Концерт для флейты, арфы и оркестра (Моцарт)
Концерт для флейты, арфы и оркестра | |
---|---|
Моцарта В. А. | |
Ключ | До мажор |
Каталог | К. 299/297с |
Жанр | Концерт |
Стиль | Классический период |
Составленный | Апрель 1778 г. |
Движения | Три ( Аллегро , Андантино , Рондо–Аллегро ) |
Концерт для флейты, арфы и до мажор , К. оркестра 299/297c — концерт Вольфганга Амадея Моцарта для флейты , арфы и оркестра . Это один из двух настоящих двойных концертов , которые он написал (второй — его Концерт для фортепиано с оркестром № 10 ; хотя его Концертную симфонию для скрипки, альта и оркестра с таким же успехом можно было бы считать «двойным концертом»), а также единственное музыкальное произведение Моцарта для арфы. [1] Это произведение является одним из самых популярных концертов в репертуаре, и его часто можно встретить на записях, посвященных одному из представленных в нем инструментов.
История
[ редактировать ]Моцарт написал концерт в апреле 1778 года, во время своего семимесячного пребывания в Париже. Он был заказан флейтистом Адриеном-Луи де Боньером, герцогом Гиным (1735–1806), для себя и своей старшей дочери Марии-Луизы-Филиппины (1759–1796), арфистки, которая играла уроки композиции у композитора в доме герцога, в отеле Кастри . Моцарт заявил в письме своему отцу , что, по его мнению, герцог играл на флейте «чрезвычайно хорошо», а игра Мари на арфе была «великолепной». Однако, изучая композицию, Моцарт нашел Марию совершенно некомпетентной. Герцог (до 1776 года граф де Гинес), аристократ, которого Моцарт презирал, никогда не платил композитору за это произведение, и вместо этого Моцарту через экономку де Гина предложили только половину ожидаемой платы за уроки. Но он отказался. (За репетиторство Моцарту причитались шесть Золотых Луи .) Мало что известно о ранней истории исполнения произведения, хотя кажется вероятным, что первыми его исполнили отец и дочь. [2]
В классический период арфа все еще находилась в стадии разработки и не считалась стандартным оркестровым инструментом. Его больше считали щипковым фортепиано. [3] Поэтому арфа и флейта считались крайне необычным сочетанием. В настоящее время репертуар для дуэта флейты и арфы значительно расширился, особенно без оркестра. Большая часть этого репертуара была написана композиторами девятнадцатого века. Однако мнение Моцарта об арфе было в лучшем случае сомнительным, поскольку он никогда не писал ни одного произведения, в котором она использовалась.
Моцарт, вполне вероятно, сочинил это произведение, учитывая особые музыкальные способности герцога и его дочери. Вероятно, большую часть этого концерта он написал в доме Жозефа Легро , директора Concert Spirituel . Месье Легро предоставил Моцарту дома клавиатуру, чтобы он мог сочинять музыку. (Моцарт, возможно, также сочинил часть концерта в своей второй парижской квартире, где он останавливался со своей матерью, на улице дю Гро Шене.)
По сути, это произведение представляет собой Концертную симфонию , которая в то время была чрезвычайно популярна в Париже. [1] Сегодня концерт часто исполняют камерные ансамбли, поскольку он технически и элегантно сложен для обоих соло инструментов, которые он требует. Его также часто играют оркестры, чтобы продемонстрировать таланты своих флейтистов и арфистов.
Партия арфы больше похожа на адаптацию фортепианной пьесы, чем на оригинальную партию арфы; это особенно очевидно в моделях из пяти и десяти нот во всех трех движениях , которые не так легко попадали бы под пальцы арфиста, поскольку пятые пальцы обычно не используются, хотя они считались частью ранней техники игры на арфе. [ нужна ссылка ] . нет Полных, насыщенных глиссанди есть контрапункт , и хотя в партии арфы , она обычно не включает в себя пышных аккордов. Моцарт не включал никаких каденций , что обычно для его сочинений. собственных [4] Альфред Эйнштейн утверждает, что каденции Моцарта к этому произведению были утеряны. Часто исполняются несколько популярных каденций, например, Карла Райнеке , но многие флейтисты и арфисты решили написать свои собственные. Андре Превен также написал каденции для этого произведения.
Форма и движения
[ редактировать ]Концерт написан для двух гобоев , двух натуральных валторн до мажор, флейты соло , арфы соло и струнных .
Солисты пьесы иногда играют с оркестром, а иногда выступают дуэтом, пока оркестр отдыхает. Флейта и арфа чередуются, исполняя мелодию и сопровождающие ее строки. В некоторых отрывках они также создают контрапункт друг другу. Концерты Моцарта стандартны в том, как они гармоничны, а также в том, что они придерживаются трехчастной формы: быстро-медленно-быстро:
И. Аллегро
- Оркестр исполняет обе темы. Первое присутствует сразу, а второе вводится рогом. Обе темы подпадают под традиционную сонатную форму . Затем соли переделывают уже существующие темы. [4]
II. Андантино
- Короткие фразы в этой части вводятся струнными и становятся лирически расширенными. Далее это развивается в четыре вариации на эту тему. Каденция в этой части к концу четвертой вариации переходит в коду , в которой оркестр и соло сосредотачиваются на лирической теме. [4] Тональность фа мажор , валторна молчит.
- Форма этой части: A–B–A–C–A–B–A, типичная форма сонаты-рондо . Единственное незначительное отличие от стандартной формы сонаты-аллегро — это третье появление темы «А» в параллельном миноре . Концерт заканчивается тремя аккордами форте до мажор.
Издания и записи
[ редактировать ]В дополнение к многочисленным каденциям, из которых исполнители могут выбирать, существует также несколько изданий этого произведения. Одним из таких примеров является арфист, аранжировщик и композитор Карлос Сальседо . Он редактирует аппликатуры в первой части, переписывает трели, чтобы облегчить исполнение музыки исполнителю во второй части, и делит большую часть партии правой руки между двумя руками в третьей части. Однако из-за этого стиль Моцарта был несколько утрачен, и некоторые люди обвиняли его в «изменении Моцарта», учитывая, что это одно из его самых популярных произведений, которое часто исполняется в стандартном классическом репертуаре. Многие профессионалы стараются сыграть максимально оригинальную версию этого двойного концерта, однако из-за большого количества редакций это может оказаться затруднительным. [ нужна ссылка ] Каденции Карла Райнеке чаще всего используются для исполнения этого произведения. [3]
Доступно множество записей этого произведения. Джеймс Голуэй много раз исполнял и записывал это произведение с такими арфистами, как Фриц Хельмис, [6] Мариса Роблес , [7] и Энн Хобсон Пилот . [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бриско, Дуг. Примечания к программе . Бостонский классический оркестр . Архивировано 9 октября 2008 г.
- ^ Хорсли, Пол. Программные заметки от 22 июня 2004 г. Филадельфийский оркестр . Архивировано 12 февраля 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сальседо, Карлос. «Редактирование Концерта для флейты и арфы Моцарта». Американское общество арфистов . Том. 18, № 4, зима 2002 г., с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б с Пол Сероцкий: «Моцарт-концерт для флейты и арфы» , MusicWeb International, изд. Роб Барнетт
- ^ НМА V/14/6, с. 46
- ^ «Спотифай» . open.spotify.com . Проверено 11 сентября 2023 г.
- ^ Сэр Джеймс Голуэй играет Концерт Моцарта для флейты, арфы и оркестра до мажор, K 299 , получено 11 сентября 2023 г.
- ^ «Поиск в истории производительности» . archives.bso.org . Проверено 11 сентября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт до мажор для флейты, арфы и оркестра KV 299 (297c) : партитура и критический отчет (на немецком языке) в издании Neue Mozart.
- Концерт для флейты, арфы и оркестра, K. 299 (WA Mozart) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Дискография и онлайн записи , Моцартеум
- Запись живого видео на YouTube
- 2-я часть, 8:27 на YouTube