Jump to content

Общество Тонкунстлера

Изображение Августа Гераша XIX века старого Бургтеатра , места проведения ряда концертов Tonkünstler-Societät.

Tonkünstler -Societät («Общество музыкантов») — благотворительное общество для музыкантов в Вене , просуществовавшее с середины 18 века до середины 20 века. Его целью было «поддержать музыкантов-пенсионеров и их семьи». [ 1 ] Начиная с 1772 г. [ 2 ] Общество организовало серию благотворительных концертов, часто с большим количеством исполнителей, на которых исполнялись произведения ведущих композиторов классического периода, в том числе Йозефа Гайдна , Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена .

1775 года. Флориан Гассманн, гравюра Иоганна Бальцера

Общество было основано Флорианом Гассманом в 1771 году. Оно было также известно как «Общество венских тонкунтлеров в поддержку их вдов и сирот»; он же «Общество венских музыкантов в поддержку вдов и сирот». [ 3 ] До 1811 года (года основания Общества друзей музыки ) это была единственная частная организация, проводившая концерты в Вене. [ 3 ]

Общество пользовалось решительной поддержкой аристократии (которая, наряду с церковью, была в то время основным работодателем музыкантов). Своим указом (23 февраля 1771 г.), разрешающим основание Общества, императрица Мария Терезия также внесла первоначальный взнос в фонд Общества в размере 500 дукатов (около 2000 флоринов). [ 3 ] Позже автор дневников Карл фон Цинцендорф заметил, что посещение благотворительных концертов Общества считалось чем-то вроде обязанности для представителей дворянства. Общество послужило образцом для аналогичных организаций не только в Австрийской империи, но также в Берлине (1801 г.) и Санкт-Петербурге (1802 г.). [ 3 ]

Выступления Общества проводились по графику, который оставался довольно постоянным на протяжении многих лет: два выступления на Пасху и два перед Рождеством. В первые годы своего существования организация была довольно авантюрной, ставя новые или недавние произведения. Примерно в 1800 году наступил традиционализм, и в программах теперь особое внимание уделялось музыке, которая стала почитаемой, включая множество исполнений (первоначально под руководством композитора) двух великих ораторий Гайдна, « Сотворение мира» и «Времена года» . Действительно, в 1862 году организация переименовала себя в честь Гайдна: («Гайдн», Witwen- und Waisen-Versorgungs-Verein der Tonkünstler в Вене = «Гайдн: Музыкальное общество по уходу за вдовами и сиротами в Вене»).

Общество просуществовало до 1939 года, когда 9 марта национал-социалистическое правительство Германии упразднило его; [ 4 ] Германия аннексировала Австрию в прошлом году ( аншлюс ).

С точки зрения истории музыки, наибольшее значение Общества приходится на ранний период его существования, вплоть до начала 1800-х годов, когда оно играло важную роль в премьерах и распространении музыкальных произведений, которые до сих пор пользуются признанием. В более поздний период, после того как публичные концерты в других местах стали процветать, а собственные программы Общества стали консервативными, историческое значение Общества уменьшилось, а упоминания об организации в работах музыковедов стали немногочисленны.

Исполнительские силы Общества

[ редактировать ]

Общество было необычным по размеру оркестров и хоров, выступавших на его концертах. На концертах 1 и 3 апреля 1781 года, где Моцарт впервые выступил с Обществом (см. ниже), было задействовано 40 скрипок, 8 альтов, 9 виолончелей, 11 контрабасов, 2 флейты, 7 гобоев, 6 фаготов, 2 английских валторны. , 4 валторны, 2 трубы и 1 литаврист, всего 92 человека. всего 28 сопрано и альтов (все мальчики), 13 теноров и 13 басов; таким образом, всего 146 исполнителей. Сопоставимое количество было занято и в другие годы. [ 5 ] В письме домой своему отцу Леопольду Моцарт выразил удивление по поводу размера оркестра и восхищение тем, насколько хорошо его симфония прозвучала на концерте.

Такие цифры стали возможны благодаря тому, что участие в концертах Общества было обязательным для всех членов (в противном случае им приходилось платить небольшую компенсационную плату). Кроме того, выступили и некоторые потенциальные члены Общества. [ 6 ]

Эдж предполагает, что не следует предполагать, что такие силы использовались для всех чисел в программе; в частности, на концертах, возможно, просто использовалась часть музыкантов для лучшего баланса. [ 7 ]

Отношения с великими композиторами классической эпохи

[ редактировать ]

Хотя Общество часто упоминается в биографиях Гайдна, Моцарта и Бетховена, на самом деле к нему когда-либо принадлежал только Гайдн, и то в исключительных обстоятельствах. Гайдн впервые сочинил произведение для исполнения Общества в 1773 году ( Il ritorno di Tobia ; см. ниже). В 1778 году он подписался на членство и должным образом заплатил вступительный взнос, но вдобавок к этому ему было предложено бесплатно писать дальнейшие сочинения по указанию Общества. Гайдн отказался, и затем ему было отказано в членстве. [ 8 ] Отношения между Гайдном и Обществом некоторое время оставались холодными. В 1781 году им не удалось договориться о повторном исполнении Il ritorno di Tobia , хотя для весенних концертов 1784 года им удалось найти жилье. [ 9 ] После этого работы Гайдна продолжали появляться в программах Общества. Гайдн окончательно стал его членом только в 1797 году; на данный момент его многочисленные вклады в благотворительные концерты Общества на протяжении многих лет привели к тому, что Общество сделало его почетным членом. [ 3 ]

Моцарт попытался стать его членом в 1785 году, примерно в то время, когда его «Покаяние Давида» Общество исполняло (см. Ниже). Процедура его подачи заявки застопорилась из-за требования, чтобы Моцарт предъявил свидетельство о рождении (он родился в далеком Зальцбурге , что затрудняло это). Моцарт дважды обещал предоставить его, но так и не сделал этого. [ 10 ] Его медлительность была неразумной, поскольку, когда он умер в 1791 году, он оставил после себя множество долгов и жену ( Констанцию ​​Моцарт ) с двумя маленькими детьми. К счастью, Констанца оказалась проницательной бизнес-леди и в конце концов сумела добиться процветания благодаря публикации произведений мужа.

Хотя его произведения исполнялись Обществом, Бетховен так и не был зачислен в его члены. [ 11 ] Однако за заслуги Общество наградило его (как и Гайдна) бесплатным пропуском на все его концерты. [ 12 ]

Гайдн, Моцарт, Бетховен, Мендельсон на концертах Общества.

[ редактировать ]

Чаще всего на концерте Общества программировалось большое произведение (обычно оратория ), дополняя его произведениями меньшего размера, часто для соло или небольших ансамблей. Обычно выбирались произведения меньшего размера, чтобы они отличались в те два вечера, когда давался концерт. Гайдн несколько раз представлялся как композитор больших, а иногда и небольших произведений; за свою жизнь Моцарт и Бетховен были композиторами больших произведений только один раз каждый и несколько раз — меньших.

Гайдн в исполнении Людвига Гуттенбрунна . Портрет датируется ок. 1791–1792 , но изображает Гайдна ок. 1770 г., на основе более ранней версии.
  • 2 и 4 апреля 1775 года: Йозеф Гайдн провел премьерные исполнения своей оратории Il ritorno di Tobia ; Работа выполнена по заказу Общества. Либретто произведения написано на итальянском языке; это отражало практику общества в первые годы его существования, следуя традициям императорского двора; позже Общество должно было перейти к произведениям на немецком языке. [ 13 ] большинство вокальных солистов своей оратории Гайдн привез с собой из двора Эстерхази , а также своих коллег для исполнения концертов как более коротких произведений: его концертмейстер Луиджи Томасини исполнил концерт для скрипки 2-го числа, Ксавье Марто - концерт для виолончели 4-го числа. [ 14 ] Смитер пишет: «Оратория имела огромный успех и привлекла внимание венцев к выдающимся способностям Гайдна». [ 15 ]
  • 17 марта 1777 года. Были исполнены разнообразные произведения, в том числе хор из «Возвращение Товита» . [ 16 ]
  • 12 и 14 марта 1780 г. Разнообразные произведения, в том числе 14-го «большая новая симфония» Гайдна. [ 17 ]
  • 23 и 23 декабря 1783 года: «Симфония» и хор Гайдна, возможно, из Il ritorno di Tobia . [ 18 ] Также было представлено творчество Моцарта; см. ниже. Предполагается, что именно на этом концерте впервые встретились Гайдн и Моцарт, ставшие хорошими друзьями . [ 19 ]
  • 28 и 30 марта 1784 года: Гайдн возглавил свой «Il ritorno di Tobia» в переработанной версии с двумя новыми хорами. [ 20 ] На этот раз вокальными солистками выступили именитые певицы из Вены, в том числе Катерина Кавальери и Нэнси Стораче . [ 9 ]
  • 13 и 17 марта 1785 г.: в первую часть вошла симфония Гайдна. Основные программы см. в ту же дату в разделе «Моцарт» ниже.
  • 15 и 16 апреля 1792 года: программа различных композиторов, включая симфонию и хор Гайдна, во время его отсутствия в Вене во время первого из двух его визитов в Лондон. [ 21 ]
  • 23 и 24 марта 1793 года: Гайдн, вернувшийся в Вену, руководил исполнением трех своих недавно завершенных лондонских симфоний . [ 22 ]
  • 12 и 13 апреля 1794 года: программа различных композиторов, в том числе «Симфония-сюрприз» Гайдна . Гайдн снова был в Лондоне во время своей второй поездки. [ 22 ]
  • 1 и 2 апреля 1798 года: Гайдн провел публичную премьеру своей «Семи последних слов Христа» в новой версии с хоровыми партиями. [ 23 ] В первый вечер в программе принял участие Бетховен; см. ниже.
  • 22 и 23 декабря: Премьера концертной арии Гайдна Solo et pensoso в исполнении сопрано «Демуазель Фламм». Также была исполнена Военная симфония .
  • 17 и 18 марта 1799 года: «Семь последних слов» снова были исполнены под руководством Гайдна.
  • 22 и 23 декабря 1799 года: Первое исполнение Обществом Гайдна « Сотворение мира » под руководством композитора. Работа, очевидно, была настолько популярной, что Общество могло увеличить сбор средств, удвоив обычную цену билета. [ 24 ]
  • 1800: Все четыре выступления в этом году были посвящены «Сотворению мира» . [ 24 ] Гайдн, здоровье которого становилось слабым, поручил руководство декабрьскими выступлениями Паулю Враницки . [ 25 ]
  • Весна 1801 года: снова «Семь последних слов» под руководством Гайдна. [ 26 ]
  • 22 и 23 декабря 1801 года: Первое исполнение Обществом « Времен года » Гайдна под руководством композитора. [ 24 ]
  • 1802: Все четыре спектакля в этом году были « Временами года» . [ 27 ]
  • Гайдна 1808: «Il ritorno di Tobia» появляется в третий раз, на этот раз в переработанной версии ученика пожилого композитора Сигизмунда Нейкомма . [ 28 ] Выступление 22 декабря потребовало труда большинства высококвалифицированных музыкантов Вены, что имело печальные последствия для теперь знаменитого концерта, состоявшегося в Вене в тот же вечер, в пользу Людвига ван Бетховена .

Гайдн умер в 1809 году. «Сотворение мира» и «Времена года» на протяжении десятилетий оставались частым выбором для выступлений Общества.

Моцарт и его коллеги

[ редактировать ]
Посмертный портрет Моцарта работы Барбары Крафт (1819 г.) по оригиналам, написанным при его жизни.
  • 21 и 25 марта 1773 года. Главным произведением программы стала «Санта-Елена аль-Кальварио» оратория Иоганна Адольфа Хассе . Концерт также включал публичный дебют в Вене двух братьев-кларнетистов Антона и Иоганна Штадлеров, которым предстояло исполнить многие произведения Моцарта после его переезда в Вену в 1780-х годах; см., в частности, 22 и 23 декабря 1789 г. ниже. [ 29 ]
  • 1 и 3 апреля 1781 года: музыкальная драма «Паломничество на Голгате» Иоганна Георга Альбрехтсбергера . Вокальными солистками были Катерина Кавальери , Тереза ​​Тейбер , Валентин Адамбергер и Людвиг Фишер , все члены императорской немецкой оперной труппы, которым предстояло сыграть ведущие роли на премьере оперы Моцарта «Die Entführung aus dem Serail» в следующем году. Только к выступлению 3 апреля программа была дополнена; это было первое публичное выступление взрослого Моцарта в Вене. Была сыграна симфония Моцарта, которая, по предположению Дойча, была под номером 34 . Он также импровизировал на фортепиано. Моцарт только недавно прибыл в Вену, где ему предстояло провести остаток своей карьеры; и все еще находился на службе у архиепископа Коллоредо . [ 11 ] Обществу пришлось лоббировать архиепископа, чтобы тот получил услуги Моцарта. [ 30 ]
  • 23 и 23 декабря 1783 г.: в программу входило «новое рондо» Моцарта в исполнении Адамбергера; Дойч предполагает, что это произведение называлось «Misero! o sogno!/Aura che intorno», К. 431. [ 31 ] Только 22-го числа в программе также прозвучал фортепианный концерт Моцарта с композитором в качестве солиста. [ 20 ] Предполагается, что именно на этом концерте впервые встретились Гайдн и Моцарт, ставшие хорошими друзьями .
  • 13 и 17 марта 1785 г.: во втором отделении была исполнена премьера оперы Моцарта «Покаявшийся Давиде» , К. 469, заказанная Тонкюнстлер-Сосьетэт. Большая часть музыки заимствована из незаконченной Великой мессы до минор , К. 427 (1782–83). Спектакль состоялся в Бургтеатре . Как ни странно, эти выступления посещались мало; первая ночь принесла всего 733 флорина (216 уплаченных императором), а вторая ночь - только 163 флорина при публике около 200 человек. [ 32 ]
  • 22 и 23 декабря 1785 года. Оратория «Эстер» Карла Диттерса фон Диттерсдорфа под управлением Антонио Сальери . Между двумя частями концерта 22 декабря прозвучал скрипичный концерт в исполнении Джозефа Оттера; 23-го числа Моцарт заполнил этот временной интервал, сыграв один из своих фортепианных концертов (не указан). Критик « Винер Цайтунг» писал: «О благосклонном приеме [концерта Моцарта] мы воздерживаемся упоминать, поскольку наша похвала излишняя ввиду заслуженной славы этого мастера». [ 33 ]
  • 22 и 23 декабря 1789 года: Кантата Рождение Аполлона» « Винченцо Ригини была исполнена в Бургтеатре. Невестка Моцарта Йозефа Хофер , которая позже пела первую Царицу Ночи в «Волшебной флейте» , была одной из вокальных солисток; Другими коллегами Моцарта, которые пели, были Кавальери (см. Выше) и Винченцо Кальвези (первый Феррандо в «Так все фан» ). Моцарта На концерте 22 декабря прозвучало также первое известное исполнение Кларнетового квинтета . Кларнетистом был друг Моцарта Антон Стадлер . [ 34 ]
  • 16 и 17 апреля 1791 г.: На концерте на музыку нескольких композиторов снова представлена ​​музыка Моцарта: его невестка Алоизия Ланге спела арию и исполнена «большая симфония». [ 35 ] Раштон предполагает, что последней была 40-я симфония в ее переработанной версии с партиями кларнета. [ 36 ]

Моцарт умер в 1791 году.

  • 22 и 23 декабря 1815 года. Основным произведением стала оратория Генделя « Пир Александра » в переработанной партитуре Моцарта с дополнительными духовыми партиями. [ 37 ]
  • 27 и 28 марта 1836 года. Основным произведением стала оратория Генделя « Мессия » в переработанной партитуре Моцарта с дополнительными духовыми партиями. [ 38 ]

Бетховен

[ редактировать ]
Бетховен в 1801 году в исполнении Карла Трауготта Риделя.
  • 29 марта 1795 года: первый публичный концерт Бетховена в Вене. Он сыграл один из своих первых двух фортепианных концертов; какой из них не известно. [ 39 ] Премьера оратории Джоас ре ди Джуда» « Антонио Казимира Картельери в дополнение к двум его симфониям до минор и ми-бемоль мажор.
  • 23 декабря 1797 года: в программе прозвучал набор вариаций Бетховена на тему «Là ci Darem la mano» из оперы Моцарта « Дон Жуан» для двух гобоев и английского рожка. [ 12 ]
  • 1 и 2 апреля 1798 года: На концерте, главным произведением которого были «Семь последних слов Христа» Гайдна (см. Выше), Бетховен принял участие в программе премьеры, исполнив партию фортепиано в своем Квинтете для фортепиано и духовых инструментов .
  • 30 и 31 марта 1817 года: произведения ныне знаменитого Бетховена: его Седьмая симфония и оратория Christus am Ölberge . [ 40 ]
  • 24 и 26 марта 1839 года: в программе были произведения Бетховена, умершего в 1827 году: вторая часть Седьмой симфонии и его кантата Der glorreiche Augenblick , исполненная на текст Фридриха Рохлица с названием Preis der Tonkunst («Во славу музыки»). [ 41 ]

Мендельсон

[ редактировать ]
  • 22 и 23 декабря 1857 г.: «Илия» Феликса Мендельсона (1809–1847). [ 42 ] Произведение, премьера которого состоялась в другом месте в 1846 году, пополнило ряды классических произведений, подходящих для исполнения ораториальным обществом.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Oxford Music Online , статья «Tonkünstler-Societät».
  2. ^ Oxford Music Online , статья «Вена».
  3. ^ Jump up to: а б с д и http://www.wien.gv.at/kultur/archiv/geschichte/zeugnisse/haydnverein.html (на немецком языке). Архивировано 16 сентября 2014 г. в Wayback Machine.
  4. ^ Фриц-Хилшер и Кречмер (2011:299), Стеблин, с. 140
  5. ^ Источник цифр: Edge (1992:80).
  6. ^ Эдж (1992:79)
  7. ^ Эдж (1992:80)
  8. ^ Джонс (2009: 114–115). Его гонорар был возвращен.
  9. ^ Jump up to: а б Джонс (2009:115)
  10. ^ Немецкий (1965:236)
  11. ^ Jump up to: а б Поль (1871:60)
  12. ^ Jump up to: а б Стеблин (143)
  13. ^ Джонс (2009:73)
  14. ^ Джонс (2009:40, 73)
  15. ^ Смитер 1977: 161; Нью-Гроув , «Йозеф Гайдн», § 3.
  16. ^ Поль (1871:58)
  17. ^ Поль (1871:59)
  18. ^ Джонс (2009)
  19. ^ См., например, Эйзен и Киф (2006:212-213).
  20. ^ Jump up to: а б Поль (1871:61)
  21. ^ Поль (1871:63)
  22. ^ Jump up to: а б Поль (1871:64)
  23. ^ Джонс (2009:192)
  24. ^ Jump up to: а б с Поль (1871:66)
  25. ^ Джонс (2009:206)
  26. ^ Джонс (2009:207)
  27. ^ Поль (1871:67)
  28. ^ Смитер 1977:161)
  29. ^ Райс (2003:160); Поль (1871:60)
  30. ^ Открытие 2007 г.
  31. ^ Немецкий 1965: 220
  32. ^ Немецкий 1965: 240–241.
  33. ^ Немецкий (1965:259)
  34. ^ Немецкий (1965: 358–359); Лоусон (1996:27)
  35. ^ Лоусон (1996:27)
  36. ^ Раштон (2006:210)
  37. ^ Поль (1871:69)
  38. ^ Поль (1871:73)
  39. ^ Поль (1871:49)
  40. ^ Поль (1871:70)
  41. ^ Поль (1871:74)
  42. ^ Поль (1871:76)
  • Дойч, Отто Эрих (1965) Моцарт: документальная биография . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
  • Эдж, Декстер (1992) Венские оркестры Моцарта . Старинная музыка 20:64–88.
  • Эйзен, Клифф и Саймон П. Киф (2006) Кембриджская энциклопедия Моцарта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Фриц-Хильшер, Элизабет Терезия и Гельмут Кречмер (2011) Вена, история музыки . Мюнстер: LIT Verlag.
  • Джонс, Дэвид Вин (2009) Жизнь Гайдна . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Лоусон, Колин (1996) Моцарт: Концерт для кларнета . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Поль, Карл Фердинанд (1871 г.) Меморандум по случаю столетия Тонкунстлеровского общества, реорганизованного в 1862 году в «Гайдн», ассоциации по уходу за вдовами и сиротами Тонкунстлеров в Вене . Вена.
  • Райс, Альберт Р. (2003) Кларнет в классический период . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Раштон, Джулиан (2006) Моцарт . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Смитер, Ховард Э. (1977) История оратории . Книги прессы UNC.
  • Стеблин, Рита (nd) Упоминания Бетховена в документах венского Tonkünstler-Societät, 1795–1824 гг.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d564dd75e0595c2d7fbfac2d824c916b__1713322860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/6b/d564dd75e0595c2d7fbfac2d824c916b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tonkünstler-Societät - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)