Jump to content

Кривой дьявол

Кривой дьявол
Зингшпиль Йозефа Гайдна
Портрет Гайдна работы Томаса Харди , 1791 год.
Перевод Хромой Дьявол
Либреттист Йозеф Феликс фон Курц [ де ]
Язык немецкий
На основе Хромой дьявол автора Ален-Рене Лесаж
Премьера
29 мая 1753 г. ( 29 мая 1753 г. )

Кривой дьявол ( Хромой дьявол) [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] или «Хромой дьявол», [ 4 ] 1751 или 1752), Хоб. 29/1a — Йозефа Гайдна первая опера . Эта немецкоязычная комическая опера в жанре зингшпиля была заказана ее либреттистом , ведущим комическим актером Йозефом Феликсом фон Курцем [ де ] , из французского романа Diable boiteux Le Алена-Рене Лесажа « » . Его запретили после двух нашумевших выступлений в Вене из-за «оскорбительных замечаний в тексте». [ 5 ] но позже возрожден и, вероятно, переработан как Der neue krumme Teufel («Новый хромой дьявол», [ 6 ] 1757 или 1758), Хоб. 29/1б. Музыка утеряна, хотя для каждой версии сохранилось либретто.

Описание

[ редактировать ]

Название Der krumme Teufel часто переводится как «Хромой дьявол». [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] «Хромой дьявол», [ 4 ] или Кривой Дьявол , [ 4 ] и иногда изображался как «Сутулый дьявол». [ 7 ] или изменено на «Коварный дьявол» . [ 8 ]

Опера была написана в жанре зингшпиля , с разговорным диалогом, а не речитативом . [ 9 ] Музыка была задумана как средство передвижения для Йозефа Феликса фон Курца [ де ] , который написал текст под сценическим псевдонимом «Бернардон». Курц был ведущим комическим актером того времени в Вене, чья труппа выступала в Кернтнертортеатре .

Текст часто воспринимается как сатира на хромающего итальянца. [ 7 ] Джузеппе Аффлиджио [ Викиданные ] (1722–1788), темный авантюрист, зарекомендовавший себя в Вене как импресарио и театральный режиссер (позже связанный с Моцартом, затем арестованный за подделку документов в 1778 году и приговоренный к пожизненному заключению в 1779 году), [ 10 ] но другие оспаривают, что он уже был в Вене около 1751 года, а также считают маловероятным, что выступление в исправленной версии 1770 года было о нем. [ 11 ]

Гайдн написал оперу на самом раннем этапе своей карьеры. Недавно потеряв сопрано и, следовательно, работу певчим в соборе Святого Стефана , Гайдн вёл нестабильное существование в качестве музыканта-фрилансера. Одним из способов пополнения своего дохода была работа уличным серенадером, и именно так он получил свой первый оперный заказ. Эта история рассказана следующим образом в ранней биографии Гайдна Георга Августа Гризингера (1810 г.), который основывал свое повествование на воспоминаниях Гайдна в старости:

Однажды он пошел петь серенаду жене Курца, очень популярного в то время комического актера, которого обычно звали Бернардоном. Курц вышел на улицу и спросил композитора только что сыгранной музыки. Едва Гайдн, которому было около девятнадцати лет, представился, как Курц настойчиво убеждал его написать для него оперу. [ 12 ]

Другим современным биографом, взявшим интервью у Гайдна, был Альберт Кристоф Дис (1810). Его версия рассказа (в которой Гайдну, как говорят, 21 год, а не 19) характерно приукрашивает версию Гризингера, подробно рассказывая о том, как комический актер вел интервью:

«Вы садитесь во «Флюгеле» (сказал Курц) и сопровождаете пантомиму, которую я вам разыграю, подходящей музыкой. Представьте себе, что Бернардон упал в воду и пытается спастись, плывя». Затем он зовет своего слугу, бросается животом на стул, заставляет слугу таскать стул взад и вперед по комнате и пинает его руками и ногами, как пловец, в то время как Гайдн выражает в шести-восьмом размере игру волны и плавание. Внезапно Бернардон вскакивает, обнимает Гайдна и практически душит его поцелуями. «Гайдн, ты для меня мужчина!» Вы должны написать мне оперу!» Так начался Der krumme Teufel («Хромой дьявол»). Гайдн получил за это двадцать пять дукатов и действительно считал себя богатым. [ 3 ]

По словам Дайса, «эта опера была исполнена дважды с большим успехом, а затем была запрещена из-за оскорбительных замечаний в тексте». [ 5 ] Однако работа была исполнена снова в 1752 году и в переработанной версии Der neue krumme Teufel («Возвращение хромого дьявола»). [ 6 ] горит. «Новый хромающий дьявол»), Хоб. 29/1б, был успешно исполнен в 1757 или 1758 году. [ 6 ]

Питер Бранскомб реконструирует музыкальные ансамбли на основе сохранившегося либретто, указывая, что это была довольно амбициозная работа: там было «32 арии, а также дуэт, трио, три хора и одна амбициозно масштабная ансамблевая часть». [ 9 ] В оперу также входила пантомима. [ 13 ]

Джеймс Ван Хорн Мелтон предполагает, что Гайдн продолжал сочинять для Курца дальнейшие произведения, которые теперь уже утеряны:

Сейчас принято считать, что он также написал музыку для многих других бурлесков Курца. Сохранившиеся партитуры со сцены Курца указывают на Гайдна как композитора как минимум трех других фарсов: Bernardon auf der Gelseninsel (Бернардон на острове комаров, 1754 г.), Der auf das neue begeisterte und belebte Bernardon (Бернардон возрожден, 1754 г.) и Леопольдль, der deutsche Robinson (Леопольдль, немецкий Робинзон Крузо, 1756?), поскольку они содержат отрывки, аналогичные тем, которые встречаются в других произведениях Гайдна. Финал клавирной сонаты ля мажор Гайдна ( Hoboken XVI. 5), например, имеет в качестве темы почти дословную цитату из арии «Wurstl, mein Schatzerl, wo wirst Du wohl seyn» из «Леопольда, der deutsche Robinson» . [ 14 ]

Der krumme Teufel и сотрудничество с Курцем в целом способствовали успеху в ранней карьере Гайдна, который к 1757 году уже не был борющимся фрилансером, а был капельмейстером со своим собственным оркестром, которым он руководил; см . графа Морзина .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Баттерворт 1978 [1977], с. 23 : «В 1752 году Гайдн сочинил музыку для бурлеск-оперы под названием Der Khide [ sic ] rumme Teufel ( «Хромой дьявол »)».
  2. ^ Jump up to: а б Юрковски, Хенрик, с Фрэнсисом, Пенни, сотрудничают. ред. (1996). История европейского кукольного театра: от его истоков до конца XIX века (Том 1 « Истории европейского кукольного театра »), Edwin Mellen Press, 427 страниц, ISBN   0-7734-8803-0 , с. 131 : «... и другие, такие как Der krumme Teufel (Хромой дьявол)...»
  3. ^ Jump up to: а б с Dies 1810/1968 (tr. Gotwals), стр. 97–98, цитируется в Beghin & Goldberg 2007, p. 93 .
  4. ^ Jump up to: а б с Барбер, Дэвид В. (1990). Когда поет толстая дама: история оперы, как ее следует преподавать , звук и видение, 141 страница, ISBN   0-920151-11-6 , с. 54 : «Гайдн написал свою первую оперу Der krumme Teufel («Скрюченный или хромающий дьявол»), когда ему было всего 19 лет, и он подрабатывал уличным музыкантом в Вене».
  5. ^ Jump up to: а б 97–98, цитируется в Beghin & Goldberg 2007, стр. 93–94 tr. Gotwals), стр . . Dies 1810/1968 (
  6. ^ Jump up to: а б с Бегин и Голдберг 2007, с. 94 .
  7. ^ Jump up to: а б Хофманн, Пол (1988). Венцы: великолепие, сумерки и изгнание , Anchor Press, 346 страниц, ISBN   0-385-23974-2 , с. 79 : «[Гайдн] сочинил квартеты и сонаты для фортепиано, а также комическую оперу Der krumme Teufel («Сутулый дьявол»), которая была шуткой над хромающим итальянским театральным менеджером по заказу озорного актера; ...»
  8. ^ Роббинс Лэндон, ХК (1970). Очерки венского классического стиля: Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен , Нью-Йорк: Макмиллан, 187 страниц, нет ISBN ( OCLC   462206390 ), с. 5 : «Самой первой оперой Гайдна была немецкая комедия для Венской оперы под названием Der neue Krumme Teufel (Новый коварный дьявол)…»
  9. ^ Jump up to: а б Бранскомб, 1975 г.
  10. ^ «Аффлиджио, Джузеппе», в Кембриджской энциклопедии Моцарта , ISBN   978-0-521-85659-1 , онлайн-отрывок .
  11. ^ Бадура-Шкода 1973, с. 192: «... Аффлиджио не был в Вене в 1751–1753 годах. Его могли пародировать только в более позднем случае, возможно, на представлении Der neue krumme Teufel в 1770 году, когда он действительно был театральным директором. Но даже тогда кажется, что вряд ли».
  12. ^ Переводы Гризингера и Диса из Готвалса, цитируемые ниже.
  13. ^ В либретто говорится: «Музыка комической оперы, как и пантомимы, написана г-ном Йозефом Гайдном» («Музыка как комической оперы, так и пантомимы написана г-ном Йозефом Хейденом»; Бранскомб, 1975).
  14. ^ Мелтон 2004, 265.

Источники

[ редактировать ]

Первоисточники

  • Умирает, Альберт Кристоф (1810). Биографические отчеты Йозефа Гайдна , Вена. Английский перевод Вернона Готвальса в книге «Гайдн: два современных портрета» (1968), Милуоки: University of Wisconsin Press.
  • Гризингер, Георг Август (1810). Биографические заметки о Йозефе Гайдне , Лейпциг: Брейткопф и Хертель. Английский перевод Вернона Готвальса в книге «Гайдн: два современных портрета» (1968), Милуоки: University of Wisconsin Press.

Вторичные источники

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 891eab5c3d25f75d6eec1281f6fdf01a__1722390960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/1a/891eab5c3d25f75d6eec1281f6fdf01a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Der krumme Teufel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)