Кегельштатт Трио
Кегельштатт Трио | |
---|---|
Фортепианное трио Моцарта В. А. | |
![]() Первая страница автографа – альт и кларнет. | |
Ключ | Ми ♭ мажор |
Каталог | К. 498 |
Составленный | 5 августа 1786 г Вена .: |
Преданность | Франциска фон Жакен |
Опубликовано | 1788 Вена : |
Движения | три |
Подсчет очков |
Кегельштаттское трио , К. 498 — фортепианное трио для кларнета , альта и фортепиано ми -бемоль мажор Вольфганга Амадея Моцарта .
История
[ редактировать ]Моцарт написал фортепианное трио на 10 листах (19 страниц). [ 1 ] в Вене и датировал рукопись 5 августа 1786 года. [ 2 ] По словам 17-летней ученицы Моцарта Каролины Пихлер , произведение было посвящено другой ученице Моцарта, Франциске фон Жакен; Моцарт и семья фон Жакен – отец Николаус Йозеф фон Жакен и его младший сын Готфрид – были довольно близкими друзьями. [ 3 ] Они вместе давали домашние концерты, где Николаус играл на флейте, а Франциска - на фортепиано. [ 4 ] В письме Готфриду от 15 января 1787 года Моцарт хвалит прилежность и трудолюбие Франциски. [ 4 ] Моцарт посвятил ряд произведений семье фон Жакен. Год спустя Моцарт написал две песни : « Когда Луиза сожгла письма своего неверного любовника » (К. 520) и « Das Traumbild » (К. 530) специально для Готфрида фон Жакена, чтобы тот использовал их под своим именем.
Немецкое слово Kegelstatt означает «место, где в кегли играют », что-то вроде боулинга с уткой . Моцарт писал, что он сочинил 12 дуэтов для двух валторн (а не двух скрипок, как когда-то считалось, или бассет-горн , как принято считать), К. 487, «играя в кегли»; [ 5 ] на первой странице рукописи-автографа К. 487 Моцарт написал следующее: « Wienn den 27. т Юлий 1786 г. под коническими дисками » (Вена, 27 июля 1786 г. во время игры в кегли). [ 6 ] Полторы недели спустя Моцарт сочинил и датировал трио E ♭ K. 498. Это произведение он внес в свой список сочинений просто как: « Ein Terzett für klavier, Clarinett und Viola ». [ 7 ] (Трио для фортепиано, кларнета и альта). Нет никаких свидетельств того, что Моцарт дал какое-либо прозвище трио К. 498; прозвище Кегельштатт приписываемом трио К. 498. Людвига фон Кёхеля 1862 года впервые появляется в тематическом каталоге музыки Моцарта , [ 4 ]
Это трио кларнета, альта и фортепиано впервые прозвучало в доме фон Жакена; Антон Стадлер играл на кларнете, Моцарт на альте, а Франциска фон Жакен на фортепиано. [ 4 ] Кларнет был все еще относительно новым инструментом во времена Моцарта, и это трио, наряду с его Квинтетом для кларнета и Концертом для кларнета (последние два для бассет-кларнета в ля), помогло увеличить популярность инструмента.
Трио было опубликовано в 1788 году Артарией , переписано – вероятно, с согласия Моцарта – для скрипки, альта и фортепиано, а оригинальная партия кларнета была описана как «альтернативная партия»: La parte del Violino si può eseguire anche con un Clarinetto . Из-за такой необычной оценки произведение иногда адаптируется для других типов трио; например, трио кларнета-скрипки-фортепиано , трио скрипки-виолончели-фортепиано, трио кларнета-виолончели-фортепиано или трио скрипки-альта-фортепиано, как в той первой публикации Артарии. [ 7 ]
Ни один композитор до Моцарта не писал для этой комбинации инструментов. [ 4 ] В XIX веке Роберт Шуман написал «Märchenerzählungen» ( соч . 132), Макс Брух в 1910 г. «Восемь пьес для кларнета, альта и фортепиано» (соч. 83) и Карл Райнеке «Трио для фортепиано, кларнета и альта» (соч. 246). ).
В марте 1894 года рукопись попала во владение музыковеда и композитора Шарля Теодора Малерба , когда он купил ее у Лео Сакса, банкира в Париже, который купил ее у Иоганна Антона Андре, который купил ее в рамках крупной покупки рукописей у Вдова Моцарта Констанция ( Mozart Nachlass ) в 1841 году. В 1912 году он был подарен Национальной библиотеке Франции. , Департамент музыки, коллекция Малерб, Ms 222. [ 8 ]
Анализ
[ редактировать ]В рукописи партия кларнета обозначена как «Кларнетто in B» и используется письменная высота звука . В партии альта используется ключ C в позиции альта. Маркировка фортепианной партии показывает исправление Моцарта, где он начал писать «Ce» (от «cembalo», итальянское слово, обозначающее клавесин ), а затем заменил его на «Piano forte». Однако эта часть обозначена как «Чембало» для второй и третьей частей. Ключевая нота ми ♭ . мажор в поздней камерной музыке Моцарта указывает на близкую дружбу [ 9 ]
Трио состоит из трех частей :
Первая часть - это не более традиционное Аллегро как вступительная часть, а более созерцательное Анданте. Следуя этому, вторая часть, конечно, не традиционная медленная часть, а умеренный Менуэт, а последняя часть, хотя и живая, не является стандартным Аллегро. Короче говоря, контрасты в темпе в этом трио не такие резкие, как в большинстве фортепианных трио.
И. Анданте
[ редактировать ]Анданте написано тактовым размером 6
8- ми таймовый и состоит из 129 тактов ; типичное выступление длилось чуть более шести минут. Он не повторяет ни свою экспозицию, ни остальную часть, что необычно для зрелой камерной музыки Моцарта. [ 10 ] Особенно узнаваемой чертой основной темы этого движения является группетто (поворот), которое появляется 67 раз. [ 11 ]
II. Менуэтто.
[ редактировать ]Вторая часть написана 3
4 -кратный и состоит из 158 тактов, почти все из которых повторяются; типичное выступление длилось около шести минут. Ключевой признак этой части — B ♭ мажор , доминирующая тональность E ♭ из первой части.
Вступительный менуэт этой части состоит из изложения четырехтактной темы (такты 1–12, повторяются) и ее развития (такты 13–41, также повторяются). Громкая басовая партия фортепиано и резкие динамические контрасты выделяют настроение этой темы среди обычных легких и вычурных представлений о Менуэте. В ходе разработки диалог между инструментами становится более интенсивным, и Моцарт демонстрирует свое понимание контрапункта, но при этом не звучит академично или «учёно».
Следующее трио открывается хроматической четырехнотной фразой, на которую альт отвечает серией оживленных триолей , сопровождаемых хроматическими аккордами фортепиано (такты 42–62, повторяются). В развитии этой темы четырехнотная фраза и оживленные триоли затем подхватываются фортепиано, а кларнет и альт образуют несколько хроматически восходящих линий, прежде чем все три инструмента начинают разговор, подобный концерту , где четырехнотная фраза слышен только дважды в левой руке фортепиано (такты 63–94, повторяются).
Заключительная часть трио начинается с вариации четырехнотной фразы трио, которая кратко развивается (такты 95–102), прежде чем вернуться к более яркой теме Менуэта, обработка которой завершает движение без повторов.
III. Рондо: Аллегретто
[ редактировать ]![]() |
Последняя часть записана в размере сокращенного общего времени. (или alla breve , аналогично 2
2 ) [ 12 ] и состоит из 222 тактов; типичное выступление длилось восемь с половиной минут. Ключевая подпись, как обычно, такая же, как и вступительная часть, ми-бемоль мажор. Музыкальный формат этой части — семичастное рондо, редкость в творчестве Моцарта; эта структура из семи частей также объясняет название Rondeaux , французскую форму множественного числа от Rondeau .
Структура AB–AC–AD–A. Тема А представляет собой восьмитактную кантабильную мелодию, состоящую из двух частей, взятую из первой части и представленную сначала кларнетом, а затем использованную как вариацию фортепиано (такты 1–16). Мелодия темы B - си ♭ мажор - исполняется кларнетом один раз (такты 17–24), прежде чем фортепиано сыграет интермеццо из нескольких тактов. Начиная с 36-го такта и далее, все три инструмента по очереди исполняют короткие фразы этой темы, за которыми следует фортепианное соло до 50-го такта. Тема до - до минор - представлена альтом и повторяется (такты 67–76); все три инструмента развивают эту тему в тактах 77–90 (повторяются). Это развитие проходит через субдоминантную минорную гамму ( vi ) фа минор , а затем заканчивается в относительной тональности до минор. Тема D - ля мажор - вводится в такте 116 всеми тремя инструментами почти в унисон и тщательно развивается в тактах 132–153 (повторяется). В отличие от предыдущего развития, здесь используется субдоминантная мажорная гамма (VI) ля-бемоль мажор . [ 13 ] Игривой кодой тактов с 191 по 222 Моцарт завершает композицию, «которая не просто удовлетворяет слушателя, но и оставляет его очарованным!» [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Новое издание Моцарта , KV 498, Критический отчет, с. 42 (на немецком языке)
- ↑ Новое издание Моцарта , KV 498, партитура, стр, 104.
- ^ Краус, Хедвиг (январь 1933 г.). «В.А. Моцарт и семья Жакен». Журнал музыковедения . 15 (4): 155–168.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Клорман, Эдвард (весна 2016 г.). «День в кегли: об игре трио Моцарта «Кегельстатт». Часть I: Трио для синьоры Динимининими, Начибиничиби и Пункититити» . Журнал Американского общества альтов . 32 (1). Даллас: 19–27. ISSN 0898-5987 .
- ^ VII/22/Отдел. 2, стр. IX–XII , Новое издание Моцарта ( Плат , Рем , 1966) (на немецком языке)
- ^ VIII/22/Отдел. 2, с. XI , Новое издание Моцарта ( Плат , Рем , 1966) (на немецком языке)
- ^ Перейти обратно: а б Новое издание Моцарта , КВ 498, Критический отчет, с. 43 (на немецком языке)
- ^ Киф, Саймон П. (2017). Моцарт в Вене: последнее десятилетие . Издательство Кембриджского университета. п. 479. ИСБН 978-1-107-11671-9 .
- ^ Эйнштейн, Альфред (1962) [Впервые опубликовано (на немецком языке) в 1945 году]. Моцарт, его характер, его творчество . Перевод Менделя, Артур ; Бродер, Натан. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 261. ИСБН 978-0-19-500732-9 . OCLC 906084406 .
- ^ Макдональд, Хью (1984). «Повторять или не повторять?». Труды Королевской музыкальной ассоциации . 111 . Тейлор и Фрэнсис: 121–138. дои : 10.1093/jrma/111.1.121 . ISSN 0080-4452 . JSTOR 766166 .
- ↑ Видео, 19:10 на YouTube , Бенджамина Зандера по интерпретации мастер-класс , где он утверждает, что первую часть следует играть намного медленнее, чем она почти всегда исполняется.
- ^ "Рондо" , Neue Mozart-Ausgabe VIII/22/Abt. 2, с. 117
«Рондо» , автограф, с. 6р - ^ Хепокоски, Джеймс Арнольд ; Дарси, Уоррен (2011). Элементы теории сонаты: нормы, типы и деформации в сонате конца восемнадцатого века . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 401. ИСБН 978-0-19-514640-0 .
- ^ Эйнштейн 1962 , с. 262 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Трио ми-бемоль мажор, K. 498 "Kegelstatt" : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Трио ми-бемоль ( Кегельстатт Трио ) для фортепиано, кларнета и альта : партитура и критический отчет (на немецком языке) в Neue Mozart-Edition
- Трио Кегельстатта в проекте Mutopia
- Анданте (4,4 МБ) , Менуэтто (4,1 МБ) , Рондо (5,9 МБ) , mozart-archiv.de
- Анализ Эдварда Клормана: аннотированная партитура и видеоверсия