Лояльность вознаграждена
Лояльность вознаграждена | |
---|---|
Опера Йозефа Гайдна | |
![]() Титульный лист либретто, 1782 г. | |
Перевод | Верность вознаграждена |
Язык | итальянский |
На основе | Верная неверность Джамбаттиста Лоренци |
Премьера | 25 февраля 1781 г. |
La Fedeltà Premiata ( Вознаграждение за верность ), Hob. XXVIII/10 — опера в трёх действиях, Йозефа Гайдна впервые исполненная во дворце Эстерхаза в Фертеде , Венгрия, 25 февраля 1781 года в честь открытия придворного театра после пожара. Опера была переработана для новой версии, впервые исполненной в 1782 году.
Состав и история выступлений
[ редактировать ]Главный оперный театр, примыкающий к дворцу Эстерхаза, был уничтожен пожаром в ноябре 1779 года; La Fedeltà Premiata , написанная в 1780 году, открыла на территории новый современный театр, который открылся после серьезных задержек 15 месяцев спустя. Опера была написана в самый плодотворный период оперного творчества Гайдна между 1773 и 1783 годами, когда он написал восемь итальянских опер.
Либретто в 1779 году . было адаптировано Гайдном и анонимным коллегой из оперы Джамбаттисты Лоренци « L'infedeltàfedele» , поставленной Чимарозой Гайдн имел доступ к партитуре Чимарозы, [ 1 ] хотя неаполитанский диалект и грубые шутки были удалены, а девять персонажей в первом сеттинге сократились до восьми в результате объединения двух женских ролей. [ 2 ] В переработанной (и сокращенной) версии «Федельта премиата» обозначается как « пасторальная драма» (комическая опера с пасторальными элементами).
После 1782 года опера дважды возрождалась в Эстерхазе. В декабре 1784 года Моцарт посетил немецкоязычную постановку в Театре на Кернтнерторе в Вене. [ 3 ] работа его будущего сотрудника Эмануэля Шиканедера . [ 4 ] Однако после некоторых выступлений в Братиславе в 1785–87 гг. [ 2 ] как и все оперы Гайдна, после его смерти она полностью исчезла со сцены.
В 1958 году BBC передала отрывки из неполной рукописи. [ 5 ] Первое современное исполнение состоялось на Голландском фестивале в 1970 году, а первая полная запись была сделана Philips в 1976 году совместно с Radio Suisse Romande и Европейским радиовещательным союзом . [ 5 ] 1979 года Спектакль в Глайндборне должен был быть записан Южным телевидением . [ 6 ]
Премьера оперы состоялась в Мюнхене в театре Кювилье 25 марта 2011 года – через 230 лет после того, как Моцарта «Идоменей» здесь состоялась премьера оперы , ее точного современника. Кристофер Уорд руководил выступлением Баварского государственного оркестра и певцов Оперной студии Баварской государственной оперы .
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьерный состав 25 февраля 1781 г. Дирижер: Йозеф Гайдн |
Пересмотренная версия актерского состава Сентябрь 1782 г. Дирижер: Йозеф Гайдн |
---|---|---|---|
Селия, ее настоящее имя Филлиде. | меццо-сопрано (1781) сопрано (1782) |
Мария Джермоли | Метильда Порта |
Филено, любовник Филлиде | тенор | Гульельмо Джермоли | Антонио Спесиоли |
Амаранта, тщеславная и высокомерная дама | сопрано | Тереза Таведжа | Мария Антония Спесиоли |
Граф Перручетто, граф экстравагантного нрава | бас | Бенедетто Бьянки | Винченцо Моратти |
Нерина, нимфа, непостоянная в любви, влюбленная в Линдоро. | сопрано | Костанца Вальдестурла | Костанца Вальдестурла |
Линдоро, брат Амаранты | тенор | Леопольд Дихтлер | Леопольд Дихтлер |
Мелибео, первосвященник, влюбленный в Амаранту. | бас | Антонио Пеши | Доменико Негри |
Диана | сопрано | Костанца Вальдестурла | |
Нимфы и пастухи, охотники и охотницы, последователи Дианы. |
Краткое содержание
[ редактировать ]Жители Кумы поклоняются Диане , богине охоты и целомудрия. Однако их обряды были осквернены нимфой , предательство которой навлекло на них проклятие. Чтобы умилостивить разгневанную богиню, два верных любовника должны каждый год приноситься в жертву озерному чудовищу, пока не будет найден верный любовник, готовый отдать свою жизнь. Таким образом, верность в Куме стоит на первом месте, и жертв найти трудно.
Сюжет представляет собой «частично триллер о влюбленных, принесенных в жертву монстру, частично бурлеск, вызывающий псевдоклассические и ранние романтические эмоции». [ 5 ]
Акт 1
[ редактировать ]Храм, посвященный Диане
Мелибео председательствует на предварительных обрядах в день жертвоприношения, которому помогают Линдоро и Нерина, дело которых подходит к концу; Линдоро устал от Нерины и надеется на связь с пастушкой Селией. На поклонение приходит сестра Линдоро Амаранта, недавно прибывшая в Кумы. Она ищет любовника, но поражена, узнав о риске настоящей любви. Мелибео предполагает, что, поскольку первосвященники освобождены от ответственности, она могла бы уделить ему свое внимание. Она соглашается при условии, что он поддержит костюм ее брата с Селией.
Прибывает Перручкетто, путешественник, развратник и трус, утверждающий, что его преследовали грабители. Его учащенный пульс учащается, когда он видит Амаранту, которой быстро признается в любви. Она тоже побеждена, особенно когда узнает, что он граф. Мелибео угрожает Перручетто, который в ответ размещается у Первосвященника.
Сад
Молодой пастух Филено оплакивает смерть своей возлюбленной Филлиде (Селии), убитой змеей. Нерина рассказывает ему о дезертирстве Линдоро и умоляет его выступить от ее имени; Филено соглашается (не понимая, что это его возлюбленная).
Еще один лес
Селия устало приходит со своими овцами в поисках своего возлюбленного Филено и спит среди своего стада. Нерина возвращается с Филено, который, к своему изумлению и восторгу, узнает Селию – живую и здоровую. Он не подозревает о смертельной каре, ожидающей верных любовников, но Селия, заметив Мелибео, ожидающего нападения, отвергает Филено, чтобы спасти ему жизнь: естественно, он зол и опустошен.
Филено, намереваясь самоуничтожиться, уходит вслед за Селией, за которой следуют Линдоро и Перручкетто, которые видят в Селии более заманчивую перспективу, чем Амаранта, которая, в свою очередь, обижается и возвращается к Мелибео. Перруккетто, отвергнутый Селией, возвращается, чтобы помириться с Амарантой, но затем преследует Нерину, приводя Амаранту в ярость.
Темный лес
Мелибео пытается шантажировать Селию и заставить ее пойти на матч с Линдоро, предложенный Амарантой – она должна согласиться, иначе умрет вместе с Филено. Селия просит Нерину предупредить Филено, что его жизнь в опасности. Хотя Нерина соглашается помочь, поскольку теперь она влюбилась в Филено, ее помощь не совсем бескорыстна.
Когда первый акт достигает кульминации, Мелибео связывает Филено. Филено проклинает Селию, когда узнает, что она выходит замуж за Линдоро. В этот момент входит Нерина, преследуемая сатирами , которые похищают многочисленных нимф, в том числе Селию.
Акт 2
[ редактировать ]Роща
Селию спасают пастухи. Мелибео оценивает ситуацию. Если бы ему удалось связать Нерину и Филено, это освободило бы Селию для Линдоро, и тогда он смог бы претендовать на Амаранту. Он призывает Нерину использовать свое обаяние на Филено и позволяет ей освободить его от пут. Филено сначала благодарен, но, увидев Селию с Линдоро, притворяется пылкой любовью к Нерине, назло Селии. Она возражает Нерине, которая советует ей забыть Филено.
Филено решает нанести себе удар, но сначала вырезает на стволе дерева любовное послание Селии. Однако при этом он ломает свой кинжал и вместо этого решает броситься со скалы.
Склон горы
Когда он собирается это сделать, в честь Дианы собирается охота. Входит Перручкетто, преследуемый медведем, за ним следует Амаранта, спасающаяся от кабана. Перручкетто укрывается на дереве; Амаранта теряет сознание, когда Филено убивает кабана. Когда она приходит в себя, Перручкетто утверждает, что спас ее, но кабана уносят в храм.
Ужасный грот
Селия находит сообщение на дереве и ищет уединения в пещере. Мелибео, видя это, снова меняет свои планы: если Нерине удастся заманить Перручкетто в пещеру с Селией, их можно будет «подставить» любовниками и отправить к монстру. Это достигается, и пара облачается в одежды жертвенных жертв. Гром возвещает гнев Дианы.
Акт 3
[ редактировать ]Зал, затем пейзаж с видом на озеро.
Жертвы прощаются со своими настоящими любовниками. В последний момент Филено решает пожертвовать своей жизнью ради спасения Селии. Когда он предлагает себя монстру, тот превращается в Диану, которая принимает чистоту и самоотверженность его поступка и навсегда освобождает Кумаэ от смертельного проклятия. Помимо Мелибея, сраженного стрелами Дианы, опера благополучно заканчивается союзом Селии и Филено, Амаранты и Перручкетто, Нерины и Линдоро. [ 8 ]
Музыка
[ редактировать ]В этой опере Гайдн объединил миры оперы-сериа и оперы-буффа , достигнув баланса между героическим и комическим и позволив себе исследовать самые разнообразные музыкальные стили – от серьезных эмоций до веселой пародии. [ 1 ]
С одной стороны, и благородные персонажи, Селия и Филено, глубоко почувствовали каватин в начале оперы, а позже Селия размышляет о своей собственной смерти в музыкально авантюрной сцене «Ah Come il Core». [ 1 ]
С другой стороны, «Скажи мне, господин мой» Мелибея комично. [ 1 ] а во втором акте у Графа есть шуточная песенка «Di questo audace Ferro», обращенная к не совсем инертному кабану. [ 2 ] Испуг, трусость и невменяемое состояние Перручетто, чье имя буквально означает «изготовитель париков», отображены в его запыхавшейся вступительной арии соль минор, которая заканчивается просьбой о бутылке бордоского вина. [ 1 ]
Хотя взаимодействие Амаранты с остальными обычно комичное, ей исполняется нежная и трагическая ария «Del amor miofedel». [ 1 ] Это смешение героического и комического также наблюдается в финале второго акта, где Гайдн пародирует хор фурий Глюка из «Орфея и Эвридики» . [ 2 ]
Будучи одной из немногих опер Гайдна, исполненных в Вене (в немецком переводе), «Федельта премиата» почти наверняка была известна Моцарту. Сложный финал первого акта основан на тональностях, связанных терциями (четыре хода вниз на терцию, затем на полтона) – возможно, чтобы представить развитие сюжета вниз – Роббинс Лэндон заметил, что эта последовательность имитируется во вступительных номерах. из оперы Моцарта «Così fan tutte» . Ключевые отношения Гайдна в финале второго акта получают дальнейшее развитие в «Кози» . [ 3 ] Сцена Филено «Бастано и фортепиано», возможно, также произвела глубокое и неизгладимое впечатление на Моцарта. [ 9 ]
Джон Райс считает, что драматическое действие «Премьерной федерации» движется вперед с большой энергией, успешно решая проблемы драматического темпа, которые отвлекают от некоторых других его опер. [ 1 ]
Увертюра была использована Гайдном в финале его Симфонии № 73 «Шасс» (1781/82). [ 10 ]
Сцена Селии «Ah Come il Core» была опубликована отдельно как кантата для сопрано с оркестром в 1782 году. [ 2 ]
Произведение написано для флейты, двух гобоев, фагота, двух труб, двух валторн, литавр, скрипок I и II, альта, виолончели, баса и континуо . Ария Селии «Deh soccorri un infelice» включает соло на валторне . [ 11 ]
Записи
[ редактировать ]- 1976 — Люсия Валентини Террани (Селия), Тонни Лэнди (Филено), Фредерика фон Штаде (Амаранта), Алан Титус (Перруккетто), Илеана Котрубаш (Нерина), Луиджи Альва (Линдоро), Маурицио Мацциери (Мелибео), Кари Лёваас (Диана) – Chœurs de la Radio Suisse Romande , Камерный оркестр Лозанны , Антал Дорати - 3 компакт-диска ( Philips Records ) См. Вознаграждение за лояльность (Запись Антала Дорати) .
- 1977 - Юлия Пасти (Селия), Аттила Фюлёп (Филено), Вероника Кинчес (Амаранта), Габор Вагейи (Перручкетто), Мария Земплени (Нерина), Иштван Розсос (Линдоро), Йожеф Грегор (Мелибео), Илона Токоди (Диана) - Камерный оркестр Ференца Листа , Шандор Фридьес – 3 компакт-диска ( Хунгаротон )
- 1999 - Моника Груп (Селия), Джон Алер (Филено), Даниэла Барселона (Амаранта), Кристофер Шальденбранд (Перруккетто), Патриция Чиофи (Нерина), Саймон Эдвардс (Линдоро), Чарльз Остин (Мелибео) - Камерный оркестр Падовы, Давид Голуб – 3 компакт-диска ( Arabesque Records )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Райс Дж. А. , La Fedeltà Premiata у Гайдна (Oxford Composer Companion) , изд. Вин Джонс, Д. , Оксфорд, Oxford University Press, 2002.
- ^ Jump up to: а б с д и Кларк К., La fedeltà premiata в Оперном словаре Нью-Гроув под ред. Стэнли Сэди , Лондон и Нью-Йорк, Макмиллан, 1997.
- ^ Jump up to: а б Роббинс, Лэндон Х.К. Моцарт – Золотые годы. Лондон, Темза и Гудзон, 1989 год.
- ^ Дойч, Отто Эрих ; Эйзен, Клифф (1991). Новые документы Моцарта: дополнение к документальной биографии О. Э. Дойча . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. стр. 33–34. ISBN 0-8047-1955-1 .
- ^ Jump up to: а б с Крайтон Р. «Одинокий рай » в программе Глайндборнского фестиваля, 1979 год.
- ^ Из-за забастовки технических специалистов проект провалился. Хьюз С. Глайндборн: История фестивальной оперы. Дэвид и Чарльз, 1981 год.
- ^ Кемп Л. Оперы Эстерхазы , примечания к записи Philips 1976 года, Philips, 2003.
- ^ на основе Кокса Дж., Краткий обзор программы Глайндборнского фестиваля, 1979 г., и Кемпа Л., соч. цит.
- ^ Райс, Джон А. Сцена из оперы Гайдна «Die belohnte Treue» («Верность вознаграждена»), Ларгетто из фортепианного концерта си-бемоль Моцарта, K. 595 и «Der Hölle Rache» .
- ^ Маквей С. «Симфонии», в Гайдне (Oxford Composer Companion) изд. Вин Джонс, Д. Оксфорд, Oxford University Press, 2002.
- ^ Опубликовано Bärenreiter-Verlag.