Stabat Mater (Гайдн)
Мать стояла | |
---|---|
Йозеф Гайдн | |
![]() Портрет Гайдна, 1770 г. | |
Каталог | Хоб. ХХа:1 |
Текст | Мать стояла |
Язык | латинский |
Составленный | 1767 |
Выполненный | 17 марта 1767 г. |
Движения | 13 |
Вокал | сопрано , альт , тенор и бас солисты и хор |
Инструментальный |
Йозефа Гайдна , Stabat Mater Hob . XXa:1 — это постановка последовательности Stabat Mater , написанной в 1767 году для солистов, смешанного хора и оркестра гобоя , струнных и континуо. Считается, что первое выступление состоялось 17 марта 1767 года при дворе Эстерхази .
История
[ редактировать ]Йозеф Гайдн установил последовательность Stabat Mater в 1767 году как свою первую крупную священную композицию. [ 1 ] Первое выступление, вероятно, состоялось в Страстную пятницу того же года, 17 марта 1767 года, в Эстерхазе , дворце его работодателя.
Структура и оценка
[ редактировать ]Гайдн разделил текст на 13 частей: [ 1 ]
- Скорбящая мать стояла, Ларго, соль минор , обычное время
- О, как грустно и скорбно, Ларгетто Аффеттуозо ми-бемоль мажор , 3/8
- Кто тот мужчина, который не плачет, Медленно, до минор , обычное время
- Кого нельзя было опечалить, Модерато, фа мажор , обычное время
- За грехи своего народа, Allegro ma non troppo, си-бемоль мажор , обычное время
- Он видел свое сладкое рождение, Медленное с места, Фа минор , обычное время
- Eja Mater, fons amoris, Аллегретто, ре минор , 3/8
- Святая Мать, сделай это, Ларгетто, си-бемоль мажор, 2/4
- Заставь меня по-настоящему плакать вместе с тобой, Лагримосо, соль минор, обычное время
- Славная девственница, Анданте, ми-бемоль мажор, 3/4
- Не обжигайтесь больничным пламенем, Престо, до минор, обычное время.
- Пусть меня защитит крест, Умеренный, До мажор , обычный такт
- Когда тело умирает, Ларго ассаи, соль минор, обычное время
- Paradisi Gloria, соль мажор , сокращение времени
Он написал ее для солистов сопрано , альта , тенора и баса , смешанного хора, двух гобоев , дублирующих английский рожок в секциях ми-бемоль мажор , струнных и органного континуо. Дирижер Джонатан Грин предлагает добавить фагот , чтобы удвоить басовую партию, и, возможно, по одному музыканту на каждую партию струнных. [ 2 ]
Реакции
[ редактировать ]» Перголези «Stabat Mater уже была популярна, когда Гайдн сочинил свою. Гайдн использовал его в качестве модели в некоторых деталях, например, «Видит суум». По словам Харца, он подражает «Перголези» своими мелодическими чертами, ритмическими причудами и тонкой текстурой. Гайдн, как и Траэтта , даже адаптировал особенность текстового оформления Перголези — разрыв с остатками «dum e-mi-sit Spiritum» в чтобы передать последние вздохи умирающего Христа». [ 3 ] Харц продолжал: « На Хассе произвел большое впечатление Stabat mater Гайдна, который, должно быть, показался ему дополнительным подтверждением неаполитанского стиля [Перголези], который он больше, чем кто-либо другой, расцвел в Центральной Европе». [ 4 ] По словам самого Гайдна, четыре выступления в Париже имели большой успех. [ 5 ]
Stabat Mater Гайдна считается подходящей для покаянной программы Страстной пятницы . [ 6 ]
Записи
[ редактировать ]- 1979 - Арлин Огер , Альфреда Ходжсон, Энтони Рольф Джонсон , Гвинн Хауэлл - Лондонский камерный хор, Академия Св. Мартина в полях , Ласло Хелтай - 2 LP/CD Decca Records
- 1983 - Шейла Армстронг , Энн Мюррей , Мартин Хилл, Филипп Хаттенлошер - Вокальный ансамбль Лозанны, Оркестр Камерного де Лозанны , Мишель Корбоз - LP / CD Erato
- 1989 - Патрисия Розарио , Кэтрин Роббин , Джонсон, Корнелиус Гауптманн - Английский концерт и хор , Тревор Пиннок - производство архива компакт-дисков
- 1995 - Барбара Бонни , Элизабет фон Магнус , Герберт Липперт , Аластер Майлз - Хор Арнольда Шенберга , Concentus Musicus Wien , Николаус Харнонкур - CD Telarc
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Харасим 2017 .
- ^ с. 4 (2002) Зеленый
- ^ с. 306 (1995) Харц
- ^ с. 307 (1995) Харц
- ^ с. 36 (2006) Вебстер
- ^ с. 4 (2002) Зеленый
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Харасим, Клеменс (март 2017 г.). «Статус материи» (PDF) . Карус-Верлаг . стр. В–VI . Проверено 18 августа 2024 г.
- Грин (2002) Джонатан Д. Нью-Йорк. Путеводитель по хорово-оркестровым произведениям для дирижера, классический период: Том 1: Гайдн и Моцарт Scarecrow Press
- Харц (1995) Дэниел. Нью-Йорк. Гайдн, Моцарт и венская школа: 1740–1780 гг. WW Norton & Co.
- Хьюз (1974) Розмари. Лондон. Гайдн . Дж. М. Дент и Сыновья, ООО
- Шенбек (1996) Лоуренс. Чапел-Хилл, Северная Каролина Йозеф Гайдн и классическая хоровая традиция Музыка Хиншоу
- Вебстер (2006) Джеймс. Кембридж «Сакральная вокальная музыка Гайдна и эстетика спасения» Сатклифф (редактор) У. Дин Гайдн Исследования издательства Кембриджского университета