Общество Тонкунстлера

Tonkünstler -Societät («Общество музыкантов») — благотворительное общество для музыкантов в Вене , просуществовавшее с середины 18 века до середины 20 века. Его целью было «поддержать музыкантов-пенсионеров и их семьи». [ 1 ] Начиная с 1772 г. [ 2 ] Общество организовало серию благотворительных концертов, часто с большим количеством исполнителей, на которых исполнялись произведения ведущих композиторов классического периода, в том числе Йозефа Гайдна , Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена .
История
[ редактировать ]
Общество было основано Флорианом Гассманом в 1771 году. Оно было также известно как «Общество венских тонкунтлеров в поддержку их вдов и сирот»; он же «Общество венских музыкантов в поддержку вдов и сирот». [ 3 ] До 1811 года (года основания Общества друзей музыки ) это была единственная частная организация, проводившая концерты в Вене. [ 3 ]
Общество пользовалось решительной поддержкой аристократии (которая, наряду с церковью, была в то время основным работодателем музыкантов). Своим указом (23 февраля 1771 г.), разрешающим основание Общества, императрица Мария Терезия также внесла первоначальный взнос в фонд Общества в размере 500 дукатов (около 2000 флоринов). [ 3 ] Позже автор дневников Карл фон Цинцендорф заметил, что посещение благотворительных концертов Общества считалось чем-то вроде обязанности для представителей дворянства. Общество послужило образцом для аналогичных организаций не только в Австрийской империи, но также в Берлине (1801 г.) и Санкт-Петербурге (1802 г.). [ 3 ]
Выступления Общества проводились по графику, который оставался довольно постоянным на протяжении многих лет: два выступления на Пасху и два перед Рождеством. В первые годы своего существования организация была довольно авантюрной, ставя новые или недавние произведения. Примерно в 1800 году наступил традиционализм, и в программах теперь особое внимание уделялось музыке, которая стала почитаемой, включая множество исполнений (первоначально под руководством композитора) двух великих ораторий Гайдна, « Сотворение мира» и «Времена года» . Действительно, в 1862 году организация переименовала себя в честь Гайдна: («Гайдн», Witwen- und Waisen-Versorgungs-Verein der Tonkünstler в Вене = «Гайдн: Музыкальное общество по уходу за вдовами и сиротами в Вене»).
Общество просуществовало до 1939 года, когда 9 марта национал-социалистическое правительство Германии упразднило его; [ 4 ] Германия аннексировала Австрию в прошлом году ( аншлюс ).
С точки зрения истории музыки, наибольшее значение Общества приходится на ранний период его существования, вплоть до начала 1800-х годов, когда оно играло важную роль в премьерах и распространении музыкальных произведений, которые до сих пор пользуются признанием. В более поздний период, после того как публичные концерты в других местах стали процветать, а собственные программы Общества стали консервативными, историческое значение Общества уменьшилось, а упоминания об организации в работах музыковедов стали немногочисленны.
Исполнительские силы Общества
[ редактировать ]Общество было необычным по размеру оркестров и хоров, выступавших на его концертах. На концертах 1 и 3 апреля 1781 года, где Моцарт впервые выступил с Обществом (см. ниже), было задействовано 40 скрипок, 8 альтов, 9 виолончелей, 11 контрабасов, 2 флейты, 7 гобоев, 6 фаготов, 2 английских валторны. , 4 валторны, 2 трубы и 1 литаврист, всего 92 человека. всего 28 сопрано и альтов (все мальчики), 13 теноров и 13 басов; таким образом, всего 146 исполнителей. Сопоставимое количество было занято и в другие годы. [ 5 ] В письме домой своему отцу Леопольду Моцарт выразил удивление по поводу размера оркестра и восхищение тем, насколько хорошо его симфония прозвучала на концерте.
Такие цифры стали возможны благодаря тому, что участие в концертах Общества было обязательным для всех членов (в противном случае им приходилось платить небольшую компенсационную плату). Кроме того, выступили и некоторые потенциальные члены Общества. [ 6 ]
Эдж предполагает, что не следует предполагать, что такие силы использовались для всех чисел в программе; в частности, на концертах, возможно, просто использовалась часть музыкантов для лучшего баланса. [ 7 ]
Отношения с великими композиторами классической эпохи
[ редактировать ]Хотя Общество часто упоминается в биографиях Гайдна, Моцарта и Бетховена, на самом деле к нему когда-либо принадлежал только Гайдн, и то в исключительных обстоятельствах. Гайдн впервые сочинил произведение для исполнения Общества в 1773 году ( Il ritorno di Tobia ; см. ниже). В 1778 году он подписался на членство и должным образом заплатил вступительный взнос, но вдобавок к этому ему было предложено бесплатно писать дальнейшие сочинения по указанию Общества. Гайдн отказался, и затем ему было отказано в членстве. [ 8 ] Отношения между Гайдном и Обществом некоторое время оставались холодными. В 1781 году им не удалось договориться о повторном исполнении Il ritorno di Tobia , хотя для весенних концертов 1784 года им удалось найти жилье. [ 9 ] После этого работы Гайдна продолжали появляться в программах Общества. Гайдн окончательно стал его членом только в 1797 году; на данный момент его многочисленные вклады в благотворительные концерты Общества на протяжении многих лет привели к тому, что Общество сделало его почетным членом. [ 3 ]
Моцарт попытался стать его членом в 1785 году, примерно в то время, когда его «Покаяние Давида» Общество исполняло (см. Ниже). Процедура его подачи заявки застопорилась из-за требования, чтобы Моцарт предъявил свидетельство о рождении (он родился в далеком Зальцбурге , что затрудняло это). Моцарт дважды обещал предоставить его, но так и не сделал этого. [ 10 ] Его медлительность была неразумной, поскольку, когда он умер в 1791 году, он оставил после себя множество долгов и жену ( Констанцию Моцарт ) с двумя маленькими детьми. К счастью, Констанца оказалась проницательной бизнес-леди и в конце концов сумела добиться процветания благодаря публикации произведений мужа.
Хотя его произведения исполнялись Обществом, Бетховен так и не был зачислен в его члены. [ 11 ] Однако за заслуги Общество наградило его (как и Гайдна) бесплатным пропуском на все его концерты. [ 12 ]
Гайдн, Моцарт, Бетховен, Мендельсон на концертах Общества.
[ редактировать ]Чаще всего на концерте Общества программировалось большое произведение (обычно оратория ), дополняя его произведениями меньшего размера, часто для соло или небольших ансамблей. Обычно выбирались произведения меньшего размера, чтобы они отличались в те два вечера, когда давался концерт. Гайдн несколько раз представлялся как композитор больших, а иногда и небольших произведений; за свою жизнь Моцарт и Бетховен были композиторами больших произведений только один раз каждый и несколько раз — меньших.
Гайдн
[ редактировать ]
- 2 и 4 апреля 1775 года: Йозеф Гайдн провел премьерные исполнения своей оратории Il ritorno di Tobia ; Работа выполнена по заказу Общества. Либретто произведения написано на итальянском языке; это отражало практику общества в первые годы его существования, следуя традициям императорского двора; позже Общество должно было перейти к произведениям на немецком языке. [ 13 ] большинство вокальных солистов своей оратории Гайдн привез с собой из двора Эстерхази , а также своих коллег для исполнения концертов как более коротких произведений: его концертмейстер Луиджи Томасини исполнил концерт для скрипки 2-го числа, Ксавье Марто - концерт для виолончели 4-го числа. [ 14 ] Смитер пишет: «Оратория имела огромный успех и привлекла внимание венцев к выдающимся способностям Гайдна». [ 15 ]
- 17 марта 1777 года. Были исполнены разнообразные произведения, в том числе хор из «Возвращение Товита» . [ 16 ]
- 12 и 14 марта 1780 г. Разнообразные произведения, в том числе 14-го «большая новая симфония» Гайдна. [ 17 ]
- 23 и 23 декабря 1783 года: «Симфония» и хор Гайдна, возможно, из Il ritorno di Tobia . [ 18 ] Также было представлено творчество Моцарта; см. ниже. Предполагается, что именно на этом концерте впервые встретились Гайдн и Моцарт, ставшие хорошими друзьями . [ 19 ]
- 28 и 30 марта 1784 года: Гайдн возглавил свой «Il ritorno di Tobia» в переработанной версии с двумя новыми хорами. [ 20 ] На этот раз вокальными солистками выступили именитые певицы из Вены, в том числе Катерина Кавальери и Нэнси Стораче . [ 9 ]
- 13 и 17 марта 1785 г.: в первую часть вошла симфония Гайдна. Основные программы см. в ту же дату в разделе «Моцарт» ниже.
- 15 и 16 апреля 1792 года: программа различных композиторов, включая симфонию и хор Гайдна, во время его отсутствия в Вене во время первого из двух его визитов в Лондон. [ 21 ]
- 23 и 24 марта 1793 года: Гайдн, вернувшийся в Вену, руководил исполнением трех своих недавно завершенных лондонских симфоний . [ 22 ]
- 12 и 13 апреля 1794 года: программа различных композиторов, в том числе «Симфония-сюрприз» Гайдна . Гайдн снова был в Лондоне во время своей второй поездки. [ 22 ]
- 1 и 2 апреля 1798 года: Гайдн провел публичную премьеру своей «Семи последних слов Христа» в новой версии с хоровыми партиями. [ 23 ] В первый вечер в программе принял участие Бетховен; см. ниже.
- 22 и 23 декабря: Премьера концертной арии Гайдна Solo et pensoso в исполнении сопрано «Демуазель Фламм». Также была исполнена Военная симфония .
- 17 и 18 марта 1799 года: «Семь последних слов» снова были исполнены под руководством Гайдна.
- 22 и 23 декабря 1799 года: Первое исполнение Обществом Гайдна « Сотворение мира » под руководством композитора. Работа, очевидно, была настолько популярной, что Общество могло увеличить сбор средств, удвоив обычную цену билета. [ 24 ]
- 1800: Все четыре выступления в этом году были посвящены «Сотворению мира» . [ 24 ] Гайдн, здоровье которого становилось слабым, поручил руководство декабрьскими выступлениями Паулю Враницки . [ 25 ]
- Весна 1801 года: снова «Семь последних слов» под руководством Гайдна. [ 26 ]
- 22 и 23 декабря 1801 года: Первое исполнение Обществом « Времен года » Гайдна под руководством композитора. [ 24 ]
- 1802: Все четыре спектакля в этом году были « Временами года» . [ 27 ]
- Гайдна 1808: «Il ritorno di Tobia» появляется в третий раз, на этот раз в переработанной версии ученика пожилого композитора Сигизмунда Нейкомма . [ 28 ] Выступление 22 декабря потребовало труда большинства высококвалифицированных музыкантов Вены, что имело печальные последствия для теперь знаменитого концерта, состоявшегося в Вене в тот же вечер, в пользу Людвига ван Бетховена .
Гайдн умер в 1809 году. «Сотворение мира» и «Времена года» на протяжении десятилетий оставались частым выбором для выступлений Общества.
Моцарт и его коллеги
[ редактировать ]
- 21 и 25 марта 1773 года. Главным произведением программы стала «Санта-Елена аль-Кальварио» оратория Иоганна Адольфа Хассе . Концерт также включал публичный дебют в Вене двух братьев-кларнетистов Антона и Иоганна Штадлеров, которым предстояло исполнить многие произведения Моцарта после его переезда в Вену в 1780-х годах; см., в частности, 22 и 23 декабря 1789 г. ниже. [ 29 ]
- 1 и 3 апреля 1781 года: музыкальная драма «Паломничество на Голгате» Иоганна Георга Альбрехтсбергера . Вокальными солистками были Катерина Кавальери , Тереза Тейбер , Валентин Адамбергер и Людвиг Фишер , все члены императорской немецкой оперной труппы, которым предстояло сыграть ведущие роли на премьере оперы Моцарта «Die Entführung aus dem Serail» в следующем году. Только к выступлению 3 апреля программа была дополнена; это было первое публичное выступление взрослого Моцарта в Вене. Была сыграна симфония Моцарта, которая, по предположению Дойча, была под номером 34 . Он также импровизировал на фортепиано. Моцарт только недавно прибыл в Вену, где ему предстояло провести остаток своей карьеры; и все еще находился на службе у архиепископа Коллоредо . [ 11 ] Обществу пришлось лоббировать архиепископа, чтобы тот получил услуги Моцарта. [ 30 ]
- 23 и 23 декабря 1783 г.: в программу входило «новое рондо» Моцарта в исполнении Адамбергера; Дойч предполагает, что это произведение называлось «Misero! o sogno!/Aura che intorno», К. 431. [ 31 ] Только 22-го числа в программе также прозвучал фортепианный концерт Моцарта с композитором в качестве солиста. [ 20 ] Предполагается, что именно на этом концерте впервые встретились Гайдн и Моцарт, ставшие хорошими друзьями .
- 13 и 17 марта 1785 г.: во втором отделении была исполнена премьера оперы Моцарта «Покаявшийся Давиде» , К. 469, заказанная Тонкюнстлер-Сосьетэт. Большая часть музыки заимствована из незаконченной Великой мессы до минор , К. 427 (1782–83). Спектакль состоялся в Бургтеатре . Как ни странно, эти выступления посещались мало; первая ночь принесла всего 733 флорина (216 уплаченных императором), а вторая ночь - только 163 флорина при публике около 200 человек. [ 32 ]
- 22 и 23 декабря 1785 года. Оратория «Эстер» Карла Диттерса фон Диттерсдорфа под управлением Антонио Сальери . Между двумя частями концерта 22 декабря прозвучал скрипичный концерт в исполнении Джозефа Оттера; 23-го числа Моцарт заполнил этот временной интервал, сыграв один из своих фортепианных концертов (не указан). Критик « Винер Цайтунг» писал: «О благосклонном приеме [концерта Моцарта] мы воздерживаемся упоминать, поскольку наша похвала излишняя ввиду заслуженной славы этого мастера». [ 33 ]
- 22 и 23 декабря 1789 года: Кантата Рождение Аполлона» « Винченцо Ригини была исполнена в Бургтеатре. Невестка Моцарта Йозефа Хофер , которая позже пела первую Царицу Ночи в «Волшебной флейте» , была одной из вокальных солисток; Другими коллегами Моцарта, которые пели, были Кавальери (см. Выше) и Винченцо Кальвези (первый Феррандо в «Так все фан» ). Моцарта На концерте 22 декабря прозвучало также первое известное исполнение Кларнетового квинтета . Кларнетистом был друг Моцарта Антон Стадлер . [ 34 ]
- 16 и 17 апреля 1791 г.: На концерте на музыку нескольких композиторов снова представлена музыка Моцарта: его невестка Алоизия Ланге спела арию и исполнена «большая симфония». [ 35 ] Раштон предполагает, что последней была 40-я симфония в ее переработанной версии с партиями кларнета. [ 36 ]
Моцарт умер в 1791 году.
- 22 и 23 декабря 1815 года. Основным произведением стала оратория Генделя « Пир Александра » в переработанной партитуре Моцарта с дополнительными духовыми партиями. [ 37 ]
- 27 и 28 марта 1836 года. Основным произведением стала оратория Генделя « Мессия » в переработанной партитуре Моцарта с дополнительными духовыми партиями. [ 38 ]
Бетховен
[ редактировать ]
- 29 марта 1795 года: первый публичный концерт Бетховена в Вене. Он сыграл один из своих первых двух фортепианных концертов; какой из них не известно. [ 39 ] Премьера оратории Джоас ре ди Джуда» « Антонио Казимира Картельери в дополнение к двум его симфониям до минор и ми-бемоль мажор.
- 23 декабря 1797 года: в программе прозвучал набор вариаций Бетховена на тему «Là ci Darem la mano» из оперы Моцарта « Дон Жуан» для двух гобоев и английского рожка. [ 12 ]
- 1 и 2 апреля 1798 года: На концерте, главным произведением которого были «Семь последних слов Христа» Гайдна (см. Выше), Бетховен принял участие в программе премьеры, исполнив партию фортепиано в своем Квинтете для фортепиано и духовых инструментов .
- 30 и 31 марта 1817 года: произведения ныне знаменитого Бетховена: его Седьмая симфония и оратория Christus am Ölberge . [ 40 ]
- 24 и 26 марта 1839 года: в программе были произведения Бетховена, умершего в 1827 году: вторая часть Седьмой симфонии и его кантата Der glorreiche Augenblick , исполненная на текст Фридриха Рохлица с названием Preis der Tonkunst («Во славу музыки»). [ 41 ]
Мендельсон
[ редактировать ]- 22 и 23 декабря 1857 г.: «Илия» Феликса Мендельсона (1809–1847). [ 42 ] Произведение, премьера которого состоялась в другом месте в 1846 году, пополнило ряды классических произведений, подходящих для исполнения ораториальным обществом.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Oxford Music Online , статья «Tonkünstler-Societät».
- ^ Oxford Music Online , статья «Вена».
- ^ Jump up to: а б с д и http://www.wien.gv.at/kultur/archiv/geschichte/zeugnisse/haydnverein.html (на немецком языке). Архивировано 16 сентября 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Фриц-Хилшер и Кречмер (2011:299), Стеблин, с. 140
- ^ Источник цифр: Edge (1992:80).
- ^ Эдж (1992:79)
- ^ Эдж (1992:80)
- ^ Джонс (2009: 114–115). Его гонорар был возвращен.
- ^ Jump up to: а б Джонс (2009:115)
- ^ Немецкий (1965:236)
- ^ Jump up to: а б Поль (1871:60)
- ^ Jump up to: а б Стеблин (143)
- ^ Джонс (2009:73)
- ^ Джонс (2009:40, 73)
- ^ Смитер 1977: 161; Нью-Гроув , «Йозеф Гайдн», § 3.
- ^ Поль (1871:58)
- ^ Поль (1871:59)
- ^ Джонс (2009)
- ^ См., например, Эйзен и Киф (2006:212-213).
- ^ Jump up to: а б Поль (1871:61)
- ^ Поль (1871:63)
- ^ Jump up to: а б Поль (1871:64)
- ^ Джонс (2009:192)
- ^ Jump up to: а б с Поль (1871:66)
- ^ Джонс (2009:206)
- ^ Джонс (2009:207)
- ^ Поль (1871:67)
- ^ Смитер 1977:161)
- ^ Райс (2003:160); Поль (1871:60)
- ^ Открытие 2007 г.
- ^ Немецкий 1965: 220
- ^ Немецкий 1965: 240–241.
- ^ Немецкий (1965:259)
- ^ Немецкий (1965: 358–359); Лоусон (1996:27)
- ^ Лоусон (1996:27)
- ^ Раштон (2006:210)
- ^ Поль (1871:69)
- ^ Поль (1871:73)
- ^ Поль (1871:49)
- ^ Поль (1871:70)
- ^ Поль (1871:74)
- ^ Поль (1871:76)
Ссылки
[ редактировать ]- Дойч, Отто Эрих (1965) Моцарт: документальная биография . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
- Эдж, Декстер (1992) Венские оркестры Моцарта . Старинная музыка 20:64–88.
- Эйзен, Клифф и Саймон П. Киф (2006) Кембриджская энциклопедия Моцарта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Фриц-Хильшер, Элизабет Терезия и Гельмут Кречмер (2011) Вена, история музыки . Мюнстер: LIT Verlag.
- Джонс, Дэвид Вин (2009) Жизнь Гайдна . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Лоусон, Колин (1996) Моцарт: Концерт для кларнета . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Поль, Карл Фердинанд (1871 г.) Меморандум по случаю столетия Тонкунстлеровского общества, реорганизованного в 1862 году в «Гайдн», ассоциации по уходу за вдовами и сиротами Тонкунстлеров в Вене . Вена.
- Райс, Альберт Р. (2003) Кларнет в классический период . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Раштон, Джулиан (2006) Моцарт . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Смитер, Ховард Э. (1977) История оратории . Книги прессы UNC.
- Стеблин, Рита (nd) Упоминания Бетховена в документах венского Tonkünstler-Societät, 1795–1824 гг.