Парижские симфонии

Парижские симфонии представляют собой группу из шести симфоний, написанных Йозефом Гайдном по заказу графа Д'Оньи , Великого магистра масонской Олимпийской ложи. Начиная с 11 января 1786 года симфонии исполнялись Олимпикским оркестром в Зале гвардейцев Тюильри под управлением Сен-Жоржа .
Симфонии
[ редактировать ]Симфонии это:
- Симфония № 82 до мажор, «Медведь» ( 1786 )
- Симфония № 83 соль минор, Ла Пуль («Курица») ( 1785 )
- Симфония №. 84 ми ♭ мажор, Во имя Господа ( 1786 )
- Симфония № 85 си ♭ мажор, Ла Рейн («Королева») ( 1785 )
- Симфония № 86 ре мажор ( 1786 )
- Симфония № 87 ля мажор ( 1785 )
История
[ редактировать ]Парижане были давно знакомы с симфониями Гайдна, которые печатались в Париже еще в 1764 году. Х. Х. Роббинс Лэндон пишет: «В течение начала 1780-х годов симфонии Гайдна исполнялись на различных парижских концертах с неизменным успехом, а многочисленные издательства – среди им Гуэра в Лионе, Зибера, Бойера, Ле Дюка и Имбо в Париже и т. д. – выпускаются каждый новый симфоническое произведение Гайдна, как только они смогли получить копию». [ 1 ]
Произведения были написаны для большого парижского оркестра Le Concert de la loge Olympique (Оркестр «Олимпийской» ( Масонской ) ложи). Эта организация состояла частично из профессионалов, а частично из опытных любителей. В его состав входило 40 скрипок и десять контрабасов — оркестр необычайного размера для того времени. (Собственный ансамбль Гайдна в Эстерхазе никогда не превышал 25 человек.) [ 2 ] По словам Роббинса Лэндона, «музыканты носили великолепные «небесно-голубые» фраки с замысловатыми кружевными рюшами и мечами по бокам». Они выступали в большом театре с ярусными ложами. Выступлениям покровительствовали члены королевской семьи, в том числе королева Мария-Антуанетта , которой особенно понравилась Симфония № 85, отсюда и возникло ее прозвище.
Лицом, ответственным за заказ симфоний Гайдна, был Клод-Франсуа-Мари Риголи, граф д'Оньи (т. е. граф Оньи), аристократ, которому еще не исполнилось двадцати лет (даты его жизни были 1757–1790). Граф, игравший в оркестре в группе виолончелей, был генеральным интендантом почтовой службы (начальником почтовой службы) и вырос в очень музыкальной семье. Его отец хранил большую коллекцию музыкальных рукописей, которая использовалась в качестве библиотеки Концерта любителей, распущенного в 1781 году, и его преемника, Концерта Олимпик . Покровительство музыке, возможно, было для графа расточительством, поскольку после смерти он оставил огромный долг в 100 000 ливров .
Фактически переговоры с Гайдном вел по просьбе Оньи Жозеф Болонь, кавалер де Сен-Жорж, знаменитый дирижер оркестра Олимпийской ложи. Гайдну заплатили 25 луидоров за каждую симфонию плюс 5 луидоров за права публикации на французском языке; сумма, по-видимому, была очень удовлетворительной с точки зрения Гайдна, поскольку отсутствие законов об авторском праве в целом не позволяло ему извлечь значительную выгоду из своей популярности как композитора.
Симфонии 85–87 были переизданы в Великобритании вскоре после этого, в 1788 году, компанией Longman & Broderip, вновь посвященной герцогу Йоркскому и получившему опус номер 52. [ 3 ] [ 4 ]
Прием
[ редактировать ]По словам композитора Джузеппе Марии Камбини , [ 5 ] участвовавших в составе оркестра, лучшие музыканты Парижа выступали на премьерах симфоний и принимали их с «восторгом». Симфонии под редакцией Сен-Жоржа были опубликованы в Париже Зибером. [ 6 ] Произведения пользовались большой популярностью у публики и прессы и вскоре были опубликованы в Лондоне и Вене. Очень хороший друг Гайдна Моцарт называл их «концертными предметами».
Анонимный критик Mercure de France особенно похвалил способность Гайдна писать «монотематические» сонатные экспозиции (как их теперь называют; см. форму сонаты ): «этот огромный гений, который в каждом из своих произведений умеет изобразить столь богатые события и варьировался от уникальной темы ( sujet ) - очень отличаясь от тех бесплодных композиторов, которые постоянно переходят от одной идеи к другой из-за незнания, как представить одну идею в различных формах». [ 7 ]
Современные критики также высоко оценивают произведения. Роббинс Лэндон называет их «замечательным сочетанием блеска, элегантности и тепла». Чарльз Розен пишет: «Нет ни одной меры, даже самой серьезной, из этих великих произведений, которая не была бы отмечена остроумием Гайдна; и его остроумие теперь стало настолько мощным и эффективным, что превратилось в своего рода страсть, силу, когда-то всеядный и творческий». [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Роббинс Лэндон 1963 , с. xiv. Все материалы в этой статье взяты из Роббинса Лэндона, если не указано иное.
- ^ Вебстер 2001 .
- ^ Гайдн 1788 .
- ^ Касслер 2013 .
- ^ Куа-Бодэн 1786 , с. 97.
- ^ Банат 2006 , стр. 267 , 269.
- ^ Перевод в Розене 1988 , с. 5; см . в Robbins Landon 1963 . французский оригинал
- ^ Розен 1997 , с. 159.
Источники
- Банат, Габриэль (2006). Шевалье де Сен-Жорж, виртуоз меча и лука . Хиллсдейл, Нью-Йорк: Pendragon Press.
- Гайдн, Йозеф (1788). Три симфонии для большого оркестра..., соч. 52 . Лондон: Лонгман и Бродерип. OCLC 223215982 .
- Касслер, Майкл (2013). Музыкальные записи в Зале канцелярских товаров, 1710–1818 гг . Олдершот: Эшгейт. ISBN 9781409493792 .
- Куа-Бодин, Ж.Л. (1786). «Оркестр Олимпийского общества 1786 года». Музыкальное ревю (на французском языке). 70 (1). Париж.
- Роббинс Лэндон, ХК (1963). Йозеф Гайдн: Критическое издание полного собрания симфоний . Вена: Универсальное издание.
- Розен, Чарльз (1988). Сонатные формы (2-е изд.). Нортон.
- Розен, Чарльз (1997). Классический стиль : Гайдн, Моцарт, Бетховен . Нортон.
- Тьери, Люк Винсент (1786). Путеводитель по Парижу . Полет. I. Париж: Ардуэн.
- Вебстер, Джеймс (2001). «Йозеф Гайдн». Нью Гроув .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Харрисон, Бернар, Гайдн: «Парижские» симфонии (Cambridge University Press, 1998)
- Стейнберг, Майкл (1995), Симфония: Руководство для слушателей . Издательство Оксфордского университета.