Jump to content

Грегор Вернер

Грегор Йозеф Вернер (28 января 1693 г. - 3 марта 1766 г.) [ 1 ] ) — австрийский композитор эпохи барокко , наиболее известный как предшественник Йозефа Гайдна как капельмейстер венгерской семьи Эстерхази . Лишь немногие работы Вернера сохранились до наших дней, и его больше всего помнят из-за его непростых отношений с Гайдном.

Вернер родился в Иббсе-ан-дер-Донау . [ 1 ] Он служил с 1715 по 1716 или 1721 год (неизвестно) органистом в аббатстве Мельк . [ 1 ] В 1720-х годах он был в Вене, где, возможно, учился у Иоганна Фукса . Вернер женился 27 января 1727 года. 10 мая 1728 года он занял должность, которую должен был занимать до конца своей жизни, в качестве капельмейстера при дворе Эстерхази в замке Эстерхази в Айзенштадте . [ 1 ] Это назначение «открыло новую эру для музыки». [ 2 ] в суде; было семь лет относительного бездействия ранее после смерти принца Жозефа в 1721 году ; его вдова Мария Октавия, служившая соправителем своего маленького сына Павла Антона , ввела экономию в музыкальном истеблишменте. [ 3 ] Роббинс Лэндон и Джонс предполагают, что Вернер был нанят по настоянию тогдашнего 17-летнего принца. [ 3 ]

Вернер приступил к работе, привозя ко двору новую музыку из Вены и плодотворно сочиняя. [ 2 ] Он оставался полным руководителем музыкального учреждения Эстерхази до 1761 года, когда он вошел в период полуотставки, и его обязанности ограничивались церковной музыкой . [ 1 ] Все это время он работал на князя, который сам был очень музыкален: Павел Антон получил музыкальное образование у придворных музыкантов, а также у мастеров музыки, привезенных из-за границы; он играл на скрипке и флейте. [ 4 ]

Вернер умер в Айзенштадте 3 марта 1766 года. [ 1 ]

Работает

[ редактировать ]

Вернер писал а капелла мессы в строгом контрапунктическом стиле. [ 1 ] а также церковная музыка с инструментальным сопровождением и симфониями . Его работы включают серию из двадцати ораторий , написанных для исполнения в Страстную пятницу , обычно в часовне Эстерхази. [ 5 ] Джонс различает раздвоенный стиль: большая часть работ принимает форму суровых, «тяжелых» контрапунктических пьес, но меньшинство (написанное для более легких случаев, таких как «Адвент» и «Рождество» ), которые «используют отчетливо домотканую идиому, вызывающую элементы австрийского да и вообще восточноевропейская народная музыка ». [ 5 ] Существуют работы Йозефа Гайдна в обоих жанрах, и, возможно, на них повлиял Вернер. [ 5 ]

Будучи сотрудником семьи Эстерхази, Вернер мало публиковался, но несколько работ все же были напечатаны. [ 5 ] К ним относятся его набор из двенадцати оркестровых сюит, изображающих двенадцать месяцев в году ( Neuer und sehr curios-Musicalischer Instrumental-Calender («Новый и очень любопытный календарь музыкальных инструментов»), [ 6 ] появившийся в Аугсбурге в 1748 году. [ 5 ] Среди его учеников были С.Т. Кольбель (Kölbel) [ 1 ] [ 7 ] и органист Эстерхази Иоганн Новотны (1718–1765), отец Франца Николауса Новотного (1743–1773). [ 8 ] Партитуры и партии с автографами Грегора Йозефа Вернера попали в коллекцию Национальной библиотеки Сечени в Будапеште. [ 9 ] а также государственные архивы в Дьёре , Венгрия. [ нужна ссылка ]

Отношения с Гайдном

[ редактировать ]

Период полуотставки Вернера начался в 1761 году, когда семья Эстерхази наняла 29-летнего композитора Йозефа Гайдна своим вице-капельмейстером. Контракт, по которому был нанят Гайдн, демонстрирует лояльность семьи к своему пожилому музыкальному слуге, сохраняя его, по крайней мере на титульной основе, на высшем посту капельмейстера. Однако после этого музыкальные обязанности Вернера ограничились церковной музыкой, а Гайдн, который был на 39 лет моложе Вернера, имел основные обязанности, имея полный контроль над светскими музыкальными событиями в доме, включая оркестр. [ 10 ]

Это было время перемен, вероятно, нежелательных для Вернера. Его давний покровитель Пауль Антон умер в марте 1762 года, ему наследовал его младший брат Николаус Эстерхази . Николаус также был очень музыкальным принцем, но его интересы (Джонс) «связаны с Гайдном и развитием инструментальной музыки». [ 5 ] Гайдн первоначально получал ту же зарплату (400 флоринов в год), которую долгое время получал Вернер, но в июне 1762 года она была увеличена до 600. [ 11 ]

Кроме того, Вернер дожил до того, чтобы увидеть, как сочиняемая им музыка устарела. Его собственные работы подчеркивали контрапунктические текстуры эпохи барокко , тогда как к 1761 году на первый план вышли новые формы классического периода , часто с одной мелодией, наложенной на аккомпанемент. Джонс говорит: «Он стал слишком стар, чтобы оценить быстро развивающуюся моду на симфонии, квартеты и клавирные сонаты, жанры, в которых Гайдн уже приобрел себе имя». [ 12 ] Вернер выразил свое отвращение, назвав Гайдна «G'sanglmacher» (писателем маленьких песен) и «Modehansl» («последователем моды», буквально «маленьким Гансом моды»). [ 5 ]

Недовольство Вернера достигло апогея в октябре 1765 года, за несколько месяцев до его смерти, когда он написал письмо принцу Эстерхази, осуждая Гайдна за его нерадивость в управлении музыкальным заведением Эстерхази. Письмо начинается:

Вынужден обратить внимание на грубую небрежность местной замковой капеллы, неоправданно большие княжеские расходы и ленивую праздность музыкантов, главная ответственность за которую должна быть возложена на нынешнего директора, который позволяет им всем сойти с рук всем, чтобы получить имя доброго Гейдена [ sic ]: ибо, как Бог мне свидетель, дела обстоят гораздо более беспорядочно, чем если бы вокруг было семеро детей. [ 13 ]

Хотя в письме Вернера естественно обнаружить горечь и зависть, Джонс отмечает, что критика вполне могла быть законной и что письмо вызвало полезный бюрократический ответ. Гайдн разрывался между служением интересам принца в сфере светской музыки (в основном в его дворце в Вене ) и прикрытием для теперь уже хрупкого Вернера церковной музыки в семейной резиденции в Айзенштадте . Принц Николаус поручил своему администратору Рахиру разобраться с ситуацией. Рахье (с которым у Гайдна были сложные отношения) издал официальный документ: [ 14 ] который сделал выговор Гайдну. Тем не менее, он также дал полезное разъяснение обязанностей Гайдна и назначил подчиненного (Йозефа Дитцля) задачей по отслеживанию музыки и инструментов в Айзенштадте. [ 15 ]

Выговор также побудил Гайдна начать вести черновой каталог всех своих работ («Entwurf-Katalog»). [ 16 ] В ответ на конкретную деталь выговора Гайдн начал писать большое количество произведений в любимом в то время жанре принца - баритоновом трио. [ 17 ]

Вернер сегодня – почти забытый композитор. В «Путеводителе по записанной классической музыке Penguin» (2009) не рассматриваются никакие записи его произведений; мало записей коммерчески доступны. как Перечисленные ниже справочные источники, правило, подчеркивают сложные отношения Вернера с Гайдном в течение его собственной карьеры.

Хореограф Твайла Тарп использовала прелюдию и фугу Вернера для своего танца 1976 года « Отдай и возьми» . [ 18 ]

Сам Гайдн явно высоко ценил Вернера, какими бы ни были их личные трудности. В преклонном возрасте (1804 г.) Гайдн опубликовал «шесть интродукций и фуг для струнного квартета, взятых из ораторий Вернера». [ 1 ] На титульном листе было написано, что произведения «отредактированы его преемником Й. Гайдном из особого уважения к знаменитому мастеру». [ 5 ]

Избранные записи

[ редактировать ]
  • Оратори Дебора – Бандителли, реж. Пал Немет. Кинтана 1994.
  • Грегор Вернер: Pro Adventu Ars Antiqua Austria , реж. Гунар Летцбор [ фр ] . Challenge Classics CC72513, 2012. Включает его 6 фуг в квартетах (в аранжировке Гайдна) и избранные вокальные произведения для Advent.
  • Времена года (=Новый и очень любопытный музыкально-инструментальный календарь) Concilium musicum Vienna, реж. Пол Ангерер . Христофор Рекордс ЧЕ 0164-2, 2011.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Унверрихт 2001
  2. ^ Jump up to: а б Джонс 2008 , 435
  3. ^ Jump up to: а б Роббинс Лэндон и Джонс 1988 , 35 лет
  4. ^ Штраус 2009 , 30.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джонс 2008 , 436
  6. ^ Перевод Рандела, 2003 , 682.
  7. Возможно, Саймон Тадеус Кёльбель, умер 20 июля 1806 года. См. Musicsack .
  8. ^ Шенбаум, Камилло (20 января 2001 г.). «Новотный, Франц Николаус» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-1-56159-263-0 .
  9. ^ Поисковый запрос источников в RISM Online.
  10. ^ Гейрингер 1982 , 43.
  11. ^ Джонс 2009 , 43.
  12. ^ Джонс 2009 , 34.
  13. ^ Английский перевод Джонса, 2009 , 54–55.
  14. Regulatio chori KissMartoniensis , подписанное принцем Эстерхази 3 ноября 1765 года. «Кисмартон» — венгерское название Айзенштадта. Источник: Герлах 1998 , 67.
  15. ^ Источник этого абзаца: Jones 2009 , 54–55.
  16. ^ Гейрингер 1982 , 53.
  17. ^ Вебстер и Федер 2002 , 15.
  18. ^ Сигел, Марсия Б. (1976) Вой возле небес: Твайла Тарп и новое изобретение современного танца . Макмиллан. [ нужна страница ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 19912e308038990a2599181bcdc54a5f__1712586900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/5f/19912e308038990a2599181bcdc54a5f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gregor Werner - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)