Карьер
Карьер | |
---|---|
Опера-буффа Гайдна Йозефа | |
![]() Портрет композитора работы Томаса Харди , 1791 год. | |
Язык | итальянский |
Премьера | 1766 |
La canterina ( Певица или Дива ), Hob. XXVIII/2 — короткая двухактная опера-буфф Йозефа Гайдна , первую из которых он написал для принца Эстергази . Основанное на интермеццо из третьего акта Никколо Пиччинни оперы «Оригиль» (1760), оно длится около 50 минут. Оно было написано в 1766 году, а премьера состоялась летом того же года. [ 1 ]
Первоначально это было задумано как пара интермецци , каждое из двух действий происходит между действиями оперы-серии . Подобные работы включают «La serva Padrona» и Перголези « Пимпиноне Телемана » .
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса [ 2 ] | Премьера актерского состава, 11 сентября 1766 г. [ 3 ] / 16 февраля 1767 г. [ 4 ] |
---|---|---|
Дон Этторе | сопрано ( в трансвестите ) | Барбара Фукс-Дихтлер |
Аполлония | тенор (в трансвестите) | Леопольд Дихтлер |
Дон Пеладжио | тенор | Карл Фриберт |
Гаспарина | сопрано | Анна Мария Вайгль-Шеффстосс |
Краткое содержание
[ редактировать ]Певицу Гаспарину и ее мать Аполлонию посещает Дон Этторе, молодой человек, который пытается добиться Гаспарины тканью и драгоценностями, украденными у его матери. Когда прибывает дон Пеладжио, учитель пения и благодетель Гаспарины, женщины пытаются замаскировать дона Этторе под торговца и прогнать его. Дон Пеладжио учит Гаспарину новой арии, которую он написал для нее, и просит ее выйти за него замуж.
Когда дон Пеладжио уходит, Гаспарина снова вызывает дона Этторе. Однако дон Пеладжио что-то оставил и возвращается, чтобы поймать Гаспарину и дона Этторе вместе. Дон Пеладжио и Дон Этторе оба недовольны тем, что женщины их обманули и использовали в своих целях. Дон Пеладжио решает вышвырнуть женщин из квартиры, которую он им предоставил, и начинает уносить их вещи.
Гаспарина умоляет о прощении и милосердии, и дон Пеладжио поколебался. Он не только разрешает ей остаться в квартире, но и приносит женщинам свои вещи. Гаспарина продолжает пользоваться ситуацией, притворяясь, что теряет сознание. Мужчины одаривают ее деньгами и бриллиантами, которые оказывают удивительный восстанавливающий эффект. В конце концов, мужчины признают жадность Гаспарины, но тем не менее охотно отдают свои богатства.
Комический потенциал усиливается тем, что Дон Этторе играет роль Бриджа , то есть женщины. Сопрано-партию Аполлонии изначально исполнял мужчина.
Есть два квартета, и все персонажи, кроме Дона Этторе, поют арии.
Избранные записи
[ редактировать ]- 1994 — Джойс Гайер (Дон Этторе), Д’Анна Фортунато (Аполлония), Джон Гаррисон (Дон Пеладжио), Бренда Харрис (Гаспарина) — Камерный оркестр Палмера, Рудольф Палмер ( Ньюпорт Классик ). Выпуск оригинального компакт-диска Гайдна в сопровождении Первой симфонии и приписываемого концерта для флейты. [ 5 ]
- 1997 — Йожеф Мукк (Дон Этторе), Андреа Ульбрих (Аполлония), Антал Патаки (Дон Пеладжио), Ингрид Кертези (Гаспарина) — Капелла Савария , Пал Немет ( Венгрия ). Гайдна. Оригинальный компакт-диск в сопровождении Симфонии № 1 35 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гайдн, (Франц) Йозеф» в Grove Music , Георг Федер и Джеймс Вебстер, 2001 г.
- ^ Бранскомб, Питер (2002). «Кантерина, Ла ( Певец )». Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O008730 .
- ^ Казалья, Герардо (2005). « Певец , 11 сентября 1766 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- ^ Казалья, Герардо (2005). « Певец , 16 февраля 1767 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- ^ Гайдн, Йозеф; Хофманн, Леопольд; Палмер, Рудольф; Камерный оркестр Палмера; Харрис, Бренда; Гаррисон, Джон; Фортунато, Д'Анна; Гайер, Джойс, Гайдн: La Canterina , Newport Classics , получено 24 сентября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Краткое содержание , stageagent.com
- «Обзор записи» (Newport Classics NPD85595), Ричард Вигмор, Gramophone , май 1997 г.
- Оперы Гайдна , Stanford.edu
- Видеовыступление 2016 года на YouTube , Ансамбль Парижской консерватории , дирижирует Сигисвальд Куйкен (предшествует 9-минутное вступление на французском языке и Симфония № 27 Моцарта , К. 199)