристофер Файфилд, Настоящий художник и настоящий друг: Биография Ганса Рихтера, стр. 268
- ^ Перейти обратно: а б Файфилд, «Настоящий художник и настоящий друг», с. 268
- ^ Йенс Мальте Фишер (перевод Стюарта Спенсера), Густава Малера , издательство Йельского университета, 2011, стр. 316, ISBN 978-0-300-13444-5
- ^ Файфилд, Настоящий художник и настоящий друг , с. 270
- ^ Перейти обратно: а б Йенс Мальте Фишер, Густав Малер , стр. 317.
- ^ Леон Ботштейн, «Вена Густава Малера», в книге Дональда Митчелла и Эндрю Николсона (редакторы), The Mahler Companion, Oxford University Press, 1999, стр. 37
- ^ Раймонд Холден, Виртуозные дирижеры: центральноевропейская традиция от Вагнера до Караяна, издательство Йельского университета, 2005, стр. 108
- ^ Перейти обратно: а б Холден, с. 109
- ^ Перейти обратно: а б с «Новогодний концерт: История | Венская филармония» . Wienerphilharmoniker.at. Архивировано из оригинала 12 апреля 2013 года . Проверено 29 апреля 2013 г.
- ^ Рэймонд Холден, Виртуозные дирижеры , с. 217
- ^ Чарльз Барбер, Переписка с Карлосом: Биография Карлоса Кляйбера, Scarecrow Press, 2011, стр. 15
- ^ «Венская филармония | Оркестр, концерты, новогодний концерт» . Wienerphilharmoniker.at. Архивировано из оригинала 24 мая 2013 года . Проверено 29 апреля 2013 г.
- ^ Джеймс Альтена, Стивен Ревейосо и Эрик Райдинг. Запись выступлений Бруно Вальтера (1876–1962). Архивировано 28 июля 2013 года в Wayback Machine .
- ^ Эрик Райдинг и Ребекка Печефски, Бруно Уолтер: Мир в другом месте , Издательство Йельского университета, 2001, стр. 248–260, ISBN 978-0-300-08713-0
- ^ Раймонд Холден, Виртуозные дирижеры: Центральноевропейская традиция от Вагнера до Караяна, издательство Йельского университета, 2005, стр. 216
- ^ http://www.wienerphilharmoniker.at/upload/files/torberg_hell_dank_en_hs_v01.pdf [ мертвая ссылка ]
- ^ «Фуртвенглер и Венская филармония | Фуртвенглер – Тахра» . Фуртвенглер.нет . Проверено 29 апреля 2013 г.
- ^ «Денацификация | Фуртвенглер – Тахра» . Фуртвенглер.нет . Проверено 29 апреля 2013 г.
- ^ Эрих Лейнсдорф, Каденция: музыкальная карьера, Houghton Mifflin: 1976, с. 139
- ^ Раймонд Холден, Виртуозные дирижеры: Центральноевропейская традиция от Вагнера до Караяна, издательство Йельского университета, 2005, стр. 243–44
- ^ Райдинг и Печефски, Бруно Вальтер: Мир в другом месте, стр. 311–313.
- ^ http://www.wienerphilharmoniker.at/index.php?cccpage=news_detail&set_language=en&set_z_news=516 [ мертвая ссылка ]
- ^ Кэролин Уотсон, Карлос Кляйбер: Жест как коммуникация , докторская диссертация, Сиднейский университет, 2012, с. 148
- ^ «Венская филармония | Новости» . Wienerphilharmoniker.at. Архивировано из оригинала 9 февраля 2011 года . Проверено 29 апреля 2013 г.
- ^ «Венская филармония | Оркестр, Концерты, Аудио CDS, Новогодний концерт» . Архивировано из оригинала 24 мая 2013 года . Проверено 15 мая 2013 г.
- ↑ Мартин Кеттл, «Ода радости в Маутхаузене» , The Guardian , 28 апреля 2000 г.
- ^ «Венская филармония | Оркестр, Концерты, Аудио CDS, Новогодний концерт» . Архивировано из оригинала 24 мая 2013 года . Проверено 15 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс Р. Острайх , «Искусство за рубежом: диссонанс в тени смерти; Бетховен и эхо Кадиша через нацистский лагерь» , май 2000 г., The New York Times , 9 мая 2000 г.
- ^ http://www.wienerphilharmoniker.at/upload/files/torberg_hell_dank_en_hs_v01.pdfv [ мертвая ссылка ]
- ^ «НОВОГОДНИЙ КОНЦЕРТ Традиции и история» . Венский филармонический оркестр . Проверено 17 мая 2024 г.
- ^ Хеллсберг, Клеменс (21 ноября 2006 г.). «Венская филармония названа лучшим оркестром Европы» . ХулиКью. Архивировано из оригинала 17 сентября 2012 года . Проверено 18 июня 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Величайшие оркестры мира» . Gramophone.co.uk . Проверено 29 апреля 2013 г.
- ↑ По состоянию на 11 апреля 2011 г.
- ^ «Винерская филармония-Airbus (изображение с высоким разрешением)» . Пресстекст Австрия. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 18 июня 2007 г.
- ^ Австрийский монетный двор AG (1 ноября 2006 г.). «Аэробус Венской филармонии» готов к взлету» (на немецком языке). Пресс-релиз Австрия . Проверено 18 июня 2007 г.
- ^ Замборски, Кевин; Петерсон, Стивен. «Концерт: Духовой ансамбль колледжа Итака» . digitalcommons.ithaca.edu . Итака Колледж.
- ^ «Демократическое самоуправление» . Проверено 29 декабря 2016 г.
- ^ Дэвид Гурвиц, «Вот как звучит Вена»: дирижеры, оркестры и вибрато в девятнадцатом и начале двадцатого веков», Music and Letters, февраль 2012 г., том 93, выпуск 1, стр. 29–60. Гурвиц также предлагает в транскрипции немецкий язык Вальтера, в том числе: «Вот как должен звучать оркестр, вот как он должен играть, я никогда раньше этого не слышал, красота, это спокойствие звука, такое глиссандо, такое вибрато, звучание струн, смесь дерева со струнами, с медью, размерность духовых инструментов, которые вместе с перкуссией вписываются в общее звучание оркестра. Для меня это впечатление имело решающее значение в моей жизни, и теперь я буду это делать. Я хотел бы забежать вперед и сказать вам следующее: этот звук, 1897 года, тот же самый и сегодня».
- ^ Перейти обратно: а б с д «Венская филармония | Венский звук» . Wienerphilharmoniker.at. Архивировано из оригинала 9 января 2012 года . Проверено 29 апреля 2013 г.
- ^ «Венская музыкальная традиция – Институт музыкальной акустики (Wiener Klangstil)» . Iwk.mdw.ac.at. Проверено 5 октября 2013 г.
- ^ «Международный оркестровый институт Аттергау – Начало / Цели и обязанности» . Иойя.ат. 29 марта 1999 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2013 года . Проверено 5 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс Р. Острих, «Даже легенды адаптируются к времени и тенденциям, даже Венская филармония» , The New York Times , 28 февраля 1998 г.
- ^ Дэвид Гурвиц, «So klingt Wien: дирижеры, оркестры и вибрато в девятнадцатом и начале двадцатого веков», Music and Letters, февраль 2012 г., том 93, выпуск 1, стр. 29-60
- ^ Роберт Филип, Ранние записи и музыкальный стиль: изменение вкусов в инструментальном исполнении, 1900–1950, Cambridge University Press, 1992, стр. 116–18
- ^ Филип, Ранние записи , стр. 125–26.
- ^ Филип, Ранние записи , стр. 137
- ^ Очевидная нелогичная опечатка «духовые и духовые инструменты», конечно, должна быть «деревянные духовые и духовые инструменты», как в подзаголовке, или просто «духовые инструменты», как в немецком оригинале.
- ^ Филип, Ранние записи , стр. 180
- ^ Филип, Ранние записи , стр. 191
- ^ Филип, Ранние записи , стр. 192–93.
- ↑ Джеймс Р. Острайх , «Берлин в свете: женский вопрос» , Arts Beat, The New York Times , 16 ноября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Westdeutscher Rundfunk Radio 5, "Музыкальная женоненавистничество", 13 февраля 1996 г., транскрипция Регины Химмельбауэр ; перевод Уильяма Осборна
- ^ «Ответное письмо Венской филармонии на список Gen-Mus» . Осборн-conant.org . 25 февраля 1996 года . Проверено 5 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джейн Перлез, «Венская филармония позволяет женщинам объединиться в гармонии» , The New York Times , 28 февраля 1997 г.
- ^ Хайнц Рогле, «Заметки о 26 годах официального отсутствия», 1 марта 1997 г., Salzburger Nachrichten ; переведен Майком Висснером и опубликован в Los Angeles Times , 5 марта 1997 г.
- ^ Венская опера назначает первую в истории женщину-концертмейстера. Архивировано 28 октября 2013 года в Wayback Machine , Франция 24.
- ↑ «Несколько женщин в Венском филармоническом оркестре» , 28 декабря 2012 г.
- ^ New York Times , 23 декабря 2019 г., Когда в оркестре не было места женщине , Фара Найери. По состоянию на 7 апреля 2020 г.
- ^ «Образ чистоты: расовая идеология Венской филармонии в исторической перспективе» Уильяма Осборна
- ^ Перейти обратно: а б Осборн, Уильям. «Почему Венская филармония уволила Ясуто Сугияму?» . Осборн-Conant.org . Проверено 18 июня 2007 г.
- ^ «Музыканты Венской филармонии» . Wienerphilharmoniker.at. 2017 . Проверено 10 июля 2017 г.
- ↑ Джорджина Продхан, «Венская филармония приоткрывает крышку истории нацизма» , Reuters , 9 марта 2013 г.
- ^ Клеменс Хеллсберг, Демократия королей - История Венской филармонии , Цюрих, швейцарское издательство; Вена, Кремайр и Шериау; Майнц, музыкальное издательство Schott; 1992, с. 464
- ↑ Норман Лебрехт , «Красивая музыка не заглушает позорную историю прошлого» , The Jewish Chronicle Online , 15 марта 2013 г.
- ^ Джеймс Р. Острайх , «Оркестр, раскрывающий свое нацистское прошлое» , The New York Times , 28 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фриц Трюмпи, «Нацистское прошлое Венской филармонии: приподнимаем завесу преднамеренного невежества» , The Guardian , 17 марта 2013 г.
- ^ NewsA/T, «Выставка о связи: Государственная опера сталкивается со своим прошлым» , 10 марта 2008 г.
- ↑ Анн-Катрин Саймон, «Хеллсберг под огнем: «абсурдно и позорно»» , Die Presse , 5 марта 2008 г.
- ^ Себастьян Хюбель, Рейхоркестер – сравнение Берлинской и Венской филармонии во времена Третьего рейха , магистерская диссертация, исторический факультет Университета Виктории, 2009, стр. 9
- ^ Норберт Риф, «Венская филармония: нацистская идеология во время вальса?» , Die Presse , 29 декабря 2012 г.
- ^ «Анмельден» . Haraldwalser.twoday.net . Проверено 29 апреля 2013 г.
- ^ Керри Скайринг, «Венская филармония раскрывает свое нацистское прошлое» , Deutsche Welle , 12 марта 2013 г.
- ^ «4. Национал-социализм — Венская филармония» .
- ^ «Венская филармония | Оркестр, концерты, новогодний концерт» . Wienerphilharmoniker.at. 14 июля 1942 года. Архивировано из оригинала 17 мая 2013 года . Проверено 29 апреля 2013 г.
- ↑ Томас Тренклер, «Иоан Холендер: программа Перейры коммерческая и консервативная» , 27 марта 2013 г., Der Standard.
- ^ Полная документация находится в книге Трюмпи 2011 года « Политизированные оркестры: Венская филармония и Берлинский филармонический оркестр при национал-социализме» (Böhlau Verlag, Кельн, 2011, ISBN 978-3-205-78657-3 )
- ^ Джадт, Тони. Послевоенное: История Европы с 1945 года , с. 52, Пингвин Пресс, 2005 г.
- ^ Шестью еврейскими участниками, которые были сосланы, были: первый виолончелист Фридрих Буксбаум, первый гобоист Хьюго Бургхаузер, концертмейстер Арнольд Розе , концертмейстер Рикардо Однопосов и скрипачи Леопольд Фёдерль, Людвиг Виттельс и Бертольд Саландер.
- ↑ Семью убитыми еврейскими участниками были: скрипачи Пауль Фишер, Мориц Глаттауэр, Юлиус Ствертка, который был концертмейстером, Антон Вайс и Макс Штаркманн, биография которого еще не опубликована, и гобоист Армин Тиролер.
- ↑ Аудиоклип Ратколба, опубликованный Брайаном Уайзом в его блоге WQXR-FM в статье «За нацистским прошлым Венской филармонии» 14 марта 2013 г.
- ↑ Одним из членов нацистской партии был новый концертмейстер Вольфганг Шнайдерхан . Трое из еврейских музыкантов были концертмейстерами: двое, Арнольд Розе и Рикардо Однопосов, были среди изгнанников, а один, Юлиус Ствертка, умер в Терезиенштадте в 1942 году. Ричард Ньюман сообщил, что в январе 1946 года Венский филармонический оркестр хотел восстановить Розе в должности концертмейстера. , но тот отказался, а в феврале заявил, что «пятьдесят шесть нацистов остались в Венской филармонии» (Ричард Ньюман с Карен Киртли, Альма Роуз: Вена в Освенцим, 2000: Amadeus Press, ISBN 978-1-57467-085-1 , с. 320 )
- ^ Перейти обратно: а б «Во-первых, это еще не доказано, а во-вторых, у меня нет желания допустить, чтобы все немецкое культурное наследие было постепенно подорвано таким образом». В Оливере Ратколбе, «От концерта Иоганна Штрауса 1939 года к новогоднему концерту 1946 года». Архивировано 4 мая 2013 года в Wayback Machine.
- ↑ Об этом повторном награждении впервые стало известно в книге 2005 года сына Шираха, Рихарда фон Шираха, но ответственное лицо было идентифицировано только как «профессор из Вены», который «приехал в качестве тайного эмиссара Венской филармонии». Рихард фон Ширах, Der Schatten meines Vaters – Мюнхен: Carl Hanser Verlag, 2005, ISBN 978-3-446-20669-4 . Комиссия узнала, что тайным эмиссаром был Вобиш, не из архивов, а от человека, которого Раткольб назвал «в высшей степени заслуживающим доверия и хорошо информированного свидетеля» - историка Вильгельма Беттельхайма, который раскрыл это в рукописном письме от 19 января 2013 года; эту информацию ему предоставил в 1968 году Йозеф Крипс . (Оливер Ратколб, «Ehrungen und Auszeichnungen (Ehrenmitglieder, Ehrenring, Nicolai-Medaille und die 'gelbe' Liste)». Архивировано 4 мая 2013 г. в Wayback Machine , часть 4)
- ^ «Дебаты о НС достигли музыкального фестиваля в Каринтии» , Die Presse , 18 марта 2013 г.
- ^ Оливер Ратколб, «Почести и награды (Почетные члены, Почетное кольцо, Медаль Николая и «желтый» список)» [ постоянная мертвая ссылка ] , часть 1
- ^ Люк Хардинг и Луиза Осборн, «Венский филармонический оркестр и еврейские музыканты, погибшие при Гитлере» , The Guardian , 11 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс Р. Острайх , «Венская филармония отменяет нацистские почести» , The New York Times , 22 декабря 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сайт Венской филармонии
- Сайт музыкального клуба
- Венская филармония
- Венская филармония на AllMusic
- Венская филармония на IMDb
- Венская филармония на IMDb
- Веб-сайт VPO Watch Международного альянса женщин в музыке
- Подробности обо всех абонементных концертах оркестра 1860–1898 гг.
- Бесплатные записи в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)