Коронационная месса (Моцарт)
Короткая месса до мажор | |
---|---|
Коронация | |
Месса В. А. Моцарта | |
![]() Зальцбургский собор , где впервые была совершена месса, вероятно, в пасхальное воскресенье . | |
Другое имя | Коронационная месса |
Каталог | К. 317 |
Повод | Пасха |
Составленный | 1779 Зальцбург : |
Движения | 6 |
Вокал | САТБ Хор и солисты |
Инструментальный |
|

Krönungsmesse Коронационная ( нем. месса ) (Месса № 15 до мажор , K. 317; иногда Месса № 16), написанная в 1779 году, является одной из самых популярных из Вольфганга Амадея Моцарта постановок Ординара 17 дошедших до нас . мессы . Хотя песня относительно короткая, Брюс К. Макинтайр в Кембриджской энциклопедии Моцарта классифицирует ее как Missa Longa на основании праздничного характера, размера оркестра, который включает значительную духовую секцию, оркестровых вступлений к частям. и постановка интонаций для Глории и Кредо . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Месса до мажор была завершена 23 марта 1779 года в Зальцбурге . Моцарт только что вернулся в город после 18 месяцев бесплодных поисков работы в Париже и Мангейме , и его отец Леопольд быстро устроил его на работу придворным органистом и композитором в Зальцбургском соборе . Премьера мессы почти наверняка состоялась там в пасхальное воскресенье , 4 апреля 1779 года. Первое задокументированное исполнение состоялось на коронации Франциска II как императора Священной Римской империи в 1792 году. [ 2 ]
В начале двадцатого века Иоганн Евангелист Энгл, архивариус Зальцбургского Моцартеума , выразил мнение, что эта месса была составлена и получила свое название от празднования памяти коронования образа Богородицы на равнине Марии недалеко от Зальцбурга . Эта теория была отвергнута. [ 3 ] [ 4 ]
Похоже, что месса получила прозвище Krönungsmesse (Коронационная месса) при императорском дворе в Вене в начале девятнадцатого века. [ 5 ] после того, как стала предпочтительной музыкой для королевских и императорских коронаций, а также служб благодарения. Это прозвище было включено в первое издание каталога Кёхеля в 1862 году. произведений Моцарта [ 4 ]
Музыкальные аллюзии на эту мессу появляются в медленной части Симфонии № 98 и Гармонии современника Моцарта Йозефа Гайдна . [ 6 ]
1985 Представление в Ватикане
[ редактировать ]Месса была исполнена в литургическом контексте в базилике Святого Петра в Ватикане 29 июня 1985 года под руководством Папы Иоанна Павла II и Герберта фон Караяна, дирижировавшего Coro della Cappella Musicale Pontificia ( Хор Сикстинской капеллы ), Венским Зингферайн и Венская филармония . [ 7 ] [ 8 ]
Структура
[ редактировать ]Kyrie, Gloria и Credo начинаются с захватывающего ритма. Солисты контрастируют с более крупным составом хора, часто в составе квартета. В этом отношении следует отметить центральную часть Адажио Кредо в «Et incarnatus est» и удивление Бенедикта после того, как хор уже произнес «Осанну». Эти музыкальные паузы имитируют то, что происходит в массе в эти моменты. Рубрики требуют, чтобы прихожане перешли из положения стоя в положение на коленях во время «воплощения» из уважения к Воплощению Христа: отсюда и музыкальный перерыв. Точно так же перед Посвящением поется только первый куплет «Sanctus»; стих «Бенедикт» исполнялся позже, в соответствии с рубриками мессы. Это рубрикальное разделение часто приводит к тому, что стихи появляются в музыке как две отдельные части, хотя они тематически объединены. В Кредо Моцарт вводит тромбоны для Распятия и использует хроматическую кварту в басу. [ 9 ] Agnus Соло сопрано » Dei демонстрирует мелодическое сходство и может предвещать « Dove sono », арию графини из «Свадьбы Фигаро . [ 10 ] : 350
Подсчет очков
[ редактировать ]Произведение озвучено для SATB солистов и хора , 2 скрипок , «Басси», 2 гобоя , 2 валторн , 2 труб , литавр , 3 тромбонов (которые усиливают хоровые партии альта, тенора и баса) и органа . В большинстве современных постановок для некоторых оркестровых партий используются несколько исполнителей. Примечательно отсутствие альтов , типичных для музыки, написанной для Зальцбурга, и расплывчатое название «басы» для нотоносца, общего для органа, фагота (указанного только в Кредо), виолончели и контрабаса . Среди оригинальных партий есть партия для « виолончели » — термин, иногда обозначающий шестнадцатифутовую бас-гитару, но также используемый и для восьмифутовой басовой скрипки . [ примечания 1 ]
Сольные вокальные партии изначально исполнялись участниками хора и были записаны на тех же нотоносцах, что и хоровые партии в партитуре с автографом Моцарта. [ 2 ]
Партии валторн помещены на отдельных листах в конце партитуры с автографом, и неясно, были ли они более поздним дополнением Моцарта, хотя они были написаны им до конца 1779 года. Партии валторн отделились от основной партитуры, и были исключены из издания 1802 года издательством Breitkopf & Härtel . Партии духовых инструментов иногда считаются необязательными. [ 2 ] [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]- Коронационная месса
- MozartNu (1986–2008) , современный танцевальный спектакль, вдохновленный Коронационной мессой Моцарта.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шестнадцать футов и восемь футов обозначают высоту инструмента (см. Шаг восьми футов ) и не обязательно указывают физический размер инструмента.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макинтайр, Брюс С. (2006). Эйзен, Клифф; Киф, Саймон П. (ред.). Кембриджская энциклопедия Моцарта . Кембридж, [Англия]: Издательство Кембриджского университета. п. 271. ИСБН 978-0-521-85659-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Пилкингтон, Майкл (2003). "Предисловие". Коронационная месса Моцарта: Месса до мажор (К. 317) (Вокальная партитура) (Хоровая редакция New Novello). Лондон: Новелло. ISBN 0-85360-994-2 .
- ^ Карл Пфаннхаузер, «Коронационная месса Моцарта». Сообщения Международного фонда Моцартеум 11, вып. 3–4 (1963): 3–11.
- ^ Перейти обратно: а б с Холл, Моника (1989). «Вольфганг Амадей Моцарт – Серия I: Духовные вокальные произведения, Рабочая группа 1: Месса и Реквием, Раздел 1: Месса, Том 4» (PDF) . Цифровое издание Моцарта . Фонд Моцартеум Зальцбург . Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ Блэк 2007, стр. 198-243.
- ^ Хартц 2009, с. 662
- ^ Ку, Сэмюэл (26 июня 1985 г.). «Фон Караян, Венская филармония присоединится к Папе Римскому в музыкальной мессе» . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 1 октября 2014 г.
- ^ «Папа Иоанн Павел II служит торжественную мессу в базилике Святого Петра с…» Библиотека Конгресса . 1986 год . Проверено 16 мая 2017 г.
- ^ Жасмин Мелисса Кэмерон (2006). «Распятие в музыке: аналитический обзор распятия между 1680 и 1800 годами», Контекстуальные исследования Баха № 1, The Scarecrow Press, Inc., стр. 193
- ^ Алвес, Честер Ли (2015). «Коронационная месса» . История западной хоровой музыки . Том. 1. Издательство Оксфордского университета . стр. 348–350. ISBN 978-0-19-936193-9 .
Источники
[ редактировать ]- Дэниел Хартц (2009). Моцарт, Гайдн и ранний Бетховен: 1781–1802 гг. Нью-Йорк: WW Norton & Co.
- Дэвид Ян Блэк (2007). Моцарт и практика духовной музыки, 1781–91 (докторская диссертация, 2007 г.). Гарвардский университет.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мисса в C KV 317 : Партитура и критический отчет (на немецком языке) в Neue Mozart-Ausgabe.
- Бесплатные партитуры Коронационной мессы, KV 317 в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Месса до мажор, K.317 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- «В.А. Моцарт, Коронационная месса (Месса до мажор, KV 317)» . скачиваемое выступление хора Айзенштадтского собора , Австрия (2006)