Большая месса до минор , К. 427
Большая месса до минор | |
---|---|
Неоконченная торжественная месса В. А. Моцарта | |
Каталог | К. 427/417а |
Выполненный | 26 октября 1783 г Зальцбург .: |
Вокал |
|
Инструментальный | оркестр |
Большая месса до минор (нем. Große Messe in c-moll ), K. 427/417a, — общее название музыкальной постановки мессы Вольфганга Амадея Моцарта , которая считается одним из величайших его произведений. Он сочинил ее в Вене в 1782 и 1783 годах, уже после женитьбы, когда переехал в Вену из Зальцбурга . Масштабное произведение, Missa Solemnis , написано для двух солистов- сопрано , тенора и баса , двойного хора и большого оркестра. Он остался незавершенным, в нем отсутствовали большие части Кредо и полный Agnus Dei.
Состав и первое исполнение
[ редактировать ]Произведение было написано в 1782–1783 годах. В письме своему отцу Леопольду от 4 января 1783 года Моцарт упомянул обет, который он дал, написать мессу, когда он привезет свою тогдашнюю невесту Констанцу в качестве жены в Зальцбург. Затем Констанца спела «Et incarnatus est» на премьере. [1]
Первое представление состоялось в Зальцбурге в воскресенье 26 октября 1783 года (двадцатое воскресенье после Пятидесятницы). [2] Моцарт переехал в Вену в 1781 году, но навещал свой родной город в компании Констанции, которая еще не познакомилась со своим отцом и сестрой ( Наннерль ).
Спектакль состоял только из уцелевших партий Кирие, Глории, Санктуса и Бенедикта и копии партитуры ок. 1800 шоу. Это произошло в церкви аббатства Святого Петра в рамках римско-католической мессы . В дневнике сестры Моцарта упоминается, что исполнителями был весь Hofmusik , то есть музыканты, работавшие при дворе правителя Зальцбурга, принца-архиепископа графа Иеронима фон Коллоредо и, следовательно, бывшие коллеги Моцарта. [3] 23 октября 1783 года в соседней Капельхаусе прошла репетиция. [3]
Фрагментарный статус
[ редактировать ]Работа неполная, в ней отсутствуют части Credo после арии Et incarnatus est (оркестровка единственных двух сохранившихся частей Credo не завершена) и все Agnus Dei. «Санктус» и «Бенедиктус» частично утрачены и требуют редакционной реконструкции. Существует множество предположений относительно того, почему работа осталась незавершенной. Для современных исполнений доступны следующие редакции и дополнения:
- Георг Алоис Шмитт (1901, Breitkopf & Härtel )
- ХК Роббинс Лэндон (1956, Эйленбург ),
- Хельмут Эдер (1985, Беренрайтер )
- Франц Бейер (1989, Amadeus / Edition Peters )
- Ричард Маундер (1990, Oxford University Press / Carus-Verlag ),
- Филип Уилби (2004, Новелло )
- Роберт Левин (2005, Carus Publishing)
- Клеменс Кемме (2018, Breitkopf & Härtel)
- Ульрих Лейзингер (2019, Бэренрайтер).
Издания Лэндона, Эдера, Бейера, Маундера и Кемме направлены на то, чтобы просто заполнить недостающие оркестровки и хоровые партии в Credo и Sanctus, тогда как издания Шмитта, Уилби и Левина направлены на завершение работы, либо используя части других масс. или сочинение новой музыки для Credo и Agnus Dei посредством использования пародий или разработки исторических зарисовок Моцарта. Бенджамин-Гуннар Корс ( Musikproduktion Höflich ) просто предлагает полное Кредо и Agnus Dei. Для Кредо это означает завершение «Credo in unum Deum» и «Et incarnatus est», а также дополнительную музыку для остальной части Кредо. Таким образом, это издание предназначено для использования в сочетании с любой другой версией Мессы. Роберт Ксавьер Родригес также завершил Agnus Dei. [4]
Позже Моцарт повторно использовал музыку из «Кирие и Глория» , почти без изменений, за исключением текста, в кантате «Davide penitente» , K. 469. К кантате Моцарт добавил две новые арии и каденцию для фуги, завершающей произведение.
Структура
[ редактировать ]- Кирие ( Andante moderato : хор и сопрано)
- Глория
- Слава вышнему Богу ( Allegro vivace : Припев)
- Мы славим тебя ( Аллегро аперто : Сопрано II)
- Мы благодарим вас ( Адажио : Припев)
- Domine Deus ( Allegro moderato : Сопрано I и II)
- Кого ты забираешь ( Ларго : Двойной хор)
- Потому что ты один ( Аллегро : I и II Сопрано, тенор)
- Иисус Христос ( Адажио : Припев)
- Со Святым Духом (Хор)
- Я считаю
- Я верю в единого Бога ( Allegro maestoso : Припев)
- И он воплотился ( Анданте : Сопрано I)
- Санктус ( Ларго : Двойной хор)
- Святой Господь
- Осанна в вышних
- Благословенный
- Бенедикт, который приходит ( Allegro comodo : Квартет и двойной припев)
Оркестр состоит из 1 флейты (используется только в Et incarnatus est), 2 гобоев, 2 фаготов, 2 валторн, 2 труб, 3 тромбонов, литавр, органа и струнных.
Влияние
[ редактировать ]Произведение воплощает в себе пышность и торжественность, связанные с зальцбургскими традициями того времени, но также предвосхищает симфонические мессы Йозефа Гайдна в своем сольно-хоровом исполнении. Месса показывает влияние Баха и Генделя , чью музыку Моцарт изучал в это время (см. Готфрида ван Свитена ). [2]
20 августа 2016 года версия, реконструированная Хельмутом Эдером исполнена в Королевском Альберт-холле , была впервые «Променады в рамках серии » Шотландским симфоническим оркестром BBC и Симфоническим хором BBC с под управлением Илана Волкова участием Луизы Алдер и Кэролин. Сэмпсон , Бенджамин Хьюлетт и Мэтью Роуз . [5]
Дискография
[ редактировать ]- Ференц Фриксай , Симфонический оркестр Берлинского радио , Хор собора Св. Ядвиги в Берлине, Мария Штадер , Герта Тёппер , Эрнст Хефлигер , Иван Сарди. Этикетка: Deutsche Grammophon , 1959 г.
- Сэр Колин Дэвис , Лондонский симфонический оркестр , Лондонский симфонический хор , Хелен Донат , Хизер Харпер , Райланд Дэвис , Стаффорд Дин . Лейбл: Philips Classics , февраль 1971 г. [6]
- Раймонд Леппард , Оркестр Новой Филармонии , Хор Джона Олдиса , Илеана Котрубас , Кири Те Канава , Вернер Кренн , Ханс Сотин . Лейбл: EMI, 1974 г.
- Герберт фон Караян , Берлинский филармонический оркестр , Винер Зингферайн , Барбара Хендрикс , Джанет Перри , Питер Шрайер , Бенджамин Люксон . Лейбл: Deutsche Grammophon, 1981 г.
- Джон Элиот Гардинер , солисты английского барокко , хор Монтеверди , Сильвия Макнейр , Диана Монтегю , Энтони Рольф Джонсон , Корнелиус Гауптманн . Этикетка: Архив , ноябрь 1986 г.
- Роберт Шоу , Симфонический оркестр и хор Атланты, Эдит Винс , Делорес Зиглер , Джон Алер , Уильям Стоун . Лейбл: Теларк , 1988 г. [7]
- Питер Нойман , Collegium Cartusianum Orchestra, Кёльнский камерный хор, Барбара Шлик , Моника Фриммер , Кристоф Прегардьен , Клаус Мертенс . Лейбл: EMI Electrola, 19–22 ноября 1989 г.
- Клаудио Аббадо , Берлинский филармонический оркестр , Хор Берлинского радио , Барбара Бонни , Арлин Огер , Ганс Петер Блохвиц , Роберт Холл . Лейбл: Sony, 1991 г.
- Клаудио Аббадо , Венский филармонический оркестр , Джерри Хэдли , Карита Маттила , Хорхе Пита. Лейбл: Deutsche Grammophon, 2016 г.
- Леонард Бернштейн , Симфонический оркестр и хор Баварского радио, Арлин Огер , Фредерика фон Штаде , Франк Лопардо , Корнелиус Гауптманн. Этикетка: Deutsche Grammophon 431 791–2, 1991 г. [8]
- Версия Ричарда Маундера : Кристофер Хогвуд , Академия старинной музыки , Квиристеры Вестминстерского колледжа, Хор Винчестерского собора , Арлин Огер, Линн Доусон , Джон-Марк Эйнсли, Дэвид Томас . Этикетка: L'Oiseau-Lyre , 1990 г. [9]
- Джеймс Левин , Венский филармонический оркестр , хор, Кэтлин Бэттл , Мартин Хазельбёк и другие. Лейбл: Deutsche Grammophon, 1998 г.
- Масааки Судзуки , Bach Collegium Japan инструментальные и вокальные ансамбли , Кристиан Иммлер , Макото Сакурада , Кэролайн Сэмпсон , Оливия Вермюлен . Лейбл: BIS Records , 2016 г.
Видеосъемка
[ редактировать ]- Леонард Бернштейн, Симфонический оркестр и хор Баварского радио , Арлин Огер, Фредерика фон Штаде, Франк Лопардо, Корнелиус Гауптманн. Лейбл: Deutsche Grammophon, 2006 г.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Эйнштейн, Альфред (1953). «Церковная музыка». Моцарт. Его характер, его работа (на немецком языке). Цюрих, Штутгарт. стр. 362–403.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Моцарт, Вашингтон (2006). Месса до минор (Urtext) . Холл, Моника (предисловие), Тельманн, Габриэле (перевод). Кассель : Bärenreiter-Verlag . стр. VII–X. ИСМН М-0006-20223-2
- ^ Перейти обратно: а б Немецкий 1965 , с. 219
- ^ "Роберт Ксавьер Родригес: Agnus Dei (завершение мессы Моцарта до минор) , G. Schirmer Inc.
- ^ «Променад 46: Рукерт-Лидер Малера и месса до минор Моцарта, 2016, BBC Proms» . bbc.co.uk. 20 августа 2016 года . Проверено 20 августа 2016 г.
- ^ Моцарт: Великие хоровые произведения . Филипс. ASIN B000004180 – через Amazon.
- ^ «Торжественная месса Бетховена. Месса до минор Моцарта» . Граммофон
- ^ «Моцарт: Большая месса до минор К.427» . Немецкий граммофон. 1991.
- ^ «Месса до минор К427» . Кристофер Хогвуд. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 20 августа 2016 г.
Источники
- Дойч, Отто Эрих (1965). Моцарт: Документальная биография . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блэк, Дэвид (2007) «Моцарт и практика духовной музыки, 1781–91». Докторская диссертация, Гарвардский университет, 84–126.
- Соломон, Мейнард (1995) Моцарт: Жизнь . ХарперКоллинз .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Великая месса до минор, К. 427 : Партитура и критический отчет (на немецком языке) в Neue Mozart-Ausgabe.
- Большая месса до минор : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- h2g2 «Месса Моцарта до минор»
- Моцарт, Большая месса до минор , предисловие (немецкий/английский) к завершению Бенджамина-Гуннара Корса (2010)