Филимон и Бавкида (Гайдн)
Филимон и Бавкида | |
---|---|
Опера Йозефа Гайдна | |
Язык | немецкий |
На основе | Филимон и Бавкида: Пьеса в стихах из одного действия Готлиба Конрада Пфеффеля |
Премьера |
Филимон и Бавкида, или Jupiters Reise auf die Erde ( Филимон и Бавкида, или Путешествие Юпитера на Землю ), Hob. XXIXb:2 — опера одноактная австрийского композитора Йозефа Гайдна на немецкое либретто , возможно, написанное библиотекарем принца Эстерхази Филиппом Георгом Бадером. [ 3 ] [ 4 ] В основу текста легла пьеса Г. К. Пфеффеля . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] сам по себе является пересказом о Бавкиде и Филимоне мифа из Овидия «Метаморфоз» . [ 8 ] Работа выполнена в форме Зингшпиля . [ 9 ]
История состава
[ редактировать ]Хоб. Нет. | Субтитры | Даты | Ключ | Примечания |
---|---|---|---|---|
XXIXa:1 | Филимон и Бавкида | 1773 | кукольная опера | |
XXIXа:1а | Прелюдия к XXIXa:1 | ре мажор | Совет Богов ; музыка потеряна | |
XXIXб:2 | Филимон и Бавкида | 1776 | Ре минор | Зингшпиль по мотивам кукольной оперы XXIXa:1 |
Премьера состоялась в 1773 году во время визита императрицы Марии Терезии . [ 2 ] [ 10 ] «Филимон и Бавкида» Гайдна — первая кукольная опера . [ 4 ] [ 11 ] и первое известное произведение, написанное для Эстерхазы Марионеттентеатра ( кукольного театра ). [ 1 ] [ 12 ] Его премьера была дополнена Vorspiel , Der Götterrat ( «Совет богов Гайдна ») и, возможно, Симфонией № 50 , Hob. Я: 50. [ 13 ] В 1776 году «Филимон и Бавкида» была преобразована в традиционную оперу. [ 14 ] [ 15 ]
В 1950 году оригинал рукописи был обнаружен в консерватории музыковедом Парижской и исследователем Гайдна Йенсом Петером Ларсеном . [ 16 ] [ 17 ] До этого открытия от произведения осталась только увертюра и единственная ария . [ 8 ] Помимо партитуры основного рассказа, в рукописи присутствовало появление Дианы. [ 13 ] и дополнительная музыка Гайдна (включая арию из «Мира Луны »), Карло д'Ордоньеса и Глюка . [ 8 ] [ 18 ] [ 19 ] Остальная часть кукольной оперы, включая прибытие Юпитера , театрализованное представление и эпилог, прославлявший императрицу и Габсбургов , [ 12 ] [ 20 ] остаются потерянными, вероятно, уничтоженными во время пожара в Эстерхазе в 1779 году. [ 8 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 2 сентября 1773 г. Дирижер: Йозеф Гайдн [ 4 ] |
---|---|---|
Люди | ||
Филимон, старик | тенор | Иоганн Гайдн |
Бавкида, его жена | сопрано | Элизабет Грисслер |
Арет, их сын | тенор | Майкл Эрнст |
Нарцисса, его жена | сопрано | Элеонора Джагер |
Припев: крестьяне | ||
Боги | ||
Меркурий | разговорный | |
Юпитер | разговорный |
Опера написана для 2-х гобоев , фагота , 2-х валторн , 2-х кларинов (натуральных труб), литавр , 2-х скрипок , альта и континуо .
Краткое содержание
[ редактировать ]Часть I
[ редактировать ]Филимон и Бавкида, муж и жена, помогают своему сыну Арету и его невесте Нарциссе подготовиться к свадьбе. Как рассказчик, Меркьюри украдкой наблюдает за семьей и другими крестьянами деревни, поскольку их поведение становится все более и более хриплым и развратным. Другие боги умоляют Юпитера остановить безумие. На вершине Олимпа боги в бурю соглашаются наслать на Фригию качестве наказания. Надвигающаяся буря удивляет крестьян, и Арет и Нарцисса погибают от удара молнии. Сначала Филимон и Бавкида молят богов о пощаде, но в конце концов решают принять божественный приговор. Шторм утихает.
Часть II
[ редактировать ]После того, как их отвергли из всех других домов в деревне, Юпитер и Меркурий приходят к порогу Филимона и Бавкиды, инкогнито одетые как бродяги . Старая пара приглашает богов в свою хижину, все еще оплакивая кончину Арета и Нарциссы, чей прах хранится в урнах . Тронутые гостеприимством и горем пары, Юпитер и Меркьюри раскрывают свою истинную личность и воскрешают из пепла тела Арет и Нарциссы. Исполненные благодарности, Филимон и Бавкида умоляют Юпитера превратить их хижину в храм, чтобы они могли служить его чести как жрец и жрица. Юпитер соглашается, и все восхваляют его. Боги упрекают неприветливых крестьян перед вознесением на небеса.
Записи
[ редактировать ]- 1953: Мейнхард фон Заллингер (конд.); Венский симфонический оркестр ; Эрих Майкут (Филимон), Сусана Найдич (Бавкида), Вальдемар Кментт (Арет), Элизабет Рун (Нарцисса); хор Венской государственной оперы . LP, Vox PL 7660
- 2009 (запись 2002 г.): Вольфганг Бруннер (конд.); Зальцбургская придворная музыка ; Мануэль Варвиц (Филимон), Натали Винсент (Бавкида), Бернхард Берхтольд (Арет), Ульрике Хофбауэр (Нарцисса); Зальцбургский камерный хор. CD, профиль РН 09038
- 2009 (запись 2008 г.): Манфред Хусс (конд.); Гайдн Симфониетта Вена ; Кристоф Генц (Филимон), Марен Энгельхардт (Бавкида), Ян Петрика (Арет), Александра Рейнпрехт (Нарцисса); Вокальный форум Грац. БИС-SACD-1813
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Беллер, Манфред (1967). Филимон и Бавкида в европейской литературе: история и анализ [ Филимон и Бавкида в европейской литературе: история и анализ ] (на немецком языке). Гейдельберг : de:Universitätsverlag Зима . п. 108. ИСБН 9783825317997 . Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Лэндон, Х.К. Роббинс (1981). Гайдн, документальное исследование . Лондон: Темза и Гудзон . п. 214. ИСБН 9780847803880 . Проверено 1 августа 2022 г.
- ^ Лэндон, Х. К. Роббинс (1954). Веструп, сэр Джек (ред.). Новая Оксфордская история музыки: эпоха Просвещения, 1745–1790 гг . Том. 7. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . п. 177. ИСБН 9780193163072 . Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Гриффель, Маргарет Росс (2018). «Филимон и Бавкида» . Оперы на немецком языке: Словарь . Том. 1. Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд . п. 373. ИСБН 9781442247970 . Проверено 29 июля 2022 г.
- ^ Ирмен, Ханс-Йозеф [на немецком языке] (2007). Йозеф Гайдн: Жизнь и творчество [ Йозеф Гайдн: Жизнь и творчество ] (на немецком языке). Вена; одеколон; Веймар: Бёлау Верлаг . п. 141. ИСБН 9783412200206 . Проверено 29 июля 2022 г.
- ^ Гейрингер, Карл ; Гейрингер, Ирен (1968). Гайдн: творческая жизнь в музыке . Беркли; Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета . п. 286 . Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ Бух, Дэвид Дж. (2009). Волшебные флейты и зачарованные леса: сверхъестественное в музыкальном театре восемнадцатого века . Чикаго; Лондон: Издательство Чикагского университета . п. 269. ИСБН 9780226078113 . Проверено 29 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Вигмор, Ричард (2011). Карманный путеводитель Фабера по Гайдну . Лондон: Фабер и Фабер . стр. 312–313. ISBN 9780571268733 . Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ Холден, Аманда , изд. (2002). «Филимон и Бавкида, или Юпитер Reise auf die Erde» . Путеводитель по опере «Новый пингвин» . Великобритания: Пингвин . п. 393. ИСБН 9780140514759 .
- ^ Кларк, Кэрил, изд. (2005). Кембриджский компаньон Гайдна . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 182. дои : 10.1017/CCOL9780521833479 . ISBN 9781139000895 . Проверено 1 августа 2022 г.
- ^ Стаперт, Кальвин (2014). Игра перед Господом: жизнь и творчество Йозефа Гайдна . Гранд-Рапидс: Эрдманс . п. 115. ИСБН 9780802868527 . Проверено 1 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Лэндон, ХК Роббинс ; Джонс, Дэвид Вин (1988). Гайдн: его жизнь и музыка . Блумингтон: Издательство Университета Индианы . п. 113. ИСБН 9780253372659 . Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Браун, А. Питер, изд. (2002). Первый золотой век венской симфонии: Гайдн, Моцарт, Бетховен и Шуберт . Том. II. Блумингтон: Издательство Университета Индианы . п. 147. ИСБН 9780253334879 . Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ Шенбек, Лоуренс (1996). Йозеф Гайдн и классическая хоровая традиция . Хиншоу Музыка. п. 449. ИСБН 9780937276174 . Проверено 1 августа 2022 г.
- ^ Блит, Алан , изд. (1984). Опера на записи 3 . Бостон: Лонгвуд Пресс. п. 15. ISBN 9780893415310 . Проверено 1 августа 2022 г.
- ^ Шепард-младший, Брукс (1962). «Опера Гайдна в Йельском университете». Вестник библиотеки Йельского университета . 36 (4). Нью-Хейвен: Йельский университет: 184–187. JSTOR 40857941 .
- ^ Гейрингер, Карл ; Гейрингер, Ирен (1982). Гайдн: Творческая жизнь в музыке (3-е изд.). Беркли; Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета . п. 272. ИСБН 9780520043176 . Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ Дальхаус, Карл ; Дёринг, Зигхарт , ред. (1986). Энциклопедия музыкального театра Пайпер: произведения, Доницетти-Хенце [ Энциклопедия музыкального театра Пайпер: произведения, Доницетти-Хенце ] (на немецком языке). Том 2. Пайпер Паблишинг . п. 746. ИСБН 9783492024129 . Проверено 1 августа 2022 г.
- ^ Портер, Эндрю (1974). Музыкальный сезон: зарубежный критик в Америке . Нью-Йорк: Viking Press . п. 184. ИСБН 9780670496501 . Проверено 1 августа 2022 г.
- ^ Лэндон, Х.К. Роббинс (1994). Гайдн: Хроника и сочинения . Том. 2. Лондон: Темза и Гудзон . п. 257. ИСБН 9780500011683 . Проверено 30 июля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Поцелуй Тивидар (Арет) и Габи Галь (Нарцисса): «Когда на широком небосводе» и «Энтфлон теперь дремлет» на YouTube