Грегор Вернер
Грегор Йозеф Вернер (28 января 1693 г. - 3 марта 1766 г.) [ 1 ] ) — австрийский композитор эпохи барокко , наиболее известный как предшественник Йозефа Гайдна как капельмейстер венгерской семьи Эстерхази . Лишь немногие работы Вернера сохранились до наших дней, и его больше всего помнят из-за его непростых отношений с Гайдном.
Карьера
[ редактировать ]Вернер родился в Иббсе-ан-дер-Донау . [ 1 ] Он служил с 1715 по 1716 или 1721 год (неизвестно) органистом в аббатстве Мельк . [ 1 ] В 1720-х годах он был в Вене, где, возможно, учился у Иоганна Фукса . Вернер женился 27 января 1727 года. 10 мая 1728 года он занял должность, которую должен был занимать до конца своей жизни, в качестве капельмейстера при дворе Эстерхази в замке Эстерхази в Айзенштадте . [ 1 ] Это назначение «открыло новую эру для музыки». [ 2 ] в суде; было семь лет относительного бездействия ранее после смерти принца Жозефа в 1721 году ; его вдова Мария Октавия, служившая соправителем своего маленького сына Павла Антона , ввела экономию в музыкальном истеблишменте. [ 3 ] Роббинс Лэндон и Джонс предполагают, что Вернер был нанят по настоянию тогдашнего 17-летнего принца. [ 3 ]
Вернер приступил к работе, привозя ко двору новую музыку из Вены и плодотворно сочиняя. [ 2 ] Он оставался полным руководителем музыкального учреждения Эстерхази до 1761 года, когда он вошел в период полуотставки, и его обязанности ограничивались церковной музыкой . [ 1 ] Все это время он работал на князя, который сам был очень музыкален: Павел Антон получил музыкальное образование у придворных музыкантов, а также у мастеров музыки, привезенных из-за границы; он играл на скрипке и флейте. [ 4 ]
Вернер умер в Айзенштадте 3 марта 1766 года. [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]Вернер писал а капелла мессы в строгом контрапунктическом стиле. [ 1 ] а также церковная музыка с инструментальным сопровождением и симфониями . Его работы включают серию из двадцати ораторий , написанных для исполнения в Страстную пятницу , обычно в часовне Эстерхази. [ 5 ] Джонс различает раздвоенный стиль: большая часть работ принимает форму суровых, «тяжелых» контрапунктических пьес, но меньшинство (написанное для более легких случаев, таких как «Адвент» и «Рождество» ), которые «используют отчетливо домотканую идиому, вызывающую элементы австрийского да и вообще восточноевропейская народная музыка ». [ 5 ] Существуют работы Йозефа Гайдна в обоих жанрах, и, возможно, на них повлиял Вернер. [ 5 ]
Будучи сотрудником семьи Эстерхази, Вернер мало публиковался, но несколько работ все же были напечатаны. [ 5 ] К ним относятся его набор из двенадцати оркестровых сюит, изображающих двенадцать месяцев в году ( Neuer und sehr curios-Musicalischer Instrumental-Calender («Новый и очень любопытный календарь музыкальных инструментов»), [ 6 ] появившийся в Аугсбурге в 1748 году. [ 5 ] Среди его учеников были С.Т. Кольбель (Kölbel) [ 1 ] [ 7 ] и органист Эстерхази Иоганн Новотны (1718–1765), отец Франца Николауса Новотного (1743–1773). [ 8 ] Партитуры и партии с автографами Грегора Йозефа Вернера попали в коллекцию Национальной библиотеки Сечени в Будапеште. [ 9 ] а также государственные архивы в Дьёре , Венгрия. [ нужна ссылка ]
Отношения с Гайдном
[ редактировать ]Период полуотставки Вернера начался в 1761 году, когда семья Эстерхази наняла 29-летнего композитора Йозефа Гайдна своим вице-капельмейстером. Контракт, по которому был нанят Гайдн, демонстрирует лояльность семьи к своему пожилому музыкальному слуге, сохраняя его, по крайней мере на титульной основе, на высшем посту капельмейстера. Однако после этого музыкальные обязанности Вернера ограничились церковной музыкой, а Гайдн, который был на 39 лет моложе Вернера, имел основные обязанности, имея полный контроль над светскими музыкальными событиями в доме, включая оркестр. [ 10 ]
Это было время перемен, вероятно, нежелательных для Вернера. Его давний покровитель Пауль Антон умер в марте 1762 года, ему наследовал его младший брат Николаус Эстерхази . Николаус также был очень музыкальным принцем, но его интересы (Джонс) «связаны с Гайдном и развитием инструментальной музыки». [ 5 ] Гайдн первоначально получал ту же зарплату (400 флоринов в год), которую долгое время получал Вернер, но в июне 1762 года она была увеличена до 600. [ 11 ]
Кроме того, Вернер дожил до того, чтобы увидеть, как сочиняемая им музыка устарела. Его собственные работы подчеркивали контрапунктические текстуры эпохи барокко , тогда как к 1761 году на первый план вышли новые формы классического периода , часто с одной мелодией, наложенной на аккомпанемент. Джонс говорит: «Он стал слишком стар, чтобы оценить быстро развивающуюся моду на симфонии, квартеты и клавирные сонаты, жанры, в которых Гайдн уже приобрел себе имя». [ 12 ] Вернер выразил свое отвращение, назвав Гайдна «G'sanglmacher» (писателем маленьких песен) и «Modehansl» («последователем моды», буквально «маленьким Гансом моды»). [ 5 ]
Недовольство Вернера достигло апогея в октябре 1765 года, за несколько месяцев до его смерти, когда он написал письмо принцу Эстерхази, осуждая Гайдна за его нерадивость в управлении музыкальным заведением Эстерхази. Письмо начинается:
Вынужден обратить внимание на грубую небрежность местной замковой капеллы, неоправданно большие княжеские расходы и ленивую праздность музыкантов, главная ответственность за которую должна быть возложена на нынешнего директора, который позволяет им всем сойти с рук всем, чтобы получить имя доброго Гейдена [ sic ]: ибо, как Бог мне свидетель, дела обстоят гораздо более беспорядочно, чем если бы вокруг было семеро детей. [ 13 ]
Хотя в письме Вернера естественно обнаружить горечь и зависть, Джонс отмечает, что критика вполне могла быть законной и что письмо вызвало полезный бюрократический ответ. Гайдн разрывался между служением интересам принца в сфере светской музыки (в основном в его дворце в Вене ) и прикрытием для теперь уже хрупкого Вернера церковной музыки в семейной резиденции в Айзенштадте . Принц Николаус поручил своему администратору Рахиру разобраться с ситуацией. Рахье (с которым у Гайдна были сложные отношения) издал официальный документ: [ 14 ] который сделал выговор Гайдну. Тем не менее, он также дал полезное разъяснение обязанностей Гайдна и назначил подчиненного (Йозефа Дитцля) задачей по отслеживанию музыки и инструментов в Айзенштадте. [ 15 ]
Выговор также побудил Гайдна начать вести черновой каталог всех своих работ («Entwurf-Katalog»). [ 16 ] В ответ на конкретную деталь выговора Гайдн начал писать большое количество произведений в любимом в то время жанре принца - баритоновом трио. [ 17 ]
Прием
[ редактировать ]Вернер сегодня – почти забытый композитор. В «Путеводителе по записанной классической музыке Penguin» (2009) не рассматриваются никакие записи его произведений; мало записей коммерчески доступны. как Перечисленные ниже справочные источники, правило, подчеркивают сложные отношения Вернера с Гайдном в течение его собственной карьеры.
Хореограф Твайла Тарп использовала прелюдию и фугу Вернера для своего танца 1976 года « Отдай и возьми» . [ 18 ]
Сам Гайдн явно высоко ценил Вернера, какими бы ни были их личные трудности. В преклонном возрасте (1804 г.) Гайдн опубликовал «шесть интродукций и фуг для струнного квартета, взятых из ораторий Вернера». [ 1 ] На титульном листе было написано, что произведения «отредактированы его преемником Й. Гайдном из особого уважения к знаменитому мастеру». [ 5 ]
Избранные записи
[ редактировать ]- Оратори Дебора – Бандителли, реж. Пал Немет. Кинтана 1994.
- Грегор Вернер: Pro Adventu – Ars Antiqua Austria , реж. Гунар Летцбор . Challenge Classics CC72513, 2012. Включает его 6 фуг в квартетах (в аранжировке Гайдна) и избранные вокальные произведения для Advent.
- Времена года (=Новый и очень любопытный музыкально-инструментальный календарь) Concilium musicum Vienna, реж. Пол Ангерер . Христофор Рекордс ЧЕ 0164-2, 2011.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Унверрихт 2001
- ^ Jump up to: а б Джонс 2008 , 435
- ^ Jump up to: а б Роббинс Лэндон и Джонс 1988 , 35 лет
- ^ Штраус 2009 , 30.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джонс 2008 , 436
- ^ Перевод Рандела, 2003 , 682.
- ↑ Возможно, Саймон Тадеус Кёльбель, умер 20 июля 1806 года. См. Musicsack .
- ^ Шенбаум, Камилло (20 января 2001 г.). «Новотный, Франц Николаус» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Поисковый запрос источников в RISM Online.
- ^ Гейрингер 1982 , 43.
- ^ Джонс 2009 , 43.
- ^ Джонс 2009 , 34.
- ^ Английский перевод Джонса, 2009 , 54–55.
- ↑ Regulatio chori KissMartoniensis , подписанное принцем Эстерхази 3 ноября 1765 года. «Кисмартон» — венгерское название Айзенштадта. Источник: Герлах 1998 , 67.
- ^ Источник этого абзаца: Jones 2009 , 54–55.
- ^ Гейрингер 1982 , 53.
- ^ Вебстер и Федер 2002 , 15.
- ^ Сигел, Марсия Б. (1976) Вой возле небес: Твайла Тарп и новое изобретение современного танца . Макмиллан. [ нужна страница ]
Ссылки
[ редактировать ]- Гейрингер, Карл (1982). Гайдн: Творческая жизнь в музыке . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-04316-9 .
- Герлах, Соня (1998). «Каталог Entwurf Гайдна: два вопроса». У Алана Тайсона ; Зигхард Бранденбург (ред.). Гайдн, Моцарт и Бетховен: Исследования музыки классического периода . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 65–84. ISBN 0-19-816362-2 .
- Джонс, Дэвид Вин (2008). «Вернер, Грегор Йозеф». У Дэвида Вин Джонса (ред.). Оксфордские компаньоны-композиторы: Гайдн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Джонс, Дэвид Вин (2009). Жизнь Гайдна . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Рэндел, Дон Майкл (2003). Гарвардский музыкальный словарь . Издательство Гарвардского университета.
- Роббинс Лэндон, ХК ; Джонс, Дэвид Вин (1988). Гайдн: его жизнь и музыка . Темза и Гудзон.
- Штраус, Ульрика (2009). Оркестр Йозефа Гайдна: композитор и его новаторские инновации (на немецком языке). Издательство Герберта Утца.
- Унверрихт, Хуберт (20 января 2001 г.). «Вернер, Грегор Йозеф». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.30135 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- Вебстер, Джеймс ; Федер, Георг (2002). Новая Роща: Гайдн . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-333-80407-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хьюз, Розмари (1975) Гайдн . Лондон: Дж. М. Дент . ISBN 0-460-03160-0 .
- Ларсен, Йенс Петер (1997) Новая роща: Гайдн . Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 0-393-01681-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Грегором Йозефом Вернером, на Викискладе?
- Бесплатные партитуры Грегора Вернера в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- «Грегор Йозеф Вернер» , bach-cantatas.com