Двойная вариация
Двойная вариация (также известная как чередующиеся вариации ) — музыкальная форма, используемая в классической музыке . Это тип темы и вариаций , в котором используются две темы. В наборе двойных вариаций за первой темой (здесь она будет называться А) следует вторая тема (В), за ней следует вариация А, затем вариация Б и так далее с чередованием вариаций А и Б. стоит код Часто в конце .
Двойная вариация прочно связана с композитором Йозефом Гайдном , который за свою карьеру написал множество таких частей.
Двойная вариация у Гайдна
[ редактировать ]Двойная вариация впервые появляется в творчестве Гайдна 1770-х годов. Гайдн, возможно, был вдохновлен более ранним примером Карла Филиппа Эммануила Баха , шестой из сонат этого композитора с разнообразными репризами (W. 50/6, H. 140), до минор (1760). Элейн Сисман , специалист по вариациям, отмечает: «Этот набор сонат несколько раз рекламировался в Вене в тот период, когда Гайдн написал свои первые [двойные] вариации». [1]
Хотя двойные вариации Гайдна демонстрируют значительное разнообразие, существуют некоторые общие закономерности.
- Обе темы имеют одну и ту же тонику, но в противоположных ладах, так что если А мажор, то В минор, и наоборот.
- Вторая тема обычно тематически напоминает первую, хотя и не настолько близко, чтобы быть ее реальной вариацией. [2]
- Общее количество вариаций невелико, часто всего одна-две на каждую тему.
- Количество вариаций (за одним исключением) организовано таким образом, чтобы основная тема располагалась последней. Таким образом, если первая тема мажорная, Гайдн обычно использует форму ABABA, но если первая тема минорная, Гайдн использует форму ABABAB.
По мере развития карьеры Гайдн перешел к совершенно специфическому типу двойных вариаций, обладающему следующими дополнительными специфическими характеристиками.
- Темп умеренный, типично анданте .
- Второстепенная тема ставится первой.
- Каждая тема разделена на два раздела, и каждый раздел повторяется.
- Внутренняя аранжировка обеих тем часто представляет собой сонатную форму , при этом музыка переходит к доминирующей или относительной мажорной тональности в первой части, к удаленным тональностям в первой половине второй части, а затем к перепросмотру вступительного материала. в тоническом ключе. Это наблюдение сделано Чарльзом Розеном (в «Классическом стиле» ) относительно двойных вариаций в Симфонии «Барабанная дробь» ; это справедливо и в ряде других случаев.
- Хотя оценки эмоционального содержания обязательно субъективны, разумно утверждать, что второстепенные темы звучат напряженно, а основные - блаженно. Жан-Ив Брас, пишущий программные примечания к исполнению Фортепианного трио H:23 (Harmonia Mundi 901400), описывает минорную и мажорную темы как «мрачные» и «сияющие» соответственно. Чарльз Розен, написав главную тему Фортепианного трио H. 13, говорит, что в ней Гайдн создал «эмоцию, которая была полностью его собственной и которую ни один другой композитор, даже Моцарт, не мог повторить – чувство экстаза, которое полностью нечувственный, почти дружелюбный». Замечание Розена можно применить и к некоторым другим основным темам двойной вариации.
Список произведений Гайдна, написанных в двойной вариационной форме.
[ редактировать ]По мнению Сисмана, [1] Гайдн написал 21 двойную вариацию. Список Сисмана приведен ниже в хронологическом порядке. Если разные органы указывают разные даты, указываются обе; NG = New Grove (используется Сисманом), MH = издание фортепианных сонат Мориса Хинсона. [3] Для клавиш разделов А и Б строчная буква обозначает минор; верхний регистр мажор. Структурные обзоры взяты из Sisman с небольшими исправлениями; в обозначениях Сисмана звездочка означает «измененный».
Год | Работа | Форма | А | Б |
---|---|---|---|---|
1770–75? (ЭС); до 1780 г. (МХ) | Соната для фортепиано Х. XVI:36. 2: Шучу | ABA 1 B 1 A 2 Кода | А | а |
1771-3 (ES); АС. 1768–1770? (МХ) | Соната для фортепиано Х. XVI:44. 2: Аллегретто | АБА 1 В 1 ; а уменьшит | г | Г |
до 1778 г. (ES); 1771–1773? (МХ) | Соната для фортепиано Г. XVI:33. Финал: время менуэта | АБА 1 В 1 А 2 ; менуэт | Д | д |
до 1778 г. (ES); 1773 (МХ) | Соната для фортепиано Х. XVI:22. Финал: время менуэта | АБА 1 В 1 А 2 ; менуэт | И | и |
1778/79 | Симфония № 53 «Империал». 2: Анданте | АБА 1 Б 1 А 2 А 3 | А | а |
1778/79 | Симфония № 70 , 2: Виды канона в двойном контрапункте: Анданте | АБА 1 Б 1 А 2 . | д | Д |
1779 | Симфония № 63 «Рокселана». 2: Аллегретто (или еще тосто аллегро) | АБА 1 Б 1 А 2 *В 2 * | с | С |
1781 | Струнный квартет соч. 33, № 6 . 4: Аллегретто | АБА 1 Б 1 А 2 | Д | д |
до 1784 г. | Соната для фортепиано Х. XVI:34. 3: Очень оживленно | АБА 1 *В 1 А 2 . Первая вариация ля удлинена повторением начальной части. | и | И |
1784 | Соната для фортепиано Х. XVI:40. 1: Аллегро Невинный | АБА 1 Б 1 А 2 . В следующей части, в тройной форме (ABA), части A образуют еще две вариации темы A вступительной части. | Г | г |
1789 | Соната для фортепиано Х. XVI:48. 1: Анданте с выражением | АБА 1 Б 1 А 2 | С | с |
1786 | Симфония № 82 . 2: Аллегретто | ABA 1 B 1 A 2 Кода | Ф | ж |
1787 | Струнный квартет соч. 50, № 4. 2: Анданте | АБА 1 Б 1 А 2 | А | а |
1788 | Симфония №90 . 2: Анданте | ABA 1 B 1 A 2 Кода | Ф | ж |
1788 | Струнный квартет соч. 55, № 2, «Бритва». 1: Andante più tosto Allegretto | АБА 1 Б 1 А 2 Б 2 | ж | Ф |
1789 | Фортепианное трио H. XV:13 до минор. 1: Анданте | АБА 1 Б 1 А 2 Б 2 | с | С |
1793 | Вариации для фортепиано соло фа минор , H. XVII:6. Анданте | ABA 1 B 1 A 2 B 2 A* с обширной кодой. Эта работа вызвала широкое восхищение у комментаторов; Сисман называет это «самым глубоким» из всех чередующихся вариаций Гайдна. | ж | Ф |
1793 | Струнный квартет соч. 71, № 3. 2: Andante con moto | АВАА 1 Б 1 А 2 голоса | B♭ | b♭ |
1794 | Фортепианное трио H. XV:19 соль минор. 1: Анданте | ABA 1 B 1 , за которой следует вторая квазивариация B в темпе Presto , расширенная до полной сонатной формы. Обсуждение этого расширения см. в Rosen (1997:83–88). | г | Г |
1795 | Фортепианное трио H. XV:23 ре минор. 1: Анданте много | ABA 1 B 1 A 2 B 2 с кодом | д | Д |
1795 | Симфония № 103 «Барабанная дробь» . 2: Анданте больше всего Аллегретто | Форма ABA 1 B 1 A 2 B 2 с длинной кодой, основанной на B. Говорят, что темы основаны на хорватских народных мелодиях . | с | С |
Двойная вариация Бетховена.
[ редактировать ]Хотя двойная вариация тесно связана с Гайдном, Элейн Сисман отметила, что, если мы примем несколько более широкое определение формы, Людвиг ван Бетховен также станет крупным композитором двойных вариаций. [1] За частичным исключением Фортепианного трио ми-бемоль мажор , соч. 70 № 2, в котором Сисман видит дань уважения Гайдну, двойные вариации Бетховена имеют совершенно иной характер. Например, иногда сильно варьируется только тема А, а тема Б остается относительно постоянной. Бетховен также любит прерывать или усекать одну или обе темы, создавая менее регулярную структуру, чем у Гайдна, что видно из часто сложных структурных формул, приведенных ниже.
При такой гибкой интерпретации двойная вариация становится музыкальной формой некоторых из самых известных произведений Бетховена. Вот список движений, для которых Сисман утверждает, что присутствует структура двойной вариации.
Год | Работа | Форма | А | Б |
---|---|---|---|---|
1802 | Третья симфония . 4: Аллегро танто | Введение-AA 1- A 2- BA x- B 1- A 3- B 2- A x1- B 3- B 4- код | различные, с центром на E ♭ | различные, с центром на E ♭ |
1808 | Пятая симфония . 2: Анданте с мотоциклом | АВА 1- Б 1- А 2- каденция на основе АВ 2- А 3- А 4- код на основе А | A ♭ / один раз в A ♭ минор | А♭-С, А♭-С, С |
1808 | Фортепианное трио соч. 70, № 2 . 2: Аллегретто | AA 1- BA 2- B 1 с кодом | С | с |
1812 | Седьмая симфония . 2: Аллегретто | Вступление(1 аккорд)-АА 1- А 2- А 3- БА 4 -А 5 -В 1 -кода | а | А-С, А |
1824 | Девятая симфония . 3: Адажио танто и кантабиле | АВА 1- Б 1 -А 2- А 3 -кода | B ♭ / один раз в E ♭ | Д, затем Г |
1825 | Струнный квартет № 15, соч . 3: Очень Адажио — Анданте («Heiliger Dankgesang») | АБА 1 Б 1 А 2 | F лидийский, обозначенный C | Д |
Как отмечает Сисман, Бетховен поместил свои двойные вариации в те же жанры, что и Гайдн: фортепианное трио, струнный квартет и симфонию.
Более поздние двойные вариации
[ редактировать ]После Бетховена двойная вариация, похоже, использовалась редко. Следующий список упорядочен в хронологическом порядке.
Брамс
[ редактировать ]Вторая часть Иоганнеса Брамса ( Струнного квинтета № 1 1882) описана Джоанной Уайлд. [4] как набор двойных вариаций.
Брукнер
[ редактировать ]Вторая часть Брукнера Антона Седьмой симфонии (1883/1885) описана А. Питером Брауном. [5] как набор двойных вариаций.
Дворжак
[ редактировать ]Часть Ларгетто струнного квинтета Антонина Дворжака , соч. 97 (1893) описан Колином Лоусоном. [6] как набор двойных вариаций.
Другие значения термина «двойная вариация»
[ редактировать ]Различные варианты повторяющихся разделов
[ редактировать ]Иногда авторы музыки используют термин «двойная вариация» в другом значении. Это определение предполагает, что тема состоит из двух частей, каждая из которых повторяется (то есть ААВВ). В таких двойных вариациях каждый раппорт получает свою вариацию, как показано ниже:
- ААББ А 1 А 2 Б 1 Б 2 А 3 А 4 Б 3 Б 4 ...
Альтернативно, некоторые варианты могут быть одинарными (A x A x B x B x ), а другие – двойными.
Пример этого использования можно найти в обсуждении Седрика Т. Дэви. [7] последней части Сонаты для фортепиано Бетховена, опус 109 , в которой некоторые, но не все вариации двойны в прямом смысле. Полная формула этого движения (адаптация словесного описания Дэви):
- Тема: ААББ
- I. А 1 А 1 Б 1 Б 1
- II. А 2 А 3 Б 2 Б 3
- III. А 3 А 4 Б 3 Б 4
- IV. А 5 А 5 Б 5 Б 5
- V. A 6 A 7 B 6 B 7
- VI. А 8 А 9 Б 8 Б 9
- Coda, включающая оригинальный AABB
Два вида «двойной вариации» не исключают друг друга. В Фортепианом трио Гайдна H:13 первая часть представляет собой двойную вариацию в первом смысле, данном в этой статье (то есть принимает форму ABA 1 B 1 A 2 B 2 ), а последняя вариация темы B ( Б 2 ) — двойная вариация во втором смысле, с разной трактовкой повторов в каждой половине темы. Похоже, не существует стандартной номенклатуры, позволяющей различать эти два чувства.
«Двойной» означает обозначение одного варианта.
[ редактировать ]В барокко танцевальной сюите за танцевальным движением иногда сразу следовала одиночная вариация, которая называлась «двойной». [8] Широко известным примером является первая партита из сонат и партит Иоганна Себастьяна Баха для скрипки соло , где за каждой из четырех танцевальных частей следует дубль, развивающий басовую партию предыдущего произведения.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Сисман (1990)
- ↑ Чарльз Розен пишет: «Двойные вариации Гайдна почти никогда не предназначены для звучания так, как будто они содержат две отдельные темы; вторая мелодия появляется как свободная вариация первой, а по форме представляет собой монотематическое рондо ». Розен (1997:331)
- ^ Хинсон, Морис, изд. (1991) Гайдн: Полное собрание сонат для фортепиано . В трех томах. Ван Найс, Калифорния: Издательство Alfred Publishing.
- ^ Уайлд, Джоанна (2009). «Примечания на обложке: ансамбль Нэша – струнные квинтеты Брамса» . Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года . Проверено 13 апреля 2010 г.
- ^ Браун, А. Питер (2003) Симфонический репертуар. Том 4. Второй золотой век венской симфонии: Брамс, Брукнер, Дворжак, Малер и современники . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы.
- ^ Лоусон, Колин (2003) «Струнный квартет как основа для более крупных ансамблей», в книге Робина Стоуэлла и Джонатана Кросса, ред., The Cambridge Companion to the String Quartet , стр. 310–327. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Дэви, Седрик Т. (1953) Музыкальная структура и дизайн . Лондон: Деннис Добсон. Более позднюю перепечатку можно получить в Dover Publications .
- ^ Гейрингер, Карл и Ирен Гейрингер (1966) Иоганн Себастьян Бах: Кульминация эпохи . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. С. 125.
Ссылки
[ редактировать ]- Розен, Чарльз (1997) Классический стиль , 2-й. ред. Нью-Йорк: Нортон.
- Сисман, Элейн (2001). «Вариация». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Сисман, Элейн Р. (1990) «Традиция и трансформация в чередующихся вариациях Гайдна и Бетховена», Acta Musicologica 62: 152–182.