Jump to content

Список фортепианных трио Йозефа Гайдна

Портрет Людвига Гуттенбрунна , написанный ок. 1791–92 , изображен Гайдн ок. 1770 г.

Это список фортепианных трио Йозефа Гайдна , включая хронологический номер, присвоенный Х.К. Роббинсом Лэндоном , и номер, который им присвоен в произведений Энтони ван Хобокена его каталоге . (Списки сочинений Гайдна, составленные Хобокеном, разделены по музыкальным жанрам, а фортепианные трио как категория сгруппированы под префиксом римской цифры XV.)

Ранние трио Гайдна считаются второстепенными произведениями и редко исполняются, за исключением полных изданий. Напротив, более поздние трио, начиная с середины 1780-х годов, отражают полную музыкальную зрелость композитора и вызывают большое восхищение критиков.

Роль инструментов

[ редактировать ]

В фортепианных трио Гайдна доминирует фортепианная партия. Скрипка играет мелодию только определенное время, и при этом ее часто дублирует фортепиано. Партия виолончели очень подчинена, обычно она просто удваивает басовую партию фортепиано. Чарльз Розен обсуждает и защищает эту асимметрию, связывая ее со звучностью инструментов времен Гайдна: фортепиано было довольно слабым и «звенящим» по тону, и его тон получал усиление других инструментов. [ 1 ]

Доминирование фортепианной партии не означает, что поздние трио не самого высокого качества. Розен посвящает им целую главу своей книги «Классический стиль» , уделяя особое внимание произведениям 1780-х годов и позже (№№ 18–27 и 32–45), а также упоминая два ранних из них (№ 5 и 17). . [ 2 ] Он отмечает, что трио Гайдна являются «наряду с концертами Моцарта самыми блестящими фортепианными произведениями до Бетховена ». [ 3 ] Гретхен Уилок называет эти трио «невероятными», добавляя, что «особенно поздние произведения блестяще виртуозны, в них используется весь идиоматический диапазон инструмента [например, фортепиано]. Они также являются одними из самых гармонически авантюрных его произведений за всю историю». жанра, часто достигающего отдаленных тональностей посредством энгармонической модуляции . По сути, они представляют собой сложные эссе как для исполнителей, так и для слушателей». [ 4 ]

Список фортепианных трио

[ редактировать ]

Ранние трио

[ редактировать ]
  • № 1 фа мажор, Хобокен Хоб. XV:37 (составлено в 1766 году; возможно, датируется 1760 годом)
  • № 2 до мажор, Hoboken XV:C1 (сочинено в 1766 году; возможно, датируется еще 1760 годом)
  • № 3 соль мажор, Хобокен XIV:6 (составлено 1767 г.)
  • № 4 фа мажор, Хобокен XV:39 (составлено 1767 г.)
  • № 5 соль минор, Hoboken XV:1 (сочинено в 1766 году; возможно, датируется примерно 1760–1762 годами)
  • № 6 фа мажор, Хобокен XV:40 (существует с другой медленной частью, как фортепианный концерт Hob. XVIII:7; составлен в 1766 году; возможно, датируется примерно 1760 годом)
  • № 7 соль мажор, Hoboken XV:41 (сочинено в 1767 году; возможно, еще в 1760 году)
  • № 8 ре мажор, Hoboken XV:33 (утерян) (сочинено в 1771 году; возможно, датируется 1760 годом)
  • № 9 ре мажор, Hoboken XV:D1 (утерян) (составлено 1771 г.)
  • № 10 ля мажор, Hoboken XV:35 (сочинено в 1771 году; возможно, датируется примерно 1764–1765 годами)
  • № 11 ми мажор, Hoboken XV:34 (сочинено в 1771 году; возможно, датируется 1760 годом)
  • № 12 ми мажор, Hoboken XV:36 (сочинено в 1774 году; возможно, датируется 1760 годом)
  • № 13 си мажор, Hoboken XV:38 (сочинено в 1769 году; возможно, датируется еще 1760 годом)
  • № 14 фа минор, Хобокен XV:f1 (составлено 1760 г.)
  • Нет. 15 ре мажор, Хобокен 15: отсутствует
  • № 16 до мажор, Hoboken XIV:C1 (сочинено в 1766 году; возможно, еще в 1760 году)
  • № 17 фа мажор, Хобокен XV: 2 (первоначально сочинено для клавишных, баритона и двух скрипок в 1769 году, Hob. XIV: 2, позже переработано в клавишное трио для публикации в 1785 году.)

Более поздние трио

[ редактировать ]
  • № 18 соль мажор, Хобокен XV:5 (1784)
  • № 19 фа мажор, Хобокен XV:6 (1784)
  • № 20 ре мажор, Хобокен XV:7 (1784)
  • № 21 си мажор, Хобокен XV:8 (1784)
  • № 22 ля мажор, Хобокен XV: 9 (1785)
  • № 23 ми мажор, Хобокен XV: 10 (1785)
  • № 24 ми мажор, Хобокен XV:11 (1788)
  • № 25 ми минор, Хобокен XV:12 (1788)
  • № 26 до минор, Хобокен XV:13 (1789)
  • № 27 ля мажор, Хобокен XV: 14 (1790)
  • № 28 ре мажор, Хобокен XV:16 (1790, с флейтой вместо скрипки)
  • № 29 соль мажор, Хобокен XV:15 (1790, с флейтой вместо скрипки)
  • № 30 фа мажор, Хобокен XV:17 (1790, с флейтой вместо скрипки)
  • № 31 соль мажор, Hoboken XV:32 (1792: партия виолончели может быть неподлинной)

Три трио (H. XV: 18–20), посвященные принцессе Марии Анне, жене принца Антона Эстерхази :

  • № 32 ля мажор, Хобокен XV:18 (1793)
  • № 33 соль минор, Хобокен XV:19 (1793)
  • № 34 си мажор, Хобокен XV:20 (1794)

Три трио (H. XV: 21–23), посвященные принцессе Марии Жозефе, жене принца Николая Эстерхази :

  • № 35 до мажор, Хобокен XV:21 (1794)
  • № 36 ми мажор, Хобокен XV:22 (1794)
  • № 37 ре минор, Хобокен XV:23 (1794)

Три трио (H. XV: 24–26), посвященные Ребекке Шретер :

Два самостоятельных трио (H. XV:31, 30):

Три трио (H. XV: 27–29), известные как «Трио Бартолоцци», посвященные Терезе Янсен (Бартолоцци) :

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ См. Розен 1997, 353.
  2. ^ Розен 1997, глава VI.2.
  3. ^ Розен (1997, 352)
  4. ^ Уилок 1997, 115–116.
  • Розен, Чарльз (1997) Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен . Нью-Йорк: Нортон. Глава VI.2 подробно описывает трио.
  • Паракилас, Джеймс (1999) Роли фортепиано: триста лет жизни с фортепиано . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. История фортепиано и его роль в обществе.
  • Уилок, Гретхен (1999) «Возвращение к классическому репертуару: инструменты, исполнители и стили», в Паракиласе (1999), стр. 109–131.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e1fe62b6d6fbef04f49c2b35cc835743__1709741280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/43/e1fe62b6d6fbef04f49c2b35cc835743.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
List of piano trios by Joseph Haydn - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)