Jump to content

Кларнет-квинтет (Моцарт)

Кларнет-квинтет
автор Вольфганг Амадей Моцарт
Партитура с историческим бассет-кларнетом
Ключ майор
Каталог К. 581
Преданность Антон Стадлер
Продолжительность 35 минут
Движения
  • Аллегро
  • Ларгетто
  • Менуэтто – Трио I – Трио II
  • Аллегретто с вариациями
Подсчет очков
  • (Бассет) кларнет ля ля
  • скрипка я
  • скрипка II
  • альт
  • виолончель
Премьера
Дата 22 декабря 1789 г.
Расположение Общество Тонкунстлера в Вене
Исполнители
  • Антон Стадлер (кларнет)
  • Джозеф Зистлер (скрипка)
  • Моцарт (альт)
  • другие неизвестны

Вольфганга Амадея Моцарта , Кларнетовый квинтет K. 581 , был написан в 1789 году для кларнетиста Антона Штадлера . Кларнетовый квинтет — произведение для одного кларнета и струнного квартета . Хотя изначально оно было написано для бассет-кларнета , [ 1 ] в современных исполнениях его обычно играют на кларнете в ля. Это единственный завершенный кларнетовый квинтет Моцарта и одно из самых ранних и самых известных произведений, написанных специально для этого инструмента. Оно и по сей день остается одним из самых почитаемых произведений композитора. Иногда квинтет называют квинтетом Штадлера; Так описал это Моцарт в письме от апреля 1790 года. [ 2 ] Моцарт также написал для Штадлера трио для кларнета, альта и фортепиано, так называемое Трио Кегельштатта , в 1786 году. Стадлер был другом Моцарта, который был очень талантлив в игре на инструменте.

Состав и премьера

[ редактировать ]

Композитор указал, что произведение было закончено 29 сентября 1789 года. [ 3 ] Премьера состоялась 22 декабря того же года на одном из четырех ежегодных венских выступлений Tonkünstler -Societät , организации, существовавшей для финансирования пенсий вдовам и сиротам музыкантов. Главным предметом программы была кантата Il natale d'Apollo Винченцо Ригини « »; Произведение Моцарта было исполнено между двумя половинами этого произведения. Сольную партию кларнета взял Стадлер, первую партию скрипки — Йозеф Зистлер (1744–1794). [ 4 ]

Структура

[ редактировать ]

Работа состоит из следующих четырех частей. [ 3 ] и при запланированных повторениях имеет продолжительность от 31 до 38 минут, обычно примерно 35 минут.

  1. Аллегро, [ 5 ] Мажор , время = 4
    4
    , 197 тактов, где повторяются такты с 1 по 79 и с 80 по 197. [ 3 ] Эта часть демонстрирует типичную сонатную форму. [ 6 ] с изложением, развитием и перепросмотром.
  2. Ларгетто, ре мажор , время = 3
    4
    , 85 бар [ 3 ]
  3. Менуэт с Трио I ля минор и Трио II ля мажор, время = 3
    4
    , 31+41+51 бар. Здесь также повторяются отдельные разделы. [ 3 ]
  4. Аллегретто с вариациями ля мажор (Вариация III ля минор ), время = 2
    2
    . За изложением темы с 16 тактами следуют четыре вариации, трижды по 16 и один раз по 20 тактов. За этим следуют две в основном независимые небольшие части: Адажио с 21 тактом и Аллегро с 36 тактами. Здесь тоже повторение отдельных разделов. [ 3 ]

Первое движение

[ редактировать ]

Первая часть задает настроение всему произведению. Во всех частях у него красивые подвижные линии, а во второй половине по струнам передается виртуозный ход, основанный на материале второго раздела экспозиции.


\relative есть { \set Staff.midiInstrument = #"скрипка"
  \темп "Аллегро"
  \время 4 = 126
  \ключ к \major
  \время 4/4
  е2(цис | ба) | b4(цис дб) | gis2(а) | фис4( аеа) | e2 d4.(\startTrillSpan cis16\stopTrillSpan d) | цис4 
}
Основная тема

Второе движение

[ редактировать ]

Вторая часть открывается шеститактовым переходом вместо центральной развивающей части , которая противопоставляет первую часть, состоящую в основном из мелодии кларнета на приглушенных струнах, второй группе тем, в которой, как и в первой части, несколько восходящих ходов. гамм отдаются первой скрипке, чередуясь с краткими фразами мелодии кларнета. Эти гаммы отдаются кларнету в репризе (51 такт). В последних нескольких тактах части, более хроматических , чем остальные, гаммы превращаются в триольные арпеджио, чередующиеся между струнами под заключительные фразы кларнета.

Третья часть

[ редактировать ]

Третья часть состоит из менуэта и, что необычно, двух трио. Первое трио предназначено только для струнных, с темой, в которой есть фирменная акчаккатура каждые несколько нот . Второе трио представляет собой соло кларнета над струнными, тогда как в менуэте роли распределяются более равномерно.

Четвертое движение

[ редактировать ]

Финал имеет вариационную форму , неожиданно заменяющую более традиционное рондо. [ 7 ] Есть пять вариаций. [ 6 ] Тема состоит из двух повторяющихся частей, к которым присоединяется кларнет, но только в нескольких тактах. Как это часто бывает с Моцартом, структура фраз в целом одинакова во всех вариациях, даже если другие качества меняются - тема состоит из четырех четырехтактовых фраз (Моцарт часто более нерегулярен в своих фразах, чем эта), первая из которых гармонично идет от А до Е. , второй обратно от Е к А и т. д. и аналогично с вариациями.

Первая из его вариаций дает кларнету новую тему, контрапункт с темой вариаций, разделенных между квартетом. Второй чередует фразы для квартета только с фразами для полного квинтета, причем последние отвечают первым. Третья, ля минор, также начинается без кларнета. В нем присутствует мелодия альта – также с фирменной акчаккатурой – которую иногда называют рыданием. Кларнет присоединяется, чтобы закончить. Мажорный лад возвращается в четвертой вариации, как и основная тема под виртуозный аккомпанемент полуквавера , отданный кларнету только в первой повторной половине, первой скрипке и кларнету во второй. Есть четыре такта драматических прерываний, ведущих к паузе; следующая вариация — лирическое Адажио. Переход приводит к коде Allegro , содержащей большую часть вариаций.


  \relative c'' { \set Staff.midiInstrument = #"скрипка"
  \key a \major
  \время 2/2
  \tempo "Аллегретто с вариациями"
  \темп 4 = 132
  e4-.\p e-. цис-. цис-.
  д8. (e16 fis8. d16 ) b4-. б-.
  а-. а-. б-. б-.
  a4.\startTrillSpan (gis16 \stopTrillSpan a) gis2-!
}
Тема

Моцарта есть ряд сходств Между этим квинтетом и Концертом для кларнета . Обе написаны в тональности ля мажор и написаны для одного и того же солиста Антона Стадлера . Обе пьесы написаны для бассет-кларнета , имеющего расширенный нижний диапазон. Кроме того, первая тема первой части каждой пьесы начинается с падающей второстепенной трети . Обе вторые части написаны в одной тональности ( ре мажор ), имеют схожие характеры и множество схожих фраз, хотя и имеют разные темповые обозначения. имеется прямое цитирование двух тактов Во второй части Квинтета линии кларнета во второй части Концерта .

Альфред Эйнштейн [ 2 ] отмечает, что, хотя кларнет «преобладает как primus inter pares » (первый среди равных), это, тем не менее, «наилучшее камерное музыкальное произведение», и роли распределяются более равномерно, чем в более концертном квинтете для духовых и струнных инструментов.

Фрагмент второго кларнетового квинтета

[ редактировать ]

Существует фрагмент партитуры второго (хотя, возможно, написанного первым) квинтета кларнетов си-бемоль мажор которого , полное изложение сохранилось. [ 8 ] Вполне возможно, что Моцарт завершил часть , поскольку партитура продолжается в разделе развития на последней сохранившейся странице. [ 8 ] Этот фрагмент вряд ли является эскизом , так как на нем нет пометок исправлений. (Однако многие тематические идеи фрагмента Моцарт повторно использовал в том же порядке в первой части своего струнного квартета К. 589 . [ 9 ] ) Тем не менее, квинтет К. 581 ля мажор — единственное сохранившееся полное произведение Моцарта для квинтета кларнета.

Фрагмент Рондо ля мажор

[ редактировать ]

Фрагмент в A, Anhang 88, для бассет-кларнета в A и струнного квартета, возможно, изначально был задуман как четвертая часть KV 581. Фрагмент из 111 тактов с редкой нотной записью разделяет вступительную тему арии Феррандо, №. 24, от Così fan tutte . Несколько музыкантов завершили свои работы, в том числе Отто Бах (1870 г.), Роберт Левин (2012 г.) и Крейг Хилл (2022 г.).

[ редактировать ]

В « Прощай, прощай и аминь », заключительном эпизоде ​​американского телесериала M*A*S*H , Чарльз Винчестер узнает, что пятеро сдавшихся ему китайских солдат — музыканты, один из которых играет тему из Кларнетового квинтета. и Винчестер начинает учить их всему произведению. [ 10 ]

Примечания

  1. ^ Oxford Music Online , «Бассет-кларнет», Николас Шеклтон
  2. ^ Jump up to: а б Эйнштейн (1945), с. 194
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Квинтет в КВ 581: Партитура, новое издание Моцарта
  4. ^ Дойч, Отто Эрих (1965). Моцарт: Документальная биография . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. п. 359 .
  5. В версии партитуры CF Peters Leipzig это движение отмечено как Allegretto.
  6. ^ Jump up to: а б Хоффер, Чарльз (2008). Книги Cengage Advantage: слушаем музыку сегодня . Cengage Обучение. стр. 135–137. ISBN  978-0-495-56576-5 . Проверено 29 января 2019 г.
  7. ^ Варрак, с. 3
  8. ^ Jump up to: а б «Квинтетная часть си мажор, KV Anh. 91 (516c)» . Путеводитель по камерной музыке (на немецком языке). Майнц: Вилла Музыка Рейнланд-Пфальц . Проверено 29 января 2019 г.
  9. ^ «Квинтет Фрагмент КВ 516с» . 11 ноября 2020 г.
  10. ^ Стивен М. Клюгевич (15 марта 2014 г.). «Доктор Винчестер, Моцарт и дьявол» . Образный консерватор .

Источники

  • Эйнштейн, Альфред . перевод Менделя А. и Бродера Н. Моцарта, Его характер, его творчество. Dover Publications в мягкой обложке, переиздание 1972 года издания Oxford University Press 1945 года. ISBN   978-0-19-500732-9 .
  • Варрак, Джон . «Мягкость зрелости». Примечания к Моцарту/Брамсу, кларнетовым квинтетам, Гарольду Райту и камерным исполнителям Бостонского симфонического оркестра, Philips, 1993.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e735380d8194a04180948ac1e30c4a0e__1721843760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/0e/e735380d8194a04180948ac1e30c4a0e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Clarinet Quintet (Mozart) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)