Jump to content

Баритонские трио (Гайдн)

Копия баритона принца Эстерхази, выставленная в его дворце в Айзенштадте .

Йозеф Гайдн написал целых 123 трио для необычного сочетания баритона , альта и виолончели, а еще три трио для баритона, виолончели и скрипки (Hob. XI:89-91) считаются частью этой серии. [ 1 ] Как отмечает Сисман, это «наиболее интенсивно культивируемый жанр» в начале карьеры Гайдна. [ 2 ]

Баритон — смычковый струнный инструмент семейства скрипок , на котором играли в Европе в 17-18 веках. Он имеет шесть или семь струн , расположенных на грифе с ладами, а также нижний набор проволочных струн. Когда струны смычковы, проволочные струны сочувственно вибрируют , обогащая тембр. Проволочные струны также можно перебирать большим пальцем левой руки исполнителя, создавая контрастное звучание. Для получения полной информации см. баритон .

Гайдн начал сочинять баритонные трио в 1765 году. В то время он работал на принцев семьи Эстерхази с 1761 года, а с 1762 года — на новоправящего принца Николауса . Николаус раньше играл на виоле да гамба (инструмент, похожий на баритон, но без симпатических струн), но в 1765 году он купил баритон. [ 3 ] В том же году Гайдн получил от принца официальный выговор за пренебрежение своими обязанностями; подробности этого эпизода см. у Грегора Вернера . В дополнении к выговору указывалось, что Гайдну также следует больше времени уделять сочинению произведений для нового инструмента принца:

«Наконец, указанному капельмейстеру Гайдну настоятельно рекомендуется заниматься сочинениями более усердно, чем прежде, и особенно писать такие пьесы, которые можно играть на гамбе [т. е. баритоне], из которых мы до сих пор видели очень мало; и чтобы иметь возможность оценить его усердие, он время от времени присылает нам первый экземпляр, чисто и тщательно написанный, каждого сочинения». [ 4 ]

Гайдн энергично отреагировал на этот приказ, и его усилия вскоре встретили одобрение принца. 4 января 1766 года Эстерхази написал своему администратору:

«В данный момент я получил от Хейдена [sic] три пьесы, которые мне очень нравятся. Соответственно, вы должны заплатить ему от моего имени двенадцать дукатов из казны и в то же время сказать ему, что он должен написать еще шесть пьес, таких как те, которые он только что прислал мне, вместе с двумя соло, чтобы они были доставлены как можно скорее». [ 5 ]

Эти чаевые должны были продолжаться. [ 6 ]

За следующие десять лет Гайдн написал «около 200». [ 7 ] композиции для различных ансамблей с баритоном. Из них преобладающим жанром было баритоновое трио. Всякий раз, когда Гайдн заканчивал 24 трио, у него был комплект «богато переплетенный кожей и золотом» (Сисман). Полученные тома были датированы 1766, 1767, 1768, 1771 и 1778 годами; [ 8 ] последний был связан после того, как принц отказался от инструмента в пользу нового хобби, также связанного с Гайдном, а именно постановки оперных постановок в его дворце. По мнению баритониста Джона Сюя , последние трио на самом деле датируются 1775 годом. [ 9 ]

Гайдна Трио, написанные для любительского исполнения, обычно короче и менее амбициозны, чем более известная серия симфоний и струнных квартетов . Почти во всех случаях они состоят всего из трёх движений. [ 10 ] Когда есть медленное движение, это обычно первое движение, за которым следует второе движение в быстром темпе. Первая часть также может представлять собой произведение в быстром темпе в форме сонаты , а иногда и набор вариаций. [ 11 ] Всегда есть менуэт, который ставится либо в среднюю часть, либо в финал. [ 12 ] Финалы без менуэтов обычно проходят в быстром темпе.

Как правило, первая и последняя части находятся в основной тональности трио, а средняя часть - в близкой тональности. [ 13 ] Только два из трио исполняются в минорной тональности. [ 14 ]

Роль трёх инструментов

[ редактировать ]

Джон Сюй предположил, что, когда принц играл баритонные трио, партию альта исполнял Гайдн, а партию виолончели - тот, кто в то время был виолончелистом в оркестре принца. [ 15 ] В самой музыке партия баритона обычно берет на себя мелодическую линию. Как писал Оливер Странк , трио «не представляют собой камерную музыку в общепринятом смысле этого слова, а сопровождают соло. Князь Николай не был демократом в том, что касалось музыки, и мало заботился о том, чтобы разделить почести с профессиональными музыкантами, которые ему помогали». Тем не менее, Странк далее говорит, что «во многих частях эти три части примерно одинаково интересны». [ 16 ]

Ни один из трех инструментов не имеет сопраноового диапазона, и получающийся в результате мрачный тембр ансамбля необычен для камерной музыки. Сэди и Памплин отмечают, что «текстура баритонового трио – баритона, альта и виолончели – была разработана специально для Николая и, хотя и родилась в острой необходимости, она оказалась гениальным ходом. Смычковые струны баритона сочетаются с альтом и виолончелью». а щипковые струны создают контрастный тембр. Обертоны, производимые множеством струн баритона, компенсируют отсутствие высокочастотного инструмента... Общий эффект. озадачивает слушателя, потому что отдельные инструменты часто невозможно различить». [ 17 ] Эта путаница голосов связана с другим наблюдением Штранка, что Гайдн часто использует «перекрестные диапазоны» инструментов: виолончель с более низким тоном играет выше, чем баритон, а альт с более высоким тоном играет ниже, чем он.

Стилистическая эволюция

[ редактировать ]

Джонс отмечает изменения в стиле трио с течением времени. Частично это просто отражает расширяющуюся способность принца Эстерхази играть на инструменте, который изначально был для него новым. Таким образом, в ранних трио преобладает тональность ля мажор, очевидно, в которой легче всего играть; более поздние работы исследуют более широкий диапазон ключей. [ 18 ] К третьему тому трио принц, очевидно, мог одновременно щипать и кланяться - задача, требуемая в №№ 60 и 66; и быстро чередовать щипки и смычки (например, № 69). [ 19 ]

Время создания трио (1765-1775) было важным периодом эволюции стиля Гайдна, включая так называемый период « Штурма и натиска », включавший такие произведения, как « Прощальная симфония » и фортепианная соната до минор. 1772 года. Гайдн был также занят сочинением серии из 18 струнных квартетов (соч. 9, 17 и 20 ), которые создали его репутация основоположника и мастера этого жанра. Трио баритонов, хотя и меньшего размера, отражают стилистическую эволюцию этого периода, со временем увеличиваясь в утонченности и интересе.

Музыкальные цитаты

[ редактировать ]

Трио иногда заимствуют материал из более ранних работ, в основном самого Гайдна.

  • Первая часть Трио 5 основана на арии «Che Fare senza Euridice» из Глюка оперы «Орфей и Эвридика» . [ 20 ]
  • Первая часть «Трио 29» основана на вступительной арии «Che visino delicato» из оперы Гайдна «Кантерина» . [ 21 ]
  • Первая часть Трио 37 представляет собой транскрипцию части клавирной сонаты H. XVI:3. [ 22 ]
  • Трио 52 заимствует часть менуэта, обозначенную как Menuet alla zoppa , из 58-й симфонии . Тональность транспонирована на треть вверх. [ 23 ]
  • В «Трио 64» для Пасхи используется григорианское песнопение, такое же, как и в более ранней 30-й симфонии . [ 24 ]
  • Trio 102 заимствует материал из более раннего клавишного трио H. XV:2 в F. [ 25 ]
  • Трио 110 заимствует материал из более раннего дивертисмента до мажор для клавишных, двух скрипок и виолончели H. XIV:8. [ 26 ]

Точно так же материал из трио появляется в более поздних работах Гайдна:

  • Вариационная тема Трио 38 встречается в другой форме в вариациях клавиатуры для четырех рук: «Il maestro e lo scolare» H. XVIIa:I. [ 27 ]

Баритон принца Эстерхази.

[ редактировать ]

Инструмент принца был построен в 1750 году Иоганном Йозефом Штадльманом из Вены. [ 28 ] знаменитый скрипичный мастер, который позже регулярно вел дела с музыкальным заведением Эстерхази. [ 29 ] Этот баритон имел семь смычковых струн, настроенных как басовая виола да гамба (с которой сравним звук смычковых баритоновых струн); т.е. A', D, G, c, e, a, d'. Было десять проволочных струн, настроенных на гамму ре мажор, плюс ля на четверть ниже и ми на секунду мажор выше. [ 30 ] (Поскольку баритоновые произведения Гайдна доминируют в современном исполнении на баритоне, [ 31 ] именно такая форма инструмента сегодня изготавливается чаще всего.) Инструмент описывается следующим образом: он «сделан из сосны и клена и покрыт светло-желтым лаком. Боковые стороны и задняя часть украшены волнообразными линиями инкрустации; на дополнительной накладке грифа имеется листовидная инкрустация из кости и дерева. Колковая коробка заканчивается резной расписной усатой головой в кивере . Оригинальный футляр покрыт кожаной заклепкой с позолотой. гвозди." [ 32 ]

Джон Сюй подсчитал, что принц, вероятно, не был виртуозом игры на своем инструменте, судя по сложности письма Гайдна. Композитор использовал только пять верхних из семи смычковых струн и редко требовал от музыканта одновременно перебирать и смыкать. Выбранные тональности также являются самыми простыми для игры: ре мажор и соседние тональности соль мажор и ля мажор. [ 33 ]

По словам Памплина, настройка проволочных струн баритона принца была особой, не типичной для баритонной традиции в целом, но отражающей особые потребности музыки, написанной Гайдном (и различными его коллегами) для принца Эстерхази. В большинстве баритонов проволочные струны часто настраивались в диапазоне трех нижних смычковых струн. Таким образом, они использовались для создания басовой партии под смычковой мелодией при сольной игре. Гайдн редко писал подобную музыку (что весьма требовательно к исполнителю), уважая тем самым потребности своего покровителя-любителя. Вместо этого проволочные струны инструмента принца были настроены в том же диапазоне, что и три самые высокие смычковые струны. Посредством симпатической вибрации они усиливали тембр мелодической линии, тем самым выполняя роль баритона как основного мелодического инструмента в этой музыке. [ 34 ]

Инструмент принца Эстерхази после его смерти хранился в семейных коллекциях. Намного позже (1949 г.) он стал собственностью (тогда коммунистического) венгерского правительства, когда оно, придя к власти, конфисковало поместья Эстерхази и установило инструмент в Венгерском национальном музее в Будапеште, где его можно увидеть сегодня. [ 35 ]

Критическое мнение

[ редактировать ]

Относительно негативную оценку баритоновым трио дает Дэвид Уин Джонс , который пишет, что они «могут быть написаны на автопилоте (хотя и склонном к творческим компьютерным ошибкам)». [ 36 ] Ссылаясь на приказ принца Эстерхази сочинять музыку (из документа с выговором 1765 года, описанного выше), Джонс комментирует: «Очень немногие люди играли на [баритоне], и этот приказ принца следует считать одним из самых снисходительно-корыстных в истории история музыкального меценатства». [ 37 ] Другие исследователи Гайдна склонны быть более позитивными; в целом признавая ограниченный масштаб и стремления трио, они выражают восхищение мастерством Гайдна в их составлении. Так, Джеймс Вебстер : «Баритоновые трио… представляют собой прекрасно выполненные композиции, по-своему столь же полезные, как и грубый экспрессионизм «Бури и натиска»»; [ 38 ] Карл Гейрингер : «В этой коллекции можно найти ряд прекрасных экземпляров, показывающих, что Гайдн выкладывался на все сто, даже когда он не ожидал, что его сочинения будут услышаны за пределами двора его принца»; [ 39 ] Люси Робинсон: «Несмотря на ограниченность комбинации, гений Гайдна очевиден в калейдоскопическом диапазоне мелодических и текстурных идей, а также в остроумном взаимодействии инструментов». [ 40 ]

Джон Сюй писал (1986): «Во всем трио царит чувство близости. Это самая приватная камерная музыка, написанная специально в ответ на желания и потребности одного человека. Мы легко можем себе представить удовлетворение и вдохновение, которые Князь Эстерхази испытал это, играя в этих трио».

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Джонс (2009:15). Все, кроме четырех, выживают (Джонс 2009:15).
  2. ^ Сисман (1993: 128)
  3. ^ Сэди и Памплин, без даты.
  4. ^ Цитируется по Сисману (1993, 129).
  5. ^ Странк (1932, 222)
  6. ^ Вебстер (2003:13)
  7. ^ Джонс (2009:14)
  8. ^ Цитата и даты из Сисмана (1993, 129). Сохранился только том 1771 года; Джонс (2009:15).
  9. ^ Сюй (1986)
  10. Исключения следующие: трио под номерами 2 и 31 имеют четыре части, а большое трио № 97, составленное в честь дня рождения принца, — семь (Strunk 1932, 228).
  11. ^ Сисман (1993:111) отмечает, что 21 вариационная часть в трио имеет много общих свойств: все они являются первыми, все имеют двоичные размеры, большинство из них имеют темп, обозначающий Адажио или Анданте, и во всех, кроме одного, тема начинается с оптимистичный.
  12. ^ Странк (1932, 228)
  13. ^ Гейрингер (1982:230)
  14. ^ Сисман (1993:132)
  15. ^ Сюй (1986)
  16. ^ Цитаты Странка (1932, 229)
  17. ^ Сэди и Памплин, без даты)
  18. ^ Джонс (2009:16)
  19. ^ Джонс (2009: 16)
  20. ^ Джонс (2009a:15)
  21. ^ Джонс (2009a:15)
  22. ^ Джонс (2009a: 15), Вебстер и Федер (2002: 114)
  23. ^ Джонс (2009a:16)
  24. ^ Джонс (2009a:16)
  25. ^ Джонс (2009a:17)
  26. ^ Джонс (2009a:17)
  27. ^ Сисман (1993: 199). Сисман датирует эти два произведения 1767 и 1768 годами соответственно, но не утверждает, что трио обязательно было написано до клавишного дуэта.
  28. ^ Гартрелл (2003: 127)
  29. ^ Вебстер (1976:417)
  30. ^ Сюй (1986)
  31. ^ Гартрелл (2003: 116)
  32. ^ Веб-сайт Венгерского национального музея; «Венгерский национальный музей» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2013 г. Проверено 18 апреля 2013 г.
  33. ^ Сюй (1986)
  34. ^ Памплин (2000: 221)
  35. ^ Источник этого абзаца: сайт Венгерского национального музея; «Венгерский национальный музей» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2013 г. Проверено 18 апреля 2013 г.
  36. ^ Джонс (2009:64)
  37. ^ Джонс (2009b, 56)
  38. ^ Вебстер (2005: 42)
  39. ^ Гейрингер (1982: 230)
  40. ^ Робинсон (1981)
  • Гартрелл, Кэрол (2003) К инвентаризации античных баритонов. Журнал Общества Галпина 56:116-131.
  • Гейрингер, Карл (1982) Гайдн: Творческая жизнь в музыке . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
  • Сюй, Джон (1986) — программные заметки, написанные баритонистом (и профессором Корнелльского университета) Джоном Сюем для его исполнения трио № 97, 111, 87 и 101 с альтистом Дэвидом Миллером и виолончелистом Фортунато Арико на ASV (GAU 104, 1986).
  • Джонс, Дэвид Вин (2009) Музыка Баритона. В изд. Дэвида Вин Джонса, « Соратники оксфордского композитора: Гайдн» , стр. 14–17. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Памплин, Теренс (2000) Влияние бандоры на происхождение баритона в стиле барокко. Журнал Общества Галпина 53: 221-232.
  • Оценка Люси Робинсон появилась в The Musical Times (1981), стр. 540. (доступно в JSTOR )
  • Сэди, Джули Энн и Теренс М. Памплин (без даты, по состоянию на 20 февраля 2012 г.) «Baryton», в Oxford Music Online .
  • Сисман, Элейн (1993) Гайдн и классическая вариация . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
  • Странк, Оливер (1932) Дивертисменты Гайдна для баритона, альта и баса (по рукописям в Библиотеке Конгресса). Музыкальный ежеквартальный журнал 18: 216–251.
  • Вебстер, Джеймс (1976) Виолончель и контрабас в камерной музыке Гайдна и его венских современников. Журнал Американского музыковедческого общества 29: 413-438.
  • Вебстер, Джеймс (2003) Новая роща: Гайдн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Вебстер, Джеймс (2005) Эстетика Гайдна. В Кэрил Кларк, изд. Кембриджский компаньон Гайдна . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f999526988f52f69d22ea464af0dc086__1723362960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/86/f999526988f52f69d22ea464af0dc086.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Baryton trios (Haydn) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)