Когда Луиза сожгла письма своего неверного возлюбленного

« Как Луиза сжигала письма своего неверного возлюбленного» [ № 1 ] ), К. 520 — песня для фортепиано и голоса ( сопрано ) Вольфганга Амадея Моцарта на стихотворение Габриэле фон Баумберг .
История
[ редактировать ]Моцарт написал произведение 26 мая 1787 года. [ Н 2 ] когда он только начал писать «Дон Жуана» , в венском районе Ландштрассе , в комнате своего друга и случайного композитора Готфрида фон Жакена (1767–1792), которому тогда был 21 год. Она поставлена на слова поэтессы Габриэле фон Баумберг (1768–1839), знакомой Моцарта и Жакена. Фактически, Моцарт написал это произведение для Жакена, который скопировал его - с ведома Моцарта - в песенник из шести песен под своим собственным авторством; четыре других песни были написаны Жакеном. Другим вкладом Моцарта в этот песенник была « Das Traumbild », K. 530, которую Моцарт отправил Жакену позже в том же году из Праги, где он подготовил «Дон Жуана» .
Эмиль Готфрид Эдлер фон Жакен был сыном Николауса Йозефа фон Жакена и младшим братом Йозефа Франца фон Жакена . Николаус и Моцарт часто вместе давали домашние концерты , на которых Николаус играл на флейте. У Готфрида также была младшая сестра Франциска (9 октября 1769 - 12 августа 1850), которая брала урок игры на фортепиано у Моцарта. В письме Готфриду от 15 января 1787 года он хвалит ее прилежность и трудолюбие. Моцарт посвятил семье Жакен значительное количество своих произведений, в частности Кегельштаттское трио . Впервые она была исполнена в доме Жакенов в августе 1786 года, когда Моцарт играл на альте. Антон Стадлер (кларнет) и Франциска (фортепиано).
Готфрид фон Жакен добавил к каждой из шести песен разные посвящения, а в 1791 году Лоренц Лауш опубликовал свой буклет в Вене; он умер в следующем году в возрасте 25 лет. Его семья снова опубликовала его как часть своего поместья примерно в 1803 году Иоганном Каппи. Посвящение Жакена этой работе (К. 520) было Dem Fräulein von Altomonte . Сибилла Дамс считает, что это певица контральто Катарина фон Альтомонте, которая пела – вместе с невесткой Моцарта и бывшим любовным увлечением Марией Алоизией Ланге , «несравненным» ( Иосиф II ) тенором Валентином Адамбергером и басом Игнацем Заалем – в Март 1789 года исполнение в » Генделя « Мессии Моцарта оркестровке . [ 1 ] [ 2 ] Катарина фон Альтомонте предположительно была родственницей художника Бартоломео Альтомонте (1694–1783), который прославился своими расписными потолками во многих австрийских церквях.
27 марта 1799 года Констанция Моцарт написала издателям Breitkopf & Härtel :
Рассматривая приведенные выше песни, я должен заявить для вашего блага и для пользы публики, что две: "Erzeugt von Heisser Phantasie" [K520] и "Wo bist du, bild etc" [K530] действительно прошли здесь, а значит, скорее всего, и в других мест, за работу покойного Эмиля Готфрида Эдлера фон Жакена, близкого друга моего мужа. Однако оригинальная партитура показывает, что она написана самим моим мужем; на одном из них [К520] даже написано собственноручно, что оно было сделано в доме Жакена на Ландштрассе (здесь пригород)» . , где издатели назвали его « Unglückliche Liebe » («Несчастная любовь»).
После того, как Констанция продала автограф как часть большой коллекции капельмейстеру Иоганну Антону Андре , он перешел к его сыну Иоганну Августу Андре. Затем он попал к австрийскому послу в Берлине графу Дьёрдь Эстерхази (1809–1856) и позже был куплен Луизой Эмили Шарлоттой, леди Ревелсток, женой Эдварда Бэринга, 1-го барона Ревелстока ; после ее смерти в 1892 году он достался ее второй дочери Маргарет, жене Чарльза Спенсера, шестого графа Спенсера . Он оставался в семье Спенсеров до тех пор, пока не был выставлен на продажу 16 октября 1985 года под номером 146 на аукционе Christie's в Лондоне, когда его приобрел Янез Меркун из Женевы. Он снова был выставлен на аукцион Christie's 3 декабря 2003 года, где был продан за 251 650 фунтов стерлингов (тогда 435 355 долларов США). [ 3 ]
Стихотворение
[ редактировать ]Хотя в свое время Габриэле фон Баумберг была известна как «Немецкая Сафо » и восхвалялась Гете , сегодня не так уж много работ Габриэле фон Баумберг примечательны, но Франц Шуберт поставил шесть ее стихотворений. [ Н 3 ] к музыке. Баумберг родился 25 марта 1768 года в Линце ; она была замужем за венгерским поэтом-радикалом-освободителем Яношем Бацаньи ; она умерла 24 июля 1839 года в Линце. Это стихотворение она написала, вероятно, в 1786 году, когда ей было 18 лет, предположительно под влиянием личного опыта.
Моцарт нашел стихотворение в 1786 год Венском Альманхе муз за .
Созданный горячим воображением,
В страстный час
Приведенные в мир погибают,
Вы, дети меланхолии!
Ты благодаришь пламя за свое существование,
Теперь я верну тебя огню,
И все восторженные песни,
Потому что ох! он пел не мне одному.
Вы горите сейчас, и скоро, родные,
Здесь больше нет твоих следов.
Но увы! человек, который написал тебе
Возможно, это будет гореть во мне еще долго.
Ты рожден такой горячей фантазией,
В веселье и так много хлынуло
Принесен в мир, о погибай
Вы порождение меланхолии!
Пламя, которое создало тебя,
Я возвращаю тебя огню,
И все эти песни веселья,
Увы! он пел не только для меня.
Письма дорожишь, там горишь,
И вскоре от тебя не останется и следа.
Увы! человек, который когда-то написал тебе,
Возможно, долго будет гореть во мне.
Музыка
[ редактировать ]Песня написана в тактовом размере Common Time и в тональности до минор ; его длина составляет 20 тактов . Как было принято в тот период , Моцарт написал произведение, используя ключ сопрано . [ Н 4 ] В песне почти нет мелизматы , [ Н 5 ] и несколько отрывков содержат значительный элемент оперной драмы. Арпеджио в левой руке в тактах с 6 по 9 иллюстрирует одновременно и горящее пламя, и ярость певца по поводу неверного возлюбленного. Далее следуют паузы и хроматические фигуры, выражающие колебание и отчаяние. Восходящие тридцать секундные ноты к «Ihr brennet nun, und bald, ihr Lieben, ist keine Spur von euch mehr hier» (такты с 12 по 14) возвращаются к образу лизания, поднимающегося пламени и искр, прежде чем снова хроматически впасть в сомнение. о только что совершенном поступке и сохраняющихся чувствах певца к неверному возлюбленному.
Музыкальный язык в тактах с 12 по 14 часто встречается в операх Моцарта для усиления эмоционального эффекта; мы обнаруживаем речитативоподобный голос, повышающийся в прогрессии минорная доминанта → мажорная доминанта → 3-я инверсия септаккорда → → уменьшенная септаккорд мажорная доминанта в La finta giardiniera (№ 12 « Numi! che incanto è questo », такты 295–299). ), Идоменей (№6 « Ведроми инторно », такты 52–58), Фигаро (№. 18 « Hai già vinta la causa! », такты 40–44), и в Entführung (№ 4 « Konstanze, dich wiederzusehen », такты 34–39); во всех этих случаях, как и здесь, эффект усиливается динамикой сфорцандо или крещендо .
![]() |
![]() |
![]() |
Моцарт предпринял три попытки написать одну конкретную фразу: « Kinder der Melancholie ». См. его первую попытку справа. Затем он вычеркнул слова и немного изменил их порядок для своей второй версии. Обе эти версии привели к чрезмерному ударению в слове «Me-lan-cho-lie» (ударение на 2-м и 4-м слогах в немецком языке). Наконец, он вычеркнул весь раздел и написал новый вариант (см. справа) на свободном месте внизу листа. Теперь это правильно расставляет акценты, а благодаря отказу от прежней синкопии оно также воспроизводится более скорбно.
Еще одним изменением стала концовка, которая изначально представляла собой простой тонический аккорд на последнем слоге вокальной линии; Моцарт решительно перечеркнул заключительную двойную тактовую черту восемью знаками и добавил небольшую фортепианную постлюдию , завершающую пьесу, повторяющую вступительную фигуру.
Альфред Эйнштейн писал: [ 4 ]
[Песня] «вообще не песня, а драматически задуманная сцена, в которой не только чувствуешь уязвленное настроение молодой особы в жалобном хроматизме до минор, но и видишь огонь в очаге – маленький шедевр, одновременно свободный и идеально округлый».
Примечания
[ редактировать ]- ^ Название обычно переводится на английский как « Когда Луиза сожгла письма своего неверного любовника»; однако из текста стихотворения более подходящим кажется перевод « Как Луиза сжигала письма своего неверного любовника».
- ↑ Отец Моцарта, Леопольд , умер два дня спустя.
- ^ Шесть песен Шуберта на стихи Баумберга: «Lebenstraum» ( D. 39) (довольно неудачная попытка Шуберта); «Лоб де Токайеры» (Д. 248); «Cora an die Sonne» (Д. 263); «Дер Моргенкусс» (Д. 264); «Абендстандхен – Ан Лина» (Д. 265); «An die Sonne» (Д. 270). описал Все это Фишер-Дискау в «Песнях Шуберта» (1977) как «просто маловажные миниатюры». (Гарри Питер Клайв: Шуберт и его мир , Oxford University Press, 1997, стр. 9, ISBN 978-0-19-816582-8 )
- ^ Ключ сопрано вскоре вышел из употребления в пользу скрипичного ключа, в котором он показан здесь.
- ↑ Текст песни состоит из 84 слогов; 10 мелизматических, из них 9 более 2-х нот, 1 более 3-х.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дамс, Сибилла; Рудольф Ангермюллер (1970). Новые открытия в письме о Моцарте . Ежегодник Моцарта 1968–1970 (на немецком языке). стр. 211–241.
- ^ Мили, Роберт (декабрь 2003 г.). «Мессия в оркестровке Моцарта – программные ноты» . Певцы Провидения. Архивировано из оригинала 17 ноября 2008 года . Проверено 8 сентября 2008 г.
- ^ «Лот34 / Продажа 6854» . Аукционный каталог . Кристи . 3 декабря 2004 г. Проверено 8 сентября 2008 г.
- ^ Эйнштейн, Альфред (1945). Моцарт: его характер, его творчество . Перевод Артура Менделя ; Натан Бродер. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, США. п. 378. ИСБН 978-0-19-500538-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Когда Луиза сожгла письма своего неверного возлюбленного : партитура и критический отчет (на немецком языке) в New Mozart Edition NMA Critical Reports, Series III, Work Group 8 (Songs), стр. 133–152, Эрнст Август Баллин, Беренрайтер, Кассель, 1964 г.
- "Als Luise die Briefe", K. 520 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- «Когда Луиза читает письма своего неверного бойфренда...» , Lieder.net
- «Когда Луиза сожгла письма своего неверного возлюбленного» , oxfordlieder.co.uk
- Дискография и две записи , Моцартеум
- Анимационная партитура на YouTube , Барбара Бонни , Джеффри Парсонс