Симфония № 39 (Моцарт)
Симфония № 39 | |
---|---|
автор Вольфганг Амадей Моцарт | |
![]() Моцарт ок. 1788 г. | |
Ключ | Ми ♭ мажор |
Каталог | К. 543 |
Составленный | 1788 |
Движения | четыре |
Симфония № 39 ми ♭ Амадея мажор Вольфганга Моцарта , K. 543, была завершена 26 июня 1788 года. [1]
Состав
[ редактировать ]Симфония № 39 — первая из трех (его последних симфоний ), которые Моцарт сочинил одну за другой летом 1788 года. Симфония № 40 была завершена 25 июля, а № 41 — 10 августа. [1] Николаус Арнонкур утверждает, что Моцарт сочинил три симфонии как единое произведение, указывая, среди прочего, на то, что Симфония № 39 имеет грандиозное вступление (в виде увертюры ) , но не имеет коды . [2]
Примерно в то же время, когда он сочинял три симфонии, Моцарт писал свои фортепианные трио ми мажор и до мажор (К. 542 и К. 548), свою сонату (К. 545) и скрипичную сонатину (К. 547). . Биограф Моцарта Альфред Эйнштейн предположил, что Моцарт взял за Михаэля Гайдна образец Симфонию № 26 в той же тональности. [3]
Премьера
[ редактировать ]Определить дату премьеры 39-й симфонии на основании имеющихся в настоящее время свидетельств, похоже, невозможно; фактически невозможно установить, исполнялась ли симфония когда-либо при жизни композитора. По словам Дойча (1965) , примерно в то время, когда Моцарт писал произведение, он готовился провести серию «Концертов в казино» в новом казино на Шпигельгассе, принадлежащем Филиппу Отто. Моцарт даже отправил пару билетов на этот сериал своему другу Михаэлю фон Пухбергу . Но определить, состоялась ли серия концертов или была отменена из-за отсутствия интереса, кажется невозможным. [1] Кроме того, в период до конца жизни Моцарт участвовал в различных других концертах, в программу которых входила неопознанная симфония; это же могло стать поводом для премьеры 39-й (подробнее см. Симфонию № 40 (Моцарт) ).
Первое свидетельство очевидца
[ редактировать ]Однако теперь у нас есть, вероятно, первое известное свидетельство очевидца исполнения 39-й симфонии. В марте 1792 года в Гамбурге состоялся мемориальный концерт, посвященный Моцарту, где проверенное исполнение этой симфонии было отмечено очевидцем по имени Иван Андервич, который описывает начало симфонии следующим образом:
Начало настолько величественно, что настолько удивило даже самого холодного, бесчувственного слушателя и незнатока, что даже если бы он захотел поболтать, оно мешало ему быть невнимательным и тем самым, так сказать, давало ему возможность стать все уши. Затем он становится [настолько] пламенным, полным, невыразимо грандиозным и богатым идеями, с поразительным разнообразием почти во всех частях облигато, что почти невозможно так быстро уследить слухом и чувством, и человек почти парализован. Этот настоящий паралич стал заметен у различных ценителей и любителей музыки, и некоторые признавались, что никогда не могли подумать или представить, что услышат нечто подобное в столь великолепном исполнении в Гамбурге. [4]
В наше время это произведение является частью основного симфонического репертуара и часто исполняется и записывается.
Инструменты и движения
[ редактировать ]Симфония написана для флейты , двух кларнетов , двух фаготов , двух валторн , двух труб , литавр и струнных .
Внешний звук | |
---|---|
![]() |
Есть четыре движения :
I. Адажио – Аллегро
[ редактировать ]Первая часть открывается величественным вступлением под фанфары, раздающиеся в духовой секции . За этим следует Аллегро в сонатной форме , хотя некоторые особенности — например, громкий взрыв после мягкого вступления — связывают его с галантной школой, которая оказала влияние на самую раннюю из его симфоний. Независимость духовых инструментов и большее взаимодействие частей в целом, а также то, что вторая тематическая группа содержит несколько тем (в том числе особенно удачную «ходячую тему») по сравнению с теми более ранними симфониями, вторые группы которых практически всегда были совершенно тривиальны, являются лишь очень немногие моменты, отличающие это движение от более ранних работ, от которых оно имеет больше различий, чем сходств. [ нужна ссылка ]
II. Едем на мотоцикле
[ редактировать ]Медленная часть в сокращенной сонатной форме, т. е. без развивающей части, [6] начинается тихо со струнных и распространяется на остальную часть оркестра . Это движение характеризует тихий основной материал и энергичные, несколько взволнованные переходы. [ нужна ссылка ] Тональность ля ♭ мажор , субдоминанта ми ♭ — мажор .
III Менуэтто (Аллегретто)
[ редактировать ]В произведении очень интересный менуэт и трио. Трио представляет собой австрийский народный танец под названием « Лэндлер » и включает соло на кларнете. Мощное менуэтто оттеняется необычным оттенком второго кларнета, играющего арпеджио в низком регистре ( шалюмо ). Мелодия этого народного танца взята из местных застольных песен, которые были популярны в Вене в конце 18 века. [ нужна ссылка ]
IV. Аллегро
[ редактировать ]Финал представляет собой еще одну сонатную форму, основная тема которой, как и в более позднем струнном квинтете ре мажор , в основном представляет собой гамму , здесь восходящую и нисходящую. Раздел разработки впечатляет; нет коды , но и экспозицию , и развитие до конца перепросмотра необходимо повторять, и часто это повторяется. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Немецкий 1965 , с. 320
- ^ Клементс, Эндрю (23 июля 2014 г.). «Моцарт: обзор «Последних симфоний» — захватывающее путешествие по манящей новой теории» . Хранитель .
- ^ «Но что касается Симфонии ми-бемоль [К. 543], то, вероятно, это было начало симфонии Михаэля от 14 августа 1783 года - Моцарт был тогда в Зальцбурге и, возможно, познакомился с этим произведением - которое послужило стимулом для первого Аллегро : Пример 7 [четыре такта цитируются в фортепианной редукции ] Аналогично с Адажио аффеттуозо произведения Гайдна и Анданте Моцарта ». ( Эйнштейн 1945 , стр. 127)
- ^ Блэк, Дэвид. «Личный отклик на мемориальный концерт Моцарта в Гамбурге и Симфонию ми-бемоль (К. 543)» . Моцарт: Новые документы под редакцией Декстера Эджа и Дэвида Блэка . Проверено 10 мая 2017 г.
- ^ Более старые партитуры показывают введение в 4
4 . См. Neue Mozart-Ausgabe для проверки отметки времени сокращения. - ^ http://hem.bredband.net/urigonzalez/treitler_imagination_chapter7.htm [ мертвая ссылка ]
Источники
[ редактировать ]- Дойч, Отто Эрих (1965). Моцарт: Документальная биография . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
- Эйнштейн, Альфред (1945). Моцарт: его характер, его творчество . Перевод Артура Менделя и Натана Бродера. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония ми-бемоль KV 543 : партитура и критический отчет (на немецком языке) в New Mozart Edition
- Симфония № 39 : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур
- Михаэль Лоренц , «Квартира Моцарта на Альзергрунде» , квартира, где Моцарт написал свои последние три симфонии.