Автобиографический очерк (Гайдн)

« Автобиографический очерк» (1776 г.) Йозефа Гайдна — единственный автобиографический документ, когда-либо подготовленный этим композитором. Очерк объемом около двух страниц Гайдн написал, когда ему было 44 года, по просьбе, переданной ему через цепочку двух общих знакомых, Игнаца де Луки, готовившего том кратких биографий австрийских светил, Das gelehrte Oesterreich («Узнанная Австрия»). Эскиз был опубликован в 1778 году в первом томе третьей части этого произведения. [ 1 ]
Содержание
[ редактировать ]Очерк начинается с краткого описания первых 29 лет жизни Гайдна. Он упоминает свою раннюю семейную жизнь в Рорау, свое раннее образование в Хайнбурге, свою последующую карьеру певчего в Вене, свои трудности в течение восьми лет внештатной работы и свои назначения капельмейстером сначала у графа Морцина , а затем у чрезвычайно богатой Эстерхази. семьи .
Связав свой взлет с карьерным успехом, Гайдн вообще ничего не говорит о годах с 1761 по 1776 годы, когда он работал при дворе Эстерхази, но завершает свое повествование заявлением о лояльности своему работодателю:
- Я был назначен... капельмейстером Его Высочества принца Эстерхази , на чьей службе я желаю жить и умереть. [ 2 ]
Гайдн сдержал свое слово: несмотря на значительную скуку и одиночество, когда его работодатель потребовал от него жить в изолированной Эстерхазе , [ 3 ] он оставался на официальной службе у принца Эстерхази и его наследников до своей смерти в 1809 году. [ 4 ]
Далее в очерке перечисляются то, что Гайдн считал своими наиболее важными произведениями того времени: оперы Le pescatrici , L'incontro improvviso и L'infedelta delusa ; его оратория Il Ritorno di Tobia (1775) и Stabat Mater (1767). Все они — вокальная музыка; Гайдн опускает инструментальные произведения, написанные до 1776 года, которые, возможно, получили большее признание критиков в наше время, такие как «Прощальная симфония». [ 5 ] или струнные квартеты, Opus 20 . Музыковед Дэвид Шредер отмечает, что «в восемнадцатом веке вокальная музыка считалась выдающейся. Учитывая, что такое мнение стало общепринятым, нас не должно удивлять, что Гайдн ... перечислял только вокальные произведения среди тех, которые он считал своими лучшими». [ 6 ]
Гайдн также предлагает оценку своей тогдашней репутации композитора, выражая признательность за похвалу и поддержку Иоганна Адольфа Хассе , Карла Диттерса фон Диттерсдорфа и Готфрида ван Свитена, а также значительное недовольство, направленное на различных (неназванных) критиков в Берлине :
- Мне посчастливилось угодить почти всем народам, кроме берлинцев; об этом свидетельствуют общественные газеты и письма, адресованные мне. Я только удивляюсь, что господа из Берлина, которые в остальном столь разумны, не сохраняют никакой среды в своей критике моей музыки, потому что в одной еженедельной газете они восхваляют меня до небес, а в другой швыряют меня на шестьдесят саженей в землю и это без объяснения причин; Я прекрасно знаю почему: потому что они не способны исполнить некоторые из моих произведений и слишком тщеславны, чтобы потрудиться понять их как следует.
Эскиз заканчивается так:
- Моя высшая цель состоит только в том, чтобы весь мир считал меня честным человеком.
- Я возношу всю свою хвалу Всемогущему Богу, ибо я обязан ею одному: мое единственное желание — не оскорбить ни моего соседа, ни моего милостивого князя, ни, прежде всего, нашего милосердного Бога.
Как риторика
[ редактировать ]Музыковед Элейн Сисман предложила новую интерпретацию эскиза как написанного, сознательно или нет, в соответствии с принципами риторики, заложенными в средние века. Она отмечает, что Гайдн изучал латынь еще школьником и что традиционное обучение латыни, вероятно, включало в себя принципы риторики. Сисман комментирует отрывки оригинального письма Гайдна следующим образом:
Эскиз представляет собой классическую риторически организованную композицию, опирающуюся, в частности, на средневековое ars dictaminis , искусство письма: сначала введение ( exordium ), включающее в себя так называемое «обеспечение доброй воли» ( benevolentiae captatio , в данном случае путем самоуничижения); [ 7 ] затем повествование фактов ( нарратио , его биография); подтверждающие доказательства ( corraboratio , список произведений); опровержение аргументов своих врагов ( confutatio , берлинские критики); и заключение, снова раскрывающее его хорошие качества, а также тех, кем он восхищается и уважает ( peroratio ). [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Роббинс Лэндон (1959, 21)
- ^ Английские переводы всех отрывков выполнены Х. К. Роббинсом Лэндоном из веб-источника, указанного ниже.
- ^ См. обсуждение в книге Марии Анны фон Генцингер .
- ↑ После ухудшения здоровья Гайдна примерно в 1803 году служба была лишь номинальной, но он сохранил свою официальную должность. Визиты Гайдна в Лондон (1791–1792, 1794–1795) совершались с разрешения Эстерхази, но он вернулся из них несколько поздно.
- ^ См., например, Вебстер (1991).
- ^ Шредер (2005, 95)
- ↑ Письмо начинается с извинений за резкость и нехватки времени. В 1776 году Гайдн работал над проведением полномасштабного оперного сезона в Эстерхазе и действительно был чрезвычайно занят.
- ^ Сисман (1993, 24)
Ссылки
[ редактировать ]- Роббинс Лэндон, ХК (1959) Сборник переписки и лондонские записные книжки Йозефа Гайдна . Лондон: Барри и Роклифф. Автобиографический очерк в английском переводе с комментариями.
- Сисман, Элейн (1993) Гайдн и классическая вариация . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-38315-X , 9780674383159.
- Шредер, Дэвид (2005) «Оркестровая музыка: симфонии и концерты», в издании Кэрил Лесли Кларк, «Кембриджский компаньон Гайдна» , стр. 95–111. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-83347-7 , ISBN 978-0-521-83347-9 .
- Вебстер, Джеймс (1991) «Прощальная» симфония Гайдна и идея классического стиля: сквозная композиция и циклическая интеграция в его инструментальной музыке . Кембридж: Кембриджский университет. Нажимать.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отрывки из книги Дэвида Вин Джонса « Жизнь Гайдна» (2009) (Кембридж: издательство Кембриджского университета) размещены в Интернете в Google Books, в их число входит перевод «Автобиографического очерка» Джонса: [1]
Для этой статьи необходимы дополнительные или более конкретные категории . ( декабрь 2023 г. ) |