Jump to content

Концерт для кларнета (Моцарт)

Концерт для кларнета
автор Вольфганг Амадей Моцарт
Партитура с началом трёх частей, исторический бассет-кларнет справа.
Ключ майор
Каталог К. ​622
Стиль Классический период
Составленный 1791  ( 1791 )
Движения 3

622, Вольфганга Амадея Моцарта был Концерт для кларнета ля мажор , К. закончен в октябре 1791 года для кларнетиста Антона Штадлера . Он состоит из трех движений , следующих в последовательности быстро-медленно-быстро.

Работа была завершена за несколько недель до смерти композитора. Это должна была быть его последняя завершенная работа, и ее называли лебединой песней. Дата его первого исполнения неизвестна, но, возможно, это было 16 октября 1791 года в Праге.

Концерт был написан для исполнения на бассет-кларнете , который может играть более низкие ноты, чем обычный кларнет, но после смерти Моцарта он был опубликован с изменениями в сольной партии, позволяющими исполнение на обычных инструментах. Рукописная партитура утеряна, но со второй половины 20-го века многие исполнения этого произведения исполнялись на бассет-кларнетах в предположительной реконструкции оригинала Моцарта.

Силуэт Антона Стадлера ; эскиз его бассет-кларнета, 1794 г.

Антон Стадлер , близкий друг Моцарта, был кларнетистом-виртуозом и соавтором бассет-кларнета, инструмента с расширенным диапазоном нижних нот. [1] Он опустился до низкой (письменной) до, а не остановился на (письменной) ми, как это делают стандартные кларнеты . [2] Стадлер также был опытным игроком на бассет-горне . Моцарт впервые сочинил музыку для этого инструмента еще в 1783 году. [3] и для бассет-кларнета в 1787 году. [4] Последний присутствует в инструментарии Così fan tutte (1789). [5] В начале октября 1791 года Моцарт писал жене из Праги , что закончил «Рондо Штадлера» – третью часть Концерта для кларнета. [6] Концерт был последним крупным произведением, завершенным Моцартом; [7] Вольфганг Хильдесхаймер назвал его «последним инструментальным произведением и его последним великим завершенным произведением любого рода». [7] а критик Анри Геон назвал ее «лебединой песней» Моцарта. [8]

Автографа концерта не сохранилось, а партитура была опубликована посмертно. Единственным пережитком произведения, написанным рукой Моцарта, является отрывок из более раннего исполнения, написанного для бассет-горна солью мажора (К. 584b/621b). [9] Этот отрывок, датированный концом 1789 года, почти идентичен соответствующему разделу в опубликованной версии для ля-кларнета, хотя полностью заполнены только мелодические строки. [9] Переосмыслив произведение как концерт для бассета-кларнета, Моцарт в октябре 1791 года передал законченную рукопись Штадлеру. [10] Дата первого выступления доподлинно неизвестна, но, вероятно, это было 16 октября 1791 года в Праге. В тот день Штадлер дал там концерт, но программы не сохранилось. [11]

стандартный кларнет (сопрано) ля, бассет-кларнет ля и бассетгорн ля соль

Некоторые ноты во всем произведении выходят за рамки обычного диапазона кларнета А, но бассет-кларнет был редким инструментом, изготовленным на заказ, и когда после смерти Моцарта произведение было опубликовано, неизвестные аранжировщики сделали новую версию с низкой ноты транспонированы в обычный диапазон. Против этого были высказаны возражения: рецензент Allgemeine musikalische Zeitung отметил, что, хотя транспозиции сделали произведение пригодным для игры на стандартных кларнетах, было бы лучше опубликовать оригинальную версию Моцарта с изменениями, напечатанными меньшими нотами в качестве дополнительных альтернатив. [12]

Кларнетист Алан Хакер заметил в 1969 году, что, если бы оригинальная рукопись была опубликована, «производители производили бы и продавали бассет-кларнеты тысячами». [13] но рукопись была утеряна. Вдова Моцарта рассказала издателю, что Стадлер либо потерял ее, либо заложил, либо украл. [14] В 1801 году три разных издательства — André, Sieber и Breitkopf & Härtel — опубликовали издания произведения, все с сольной партией, адаптированной для стандартного кларнета. [15] Они стали стандартными исполнительскими изданиями. [16]

Бассет-кларнет вышел из употребления после смерти Стадлера, и оригинальных инструментов его времени не сохранилось. [n 1] Инструмент был возрожден во второй половине 20-го века: были предприняты попытки воспроизвести оригинальную версию, и были построены новые бассет-кларнеты специально для исполнения концерта Моцарта и квинтета кларнета . Некоторые из них основаны на гравюрах 1790-х годов, на которых изображен инструмент Стадлера. [18] 28 июня 1951 года в Праге чешский кларетист Йозеф Януш исполнил первое современное исполнение версии концерта, реконструированной чешским композитором Иржи Краточвилем (1924–2014), на кларнете Selmer A с нижним шарниром бассета, в котором четыре клавиши бассета управлялись большим пальцем правой руки, как на исторических инструментах. [19] В 1968 году швейцарский кларнетист Ганс Рудольф Штальдер использовал инструмент, созданный Ф. Артуром Юбелем, для исполнения версии концерта, реконструированной в сотрудничестве с Эрнстом Гессом в Аугсбурге , Германия; с Кёльнским камерным оркестром в сентябре 1968 года он сделал первую запись концерта, используя бассет-кларнет. [19] С 1984 года Сабина Мейер использовала бассет-кларнет ля ля Герберта Вурлитцера для исполнения концерта (а также квинтета кларнетов Моцарта). [20] [19]

Первая реконструкция концерта для бассет-кларнета была сделана в 1951 году Краточвилем. [19] За этим последовали реконструкции других авторов, в том числе Хесса (1968), Ханса Дейнцера (1970) и Алана Хакера (1974). [21] Наиболее часто исполняются две версии, опубликованные Беренрайтером (Кратохвиль/Гесс) и Шоттом (Веле/Мейер). [22] В 2023 году кларнетист Ричард Хейнс взялся переписать партитуру соль мажор, используя фрагмент К. 621b. С апреля 2024 года Хейнс исполняет концерт в этой версии на бассет-горне соль мажор, изготовленном для него Йохеном Зеггельке . [23]

Из всех концертов для кларнета концерт Моцарта исполняется чаще всего. [24]

Современная партитура произведения для кларнета соло ля ля, двух флейт , двух фаготов , двух валторн и струнных . Типичная продолжительность выступления — 29 минут (см. «Аудиофайлы» ниже). [ нужна ссылка ]

И. Аллегро

[ редактировать ]

Концерт открывается сонатной частью ля мажор. Форма движения следующая:

Первая тема оркестровой ритурнелью начинается радостной и светлой :

\новый балл {  \new Staff = "кларнет" {    \транспонировать ок    \относительный с'' {      \set Staff.midiInstrument = #"кларнет"      \ключ скрипичный      \key c \major      \время 4/4      \темп "Аллегро"      \set Score.tempoHideNote = ##t      \темп 4 = 120      g2\p e4.( f8) | а8(г) е-. е-. е4 р |       f4( d8) р f4( d8) р | c2( b8) r r4    }  }}

Вскоре он превращается в шквал шестнадцатых нот в нисходящей последовательности , исполняемых скрипками и флейтами, в то время как нижние инструменты продвигают пьесу вперед. После медиальной цезуры струнные начинают серию канонов перед вступлением первой заключительной темы с участием первой и второй скрипок. Вторая заключительная тема гораздо более тонкая до фанфар в последних двух тактах. Когда солист входит в такт 57, кларнет повторяет вступительную тему с ожидаемым добавленным орнаментом. По мере того как оркестр повторяет главную тему, кларнет несколькими штрихами пересекает весь диапазон инструмента.

Вторичная тема начинается в параллельном миноре и в конечном итоге тонизирует до мажор, прежде чем перейти в доминирующую тональность ми мажор. В конце части ми-мажор следует короткая пауза, во время которой солист условно импровизирует короткую эйнган (каденцию), хотя для настоящей каденции никакого контекста не предлагается. [26] Возвращается канонический материал вступительной ритурнели, на этот раз с участием кларнета, и приводит к новой особенности солистки, аккомпанирующей оркестру басом Альберти в первой заключительной теме. Возвращается оркестровая ритурнель, завершающаяся второй заключительной темой.

В разделе развития исследуются несколько новых ключевых областей, включая фа минор и ре мажор, и даже есть некоторые намеки на барокко. Перед формальной оркестровой ритурнелью, ведущей к перепросмотру , Моцарт пишет серию нисходящих последовательностей, в которых виолончели и фаготы удерживают подвесы над отрывистыми струнами.

Как это принято в форме классического концерта, в репризе солист и оркестр объединяются, а второстепенная тема изменяется, чтобы оставаться в тонике . Когда второстепенная тема подходит к концу, у кларнета появляется еще один шанс кратко поимпровизировать, и на этот раз он возглавляет следующий канонический материал. Бас Альберти и арпеджио поверх уменьшенных аккордов для солиста повторяются перед тем, как движение заканчивается веселой финальной оркестровой ритурнелью . [27]

Аллегро продолжительностью около 12 минут — самая длинная часть концерта.

II. Пословица

[ редактировать ]

В Адажио Моцарт повторно использовал Ларгетто из Кларнетового квинтета, написанного двумя годами ранее, с небольшими изменениями. [ нужна ссылка ] Многие солисты играют в Адажио каденцию , написанную Моцартом для Ларгетто. [ нужна ссылка ]

Вторая часть, имеющая округленную бинарную форму (т. е. ABA'), находится в субдоминанте ре мажор . Двухголосная 16-тактовая основная тема кантабиле сначала исполняется кларнетом соло и повторяется оркестром:

\новый балл {  \new Staff = "кларнет" {    \транспонировать ок    \относительный с' {      \set Staff.midiInstrument = #"кларнет"      \ключ скрипичный      \key f \major      \время 3/4      \темп "Адажио"      \set Score.tempoHideNote = ##t      \темп 4 = 60      с4( f4. a8) | а8( г) f4 р | c4.( f8 ac) | c8( бес) a4 r |    }  }}

В секции B, в которой всегда выделяется сольная партия, используется регистр шалюмо (самый низкий), включая (в реконструированной версии) бассетные тона до (письменного) C 3 (звучание A 2 ), самого низкого тона, который бассет кларнет в ля умеет играть, [28] [29] а также использует боевой регистр (средний регистр). За этим разделом в такте 59 следует вышеупомянутая каденция, за которой, в свою очередь, следует первая тема, исполняемая кларнетом на фортепиано (иногда пианиссимо ), которая завершает часть кодой.

III. Рондо: Аллегро

[ редактировать ]

Концерт заканчивается частью ля мажор. Эта часть представляет собой смесь форм сонаты и рондо , которую Моцарт развил в своих фортепианных концертах, в первую очередь в Концерте для фортепиано с оркестром ля мажор, К. 488 . [30] Это форма A–B–A–C–A–B–A, при этом средняя A представляет собой более короткое повторение темы, в отличие от обычной формы рондо , которая является ABACA.

Движение открывается веселой темой:

\новый балл {  \new Staff = "кларнет" {    \транспонировать ок    \относительный с' {      \set Staff.midiInstrument = #"кларнет"      \ключ скрипичный      \key c \major      \время 6/8      \темп "Аллегро"      \set Score.tempoHideNote = ##t      \темп 8 = 240      \partial 16*2 e16( ж) | g8-. г-. г-. a16( г фис кляп) |      f!4.( e8) r c'16( b) | а8-. а-. а16( ж) f8-. f16(ред.) |      b8-.( c-. цис-.) dr    }  }}

Этот припев перемежается эпизодами, либо перекликающимися с этим настроением, либо напоминающими более темные краски первой части:

  • В первом ля (такты 1–56) солист разговаривает с оркестром, часто одна фраза плавно переходит в другую. В каком-то смысле оркестр и солист конкурируют друг с другом: чем решительнее заявление оркестра, тем виртуознее ответ кларнета.
  • Первая си (такты 57–113) начинается с лирической темы и в конечном итоге включает в себя хроматизм и несколько очень драматичных линий, характеризующих расширенный диапазон бассет-кларнета.
  • Вторая ля (114–137) звучит снова ненадолго, прежде чем оркестр переходит прямо к заключительной теме исходной части ля, на этот раз используя нисходящую последовательность и гемиолу , модулирующую относительный минор .
  • Секция C (такты 137–177), по словам музыковеда Колина Лоусона , содержит «одну из самых драматичных демонстраций бассет-кларнета во всем концерте, включающую впечатляющие прыжки и диалог между регистрами сопрано и баритона». [31] Начиная с фа минор, эта часть в конечном итоге переходит обратно в ля мажор.
  • Такты 178–187 служат третьей ля. Далеко не полной постановкой припева, в этом разделе Моцарт устанавливает мотив из части ля как последовательность нисходящих терций, приводящую к остановке на доминантном аккорде .
  • Второй B (такты 188–246) начинается так же, как и первый, но расширен и исследует некоторые другие ключевые области. Это дает солисту частую возможность проявить хроматические фигурации , а композитору — продемонстрировать свое творчество в обработке материала.
  • Припев (такты 247–301) звучит в последний раз, наконец, целиком, прежде чем перейти к коде (такты 301–353). Здесь тема рондо развивается драматически, используя весь диапазон кларнета. Кода нарастает до тех пор, пока не наступает короткая пауза, позволяющая соло кларнета привести оркестр к еще одному расширенному изложению темы А, за которым следует уже знакомая оркестру заключительная тема А. [32]
Аудиофайлы Концерта для кларнета Моцарта


Первая запись концерта, сделанная в 1929 году ( Brunswick Records 20076-8), содержала солистом Гайдна Дрейпера под управлением Кларенса Рейбоулда . За этим последовали записи с Луиджи Амодио и Франсуа Этьеном в качестве солистов. Известно, что ни одна из этих трех версий не сохранилась. [15] Первые записи реконструированного аналога были сделаны в сентябре 1968 года швейцарским кларнетистом Гансом Рудольфом Сталдером и Кёльнским камерным оркестром под управлением Гельмута Мюллера-Брюля . Для этого и для концертных выступлений Штальдер заказал современный бассет-кларнет Boehm, построенный на фабрике Ф. Артура Юбеля в Маркнойкирхене , Саксония . [22]

Первая запись с использованием реконструкции старинного бассет-кларнета была сделана в 1973 году на лейбле EMI ​​с Хансом Дейнцером и Collegium Aureum без дирижера . [15] Части концерта звучат в партитуре «Речи короля» (2010; только оркестровые партии), а Адажио звучит в «Из Африки» (1985) с солистом Джеком Браймером. [33]

Другие записи концерта включают:

Год Солист Дирижер Оркестр Этикетка
1940 Реджинальд Келл Малькольм Сарджент Лондонская филармония хмв
1949 Леопольд Влах Герберт фон Караян Венская филармония Колумбия
1952 Луи Каузак Могенс Вёльдике Датская радиопалата Общество Гайдна
1957 Бенни Гудман Чарльз Мунк Бостонский симфонический оркестр РКА
1958 Бернард Уолтон Герберт фон Караян Филармонический оркестр Уорнер Классикс
1960 Джек Браймер сэр Томас Бичем Королевская филармония хмв
1960 Жервас де Пейер Питер Мааг Лондонский симфонический оркестр Декка
1961 Энтони Джильотти Юджин Орманди Филадельфийский оркестр Колумбия
1972 Карл Лейстер Герберт фон Караян Берлинская филармония Немецкий граммофон
1974 Альфред Принц Карл Бём Венская филармония Немецкий граммофон
1985 Тея Кинг Джеффри Тейт Английская палата Гиперион
1989 Ричард Штольцман Александр Шнайдер Английская палата Золотая печать RCA Виктора
1989 Карл Лейстер Невилл Марринер Академия Святого Мартина в полях Филипс
1990 Колин Лоусон Рой Гудман Ганноверский оркестр Нимбус Отчеты
1990 Сабина Мейер Ганс Вонк Государственная капелла Дрездена я
1990 Энтони Пэй Кристофер Хогвуд Академия старинной музыки Издания де l’Oiseau-Lyre
1992 Дэвид Шифрин Джерард Блэк В основном фестиваль Моцарта Делос
1993 Жак Ланселот Жан-Франсуа Пайяр Палата Пайяра Эрато
1994 Эрнст Оттензамер сэр Колин Дэвис Венская филармония Филипс
1998 Франклин Коэн Кристоф фон Донаньи Кливленд Декка
1988 Вольфганг Мейер Николас Арнонкур Венский музыкальный концерт Тельдек
1998 Дитер Клёкер Дитер Клёкер Пражская палата ЦРТ
1998 Сабина Мейер Клаудио Аббадо Берлинская филармония я
2002 Чарльз Нейдич Камерный оркестр Орфей Немецкий граммофон
2003 Мартин Фрёст Питер Унджан Амстердамская симфониетта [ nl ] ДО
2004 Энтони Пайк Ральф Готони Английская палата Ави
2007 Лоренцо Коппола Готфрид фон дер Гольц Фрайбургский барочный оркестр Гармония мира
2008 Джоан Энрик Луна Энтони Пэй Английская палата Кала Рекордс
2010 Корнел Волак Керри Стрэттон Словацкая симфониетта Записи, выбранные артистом
2010 Себастьян Манц Корнелиус Мейстер Симфонический оркестр Баварского радио БР Классик
2011 Шэрон Мэн Шэрон Мэн Филармония Гайдна [ де ] Берлинская классика
2012 Эмма Джонсон Эмма Джонсон Королевская филармония Облако
2012 Бенджамин Дилтьенс Леонардо Гарсиа Аларкон Барокко Нового Века Амброне
2013 Майкл Коллинз Майкл Коллинз Шведская палата Чандос
2013 Чарльз Нейдич Оркестр Только натуральные материалы Отчеты Бременского радиохолла
2013 Патрик Мессина Риккардо Мути Национальный оркестр Франции Радио Франции
2013 Эрик Хоприч Франс Брюгген Оркестр восемнадцатого века Philips Records , Глосса Мьюзик
2013 Алессандро Карбонаре Клаудио Аббадо Оркестр Моцарта Немецкий граммофон
2013 Мартин Фрёст Мартин Фрёст Немецкая камерная филармония Бремена ДО
2014 Джулиан Блисс Марио Вензаго Королевская Северная Симфония Сигнум Классика
2016 Йорг Видманн Питер Ружичка Немецкий симфонический оркестр Берлина Орфей
2018 Влад Веверберг Коллектив Терра Нова И так далее
2018 Руланд Хендрикс Мартин Брэббинс Лондонская филармония ЭПР Классик
2018 Жюльен Эрве Густаво Химено Роттердамская филармония NoMadМузыка
2023 Пьер Жениссон Джейкоб Леманн Кёльнский концерт Эрато

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Бассет-кларнет, датируемый примерно 1840 годом, находится в немецкой коллекции, а экземпляр более позднего XIX века находится в коллекции в Оксфорде , но по своей конструкции они отличаются от инструмента Штадлера. [17]
  1. ^ Пулен, с. 67
  2. ^ Хакер, с. 359
  3. ^ Пулен, с. 70
  4. ^ Пулен, с. 73
  5. ^ Пулен, с. 74
  6. ^ Пулен, стр. 74–74.
  7. ^ Перейти обратно: а б Хильдесхаймер, с. 352
  8. ^ Цитируется по Уорду, с. 150
  9. ^ Перейти обратно: а б Хакер, стр. 360 и 361.
  10. ^ Пулен, с. 75
  11. ^ Пулен, с. 75; и Лоусон, с. 35
  12. ^ Цитируется по Пулену, с. 76
  13. ^ Хакер, с. 360
  14. ^ Пулен, стр. 75–76.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Маккарти
  16. ^ Адельсон, с. 157
  17. ^ Шеклтон
  18. ^ Адельсон, с. 158
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Грасс, Томас и Дитрих Демус, Начало изготовления бассет-кларнета в 20 веке в Rohrblatt, Zeitschrift für Klarinette, Oboe und Fagot (Журнал для кларнета, гобоя и фагота) 2004, буклет 1, стр. 36–39
  20. ^ Король, Гисберт. Путешествие по немецкому ландшафту изготовления кларнетов в Рорблатте 2023, р. 3, с. 112 ( PDF)
  21. ^ Гесс, Эрнст. «Первоначальная форма Концерта для кларнета KV 622», Ежегодник Моцарта Центрального института исследований Моцарта Международного фонда Моцартеум (Зальцбург, 1968), стр. 18–30; Краточвил, Иржи. «Соображения по поводу оригинальной версии Концерта для кларнета и квинтета для кларнета и струнных В. А. Моцарта», Экстайн, Павел (ред.) Международная конференция о жизни и творчестве В. А. Моцарта , отчет (Прага, 1956), стр. 262 –271 ;Краточвил, Иржи. «Является ли версия концерта для кларнета Моцарта и квинтета кларнета, используемая сегодня, аутентичной?», Contributions to Musicology, 1960 2 (1), стр. 27–34.
    * Штребель, Харальд, «Насколько аутентичны текстовые версии Концерта для кларнета Моцарта KV 622 и Квинтета для кларнета KV 581, представленные NMA?» Новые предложенные решения для реконструкции «Urtexts» Моцарта, Quinto Seminario di Filologia Musicale, Моцарт 2006, Г. Форнари (редактор), стр. 87–113.
  22. ^ Перейти обратно: а б Колин Лоусон и Джулиан Раштон (1996), Кембриджские музыкальные справочники, издательство Кембриджского университета (редактор), Моцарт , издательство Кембриджского университета, стр. 51, ISBN  0-521-47929-0
  23. ^ Король, Гисберт. Путешествие по немецкому ландшафту изготовления кларнетов в Рорблатте 2023, р. 3, с. 115 ( PDF)
  24. ^ «Концерт для кларнета Моцарта ля мажор KV 622 – ноты» . Стретта Музыка . Проверено 4 июля 2024 г.
  25. ^ Лоусон, с. 62
  26. ^ Лоусон, с. 76
  27. ^ Лоусон, с. 65
  28. ^ Фокс, Стивен. «Бассет-кларнет и преобразование бассета» . Стивен Фокс Кларнеты . Архивировано из оригинала 23 декабря 2018 г.
  29. ^ Райс, Альберт Р. (2016). «Бассет-кларнет: инструменты, производители и патенты». В Либин Л. (ред.). Инструментальная одиссея: дань уважения Герберту Хейду . Хиллсдейл, Нью-Йорк: Pendragon Press. стр. 157–178. ISBN  978-1-57647-252-1 .
  30. ^ Розен, с. 118
  31. ^ Лоусон, с. 70
  32. ^ Лоусон, с. 71
  33. ^ «Откройте для себя заново «Концерт для кларнета» Моцарта » . uОткройте для себя музыку . 16 октября 2023 г. Проверено 2 июля 2024 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 85f8cfca88b1554bf4b5be19f726e7ad__1722190380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/ad/85f8cfca88b1554bf4b5be19f726e7ad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Clarinet Concerto (Mozart) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)