Аптекарь
Аптекарь | |
---|---|
Опера-буффа Гайдна Йозефа | |
![]() Портрет Гайдна работы Томаса Харди , 1791 год. | |
Перевод | Аптекарь |
Либреттист | Карло Гольдони |
Язык | итальянский |
Премьера | 1768 |
Lo speziale ( Аптекарь ) , Hob. «28/3» — трёхактная опера-буфф Йозефа Гайдна на либретто Карло Гольдони .
Любовный треугольник между бедным учеником Менгоне, богатым и уверенным денди Вольпино и подопечным местной аптеки Гриллеттой, Lo speziale — это комедия большой теплоты и энтузиазма.
Lo speziale является прообразом Моцарта . Он открывается арией, в которой жалуется на работу ученика аптекаря, очень похожей на вступительную арию Лепорелло в « Дон Жуане» . Брючная роль Вольпино напоминает роль Керубино в «Свадьбе Фигаро» , а маскировка молодых влюбленных напомнит «Così fan tutte» .
Опера написана для двух флейт, двух гобоев, фагота, двух валторн, струнных и континуо.
История выступлений
[ редактировать ]Он был написан и впервые исполнен с одобрением публики и критиков в Эстерхазе осенью 1768 года. При жизни Гайдна он исполнялся еще дважды, 21 и 22 марта 1770 года. [ 1 ]
Опера, вероятно, исполнялась чаще, чем все другие оперы Гайдна вместе взятые. Немецкое издание (как Der Apotheker ) вышло в 1895 году. [ 1 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьерный состав, 1768 год. Дирижер: Йозеф Гайдн |
---|---|---|
Семпронио, старый аптекарь | тенор | Карло Фриберт |
Гриллетта, подопечная Семпронио | сопрано | Маддалена Спенглер |
Менгоне, ученик Семпронио. | тенор | Леопольдо Дихтлер |
Вольпино, молодой богатый денди. | сопрано ( в трансвестите ) | Барбара Дихтлер |
Краткое содержание
[ редактировать ]Старик Семпронио полон решимости жениться на молодой женщине Гриллетте больше из-за ее денег, чем по какой-либо другой причине. Однако у Семпронио есть два соперника: его ученик Менгоне, который согласился на эту работу только для того, чтобы оказаться рядом с Гриллеттой, и Вольпино, молодой человек из города.
Менгоне поступил на службу к аптекарю Семпронио, хотя не обладает ни малейшими познаниями в химии. Причиной является его любовь к подопечной Семпронио Гриллетте, и в первой сцене он смешивает наркотики, одновременно меланхолично размышляя о своей судьбе, что привело его к мастеру, который зарывается в свои газеты вместо того, чтобы заниматься своими делами, и позволяет своим ученикам живите как могут.
Семпронио сообщает, что в России свирепствует чума. Известие о том, что его старый двоюродный брат женился на его молодой подопечной, интересует его больше, чем все его лекарства и таблетки; он намерен поступить так же и с Гриллеттой. У этой барышни три жениха, один из которых, богатый молодой фат, входит заказать наркотик. Его настоящее намерение — увидеть Гриллетту. Он замечает, что Менгоне тоже любит ее, поэтому отсылает его, чтобы Гриллетта осталась одна. Но она только издевается над ним, и по возвращении Менгоне Вольпино вынужден уйти в отставку. Наедине с Менгоне Гриллетта подбадривает своего робкого любовника, который ей нравится, но как раз в тот момент, когда он собирается взять ее за руку, возвращается Семпронио, разъяренный, увидев их такими близкими. Он отправляет Менгоне на работу, а девушку — к ее бухгалтерским книгам, а сам снова зарывается в бумаги.
Не имея карты, он вынужден покинуть комнату: молодые люди пользуются ситуацией, и когда Семпронио, потеряв очки, идет за ними, Менгоне осмеливается и целует Гриллетту. Старик возвращается в самый ответственный момент и в ярости отправляет каждого в свою комнату.
Наглость Менгоне побуждает Семпронио немедленно жениться на Гриллетте. Однако его задерживает Вольпино, который приходит подкупить его по предложению султана поехать в Турцию в качестве аптекаря при дворе, поскольку в этой стране вспыхнула война. Коварный юноша намекает, что Семпронио скоро разбогатеет, и предлагает дать ему сразу 10 000 дукатов, если он отдаст ему в жены Гриллетту. Семпронио вполне готов принять предложение султана, но не уступить Гриллетту. Поэтому он отправляет Менгоне за нотариусом, который должен без промедления выдать его замуж за свою подопечную. Девушка ломает голову, как побудить робкого возлюбленного к действию.
Семпронио, слыша, как она грустно поет, предполагает, что она хочет мужа, и предлагает ей своего достойного человека. Гриллетта принимает его, надеясь пробудить ревность Менгоне и побудить его к действию. Приходит нотариус, в котором Гриллетта сразу узнает переодетого Вольпино. Едва он сел, как входит второй нотариус, говоря, что его послал Менгоне, и требуя причитающегося ему долга. Последний — сам Менгоне, и Семпронио, не узнавая этих двоих, приказывает им сесть. Он диктует брачный контракт, в котором говорится, что Гриллетта выходит замуж за Семпронио по собственному желанию; два лженотариуса искажают каждое слово старика Семпронио и каждый ставит свое имя вместо имени опекуна. Когда контракт написан, Семпронио берет один экземпляр, Гриллетта — другой, и все мошенничество раскрывается. Вольпино исчезает, но Менгоне обещает Гриллетте сделать все возможное, чтобы завоевать ее.
В последней сцене Семпронио получает письмо от Вольпино, в котором сообщается, что паша должен прийти со свитой турок, чтобы купить все его лекарства по высокой цене и торжественно назначить его аптекарем султана. Вольпино действительно прибывает со своими сопровождающими, переодетыми турками, но Гриллетта снова узнает его. Он предлагает свое золото и хватает Гриллетту за руку, чтобы унести ее, но вмешивается Семпронио. Тогда турки начинают уничтожать все горшки, стаканы и дорогостоящие лекарства, а когда Семпронио возражает, лже-паша выхватывает свой кинжал, но вмешивается Менгоне и побуждает перепуганного старика пообещать ему Гриллетту, если ему удастся спасти его от Турки. Едва обещание написано и подписано, как Гриллетта срывает с паши фальшивую бороду и показывает Вольпино, который уходит в недоумение, в то время как лжетурки пьют здоровье молодой пары за счет двух побежденных женихов.
Записи
[ редактировать ]- 1978 - Аттила Фюлёп, Иштван Розсос, Магда Кальмар, Вероника Кинчес - Камерный оркестр Ференца Листа , Дьёрдь Лехель ( Хунгаротон )
Источники
[ редактировать ]- Синопсис адаптирован из: Аннесли, Чарльз. Стандартный оперный стакан - содержащий подробные сюжеты ста тридцати знаменитых опер , Сэмпсон Лоу, Марстон, Лондон, Лемке и Бюхнер, Нью-Йорк, 1901 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бранскомб, Питер (2001). « Особенный ». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .