Внезапная встреча
Внезапная встреча | |
---|---|
игровая драма Йозефа Гайдна | |
![]() Портрет композитора работы Томаса Харди , 1791 год. | |
Перевод | Неожиданная встреча |
Либреттист | Карл Фриберт |
Язык | итальянский |
Премьера | 29 августа 1775 г. |
L'incontro improvviso (Неожиданная встреча) (Хоб. XXVIII:6) — опера в трёх действиях Йозефа Гайдна, впервые исполненная в Эстерхазе 29 августа 1775 года по случаю четырёхдневного визита эрцгерцога Фердинанда , габсбургского губернатора Милана, и его супруги Марии Беатрис д’Эсте . Опера получила название Dramma giocoso (комическая опера) и является примером тогдашнего увлечения австрийцев турецкой тематикой. [ 1 ]
Состав и история производительности
[ редактировать ]Либретто Х. Карла Фриберта было адаптировано и переведено из французской комической оперы Л. Данкура , уже поставленной Глюком в 1764 году как La rencontre imprévue . [ 2 ] В соответствии с итальянской практикой Фриберт построил более длинные финальные тексты-буффо в конце актов I и II.
Неизвестно, последовали ли за постановкой Эстерхазы какие-либо дальнейшие выступления, хотя для Братиславы был сделан немецкий перевод . Датский музыковед Йенс Петер Ларсен обнаружил партитуру с автографом в Ленинграде в 1954 году, а впоследствии опера транслировалась на русском языке в 1956 году. Впервые она была поставлена в Великобритании на Камденском фестивале в 1966 году. [ 3 ] Первая полная запись была сделана Philips в 1980 году совместно с Radio Suisse Romande и Европейским радиовещательным союзом под руководством Антала Дорати . Первый спектакль немецкого перевода был поставлен Якобом Петер-Мессером для Вуппертальской оперы в 2010 году в сотрудничестве с Институтом Гайдна в Кёльне.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера Актерский состав, 29 августа 1775 г. ( Дирижер : Йозеф Гайдн) | |
---|---|---|---|
Али, принц Бальсоры, влюблен в Резию | тенор | Карл Фриберт | |
Реция, принцесса Персии, фаворитка гарема султана Египта. | сопрано | Магдалена Фриберт | |
Балкис, раб, доверенное лицо Резии | сопрано | Барбара Дихтлер | |
Дардан, славянин, доверенное лицо Резии | меццо-сопрано | Мария Элизабет Прандтлер | |
Осмин, раб Али | тенор | Леопольд Дихтлер | |
Каландро, каландар или нищий дервиш | баритон | Кристиан Шпехт | |
Султан Египта | бас | Мельхиор Грислер | |
Ufficiale (Офицер) | тенор | ||
Рабы и женщины, янычары |
Краткое содержание
[ редактировать ]Увертюра (напечатана Артарией набором из шести экземпляров в 1782 году без труб и ударных инструментов)
Акт I
[ редактировать ]Склад всевозможных товаров и продуктов питания
Каландары и дервиши пьют вино, курят табак и весело воспевают свою жизнь нищих и обманщиков.
Квадрат
Осмин отвлекается на попрошайничество каландара; ему без труда удалось убедить голодного Осмина стать нищим дервишем.
Комната в серале
Резии сообщили, что ее давно потерянную любовь видели в Каире, и она делится этой новостью с Балкисом и Дарданом в прекрасном трио.
Квадрат
Али один объясняет, как он сбежал в Персию и влюбился в Резию. Хотя Реция была обручена с другим, она сбежала с Али, но они были разлучены, и она была схвачена пиратами. Али наблюдает, как Каландар учит Осмина пению «Кастанья, Кастанья». Каландар признает Али принцем Бальсоры. Балкис приветствует Али новостью о том, что женщина заметила его из окна сераля и желает с ним встретиться.
Комната с банкетным столом
Осмин наслаждается пиршеством с Али, прибывает с Балкисом, и Али все больше злится на опьянение Осмина.
Акт II
[ редактировать ]Комната с диваном
Дардан пытается очаровать Али, чтобы проверить его верность. Входит Реция, застигая Али и Осмина врасплох. Три женщины рассказывают о неудачном путешествии, которое привело их в Каир.
Комната каландара
Осмин сообщает каландару, что любовницей Али является Резия, и просит его помочь паре сбежать.
Сад
Пока готовятся к банкету перед побегом, Резия и Али поют любовный дуэт. Настроение портится, когда приходят Балкис и Дардане и объявляют, что султан неожиданно вернулся с охоты. Все убегают по секретной лестнице.
Акт III
[ редактировать ]Ночь. Склад каландара
Новости о награде султана за возвращение Резии дошли до каландара, который решает предать их, чтобы получить награду. Али маскируется под французского художника, чтобы избежать ареста, но безуспешно. Однако султан прощает их и осуждает вероломного каландара.
Зал, освещенный люстрами
Султан прощает Резию и Али и благословляет их. По просьбе пары каландара прощают, но изгоняют из Каира.
[ 6 ]
Музыка
[ редактировать ]не является самым большим успехом Гайдна в оперной сфере, он Хотя «L'incontro improvviso» все же включает в себя высококлассную и разнообразную музыку. А также «турецкая» музыка, забавные сцены для Осмина и Каландро, «живописная» ария в последнем акте, где Али с помощью оркестра описывает содержание картины, и еще одна ария «Senti, al buio pian» для Осмина с оркестровый колорит, итальянский лиризм проявляется в ариях Али («Deh! se in ciel pietade avete») и Резии («Or vicina a te»). Во втором акте есть две мощные арии для сопрано; Гайдн отделил «Or vicino a te» Резии и опубликовал его отдельно в 1783 году. Ярким моментом является великолепное первое действие «Mi sembra un sogno», в котором трио женских голосов контрастирует с приглушенными скрипками, английским рожком и валторнами. [ 7 ]
Произведение озвучено для оркестра, состоящего из 2-х гобоев (двойной английский рожок), 2-х фаготов, 2-х труб, 2-х валторн, литавр, перкуссии, первой и второй скрипок, альта, виолончели, баса и континуо.
Записи
[ редактировать ]- 1979 - Клаас Х. Аншо (Али), Линда Зогби (Реция), Маргарет Маршалл (Балкис), Делла Джонс (Дардейн), Доменико Тримарки (Осмин), Бенджамин Люксон (Каландро), Джонатан Прескотт (Султан), Джеймс Хупер (офицер) ) — Orchester de Chambre de Lausanne , Антал Дорати — 3 компакт-диска ( Philips Records ). В выпуске также были представлены три арии и трио, первоначально написанные Гайдном для L'Incontro Imprompto в исполнении Класа Х. Ансйо, Альдо Балдина и Михаэля Девлина с Камерным оркестром Лозанны под управлением Дорати.
- 2023 Бернхард Берхтольд, Элизабет Бройер, Анна Виллердинг, Аннастина Мальм, Маркус Мизенбергер, Рафаэль Фингерлос, Михаэль Вагнер, Оркестр L'Orfeo Baroque, Мичи Гейгг 2CD CPO
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кларк К. Внезапная встреча. В: Оперный словарь New Grove под редакцией Сэди С. Лондон и Нью-Йорк, Macmillan, 1997.
- ^ Райс Дж. А. Импровизация incontro. В: Гайдн (Оксфордский компаньон композитора) под редакцией Вин Джонса Д. Оксфорда, Oxford University Press, 2002.
- ^ Кларк К. Внезапная встреча. В: Оперный словарь New Grove под редакцией Сэди С. Лондон и Нью-Йорк, Macmillan, 1997.
- ^ Кемп Л. Оперы Эстерхазы , примечания к записи Philips 1980 года, Philips, 2003.
- ^ Райс Дж. А. Опера, в Гайдне (Оксфордский компаньон композитора) под редакцией Вин Джонса Д. Оксфорда, Oxford University Press, 2002.
- ^ Кларк К. L'incontro improvviso. В: Оперный словарь New Grove под редакцией Сэди С. Лондон и Нью-Йорк, Macmillan, 1997, и Кемп Л. Оперы Эстерхазы , примечания к записи Philips 1980 года, Philips, 2003.
- ^ Райс Дж. А. Опера, в Гайдне (Оксфордский компаньон композитора) под редакцией Вин Джонса Д. Оксфорда, Oxford University Press, 2002.