Jump to content

Кегельштатт Трио

Кегельштатт Трио
Фортепианное трио Моцарта В. А.
Первая страница автографа – альт и кларнет.
Ключ Ми мажор
Каталог К. 498
Составленный 5 августа 1786 г ( 1786-08-05 ) .: Вена
Преданность Франциска фон Жакен
Опубликовано 1788 ( 1788 ) : Вена
Движения три
Подсчет очков

Кегельштаттское трио , К. 498 — фортепианное трио для кларнета , альта и фортепиано ми -бемоль мажор Вольфганга Амадея Моцарта .

Моцарт написал фортепианное трио на 10 листах (19 страниц). [ 1 ] в Вене и датировал рукопись 5 августа 1786 года. [ 2 ] По словам 17-летней ученицы Моцарта Каролины Пихлер , произведение было посвящено другой ученице Моцарта, Франциске фон Жакен; Моцарт и семья фон Жакен – отец Николаус Йозеф фон Жакен и его младший сын Готфрид – были довольно близкими друзьями. [ 3 ] Они вместе давали домашние концерты, где Николаус играл на флейте, а Франциска - на фортепиано. [ 4 ] В письме Готфриду от 15 января 1787 года Моцарт хвалит прилежность и трудолюбие Франциски. [ 4 ] Моцарт посвятил ряд произведений семье фон Жакен. Год спустя Моцарт написал две песни : « Когда Луиза сожгла письма своего неверного любовника » (К. 520) и « Das Traumbild » (К. 530) специально для Готфрида фон Жакена, чтобы тот использовал их под своим именем.

Немецкое слово Kegelstatt означает «место, где в кегли играют », что-то вроде боулинга с уткой . Моцарт писал, что он сочинил 12 дуэтов для двух валторн (а не двух скрипок, как когда-то считалось, или бассет-горн , как принято считать), К. 487, «играя в кегли»; [ 5 ] на первой странице рукописи-автографа К. 487 Моцарт написал следующее: « Wienn den 27. т Юлий 1786 г. под коническими дисками » (Вена, 27 июля 1786 г. во время игры в кегли). [ 6 ] Полторы недели спустя Моцарт сочинил и датировал трио E K. 498. Это произведение он внес в свой список сочинений просто как: « Ein Terzett für klavier, Clarinett und Viola ». [ 7 ] (Трио для фортепиано, кларнета и альта). Нет никаких свидетельств того, что Моцарт дал какое-либо прозвище трио К. 498; прозвище Кегельштатт приписываемом трио К. 498. Людвига фон Кёхеля 1862 года впервые появляется в тематическом каталоге музыки Моцарта , [ 4 ]

Это трио кларнета, альта и фортепиано впервые прозвучало в доме фон Жакена; Антон Стадлер играл на кларнете, Моцарт на альте, а Франциска фон Жакен на фортепиано. [ 4 ] Кларнет был все еще относительно новым инструментом во времена Моцарта, и это трио, наряду с его Квинтетом для кларнета и Концертом для кларнета (последние два для бассет-кларнета в ля), помогло увеличить популярность инструмента.

Трио было опубликовано в 1788 году Артарией , переписано – вероятно, с согласия Моцарта – для скрипки, альта и фортепиано, а оригинальная партия кларнета была описана как «альтернативная партия»: La parte del Violino si può eseguire anche con un Clarinetto . Из-за такой необычной оценки произведение иногда адаптируется для других типов трио; например, трио кларнета-скрипки-фортепиано , трио скрипки-виолончели-фортепиано, трио кларнета-виолончели-фортепиано или трио скрипки-альта-фортепиано, как в той первой публикации Артарии. [ 7 ]

Ни один композитор до Моцарта не писал для этой комбинации инструментов. [ 4 ] В XIX веке Роберт Шуман написал «Märchenerzählungen» ( соч . 132), Макс Брух в 1910 г. «Восемь пьес для кларнета, альта и фортепиано» (соч. 83) и Карл Райнеке «Трио для фортепиано, кларнета и альта» (соч. 246). ).

В марте 1894 года рукопись попала во владение музыковеда и композитора Шарля Теодора Малерба , когда он купил ее у Лео Сакса, банкира в Париже, который купил ее у Иоганна Антона Андре, который купил ее в рамках крупной покупки рукописей у Вдова Моцарта Констанция ( Mozart Nachlass ) в 1841 году. В 1912 году он был подарен Национальной библиотеке Франции. , Департамент музыки, коллекция Малерб, Ms 222. [ 8 ]

В рукописи партия кларнета обозначена как «Кларнетто in B» и используется письменная высота звука . В партии альта используется ключ C в позиции альта. Маркировка фортепианной партии показывает исправление Моцарта, где он начал писать «Ce» (от «cembalo», итальянское слово, обозначающее клавесин ), а затем заменил его на «Piano forte». Однако эта часть обозначена как «Чембало» для второй и третьей частей. Ключевая нота ми . мажор в поздней камерной музыке Моцарта указывает на близкую дружбу [ 9 ]

Трио состоит из трех частей :

Первая часть - это не более традиционное Аллегро как вступительная часть, а более созерцательное Анданте. Следуя этому, вторая часть, конечно, не традиционная медленная часть, а умеренный Менуэт, а последняя часть, хотя и живая, не является стандартным Аллегро. Короче говоря, контрасты в темпе в этом трио не такие резкие, как в большинстве фортепианных трио.

И. Анданте

[ редактировать ]

Анданте написано тактовым размером 6
8-
ми таймовый
и состоит из 129 тактов ; типичное выступление длилось чуть более шести минут. Он не повторяет ни свою экспозицию, ни остальную часть, что необычно для зрелой камерной музыки Моцарта. [ 10 ] Особенно узнаваемой чертой основной темы этого движения является группетто (поворот), которое появляется 67 раз. [ 11 ]

II. Менуэтто.

[ редактировать ]

Вторая часть написана 3
4
-кратный
и состоит из 158 тактов, почти все из которых повторяются; типичное выступление длилось около шести минут. Ключевой признак этой части — B мажор , доминирующая тональность E из первой части.

Вступительный менуэт этой части состоит из изложения четырехтактной темы (такты 1–12, повторяются) и ее развития (такты 13–41, также повторяются). Громкая басовая партия фортепиано и резкие динамические контрасты выделяют настроение этой темы среди обычных легких и вычурных представлений о Менуэте. В ходе разработки диалог между инструментами становится более интенсивным, и Моцарт демонстрирует свое понимание контрапункта, но при этом не звучит академично или «учёно».

Следующее трио открывается хроматической четырехнотной фразой, на которую альт отвечает серией оживленных триолей , сопровождаемых хроматическими аккордами фортепиано (такты 42–62, повторяются). В развитии этой темы четырехнотная фраза и оживленные триоли затем подхватываются фортепиано, а кларнет и альт образуют несколько хроматически восходящих линий, прежде чем все три инструмента начинают разговор, подобный концерту , где четырехнотная фраза слышен только дважды в левой руке фортепиано (такты 63–94, повторяются).

Заключительная часть трио начинается с вариации четырехнотной фразы трио, которая кратко развивается (такты 95–102), прежде чем вернуться к более яркой теме Менуэта, обработка которой завершает движение без повторов.

III. Рондо: Аллегретто

[ редактировать ]
Продолжительность: 14 секунд.

Последняя часть записана в размере сокращенного общего времени. сократить время (или alla breve , аналогично 2
2
) [ 12 ] и состоит из 222 тактов; типичное выступление длилось восемь с половиной минут. Ключевая подпись, как обычно, такая же, как и вступительная часть, ми-бемоль мажор. Музыкальный формат этой части — семичастное рондо, редкость в творчестве Моцарта; эта структура из семи частей также объясняет название Rondeaux , французскую форму множественного числа от Rondeau .

Структура AB–AC–AD–A. Тема А представляет собой восьмитактную кантабильную мелодию, состоящую из двух частей, взятую из первой части и представленную сначала кларнетом, а затем использованную как вариацию фортепиано (такты 1–16). Мелодия темы B - си мажор - исполняется кларнетом один раз (такты 17–24), прежде чем фортепиано сыграет интермеццо из нескольких тактов. Начиная с 36-го такта и далее, все три инструмента по очереди исполняют короткие фразы этой темы, за которыми следует фортепианное соло до 50-го такта. Тема до - до минор - представлена ​​альтом и повторяется (такты 67–76); все три инструмента развивают эту тему в тактах 77–90 (повторяются). Это развитие проходит через субдоминантную минорную гамму ( vi ) фа минор , а затем заканчивается в относительной тональности до минор. Тема D - ля мажор - вводится в такте 116 всеми тремя инструментами почти в унисон и тщательно развивается в тактах 132–153 (повторяется). В отличие от предыдущего развития, здесь используется субдоминантная мажорная гамма (VI) ля-бемоль мажор . [ 13 ] Игривой кодой тактов с 191 по 222 Моцарт завершает композицию, «которая не просто удовлетворяет слушателя, но и оставляет его очарованным!» [ 14 ]

  1. ^ Новое издание Моцарта , KV 498, Критический отчет, с. 42 (на немецком языке)
  2. Новое издание Моцарта , KV 498, партитура, стр, 104.
  3. ^ Краус, Хедвиг (январь 1933 г.). «В.А. Моцарт и семья Жакен». Журнал музыковедения . 15 (4): 155–168.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Клорман, Эдвард (весна 2016 г.). «День в кегли: об игре трио Моцарта «Кегельстатт». Часть I: Трио для синьоры Динимининими, Начибиничиби и Пункититити» . Журнал Американского общества альтов . 32 (1). Даллас: 19–27. ISSN   0898-5987 .
  5. ^ VII/22/Отдел. 2, стр. IX–XII , Новое издание Моцарта ( Плат , Рем , 1966) (на немецком языке)
  6. ^ VIII/22/Отдел. 2, с. XI , Новое издание Моцарта ( Плат , Рем , 1966) (на немецком языке)
  7. ^ Перейти обратно: а б Новое издание Моцарта , КВ 498, Критический отчет, с. 43 (на немецком языке)
  8. ^ Киф, Саймон П. (2017). Моцарт в Вене: последнее десятилетие . Издательство Кембриджского университета. п. 479. ИСБН  978-1-107-11671-9 .
  9. ^ Эйнштейн, Альфред (1962) [Впервые опубликовано (на немецком языке) в 1945 году]. Моцарт, его характер, его творчество . Перевод Менделя, Артур ; Бродер, Натан. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 261. ИСБН  978-0-19-500732-9 . OCLC   906084406 .
  10. ^ Макдональд, Хью (1984). «Повторять или не повторять?». Труды Королевской музыкальной ассоциации . 111 . Тейлор и Фрэнсис: 121–138. дои : 10.1093/jrma/111.1.121 . ISSN   0080-4452 . JSTOR   766166 .
  11. Видео, 19:10 на YouTube , Бенджамина Зандера по интерпретации мастер-класс , где он утверждает, что первую часть следует играть намного медленнее, чем она почти всегда исполняется.
  12. ^ "Рондо" , Neue Mozart-Ausgabe VIII/22/Abt. 2, с. 117
    «Рондо» , автограф, с. 6р
  13. ^ Хепокоски, Джеймс Арнольд ; Дарси, Уоррен (2011). Элементы теории сонаты: нормы, типы и деформации в сонате конца восемнадцатого века . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 401. ИСБН  978-0-19-514640-0 .
  14. ^ Эйнштейн 1962 , с. 262 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: df1808e85cd1e2a0ae65d3ba72cc32c4__1718703660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/c4/df1808e85cd1e2a0ae65d3ba72cc32c4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kegelstatt Trio - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)