Концерт для кларнета (Моцарт)
Концерт для кларнета | |
---|---|
автор Вольфганг Амадей Моцарт | |
![]() Партитура с началом трёх частей, исторический бассет-кларнет справа. | |
Ключ | майор |
Каталог | К. 622 |
Стиль | Классический период |
Составленный | 1791 |
Движения | 3 |
622, Вольфганга Амадея Моцарта был Концерт для кларнета ля мажор , К. закончен в октябре 1791 года для кларнетиста Антона Штадлера . Он состоит из трех движений , следующих в последовательности быстро-медленно-быстро.
- Аллегро (ля мажор и в сонатной форме )
- Адажио ( ре мажор и в тройной форме )
- Рондо : Аллегро (ля мажор и в форме рондо )
Работа была завершена за несколько недель до смерти композитора. Это должна была быть его последняя завершенная работа, и ее называли лебединой песней. Дата его первого исполнения неизвестна, но, возможно, это было 16 октября 1791 года в Праге.
Концерт был написан для исполнения на бассет-кларнете , который может играть более низкие ноты, чем обычный кларнет, но после смерти Моцарта он был опубликован с изменениями в сольной партии, позволяющими исполнение на обычных инструментах. Рукописная партитура утеряна, но со второй половины 20-го века многие исполнения этого произведения исполнялись на бассет-кларнетах в предположительной реконструкции оригинала Моцарта.
История
[ редактировать ]
Антон Стадлер , близкий друг Моцарта, был кларнетистом-виртуозом и соавтором бассет-кларнета, инструмента с расширенным диапазоном нижних нот. [1] Он опустился до низкой (письменной) до, а не остановился на (письменной) ми, как это делают стандартные кларнеты . [2] Стадлер также был опытным игроком на бассет-горне . Моцарт впервые сочинил музыку для этого инструмента еще в 1783 году. [3] и для бассет-кларнета в 1787 году. [4] Последний присутствует в инструментарии Così fan tutte (1789). [5] В начале октября 1791 года Моцарт писал жене из Праги , что закончил «Рондо Штадлера» – третью часть Концерта для кларнета. [6] Концерт был последним крупным произведением, завершенным Моцартом; [7] Вольфганг Хильдесхаймер назвал его «последним инструментальным произведением и его последним великим завершенным произведением любого рода». [7] а критик Анри Геон назвал ее «лебединой песней» Моцарта. [8]
Автографа концерта не сохранилось, а партитура была опубликована посмертно. Единственным пережитком произведения, написанным рукой Моцарта, является отрывок из более раннего исполнения, написанного для бассет-горна солью мажора (К. 584b/621b). [9] Этот отрывок, датированный концом 1789 года, почти идентичен соответствующему разделу в опубликованной версии для ля-кларнета, хотя полностью заполнены только мелодические строки. [9] Переосмыслив произведение как концерт для бассета-кларнета, Моцарт в октябре 1791 года передал законченную рукопись Штадлеру. [10] Дата первого выступления доподлинно неизвестна, но, вероятно, это было 16 октября 1791 года в Праге. В тот день Штадлер дал там концерт, но программы не сохранилось. [11]

Некоторые ноты во всем произведении выходят за рамки обычного диапазона кларнета А, но бассет-кларнет был редким инструментом, изготовленным на заказ, и когда после смерти Моцарта произведение было опубликовано, неизвестные аранжировщики сделали новую версию с низкой ноты транспонированы в обычный диапазон. Против этого были высказаны возражения: рецензент Allgemeine musikalische Zeitung отметил, что, хотя транспозиции сделали произведение пригодным для игры на стандартных кларнетах, было бы лучше опубликовать оригинальную версию Моцарта с изменениями, напечатанными меньшими нотами в качестве дополнительных альтернатив. [12]
Кларнетист Алан Хакер заметил в 1969 году, что, если бы оригинальная рукопись была опубликована, «производители производили бы и продавали бассет-кларнеты тысячами». [13] но рукопись была утеряна. Вдова Моцарта рассказала издателю, что Стадлер либо потерял ее, либо заложил, либо украл. [14] В 1801 году три разных издательства — André, Sieber и Breitkopf & Härtel — опубликовали издания произведения, все с сольной партией, адаптированной для стандартного кларнета. [15] Они стали стандартными исполнительскими изданиями. [16]
Бассет-кларнет вышел из употребления после смерти Стадлера, и оригинальных инструментов его времени не сохранилось. [n 1] Инструмент был возрожден во второй половине 20-го века: были предприняты попытки воспроизвести оригинальную версию, и были построены новые бассет-кларнеты специально для исполнения концерта Моцарта и квинтета кларнета . Некоторые из них основаны на гравюрах 1790-х годов, на которых изображен инструмент Стадлера. [18] 28 июня 1951 года в Праге чешский кларетист Йозеф Януш исполнил первое современное исполнение версии концерта, реконструированной чешским композитором Иржи Краточвилем (1924–2014), на кларнете Selmer A с нижним шарниром бассета, в котором четыре клавиши бассета управлялись большим пальцем правой руки, как на исторических инструментах. [19] В 1968 году швейцарский кларнетист Ганс Рудольф Штальдер использовал инструмент, созданный Ф. Артуром Юбелем, для исполнения версии концерта, реконструированной в сотрудничестве с Эрнстом Гессом в Аугсбурге , Германия; с Кёльнским камерным оркестром в сентябре 1968 года он сделал первую запись концерта, используя бассет-кларнет. [19] С 1984 года Сабина Мейер использовала бассет-кларнет ля ля Герберта Вурлитцера для исполнения концерта (а также квинтета кларнетов Моцарта). [20] [19]
Первая реконструкция концерта для бассет-кларнета была сделана в 1951 году Краточвилем. [19] За этим последовали реконструкции других авторов, в том числе Хесса (1968), Ханса Дейнцера (1970) и Алана Хакера (1974). [21] Наиболее часто исполняются две версии, опубликованные Беренрайтером (Кратохвиль/Гесс) и Шоттом (Веле/Мейер). [22] В 2023 году кларнетист Ричард Хейнс взялся переписать партитуру соль мажор, используя фрагмент К. 621b. С апреля 2024 года Хейнс исполняет концерт в этой версии на бассет-горне соль мажор, изготовленном для него Йохеном Зеггельке . [23]
Из всех концертов для кларнета концерт Моцарта исполняется чаще всего. [24]
Музыка
[ редактировать ]Современная партитура произведения для кларнета соло ля ля, двух флейт , двух фаготов , двух валторн и струнных . Типичная продолжительность выступления — 29 минут (см. «Аудиофайлы» ниже). [ нужна ссылка ]
И. Аллегро
[ редактировать ]Концерт открывается сонатной частью ля мажор. Форма движения следующая:
- Оркестровый припев : такты 1–56.
- Персональная экспозиция : такты 57–154.
- Припев : такты 154–171.
- Развитие : бары 172–227.
- Припев : 227–250 тактов.
- Перепросмотр : такты 251–343.
- Припев : такты 343–359. [25]
Первая тема оркестровой ритурнелью начинается радостной и светлой :
Вскоре он превращается в шквал шестнадцатых нот в нисходящей последовательности , исполняемых скрипками и флейтами, в то время как нижние инструменты продвигают пьесу вперед. После медиальной цезуры струнные начинают серию канонов перед вступлением первой заключительной темы с участием первой и второй скрипок. Вторая заключительная тема гораздо более тонкая до фанфар в последних двух тактах. Когда солист входит в такт 57, кларнет повторяет вступительную тему с ожидаемым добавленным орнаментом. По мере того как оркестр повторяет главную тему, кларнет несколькими штрихами пересекает весь диапазон инструмента.
Вторичная тема начинается в параллельном миноре и в конечном итоге тонизирует до мажор, прежде чем перейти в доминирующую тональность ми мажор. В конце части ми-мажор следует короткая пауза, во время которой солист условно импровизирует короткую эйнган (каденцию), хотя для настоящей каденции никакого контекста не предлагается. [26] Возвращается канонический материал вступительной ритурнели, на этот раз с участием кларнета, и приводит к новой особенности солистки, аккомпанирующей оркестру басом Альберти в первой заключительной теме. Возвращается оркестровая ритурнель, завершающаяся второй заключительной темой.
В разделе развития исследуются несколько новых ключевых областей, включая фа ♯ минор и ре мажор, и даже есть некоторые намеки на барокко. Перед формальной оркестровой ритурнелью, ведущей к перепросмотру , Моцарт пишет серию нисходящих последовательностей, в которых виолончели и фаготы удерживают подвесы над отрывистыми струнами.
Как это принято в форме классического концерта, в репризе солист и оркестр объединяются, а второстепенная тема изменяется, чтобы оставаться в тонике . Когда второстепенная тема подходит к концу, у кларнета появляется еще один шанс кратко поимпровизировать, и на этот раз он возглавляет следующий канонический материал. Бас Альберти и арпеджио поверх уменьшенных аккордов для солиста повторяются перед тем, как движение заканчивается веселой финальной оркестровой ритурнелью . [27]
Аллегро продолжительностью около 12 минут — самая длинная часть концерта.
II. Пословица
[ редактировать ]В Адажио Моцарт повторно использовал Ларгетто из Кларнетового квинтета, написанного двумя годами ранее, с небольшими изменениями. [ нужна ссылка ] Многие солисты играют в Адажио каденцию , написанную Моцартом для Ларгетто. [ нужна ссылка ]
Вторая часть, имеющая округленную бинарную форму (т. е. ABA'), находится в субдоминанте ре мажор . Двухголосная 16-тактовая основная тема кантабиле сначала исполняется кларнетом соло и повторяется оркестром:
В секции B, в которой всегда выделяется сольная партия, используется регистр шалюмо (самый низкий), включая (в реконструированной версии) бассетные тона до (письменного) C 3 (звучание A 2 ), самого низкого тона, который бассет кларнет в ля умеет играть, [28] [29] а также использует боевой регистр (средний регистр). За этим разделом в такте 59 следует вышеупомянутая каденция, за которой, в свою очередь, следует первая тема, исполняемая кларнетом на фортепиано (иногда пианиссимо ), которая завершает часть кодой.
III. Рондо: Аллегро
[ редактировать ]Концерт заканчивается частью ля мажор. Эта часть представляет собой смесь форм сонаты и рондо , которую Моцарт развил в своих фортепианных концертах, в первую очередь в Концерте для фортепиано с оркестром ля мажор, К. 488 . [30] Это форма A–B–A–C–A–B–A, при этом средняя A представляет собой более короткое повторение темы, в отличие от обычной формы рондо , которая является ABACA.
Движение открывается веселой темой:
Этот припев перемежается эпизодами, либо перекликающимися с этим настроением, либо напоминающими более темные краски первой части:
- В первом ля (такты 1–56) солист разговаривает с оркестром, часто одна фраза плавно переходит в другую. В каком-то смысле оркестр и солист конкурируют друг с другом: чем решительнее заявление оркестра, тем виртуознее ответ кларнета.
- Первая си (такты 57–113) начинается с лирической темы и в конечном итоге включает в себя хроматизм и несколько очень драматичных линий, характеризующих расширенный диапазон бассет-кларнета.
- Вторая ля (114–137) звучит снова ненадолго, прежде чем оркестр переходит прямо к заключительной теме исходной части ля, на этот раз используя нисходящую последовательность и гемиолу , модулирующую относительный минор .
- Секция C (такты 137–177), по словам музыковеда Колина Лоусона , содержит «одну из самых драматичных демонстраций бассет-кларнета во всем концерте, включающую впечатляющие прыжки и диалог между регистрами сопрано и баритона». [31] Начиная с фа ♯ минор, эта часть в конечном итоге переходит обратно в ля мажор.
- Такты 178–187 служат третьей ля. Далеко не полной постановкой припева, в этом разделе Моцарт устанавливает мотив из части ля как последовательность нисходящих терций, приводящую к остановке на доминантном аккорде .
- Второй B (такты 188–246) начинается так же, как и первый, но расширен и исследует некоторые другие ключевые области. Это дает солисту частую возможность проявить хроматические фигурации , а композитору — продемонстрировать свое творчество в обработке материала.
- Припев (такты 247–301) звучит в последний раз, наконец, целиком, прежде чем перейти к коде (такты 301–353). Здесь тема рондо развивается драматически, используя весь диапазон кларнета. Кода нарастает до тех пор, пока не наступает короткая пауза, позволяющая соло кларнета привести оркестр к еще одному расширенному изложению темы А, за которым следует уже знакомая оркестру заключительная тема А. [32]
Записи
[ редактировать ]Первая запись концерта, сделанная в 1929 году ( Brunswick Records 20076-8), содержала солистом Гайдна Дрейпера под управлением Кларенса Рейбоулда . За этим последовали записи с Луиджи Амодио и Франсуа Этьеном в качестве солистов. Известно, что ни одна из этих трех версий не сохранилась. [15] Первые записи реконструированного аналога были сделаны в сентябре 1968 года швейцарским кларнетистом Гансом Рудольфом Сталдером и Кёльнским камерным оркестром под управлением Гельмута Мюллера-Брюля . Для этого и для концертных выступлений Штальдер заказал современный бассет-кларнет Boehm, построенный на фабрике Ф. Артура Юбеля в Маркнойкирхене , Саксония . [22]
Первая запись с использованием реконструкции старинного бассет-кларнета была сделана в 1973 году на лейбле EMI с Хансом Дейнцером и Collegium Aureum без дирижера . [15] Части концерта звучат в партитуре «Речи короля» (2010; только оркестровые партии), а Адажио звучит в «Из Африки» (1985) с солистом Джеком Браймером. [33]
Другие записи концерта включают:
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пулен, с. 67
- ^ Хакер, с. 359
- ^ Пулен, с. 70
- ^ Пулен, с. 73
- ^ Пулен, с. 74
- ^ Пулен, стр. 74–74.
- ^ Перейти обратно: а б Хильдесхаймер, с. 352
- ^ Цитируется по Уорду, с. 150
- ^ Перейти обратно: а б Хакер, стр. 360 и 361.
- ^ Пулен, с. 75
- ^ Пулен, с. 75; и Лоусон, с. 35
- ^ Цитируется по Пулену, с. 76
- ^ Хакер, с. 360
- ^ Пулен, стр. 75–76.
- ^ Перейти обратно: а б с Маккарти
- ^ Адельсон, с. 157
- ^ Шеклтон
- ^ Адельсон, с. 158
- ^ Перейти обратно: а б с д Грасс, Томас и Дитрих Демус, Начало изготовления бассет-кларнета в 20 веке в Rohrblatt, Zeitschrift für Klarinette, Oboe und Fagot (Журнал для кларнета, гобоя и фагота) 2004, буклет 1, стр. 36–39
- ^ Король, Гисберт. Путешествие по немецкому ландшафту изготовления кларнетов в Рорблатте 2023, р. 3, с. 112 ( PDF)
- ^ Гесс, Эрнст. «Первоначальная форма Концерта для кларнета KV 622», Ежегодник Моцарта Центрального института исследований Моцарта Международного фонда Моцартеум (Зальцбург, 1968), стр. 18–30; Краточвил, Иржи. «Соображения по поводу оригинальной версии Концерта для кларнета и квинтета для кларнета и струнных В. А. Моцарта», Экстайн, Павел (ред.) Международная конференция о жизни и творчестве В. А. Моцарта , отчет (Прага, 1956), стр. 262 –271 ;Краточвил, Иржи. «Является ли версия концерта для кларнета Моцарта и квинтета кларнета, используемая сегодня, аутентичной?», Contributions to Musicology, 1960 2 (1), стр. 27–34.
* Штребель, Харальд, «Насколько аутентичны текстовые версии Концерта для кларнета Моцарта KV 622 и Квинтета для кларнета KV 581, представленные NMA?» Новые предложенные решения для реконструкции «Urtexts» Моцарта, Quinto Seminario di Filologia Musicale, Моцарт 2006, Г. Форнари (редактор), стр. 87–113. - ^ Перейти обратно: а б Колин Лоусон и Джулиан Раштон (1996), Кембриджские музыкальные справочники, издательство Кембриджского университета (редактор), Моцарт , издательство Кембриджского университета, стр. 51, ISBN 0-521-47929-0
- ^ Король, Гисберт. Путешествие по немецкому ландшафту изготовления кларнетов в Рорблатте 2023, р. 3, с. 115 ( PDF)
- ^ «Концерт для кларнета Моцарта ля мажор KV 622 – ноты» . Стретта Музыка . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ Лоусон, с. 62
- ^ Лоусон, с. 76
- ^ Лоусон, с. 65
- ^ Фокс, Стивен. «Бассет-кларнет и преобразование бассета» . Стивен Фокс Кларнеты . Архивировано из оригинала 23 декабря 2018 г.
- ^ Райс, Альберт Р. (2016). «Бассет-кларнет: инструменты, производители и патенты». В Либин Л. (ред.). Инструментальная одиссея: дань уважения Герберту Хейду . Хиллсдейл, Нью-Йорк: Pendragon Press. стр. 157–178. ISBN 978-1-57647-252-1 .
- ^ Розен, с. 118
- ^ Лоусон, с. 70
- ^ Лоусон, с. 71
- ^ «Откройте для себя заново «Концерт для кларнета» Моцарта » . uОткройте для себя музыку . 16 октября 2023 г. Проверено 2 июля 2024 г.
Источники
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Хильдесхаймер, Вольфганг (1983). Моцарт . Лондон: Дент. ISBN 978-0-460-04347-2 .
- Лоусон, Колин (1996). Моцарт: Концерт для кларнета . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-47929-5 .
- Розен, Чарльз (1997). Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 0-393-04020-8 .
- Шеклтон, Николас (2001). «Бассет-кларнет». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.40001 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
Журналы
[ редактировать ]- Адельсон, Роб (осень 1997 г.). «Чтение между строк (Леджера): исполнение музыки Моцарта для бассет-кларнета» . Обзор практики производительности . 10 (2): 152–191. дои : 10.5642/perfpr.199710.02.03 .
- Хакер, Алан (апрель 1969 г.). «Моцарт и бассет-кларнет». Музыкальные времена . 110 (1514): 359–362. дои : 10.2307/951470 . JSTOR 951470 . (требуется подписка)
- Маккарти, Джеймс (февраль 2012 г.). «Лучшие записи Концерта для кларнета Моцарта» . Граммофон .
- Пулен, Памела Л. (осень 1982 г.). «Бассет-кларнет Антона Стадлера» . Музыкальный симпозиум колледжа . 22 (2): 67–82. JSTOR 40375184 . (требуется подписка)
- Уорд, Марта Кингдон (апрель 1947 г.). «Моцарт и кларнет» . Музыка и письма . 28 (2): 126–153. дои : 10.1093/мл/XXVIII.2.126 . JSTOR 855526 . (требуется подписка)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Концерт ля ля для кларнета с оркестром KV 622 : партитура и критический отчет (на немецком языке) в Новом издании Моцарта .
- Концерт для кларнета (Моцарт) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Рецензия AMZ 1802 года на Концерт Моцарта для кларнета (исходный немецкий текст с английским переводом)
- Концерт для кларнета KV 622 , реконструкция для бассет-кларнета Новое издание на основе трех ранних оттисков, критического отчета и комментариев.