Кривой дьявол
Кривой дьявол | |
---|---|
Зингшпиль Йозефа Гайдна | |
![]() Портрет Гайдна работы Томаса Харди , 1791 год. | |
Перевод | Хромой Дьявол |
Либреттист | Йозеф Феликс фон Курц |
Язык | немецкий |
На основе | Хромой дьявол автора Ален-Рене Лесаж |
Премьера | 29 мая 1753 г. Кернтнертортеатр , Вена |
Кривой дьявол ( Хромой дьявол) [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] или «Хромой дьявол», [ 4 ] 1751 или 1752), Хоб. 29/1a — Йозефа Гайдна первая опера . Эта немецкоязычная комическая опера в жанре зингшпиля была заказана ее либреттистом , ведущим комическим актером Йозефом Феликсом фон Курцем , из французского романа Diable boiteux Le Алена-Рене Лесажа « » . Его запретили после двух нашумевших выступлений в Вене из-за «оскорбительных замечаний в тексте». [ 5 ] но позже возрожден и, вероятно, переработан как Der neue krumme Teufel («Новый хромой дьявол», [ 6 ] 1757 или 1758), Хоб. 29/1б. Музыка утеряна, хотя для каждой версии сохранилось либретто.
Описание
[ редактировать ]Название Der krumme Teufel часто переводится как «Хромой дьявол». [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] «Хромой дьявол», [ 4 ] или Кривой Дьявол , [ 4 ] и иногда изображался как «Сутулый дьявол». [ 7 ] или изменено на «Коварный дьявол» . [ 8 ]
Опера была написана в жанре зингшпиля , с разговорным диалогом, а не речитативом . [ 9 ] Музыка была задумана как средство передвижения для Йозефа Феликса фон Курца , который написал текст под сценическим псевдонимом «Бернардон». Курц был ведущим комическим актером того времени в Вене, чья труппа выступала в Кернтнертортеатре .
Текст часто воспринимается как сатира на хромающего итальянца. [ 7 ] Джузеппе Аффлиджио (1722–1788), темный авантюрист, зарекомендовавший себя в Вене как импресарио и театральный режиссер (позже связанный с Моцартом, затем арестованный за подделку документов в 1778 году и приговоренный к пожизненному заключению в 1779 году), [ 10 ] но другие оспаривают, что он уже был в Вене около 1751 года, а также считают маловероятным, что выступление в исправленной версии 1770 года было о нем. [ 11 ]
Состав
[ редактировать ]Гайдн написал оперу на самом раннем этапе своей карьеры. Недавно потеряв сопрано и, следовательно, работу певчим в соборе Святого Стефана , Гайдн вёл нестабильное существование в качестве музыканта-фрилансера. Одним из способов пополнения своего дохода была работа уличным серенадером, и именно так он получил свой первый оперный заказ. Эта история рассказана следующим образом в ранней биографии Гайдна Георга Августа Гризингера (1810 г.), который основывал свое повествование на воспоминаниях Гайдна в старости:
Однажды он пошел петь серенаду жене Курца, очень популярного в то время комического актера, которого обычно звали Бернардоном. Курц вышел на улицу и спросил композитора только что сыгранной музыки. Едва Гайдн, которому было около девятнадцати лет, представился, как Курц настойчиво убеждал его написать для него оперу. [ 12 ]
Другим современным биографом, взявшим интервью у Гайдна, был Альберт Кристоф Дис (1810). Его версия рассказа (в которой Гайдну, как говорят, 21 год, а не 19) характерно приукрашивает версию Гризингера, подробно рассказывая о том, как комический актер вел интервью:
«Вы садитесь во «Флюгеле» (сказал Курц) и сопровождаете пантомиму, которую я вам разыграю, подходящей музыкой. Представьте себе, что Бернардон упал в воду и пытается спастись, плывя». Затем он зовет своего слугу, бросается животом на стул, заставляет слугу таскать стул взад и вперед по комнате и пинает его руками и ногами, как пловец, в то время как Гайдн выражает в шести-восьмом размере игру волны и плавание. Внезапно Бернардон вскакивает, обнимает Гайдна и практически душит его поцелуями. «Гайдн, ты для меня мужчина!» Вы должны написать мне оперу!» Так начался Der krumme Teufel («Хромой дьявол»). Гайдн получил за это двадцать пять дукатов и действительно считал себя богатым. [ 3 ]
Прием
[ редактировать ]По словам Дайса, «эта опера была исполнена дважды с большим успехом, а затем была запрещена из-за оскорбительных замечаний в тексте». [ 5 ] Однако работа была исполнена снова в 1752 году и в переработанной версии Der neue krumme Teufel («Возвращение хромого дьявола»). [ 6 ] горит. «Новый хромающий дьявол»), Хоб. 29/1б, был успешно исполнен в 1757 или 1758 году. [ 6 ]
Питер Бранскомб реконструирует музыкальные ансамбли на основе сохранившегося либретто, указывая, что это была довольно амбициозная работа: там было «32 арии, а также дуэт, трио, три хора и одна амбициозно масштабная ансамблевая часть». [ 9 ] В оперу также входила пантомима. [ 13 ]
Джеймс Ван Хорн Мелтон предполагает, что Гайдн продолжал сочинять для Курца дальнейшие произведения, которые теперь уже утеряны:
Сейчас принято считать, что он также написал музыку для многих других бурлесков Курца. Сохранившиеся партитуры со сцены Курца указывают на Гайдна как композитора как минимум трех других фарсов: Bernardon auf der Gelseninsel (Бернардон на острове комаров, 1754 г.), Der auf das neue begeisterte und belebte Bernardon (Бернардон возрожден, 1754 г.) и Леопольдль, der deutsche Robinson (Леопольдль, немецкий Робинзон Крузо, 1756?), поскольку они содержат отрывки, аналогичные тем, которые встречаются в других произведениях Гайдна. Финал клавирной сонаты ля мажор Гайдна ( Hoboken XVI. 5), например, имеет в качестве темы почти дословную цитату из арии «Wurstl, mein Schatzerl, wo wirst Du wohl seyn» из «Леопольда, der deutsche Robinson» . [ 14 ]
Der krumme Teufel и сотрудничество с Курцем в целом способствовали успеху в ранней карьере Гайдна, который к 1757 году уже не был борющимся фрилансером, а был капельмейстером со своим собственным оркестром, которым он руководил; см . графа Морзина .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Баттерворт 1978 [1977], с. 23 : «В 1752 году Гайдн сочинил музыку для бурлеск-оперы под названием Der Khide [ sic ] rumme Teufel ( «Хромой дьявол »)».
- ^ Jump up to: а б Юрковски, Хенрик, с Фрэнсисом, Пенни, сотрудничают. ред. (1996). История европейского кукольного театра: от его истоков до конца XIX века (Том 1 « Истории европейского кукольного театра »), Edwin Mellen Press, 427 страниц, ISBN 0-7734-8803-0 , с. 131 : «... и другие, такие как Der krumme Teufel (Хромой дьявол)...»
- ^ Jump up to: а б с Dies 1810/1968 (tr. Gotwals), стр. 97–98, цитируется в Beghin & Goldberg 2007, p. 93 .
- ^ Jump up to: а б с Барбер, Дэвид В. (1990). Когда поет толстая дама: история оперы, как ее следует преподавать , звук и видение, 141 страница, ISBN 0-920151-11-6 , с. 54 : «Гайдн написал свою первую оперу Der krumme Teufel («Скрюченный или хромающий дьявол»), когда ему было всего 19 лет, и он подрабатывал уличным музыкантом в Вене».
- ^ Jump up to: а б 97–98, цитируется в Beghin & Goldberg 2007, стр. 93–94 tr. Gotwals), стр . . Dies 1810/1968 (
- ^ Jump up to: а б с Бегин и Голдберг 2007, с. 94 .
- ^ Jump up to: а б Хофманн, Пол (1988). Венцы: великолепие, сумерки и изгнание , Anchor Press, 346 страниц, ISBN 0-385-23974-2 , с. 79 : «[Гайдн] сочинил квартеты и сонаты для фортепиано, а также комическую оперу Der krumme Teufel («Сутулый дьявол»), которая была шуткой над хромающим итальянским театральным менеджером по заказу озорного актера; ...»
- ^ Роббинс Лэндон, ХК (1970). Очерки венского классического стиля: Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен , Нью-Йорк: Макмиллан, 187 страниц, нет ISBN ( OCLC 462206390 ), с. 5 : «Самой первой оперой Гайдна была немецкая комедия для Венской оперы под названием Der neue Krumme Teufel (Новый коварный дьявол)…»
- ^ Jump up to: а б Бранскомб, 1975 г.
- ^ «Аффлиджио, Джузеппе», в Кембриджской энциклопедии Моцарта , ISBN 978-0-521-85659-1 , онлайн-отрывок .
- ^ Бадура-Шкода 1973, с. 192: «... Аффлиджио не был в Вене в 1751–1753 годах. Его могли пародировать только в более позднем случае, возможно, на представлении Der neue krumme Teufel в 1770 году, когда он действительно был театральным директором. Но даже тогда кажется, что вряд ли».
- ^ Переводы Гризингера и Диса из Готвалса, цитируемые ниже.
- ^ В либретто говорится: «Музыка комической оперы, как и пантомимы, написана г-ном Йозефом Гайдном» («Музыка как комической оперы, так и пантомимы написана г-ном Йозефом Хейденом»; Бранскомб, 1975).
- ^ Мелтон 2004, 265.
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
- Умирает, Альберт Кристоф (1810). Биографические отчеты Йозефа Гайдна , Вена. Английский перевод Вернона Готвальса в книге «Гайдн: два современных портрета» (1968), Милуоки: University of Wisconsin Press.
- Гризингер, Георг Август (1810). Биографические заметки о Йозефе Гайдне , Лейпциг: Брейткопф и Хертель. Английский перевод Вернона Готвальса в книге «Гайдн: два современных портрета» (1968), Милуоки: University of Wisconsin Press.
Вторичные источники
- Бадура-Шкода, Ева (1973). «Влияние венской популярной комедии на Гайдна и Моцарта», Труды Королевской музыкальной ассоциации , том. 100 (1973–1974), 15 страниц (стр. 185–199), JSTOR 766183 .
- Бегин, Том, и Голдберг, Сандер М. (2007). Гайдн и риторика , University of Chicago Press, 366 страниц, ISBN 978-0-226-04129-2 .
- Бранскомб, Питер (1971). «Зингшпиль в конце 18 века», The Musical Times , vol. 112, нет. 1537 (март 1971 г.), JSTOR 956397 , стр. 226–228.
- Бранскомб, Питер, и Кларк, Кэрил (2007). «Гайдн» в Оперном словаре New Grove , онлайн-версия.
- Баттерворт, Нил (1978 [1977]). Гайдн: Его жизнь и времена , Книги Мидаса, 144 страницы, ISBN 0-85936-030-X .
- Мелтон, Джеймс Ван Хорн (2004). «Школа, сцена, салон: музыкальные культуры в Вене Гайдна», Журнал современной истории , том. 76, нет. 2, Специальный выпуск о культурных практиках (июнь 2004 г.), JSTOR 3555456 , стр. 251–279.