Баритонские трио (Гайдн)
Йозеф Гайдн написал целых 123 трио для необычного сочетания баритона , альта и виолончели, а еще три трио для баритона, виолончели и скрипки (Hob. XI:89-91) считаются частью этой серии. [ 1 ] Как отмечает Сисман, это «наиболее интенсивно культивируемый жанр» в начале карьеры Гайдна. [ 2 ]
Баритон
[ редактировать ]Баритон — смычковый струнный инструмент семейства скрипок , на котором играли в Европе в 17-18 веках. Он имеет шесть или семь струн , расположенных на грифе с ладами, а также нижний набор проволочных струн. Когда струны смычковы, проволочные струны сочувственно вибрируют , обогащая тембр. Проволочные струны также можно перебирать большим пальцем левой руки исполнителя, создавая контрастное звучание. Для получения полной информации см. баритон .
История
[ редактировать ]Гайдн начал сочинять баритонные трио в 1765 году. В то время он работал на принцев семьи Эстерхази с 1761 года, а с 1762 года — на новоправящего принца Николауса . Николаус раньше играл на виоле да гамба (инструмент, похожий на баритон, но без симпатических струн), но в 1765 году он купил баритон. [ 3 ] В том же году Гайдн получил от принца официальный выговор за пренебрежение своими обязанностями; подробности этого эпизода см. у Грегора Вернера . В дополнении к выговору указывалось, что Гайдну также следует больше времени уделять сочинению произведений для нового инструмента принца:
- «Наконец, указанному капельмейстеру Гайдну настоятельно рекомендуется заниматься сочинениями более усердно, чем прежде, и особенно писать такие пьесы, которые можно играть на гамбе [т. е. баритоне], из которых мы до сих пор видели очень мало; и чтобы иметь возможность оценить его усердие, он время от времени присылает нам первый экземпляр, чисто и тщательно написанный, каждого сочинения». [ 4 ]
Гайдн энергично отреагировал на этот приказ, и его усилия вскоре встретили одобрение принца. 4 января 1766 года Эстерхази написал своему администратору:
- «В данный момент я получил от Хейдена [sic] три пьесы, которые мне очень нравятся. Соответственно, вы должны заплатить ему от моего имени двенадцать дукатов из казны и в то же время сказать ему, что он должен написать еще шесть пьес, таких как те, которые он только что прислал мне, вместе с двумя соло, чтобы они были доставлены как можно скорее». [ 5 ]
Эти чаевые должны были продолжаться. [ 6 ]
За следующие десять лет Гайдн написал «около 200». [ 7 ] композиции для различных ансамблей с баритоном. Из них преобладающим жанром было баритоновое трио. Всякий раз, когда Гайдн заканчивал 24 трио, у него был комплект «богато переплетенный кожей и золотом» (Сисман). Полученные тома были датированы 1766, 1767, 1768, 1771 и 1778 годами; [ 8 ] последний был связан после того, как принц отказался от инструмента в пользу нового хобби, также связанного с Гайдном, а именно постановки оперных постановок в его дворце. По мнению баритониста Джона Сюя , последние трио на самом деле датируются 1775 годом. [ 9 ]
Музыка
[ редактировать ]Форма
[ редактировать ]Гайдна Трио, написанные для любительского исполнения, обычно короче и менее амбициозны, чем более известная серия симфоний и струнных квартетов . Почти во всех случаях они состоят всего из трёх движений. [ 10 ] Когда есть медленное движение, это обычно первое движение, за которым следует второе движение в быстром темпе. Первая часть также может представлять собой произведение в быстром темпе в форме сонаты , а иногда и набор вариаций. [ 11 ] Всегда есть менуэт, который ставится либо в среднюю часть, либо в финал. [ 12 ] Финалы без менуэтов обычно проходят в быстром темпе.
Как правило, первая и последняя части находятся в основной тональности трио, а средняя часть - в близкой тональности. [ 13 ] Только два из трио исполняются в минорной тональности. [ 14 ]
Роль трёх инструментов
[ редактировать ]Джон Сюй предположил, что, когда принц играл баритонные трио, партию альта исполнял Гайдн, а партию виолончели - тот, кто в то время был виолончелистом в оркестре принца. [ 15 ] В самой музыке партия баритона обычно берет на себя мелодическую линию. Как писал Оливер Странк , трио «не представляют собой камерную музыку в общепринятом смысле этого слова, а сопровождают соло. Князь Николай не был демократом в том, что касалось музыки, и мало заботился о том, чтобы разделить почести с профессиональными музыкантами, которые ему помогали». Тем не менее, Странк далее говорит, что «во многих частях эти три части примерно одинаково интересны». [ 16 ]
Ни один из трех инструментов не имеет сопраноового диапазона, и получающийся в результате мрачный тембр ансамбля необычен для камерной музыки. Сэди и Памплин отмечают, что «текстура баритонового трио – баритона, альта и виолончели – была разработана специально для Николая и, хотя и родилась в острой необходимости, она оказалась гениальным ходом. Смычковые струны баритона сочетаются с альтом и виолончелью». а щипковые струны создают контрастный тембр. Обертоны, производимые множеством струн баритона, компенсируют отсутствие высокочастотного инструмента... Общий эффект. озадачивает слушателя, потому что отдельные инструменты часто невозможно различить». [ 17 ] Эта путаница голосов связана с другим наблюдением Штранка, что Гайдн часто использует «перекрестные диапазоны» инструментов: виолончель с более низким тоном играет выше, чем баритон, а альт с более высоким тоном играет ниже, чем он.
Стилистическая эволюция
[ редактировать ]Джонс отмечает изменения в стиле трио с течением времени. Частично это просто отражает расширяющуюся способность принца Эстерхази играть на инструменте, который изначально был для него новым. Таким образом, в ранних трио преобладает тональность ля мажор, очевидно, в которой легче всего играть; более поздние работы исследуют более широкий диапазон ключей. [ 18 ] К третьему тому трио принц, очевидно, мог одновременно щипать и кланяться - задача, требуемая в №№ 60 и 66; и быстро чередовать щипки и смычки (например, № 69). [ 19 ]
Время создания трио (1765-1775) было важным периодом эволюции стиля Гайдна, включая так называемый период « Штурма и натиска », включавший такие произведения, как « Прощальная симфония » и фортепианная соната до минор. 1772 года. Гайдн был также занят сочинением серии из 18 струнных квартетов (соч. 9, 17 и 20 ), которые создали его репутация основоположника и мастера этого жанра. Трио баритонов, хотя и меньшего размера, отражают стилистическую эволюцию этого периода, со временем увеличиваясь в утонченности и интересе.
Музыкальные цитаты
[ редактировать ]Трио иногда заимствуют материал из более ранних работ, в основном самого Гайдна.
- Первая часть Трио 5 основана на арии «Che Fare senza Euridice» из Глюка оперы «Орфей и Эвридика» . [ 20 ]
- Первая часть «Трио 29» основана на вступительной арии «Che visino delicato» из оперы Гайдна «Кантерина» . [ 21 ]
- Первая часть Трио 37 представляет собой транскрипцию части клавирной сонаты H. XVI:3. [ 22 ]
- Трио 52 заимствует часть менуэта, обозначенную как Menuet alla zoppa , из 58-й симфонии . Тональность транспонирована на треть вверх. [ 23 ]
- В «Трио 64» для Пасхи используется григорианское песнопение, такое же, как и в более ранней 30-й симфонии . [ 24 ]
- Trio 102 заимствует материал из более раннего клавишного трио H. XV:2 в F. [ 25 ]
- Трио 110 заимствует материал из более раннего дивертисмента до мажор для клавишных, двух скрипок и виолончели H. XIV:8. [ 26 ]
Точно так же материал из трио появляется в более поздних работах Гайдна:
- Вариационная тема Трио 38 встречается в другой форме в вариациях клавиатуры для четырех рук: «Il maestro e lo scolare» H. XVIIa:I. [ 27 ]
Баритон принца Эстерхази.
[ редактировать ]Инструмент принца был построен в 1750 году Иоганном Йозефом Штадльманом из Вены. [ 28 ] знаменитый скрипичный мастер, который позже регулярно вел дела с музыкальным заведением Эстерхази. [ 29 ] Этот баритон имел семь смычковых струн, настроенных как басовая виола да гамба (с которой сравним звук смычковых баритоновых струн); т.е. A', D, G, c, e, a, d'. Было десять проволочных струн, настроенных на гамму ре мажор, плюс ля на четверть ниже и ми на секунду мажор выше. [ 30 ] (Поскольку баритоновые произведения Гайдна доминируют в современном исполнении на баритоне, [ 31 ] именно такая форма инструмента сегодня изготавливается чаще всего.) Инструмент описывается следующим образом: он «сделан из сосны и клена и покрыт светло-желтым лаком. Боковые стороны и задняя часть украшены волнообразными линиями инкрустации; на дополнительной накладке грифа имеется листовидная инкрустация из кости и дерева. Колковая коробка заканчивается резной расписной усатой головой в кивере . Оригинальный футляр покрыт кожаной заклепкой с позолотой. гвозди." [ 32 ]
Джон Сюй подсчитал, что принц, вероятно, не был виртуозом игры на своем инструменте, судя по сложности письма Гайдна. Композитор использовал только пять верхних из семи смычковых струн и редко требовал от музыканта одновременно перебирать и смыкать. Выбранные тональности также являются самыми простыми для игры: ре мажор и соседние тональности соль мажор и ля мажор. [ 33 ]
По словам Памплина, настройка проволочных струн баритона принца была особой, не типичной для баритонной традиции в целом, но отражающей особые потребности музыки, написанной Гайдном (и различными его коллегами) для принца Эстерхази. В большинстве баритонов проволочные струны часто настраивались в диапазоне трех нижних смычковых струн. Таким образом, они использовались для создания басовой партии под смычковой мелодией при сольной игре. Гайдн редко писал подобную музыку (что весьма требовательно к исполнителю), уважая тем самым потребности своего покровителя-любителя. Вместо этого проволочные струны инструмента принца были настроены в том же диапазоне, что и три самые высокие смычковые струны. Посредством симпатической вибрации они усиливали тембр мелодической линии, тем самым выполняя роль баритона как основного мелодического инструмента в этой музыке. [ 34 ]
Инструмент принца Эстерхази после его смерти хранился в семейных коллекциях. Намного позже (1949 г.) он стал собственностью (тогда коммунистического) венгерского правительства, когда оно, придя к власти, конфисковало поместья Эстерхази и установило инструмент в Венгерском национальном музее в Будапеште, где его можно увидеть сегодня. [ 35 ]
Критическое мнение
[ редактировать ]Относительно негативную оценку баритоновым трио дает Дэвид Уин Джонс , который пишет, что они «могут быть написаны на автопилоте (хотя и склонном к творческим компьютерным ошибкам)». [ 36 ] Ссылаясь на приказ принца Эстерхази сочинять музыку (из документа с выговором 1765 года, описанного выше), Джонс комментирует: «Очень немногие люди играли на [баритоне], и этот приказ принца следует считать одним из самых снисходительно-корыстных в истории история музыкального меценатства». [ 37 ] Другие исследователи Гайдна склонны быть более позитивными; в целом признавая ограниченный масштаб и стремления трио, они выражают восхищение мастерством Гайдна в их составлении. Так, Джеймс Вебстер : «Баритоновые трио… представляют собой прекрасно выполненные композиции, по-своему столь же полезные, как и грубый экспрессионизм «Бури и натиска»»; [ 38 ] Карл Гейрингер : «В этой коллекции можно найти ряд прекрасных экземпляров, показывающих, что Гайдн выкладывался на все сто, даже когда он не ожидал, что его сочинения будут услышаны за пределами двора его принца»; [ 39 ] Люси Робинсон: «Несмотря на ограниченность комбинации, гений Гайдна очевиден в калейдоскопическом диапазоне мелодических и текстурных идей, а также в остроумном взаимодействии инструментов». [ 40 ]
Джон Сюй писал (1986): «Во всем трио царит чувство близости. Это самая приватная камерная музыка, написанная специально в ответ на желания и потребности одного человека. Мы легко можем себе представить удовлетворение и вдохновение, которые Князь Эстерхази испытал это, играя в этих трио».
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джонс (2009:15). Все, кроме четырех, выживают (Джонс 2009:15).
- ^ Сисман (1993: 128)
- ^ Сэди и Памплин, без даты.
- ^ Цитируется по Сисману (1993, 129).
- ^ Странк (1932, 222)
- ^ Вебстер (2003:13)
- ^ Джонс (2009:14)
- ^ Цитата и даты из Сисмана (1993, 129). Сохранился только том 1771 года; Джонс (2009:15).
- ^ Сюй (1986)
- ↑ Исключения следующие: трио под номерами 2 и 31 имеют четыре части, а большое трио № 97, составленное в честь дня рождения принца, — семь (Strunk 1932, 228).
- ^ Сисман (1993:111) отмечает, что 21 вариационная часть в трио имеет много общих свойств: все они являются первыми, все имеют двоичные размеры, большинство из них имеют темп, обозначающий Адажио или Анданте, и во всех, кроме одного, тема начинается с оптимистичный.
- ^ Странк (1932, 228)
- ^ Гейрингер (1982:230)
- ^ Сисман (1993:132)
- ^ Сюй (1986)
- ^ Цитаты Странка (1932, 229)
- ^ Сэди и Памплин, без даты)
- ^ Джонс (2009:16)
- ^ Джонс (2009: 16)
- ^ Джонс (2009a:15)
- ^ Джонс (2009a:15)
- ^ Джонс (2009a: 15), Вебстер и Федер (2002: 114)
- ^ Джонс (2009a:16)
- ^ Джонс (2009a:16)
- ^ Джонс (2009a:17)
- ^ Джонс (2009a:17)
- ^ Сисман (1993: 199). Сисман датирует эти два произведения 1767 и 1768 годами соответственно, но не утверждает, что трио обязательно было написано до клавишного дуэта.
- ^ Гартрелл (2003: 127)
- ^ Вебстер (1976:417)
- ^ Сюй (1986)
- ^ Гартрелл (2003: 116)
- ^ Веб-сайт Венгерского национального музея; «Венгерский национальный музей» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2013 г. Проверено 18 апреля 2013 г.
- ^ Сюй (1986)
- ^ Памплин (2000: 221)
- ^ Источник этого абзаца: сайт Венгерского национального музея; «Венгерский национальный музей» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2013 г. Проверено 18 апреля 2013 г.
- ^ Джонс (2009:64)
- ^ Джонс (2009b, 56)
- ^ Вебстер (2005: 42)
- ^ Гейрингер (1982: 230)
- ^ Робинсон (1981)
Ссылки
[ редактировать ]- Гартрелл, Кэрол (2003) К инвентаризации античных баритонов. Журнал Общества Галпина 56:116-131.
- Гейрингер, Карл (1982) Гайдн: Творческая жизнь в музыке . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Сюй, Джон (1986) — программные заметки, написанные баритонистом (и профессором Корнелльского университета) Джоном Сюем для его исполнения трио № 97, 111, 87 и 101 с альтистом Дэвидом Миллером и виолончелистом Фортунато Арико на ASV (GAU 104, 1986).
- Джонс, Дэвид Вин (2009) Музыка Баритона. В изд. Дэвида Вин Джонса, « Соратники оксфордского композитора: Гайдн» , стр. 14–17. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Памплин, Теренс (2000) Влияние бандоры на происхождение баритона в стиле барокко. Журнал Общества Галпина 53: 221-232.
- Оценка Люси Робинсон появилась в The Musical Times (1981), стр. 540. (доступно в JSTOR )
- Сэди, Джули Энн и Теренс М. Памплин (без даты, по состоянию на 20 февраля 2012 г.) «Baryton», в Oxford Music Online .
- Сисман, Элейн (1993) Гайдн и классическая вариация . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
- Странк, Оливер (1932) Дивертисменты Гайдна для баритона, альта и баса (по рукописям в Библиотеке Конгресса). Музыкальный ежеквартальный журнал 18: 216–251.
- Вебстер, Джеймс (1976) Виолончель и контрабас в камерной музыке Гайдна и его венских современников. Журнал Американского музыковедческого общества 29: 413-438.
- Вебстер, Джеймс (2003) Новая роща: Гайдн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Вебстер, Джеймс (2005) Эстетика Гайдна. В Кэрил Кларк, изд. Кембриджский компаньон Гайдна . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.