Людвиг Фишер (бас)
Иоганн Игнац Людвиг Фишер (ок. 18 августа 1745 — 10 июля 1825), обычно называемый Людвигом Фишером , был немецким оперным певцом, известным басом своего времени.
Жизнь
[ редактировать ]Людвиг Фишер родился в Майнце 18 или 19 августа 1745 года. Свое музыкальное обучение Фишер начал не как певец, а с игры на скрипке и виолончели. [ 1 ] Когда его услышали в церковном хоре и в студенческих опереточных постановках, его голос заметили, и он серьезно занялся пением. Затем он был назначен внештатным певцом в Избирательном суде Майнца. [ 1 ] Начиная с 1770 года, он учился вокалу у тенора Антона Раафа в Мангейме . [ 1 ] где он впервые профессионально пел на сцене в 1767 году. [ 1 ]
Он продолжал приобретать известность в Мангейме. В 1772 году он был назначен виртуозом камеры при дворе Мангейма, а курфюрст Карл Теодор предоставил ему стипендию, чтобы он мог продолжить обучение у Раафа. [ 1 ] В 1775 году он стал ответственным за обучение вокалу в Mannheim Seminarium Musicum . [ 1 ] К 1778 году он был самым высокооплачиваемым из придворных певцов Мангейма. [ 1 ]
В 1778 году Карл Теодор стал курфюрстом Баварии и перевез с собой большинство своих мангеймских музыкантов, включая Фишера, в новый двор в Мюнхене . [ 2 ]
Находясь в Мюнхене, Фишер женился 6 октября 1779 года. [ 3 ] певица Барбара Штрассер (род. 1758 в Мангейме), которая пела с ним в Вене [ 3 ] и вышел на пенсию в 1798 году. Все дети от этого брака стали выдающимися певцами: Йозеф Фишер (родился в 1780 году в Вене, умер в 1862 году в Мангейме), Йозефа Фишер-Вернье (родилась в 1782 году, умерла в 1854 году в Мангейме) и Вильгельмина (родилась в 1785 году). . [ 1 ]
В 1779 году Фишер перешёл в Национальный театр (сегодняшний Бургтеатр ) в Вене (1779). Он пробыл в Вене три года, спев около двадцати разных партий. [ 3 ] В 1783 году он с необыкновенным успехом пел в Париже, в 1784 году — в главных городах Италии; с 1785 года пел при дворе Карла Ансельма, 4-го принца Турн-энд-Таксиса в Регенсбурге , [ 1 ] и в 1789 году принял постоянное назначение, сделанное при заступничестве Иоганна Фридриха Райхардта , в Итальянскую оперу в Берлине, где он работал до выхода на пенсию в 1815 году. Он делал некоторые перерывы в своей работе в Берлине, чтобы петь в качестве приглашенного артиста в других города: Вена (1787, 1798), Лондон (1794, 1798, 1812). [ 3 ]
Фишер умер 10 июля 1825 года в Берлине.
Роли
[ редактировать ]Сегодня Фишера, пожалуй, больше всего помнят по роли Осмина в «Die Entführung aus dem Serail» , партии, «сделанной» для него Моцартом и которую он спел в премьерной постановке (первое исполнение 16 июля 1782 г., [ 4 ] ) на венском этапе своей карьеры. [ 5 ] Годом ранее Антонио Сальери вдохновился своим замечательным вокальным диапазоном при сочинении своей комической оперы «Раухфангкерер» , написав для него роль господина фон Бэра. Дальнейшими ролями были Аксур в «Аксуре» Сальери , красный д’Ормус , Осроэс в «Семирамиде» и Бренно в одноименной опере Райхардта.
Композиции
[ редактировать ]Судя по всему, Фишер также был композитором, но большая часть его произведений не сохранилась. [ 1 ] В 1802 году он сочинил «народную» застольную песню «Я сижу здесь, в глубоком подвале». [ 1 ] Его двухоктавный диапазон (от F 2 до F 4 ). [ 6 ] возможно, необычно для популярной песни, но не стало бы преградой для композитора; см. ниже.
Фишер и Моцарт
[ редактировать ]Фишер, очевидно, был другом Моцарта. Когда он вступил в разногласия с управляющим Императорским театром графом Орсини-Розенбергом и решил покинуть Вену, [ 7 ] Моцарт дал ему рекомендательное письмо, чтобы помочь ему продолжить свою карьеру (успешно) в Париже. [ 3 ] В 1787 году, когда Фишер вернулся с визитом в Вену, Моцарт создал для него арию «Alcandro, lo исповедь...Non sò, d'onde viene», К. 512, которую он спел на концерте, данном им в Кернтнертортеатре. 21 марта. [ 8 ] Моцарт, возможно, также написал для Фишера еще одно произведение - речитатив и арию «Così поэтому tradisci...Aspri rimorsi atroci» (К. 432/421а). [ 1 ]
Вскоре после этого, 1 апреля, Фишер написал в альбоме Моцарта стихотворение о дружбе из 16 строк, последние четыре строки которого (на английском языке):
Хочешь узнать мою преданность?
Вот мое вознаграждение будет:
Будь моим другом, давным-давно
Есть ли у тебя друг во мне? [ 9 ]
В 1796 году (28 февраля) Фишер участвовал в мемориальном концерте Моцарта, организованном его вдовой Констанце ; он спел отрывки из «Милосердия Тито» . [ 10 ]
Оценка
[ редактировать ]Критик Немецкого музея в Лейпциге в 1781 году назвал его «лучшим басом в Германии и после Гюнтера [возможно, Фридриха Гюнтера (1750 - после 1800)] тем, кто играет лучше всего». [ 11 ] По словам Корнейльсона, это было общепринятое мнение: «В свое время Фишер считался ведущим серьезным бас-певцом Германии». [ 1 ] Фишер мог петь от нижнего ре 2 до высокого ля 4 . [ 1 ] и он управлял этим необыкновенным диапазоном с необычайной легкостью, чистотой и точностью. [ 1 ] Райхардт сказал о своем голосе, что он отражает «глубину виолончели и естественную высоту тенора». [ 3 ]
Моцарт явно был в восторге от способностей Фишера. большую арию Он добавил к первому акту Die Entführung «Solche hergelauf'ne Laffen», объяснив отцу в письме (26 сентября 1781 г.), что «нужно хорошо использовать такого человека»; добавив, что (как говорит Клайв) «новая ария даст возможность «красивым низким нотам» Фишера засиять». [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Корнейльсон 2014 г.
- ^ Клайв 1993 , стр. 53, 81.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Клайв 1993 , с. 53
- ^ Немецкий 1965 , с. 201.
- ^ Граут, Дональд Джей ; Гермина Вайгель Уильямс (2003). «Опера Моцарта и его современников» . Краткая история оперы . Издательство Колумбийского университета. п. 325. ИСБН 0-231-11958-5 . Проверено 23 декабря 2007 г.
- ^ «Я сижу здесь, в глубоком подвале» . Сокровище немецкой песни (текст и ноты). Архивировано из оригинала 24 июля 2004 года . Проверено 23 декабря 2007 г.
- ^ Корнейльсон (2014) дает другую версию ухода Фишера, просто объясняя его упразднением немецкой придворной оперной труппы, в которой он работал; его заменил итальянский театр оперы-буффа .
- ^ Deutsch 1965 , с. 286. Ария представляла собой басовую версию сопрано арии К. 294, написанной ранее для Алоизии Вебер ( Клайв 1993 , стр. 53).
- ^ Полная версия дана в Deutsch 1965 , стр. 288.
- ^ Немецкий 1965 , с. 479.
- ^ Немецкий 1965 , с. 194.
Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен материал из соответствующей статьи в немецкой Википедии, которая, в свою очередь, основана на общедоступном материале Meyers Konversations-Lexikon , 4-е изд. 1888–1890. Другие ссылки:
- Клайв, Питер (1993). Моцарт и его окружение . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-05900-0 – через Интернет-архив .
- Корнейлсон, Пол (2014). «Фишер, Людвиг». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.09731 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- Дойч, Отто Эрих (1965). Моцарт: Документальная биография . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета – через Интернет-архив .