Кларнет-квинтет (Моцарт)
Кларнет-квинтет | |
---|---|
автор Вольфганг Амадей Моцарт | |
![]() Партитура с историческим бассет-кларнетом | |
Ключ | майор |
Каталог | К. 581 |
Преданность | Антон Стадлер |
Продолжительность | 35 минут |
Движения |
|
Подсчет очков |
|
Премьера | |
Дата | 22 декабря 1789 г. |
Расположение | Общество Тонкунстлера в Вене |
Исполнители |
|
Вольфганга Амадея Моцарта , Кларнетовый квинтет K. 581 , был написан в 1789 году для кларнетиста Антона Штадлера . Кларнетовый квинтет — произведение для одного кларнета и струнного квартета . Хотя изначально оно было написано для бассет-кларнета , [ 1 ] в современных исполнениях его обычно играют на кларнете в ля. Это единственный завершенный кларнетовый квинтет Моцарта и одно из самых ранних и самых известных произведений, написанных специально для этого инструмента. Оно и по сей день остается одним из самых почитаемых произведений композитора. Иногда квинтет называют квинтетом Штадлера; Так описал это Моцарт в письме от апреля 1790 года. [ 2 ] Моцарт также написал для Штадлера трио для кларнета, альта и фортепиано, так называемое Трио Кегельштатта , в 1786 году. Стадлер был другом Моцарта, который был очень талантлив в игре на инструменте.
Состав и премьера
[ редактировать ]Композитор указал, что произведение было закончено 29 сентября 1789 года. [ 3 ] Премьера состоялась 22 декабря того же года на одном из четырех ежегодных венских выступлений Tonkünstler -Societät , организации, существовавшей для финансирования пенсий вдовам и сиротам музыкантов. Главным предметом программы была кантата Il natale d'Apollo Винченцо Ригини « »; Произведение Моцарта было исполнено между двумя половинами этого произведения. Сольную партию кларнета взял Стадлер, первую партию скрипки — Йозеф Зистлер (1744–1794). [ 4 ]
Структура
[ редактировать ]Работа состоит из следующих четырех частей. [ 3 ] и при запланированных повторениях имеет продолжительность от 31 до 38 минут, обычно примерно 35 минут.
- Аллегро, [ 5 ] Мажор , время = 4
4 , 197 тактов, где повторяются такты с 1 по 79 и с 80 по 197. [ 3 ] Эта часть демонстрирует типичную сонатную форму. [ 6 ] с изложением, развитием и перепросмотром. - Ларгетто, ре мажор , время = 3
4 , 85 бар [ 3 ] - Менуэт с Трио I ля минор и Трио II ля мажор, время = 3
4 , 31+41+51 бар. Здесь также повторяются отдельные разделы. [ 3 ] - Аллегретто с вариациями ля мажор (Вариация III ля минор ), время = 2
2 . За изложением темы с 16 тактами следуют четыре вариации, трижды по 16 и один раз по 20 тактов. За этим следуют две в основном независимые небольшие части: Адажио с 21 тактом и Аллегро с 36 тактами. Здесь тоже повторение отдельных разделов. [ 3 ]
Первое движение
[ редактировать ]Первая часть задает настроение всему произведению. Во всех частях у него красивые подвижные линии, а во второй половине по струнам передается виртуозный ход, основанный на материале второго раздела экспозиции.
- Основная тема
Второе движение
[ редактировать ]Вторая часть открывается шеститактовым переходом вместо центральной развивающей части , которая противопоставляет первую часть, состоящую в основном из мелодии кларнета на приглушенных струнах, второй группе тем, в которой, как и в первой части, несколько восходящих ходов. гамм отдаются первой скрипке, чередуясь с краткими фразами мелодии кларнета. Эти гаммы отдаются кларнету в репризе (51 такт). В последних нескольких тактах части, более хроматических , чем остальные, гаммы превращаются в триольные арпеджио, чередующиеся между струнами под заключительные фразы кларнета.
Третья часть
[ редактировать ]Третья часть состоит из менуэта и, что необычно, двух трио. Первое трио предназначено только для струнных, с темой, в которой есть фирменная акчаккатура каждые несколько нот . Второе трио представляет собой соло кларнета над струнными, тогда как в менуэте роли распределяются более равномерно.
Четвертое движение
[ редактировать ]Финал имеет вариационную форму , неожиданно заменяющую более традиционное рондо. [ 7 ] Есть пять вариаций. [ 6 ] Тема состоит из двух повторяющихся частей, к которым присоединяется кларнет, но только в нескольких тактах. Как это часто бывает с Моцартом, структура фраз в целом одинакова во всех вариациях, даже если другие качества меняются - тема состоит из четырех четырехтактовых фраз (Моцарт часто более нерегулярен в своих фразах, чем эта), первая из которых гармонично идет от А до Е. , второй обратно от Е к А и т. д. и аналогично с вариациями.
Первая из его вариаций дает кларнету новую тему, контрапункт с темой вариаций, разделенных между квартетом. Второй чередует фразы для квартета только с фразами для полного квинтета, причем последние отвечают первым. Третья, ля минор, также начинается без кларнета. В нем присутствует мелодия альта – также с фирменной акчаккатурой – которую иногда называют рыданием. Кларнет присоединяется, чтобы закончить. Мажорный лад возвращается в четвертой вариации, как и основная тема под виртуозный аккомпанемент полуквавера , отданный кларнету только в первой повторной половине, первой скрипке и кларнету во второй. Есть четыре такта драматических прерываний, ведущих к паузе; следующая вариация — лирическое Адажио. Переход приводит к коде Allegro , содержащей большую часть вариаций.
- Тема
Анализ
[ редактировать ]Моцарта есть ряд сходств Между этим квинтетом и Концертом для кларнета . Обе написаны в тональности ля мажор и написаны для одного и того же солиста Антона Стадлера . Обе пьесы написаны для бассет-кларнета , имеющего расширенный нижний диапазон. Кроме того, первая тема первой части каждой пьесы начинается с падающей второстепенной трети . Обе вторые части написаны в одной тональности ( ре мажор ), имеют схожие характеры и множество схожих фраз, хотя и имеют разные темповые обозначения. имеется прямое цитирование двух тактов Во второй части Квинтета линии кларнета во второй части Концерта .
Альфред Эйнштейн [ 2 ] отмечает, что, хотя кларнет «преобладает как primus inter pares » (первый среди равных), это, тем не менее, «наилучшее камерное музыкальное произведение», и роли распределяются более равномерно, чем в более концертном квинтете для духовых и струнных инструментов.
Фрагмент второго кларнетового квинтета
[ редактировать ]Существует фрагмент партитуры второго (хотя, возможно, написанного первым) квинтета кларнетов си-бемоль мажор которого , полное изложение сохранилось. [ 8 ] Вполне возможно, что Моцарт завершил часть , поскольку партитура продолжается в разделе развития на последней сохранившейся странице. [ 8 ] Этот фрагмент вряд ли является эскизом , так как на нем нет пометок исправлений. (Однако многие тематические идеи фрагмента Моцарт повторно использовал в том же порядке в первой части своего струнного квартета К. 589 . [ 9 ] ) Тем не менее, квинтет К. 581 ля мажор — единственное сохранившееся полное произведение Моцарта для квинтета кларнета.
Фрагмент Рондо ля мажор
[ редактировать ]Фрагмент в A, Anhang 88, для бассет-кларнета в A и струнного квартета, возможно, изначально был задуман как четвертая часть KV 581. Фрагмент из 111 тактов с редкой нотной записью разделяет вступительную тему арии Феррандо, №. 24, от Così fan tutte . Несколько музыкантов завершили свои работы, в том числе Отто Бах (1870 г.), Роберт Левин (2012 г.) и Крейг Хилл (2022 г.).
В популярной культуре
[ редактировать ]В « Прощай, прощай и аминь », заключительном эпизоде американского телесериала M*A*S*H , Чарльз Винчестер узнает, что пятеро сдавшихся ему китайских солдат — музыканты, один из которых играет тему из Кларнетового квинтета. и Винчестер начинает учить их всему произведению. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Oxford Music Online , «Бассет-кларнет», Николас Шеклтон
- ^ Jump up to: а б Эйнштейн (1945), с. 194
- ^ Jump up to: а б с д и ж Квинтет в КВ 581: Партитура, новое издание Моцарта
- ^ Дойч, Отто Эрих (1965). Моцарт: Документальная биография . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. п. 359 .
- ↑ В версии партитуры CF Peters Leipzig это движение отмечено как Allegretto.
- ^ Jump up to: а б Хоффер, Чарльз (2008). Книги Cengage Advantage: слушаем музыку сегодня . Cengage Обучение. стр. 135–137. ISBN 978-0-495-56576-5 . Проверено 29 января 2019 г.
- ^ Варрак, с. 3
- ^ Jump up to: а б «Квинтетная часть си мажор, KV Anh. 91 (516c)» . Путеводитель по камерной музыке (на немецком языке). Майнц: Вилла Музыка Рейнланд-Пфальц . Проверено 29 января 2019 г.
- ^ «Квинтет Фрагмент КВ 516с» . 11 ноября 2020 г.
- ^ Стивен М. Клюгевич (15 марта 2014 г.). «Доктор Винчестер, Моцарт и дьявол» . Образный консерватор .
Источники
- Эйнштейн, Альфред . перевод Менделя А. и Бродера Н. Моцарта, Его характер, его творчество. Dover Publications в мягкой обложке, переиздание 1972 года издания Oxford University Press 1945 года. ISBN 978-0-19-500732-9 .
- Варрак, Джон . «Мягкость зрелости». Примечания к Моцарту/Брамсу, кларнетовым квинтетам, Гарольду Райту и камерным исполнителям Бостонского симфонического оркестра, Philips, 1993.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Квинтет в A KV 581 : партитура и критический отчет (на немецком языке) в New Mozart Edition.
- Квинтет кларнета ля мажор : партитуры в рамках проекта International Music Score Library Project
- Кларнет-квинтет (Моцарт) в проекте Mutopia
- Видео, 1-я часть на YouTube , 2-я часть ; 3-я часть , 4-я часть — Видео вышеупомянутой записи с Владом Вевербергом и коллективом Terra Nova.