Возвращение Товита

Il ritorno di Tobia ( «Возвращение Товии ») — оратория в двух частях, написанная в 1775 году Йозефом Гайдном ( Hob. XXI:1). Это произведение является первой ораторией, написанной композитором, и, по словам Джонса, «его самым обширным и амбициозным сочинением на тот момент». [ 1 ]
на итальянском языке Либретто произведения написано Джованни Гастоне Боккерини , братом композитора Луиджи Боккерини . Это либретто подвергается резкой критике со стороны Оллесона, который отмечает, что автор дедраматизирует яркие эпизоды первоисточника (история о Товите в апокрифах ), лишая Гайдна возможности высокодраматичного музыкального высказывания. [ 1 ]
Премьера произведения состоялась в Вене 2 апреля 1775 года при поддержке Tonkünstler-Societät , благотворительного общества музыкантов. Музыкальные силы были значительными: Смитер пишет: «Что характерно для больших сил, использованных для концертов Tonkünstler-Societät, оркестр, хор и солисты, возможно, насчитывали более 180 исполнителей». Он добавляет, что премьера прошла «чрезвычайно успешно». [ 2 ]
В 1784 году Гайдн существенно переработал произведение, сократив номера, чтобы сделать номера короче, и добавил новые припевы для еще одного благотворительного концерта Tonkünstler-Societät. Считается, что на этом концерте Гайдн впервые встретил Вольфганга Амадея Моцарта , который стал его хорошим другом. Одной из солисток сопрано была Нэнси Стораче , также подруга Гайдна, которая позже была первой Сюзанной Моцарта в «Женитьбе Фигаро» . [ 1 ]
В 1808 году оратория в третий раз появилась в программе Tonkünstler-Societät, на этот раз в переработанной версии, созданной уже пожилым учеником композитора Сигизмундом Нойкоммом . [ 2 ] Выступление в ночь на 22 декабря, потребовавшее труда большинства высококвалифицированных музыкантов Вены, имело печальные последствия для теперь уже известного конкурирующего концерта, состоявшегося в Вене в тот же вечер, в пользу Людвига ван Бетховена , премьера которого состоялась. его Пятая и Шестая симфонии.
Сегодня «Il ritorno di Tobia» затмевают более поздние произведения Гайдна в этом жанре – «Сотворение мира» и «Времена года » – и редко исполняются или записываются. [ 3 ]
Параметр
[ редактировать ]Солисты:
- Тобиас ( тенор )
- Анна, мать Тобии ( высокая )
- Товит, отец Тобии ( бас )
- Сара, жена Тобиа ( сопрано )
- Рафаэле, ангел (сопрано)
Еврейский хор (SATB) и оркестр
Место проведения мероприятия — дом родителей Тобиаса в Ниневии .
Записи
[ редактировать ]- 1980 — Барбара Хендрикс (Рафаэль), Линда Зогби (Сара), Делла Джонс (Анна), Филип Лэнгридж (Тобия), Бенджамин Люксон (Тобит) — Хор Брайтонского фестиваля , Королевский филармонический оркестр , Антал Дорати — 3 компакт-диска ( Decca Records )
- 1987 - Магда Кальмар (Рафаэль), Вероника Кинчес (Сара), Клара Такач (Анна), Аттила Фюлоп (Тобия), Жолт Бенде (Тобит) - Будапештский хор мадригалов, Государственный оркестр Будапешта, Ференц Секереш - 3 компакт-диска ( Хунгаротон )
- 2006 - Роберта Инверницци (Рафаэль), Софи Картхойзер (Сара), Анн Халленберг (Анна), Андерс Дж. Далин (Тобия), Николай Борчев (Тобит) - VokalEnsemble Köln, Capella Augustina, Андреас Сперинг - 3 компакт-диска ( Наксос )
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б с Джонс (2009:166)
- ^ Jump up to: а б Смитер (1977:161)
- ↑ Так, в обзоре Джеймс Манхейм отмечает: «Работа длилась почти три часа, что отправило ее в мусорную корзину с момента ее создания до нашего, и нынешняя [запись] - одно из немногих современных представлений».
Источники
- Оллесон, Эдвард (2009) « Возвращение Товита ». Статья в книге Дэвида Вин Джонса (2009) Oxford Companions Companions: Гайдн . Издательство Оксфордского университета.
- Смитер, Ховард Э. (1977) История оратории . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Возвращение Товита : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур