Jump to content

Иштван Кертес (дирижер)

Иштван Кертес (28 августа 1929 – 16 апреля 1973) был венгерским оркестровым и оперным дирижером , который на протяжении своей недолгой карьеры руководил многими великими оркестрами мира, включая Кливленд, Чикаго, Филадельфию, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Питтсбург, Детройт, Сан-Франциско. Оркестры Франциско и Миннесоты в США, а также Лондонский симфонический оркестр, Венский филармонический оркестр, Берлин. Филармония, Королевский оркестр Консертгебау, Израильский филармонический оркестр и Оркестр романской Швейцарии. Его оркестровый репертуар насчитывал более 450 произведений всех периодов и соответствовал репертуару из примерно шестидесяти опер, от Моцарта , Верди , Пуччини и Вагнера до более современных Прокофьева , Бартока , Бриттена , Кодая , Пуленка и Яначека . Кертеш был частью музыкальной традиции, которая породила других венгерских дирижеров Фрица Райнера , Антала Дорати , Яноша Ференчика , Юджина Орманди , Джорджа Селла , Яноша Фюрста , Петера Эрёша , Ференца Фриксай и Георга Шолти .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Кертеш родился в Будапеште , Венгрия, в 1929 году и был первым ребенком Маргит Муресян и Миклоша Кертеша. Его сестра Вера родилась четыре года спустя. Миклош Кертеш родился в Сечени , Венгрия, в большой еврейской семье, был директором кожевенного завода и умер от аппендицита в 1938 году. Маргит Муресян Кертес пошла на работу, чтобы прокормить свою семью. В раннем возрасте Кертеш проявил большую склонность к музыке и начал уроки игры на скрипке. «Когда мне было шесть лет, и я начал заниматься музыкой, — рассказал он в интервью High Fidelity , — это был 1935 год, и в Европе происходили жестокие события… Я нашел свое «изгнание» в музыке, занимаясь игрой на фортепиано, скрипке и сочиняя текст. маленькие композиции». [ 1 ]

Вторая мировая война и Холокост

[ редактировать ]

После провала попыток Венгрии заключить перемирие с западными союзниками, немецкие войска оккупировали Венгрию 19 марта 1944 года. Зная о том, что происходит с евреями по всей Европе, семья скрылась. Большая часть большой семьи Кертеса была депортирована в Освенцим в июле 1944 года и не пережила Холокост .

По настоянию своей матери и несмотря на военные налеты, депортации, голод и вторжения как немцев, так и позже русских, Иштван Кертеш продолжил свое музыкальное обучение. К двенадцати годам Кертеш помимо игры на скрипке начал изучать игру на фортепиано и композицию. Юный Кертеш вместе со своей сестрой пользовался богатой культурной жизнью Будапешта и почти каждый вечер посещал симфонические или оперные представления. Именно в это время Кертеш решил стать дирижером. После войны он возобновил учебу и поступил в гимназию Кельче , которую в 1947 году окончил с отличием.

В том же году Иштван Кертеш поступил на стипендию в Королевскую музыкальную академию, ныне Музыкальную академию Ференца Листа в Будапеште , где он изучал игру на скрипке , фортепиано и композицию у Золтана Кодая , Лео Вайнера и Резсо Кокая . Развивая свой живой интерес к дирижированию , Кертеш стал учеником Яноша Ференчика и Ласло Шомоджи . В консерватории Кертеш также познакомился со своей женой, лирическим сопрано Эдит Ганц, на которой он женился в 1951 году. Позже она сменила имя на Эдит Кертес-Габри . Пара входила в группу музыкантов. В музыкальном плане на Кертеша наибольшее влияние оказали Ласло Шомодьи, Бруно Вальтер и Отто Клемперер , тогдашний директор Будапештской оперы .

17 декабря 1948 года Иштван Кертеш дебютировал как дирижер с полностью моцартовской программой.

Будапешт

[ редактировать ]

В 1953 году Кертеш был выбран главным дирижером Филармонического оркестра Дьёра и занимал эту должность в течение двух лет. В этот период у него была возможность разработать широкий симфонический репертуар, руководя Оркестром Будапештской оперы с 1955 по 1957 год и работая доцентом дирижирования в Музыкальной академии Ференца Листа. После потрясений Венгерской революции вместе с молодой семьей Кертеш покинул Венгрию . Получив стипендию в Национальной академии Санта-Чечилия в Риме , Кертеш учился у Фернандо Превитали, в то время как его жена Эдит Кертес-Габри пела в Бременской опере . Кертеш закончил обучение с отличием и получил высшую награду Академии - Premio d'Atri. Более того, Превитали выбрал Кертеса для своего «Корсо ди Перфеционаменто» на протяжении двух сезонов подряд, в течение которых Кертес сорок раз дирижировал оркестром Санта-Чечилия.

После завершения учебы в Риме Кертеш работал приглашенным дирижером Гамбургского симфонического оркестра и Гамбургской государственной оперы. Приглашенный дирижер там, а также в Висбадене и Ганновере дирижировал «Фиделио» и «Богемой» .

Аугсбургская опера

[ редактировать ]

В марте 1960 года Кертешу предложили стать генеральным музыкальным руководителем Аугсбургской оперы — должность, специально созданная для него. Там он дирижировал исполнениями Моцарта « Волшебная флейта» , «Die Entführung aus dem Serail» , «Così fan tutte » и «Женитьба Фигаро» , заработав себе репутацию интерпретатора творчества Моцарта. Он также дирижировал операми Верди « Риголетто » , «Дон Карлос» , «Отелло и Фальстаф» , Рихарда Штрауса « Саломея » , «Арабелла» , «Кавалер розы» . Приглашенный на Зальцбургский фестиваль , он дирижировал Die Entführung aus dem Serail в 1961 году и «Волшебной флейтой» в 1963 году. За это время он также дал первое из многих выступлений в Немецкой опере в Берлине и дирижировал Берлинским филармоническим оркестром , Лондонским симфоническим оркестром. , Израильский филармонический оркестр , Опера Сан-Франциско , Симфонический оркестр Северогерманского радио , Гамбургский симфонический оркестр , Мюнхенская филармония , Симфонический оркестр Баварского радио , Фестиваль dei Due Mondi в Сполето , где дирижировал «Огненным ангелом » Прокофьева .

Самые ранние записи Кертеса включают Симфонию № 2 и Симфонию № 4 Бетховена . Уже записавшись для EMI/Columbia Records, Кертеш подписал эксклюзивный контракт с Decca/London. Его британский дебют состоялся с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля в 1960 году. Он дебютировал в США в сезоне 1961–62, также начав сотрудничество с Израильским филармоническим оркестром, которым он дирижировал в качестве приглашенного дирижера в тель-авивском зале Mann Auditorium в марте 1962 года. В конце концов, Кертеш дирижировал более 378 произведениями с Израильским филармоническим оркестром за одиннадцать лет.

Кёльнская опера

[ редактировать ]

В 1964 году Кертес получил назначение на должность генерального музыкального руководителя Кёльнской оперы , где он дирижировал первым немецким исполнением » Бенджамина Бриттена и «Билли Бадда « Стиффелио » Верди , а также Моцарта опер «Милосердие Тито» , «Дон Жуан» , «Поклонник Кози». Тутте и Волшебная флейта .

Хотя он установил хорошие отношения с часто критикующей кельнской публикой, они иногда были недовольны его часто быстрым темпом. Его «Аида» 1970 года с Мартиной Арройо в главной роли, с одним антрактом и некоторыми сокращениями, длилась менее трех часов.

Лондонский симфонический оркестр

[ редактировать ]

Сохранив свою прежнюю должность директора Кельнской оперы , он также стал главным дирижером Лондонского симфонического оркестра с 1965 по 1968 год и выступал в качестве гостя в Королевском оперном театре Ковент - Гарден . За три года работы в качестве главного дирижера ЛСО Кертеш сделал записи девяти Дворжака симфоний , в том числе первую полную запись Симфонии № 1 . [ 2 ] LSO обошлось без него, когда он стремился взять под контроль все художественные вопросы; его контракт не был продлен, когда он истек в 1968 году. [ 3 ]

В этот период карьеры Кертеша, в 1966 году, он записал с Бартока «Замок Синей Бороды» Кристой Людвиг, исполняющей роль Юдит, и Уолтером Берри в главной роли. Интерпретация Кертесом сложного, задумчивого произведения Бартока многие считают эталоном исполнения оперы; «Игра Лондонского симфонического оркестра и инстинктивное формирование драмы Кертеша… никогда не были превзойдены». [ 4 ]

Кертеш был частым приглашенным дирижером Израильского филармонического оркестра , Венского филармонического оркестра , Филадельфийского оркестра , Чикагского симфонического оркестра и многих других оркестров. он был назначен главным дирижером Бамбергского симфонического оркестра. В 1973 году Кливлендский оркестр Годом ранее безуспешно претендовал на его назначение на пост музыкального руководителя. В ходе опроса музыканты Кливленда отдали 96 голосов «первого выбора» Кертесу как замене Джорджа Селла и только два голоса за Лорина Маазеля , окончательного выбора Кливленда. [ 5 ] В Чикаго Кертеш дирижировал своим первым выступлением на фестивале Равиния в июле 1967 года; он был главным дирижером фестиваля с 1970 по 1972 год.

16 апреля 1973 года во время концертного тура Кертес утонул во время купания у берегов Израиля в Герцлии . [ 6 ] Он записывал Брамса « Вариации на тему Гайдна» , а также полное собрание симфоний Брамса. После его смерти, в честь него, Венский филармонический оркестр завершил запись « Вариаций Гайдна» без дирижера.

У Кертеса остались жена, оперное сопрано Эдит Кертес-Габри, дети Габор, Петер и Катрин, мать Маргит Муресян Кертес Халмош и сестра, художница-график Вера Кертес.

Международные оркестры

[ редактировать ]

Иштван Кертес был главным или приглашенным дирижером в следующих оркестрах: Симфонический оркестр Бамберга , Берлинский филармонический оркестр , Чикагский симфонический оркестр , Кливлендский оркестр , Королевский оркестр Концертгебау (Амстердам), Детройтский симфонический оркестр, Гюрценихский оркестр ( Кельн ), Израильский филармонический оркестр , Японский филармонический оркестр (Токио), Лондонский симфонический оркестр , Филармония Лос-Анджелеса , Миннесотский оркестр , Новый филармонический оркестр (Лондон), Мюнхенский филармонический оркестр , Нью-Йоркский филармонический оркестр , Симфонический оркестр Баварского радио (Мюнхен), Национальный оркестр ( Мадрид ), Оркестр Радио-Телевидения (Париж), Оркестр Романской Швейцарии ( Женева ), Филадельфийский оркестр , Питтсбургский симфонический оркестр , Симфонический оркестр радио (Берлин), Оперный оркестр Санта-Сесилы (Рим), Симфонический оркестр Сан-Франциско , Симфонический оркестр Северо-Немецкого радио ( Гамбург ), Королевский Стокгольмский филармонический оркестр , Оркестр Тонхалле (Цюрих), Венский филармонический оркестр .

Дискография

[ редактировать ]

Среди его многочисленных записей – первая полная запись « Моцарта » Милосердия Тита . [ 7 ] Он также был первым, кто записал полные симфонии Дворжака , и его интерпретации до сих пор считаются классикой в ​​своем роде. Пианисты Клиффорд Керзон , Ганс Рихтер-Хаазер , Владимир Ашкенази и Юлиус Катчен сделали записи с Кертешем. Он записал Кодая « Psalmus Hungaricus» и «Вариации павлина» .

  1. ^ «Интервью с Иштваном Кертешем», журнал High Fidelity Magazine 19, No. 12 (декабрь 1969 г.).
  2. ^ Рэй Миншалл, Симфония № Дворжака. 1 (примечания к записи Иштвана Кертеса).
  3. ^ Моррисон, стр. 164–165.
  4. Эндрю Клементс, «Барток: Замок Синей Бороды», The Guardian (пятница, 2 марта 2001 г.).
  5. ^ Финн, Роберт. «Поиск оркестра еще не завершен». Кливлендский равнинный дилер, 10 августа 1971 года.
  6. ^ «Некролог Иштвану Кертесу», The Musical Times 114, No. 1564 (1973), с. 632.
  7. ^ см.:
    Библиотека Конгресса , Интернет-каталог
    Немецкая национальная библиотека. Немецкий музыкальный архив. Архивировано 23 июля 2011 г. в Wayback Machine.
    Каталог музыкальной коллекции Австрийской национальной библиотеки. Архивировано 31 мая 2011 г. в Wayback Machine.

Библиография

[ редактировать ]
  • Холмс, Джон Л.: Дирижеры. Путеводитель для коллекционеров пластинок , Gollancz Ltd., 1988.
  • Йегер, Стефан. Книга дирижеров Атлантиды , Atlantis Musikbuch-Verlag, 1985.
  • Лайман, Дэррил. Великие евреи в музыке , JD Publishers, 1986.
  • Моррисон, Ричард (2004). Оркестр . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN  0-571-21584-Х .
  • Майерс, Курц. Указатель записей обзоров 1984–1987 гг. , Г.К. Холл, 1989.
  • Пэрис, Ален. Словарь исполнителей и музыкальных интерпретаций ХХ века , Роберт Лаффон, 1989.
  • Сэди, Стэнли. Словарь музыки и музыкантов New Grove , Macmillan, 1980.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2a22841b706f85a4f3b48eebf384bcd5__1724871120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/d5/2a22841b706f85a4f3b48eebf384bcd5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
István Kertész (conductor) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)