Симфония № 104 (Гайдн)

Симфония № 104 ре мажор ( H. 1/104) — Йозефа Гайдна последняя симфония . Это последняя из двенадцати лондонских симфоний , и она известна (несколько произвольно, учитывая существование еще одиннадцати) как Лондонская симфония . В Германии она широко известна как Симфония Саломона в честь Иоганна Петера Саломона , который организовал два турне Гайдна по Лондону, хотя это одна из трех из последних двенадцати симфоний, написанных для оперных концертов Виотти, а не для Саломона. [ 1 ]
Произведение было написано в 1795 году , когда Гайдн жил в Лондоне, и его премьера состоялась 4 мая 1795 года в Королевском театре на концерте, состоящем исключительно из собственных сочинений Гайдна и поставленном композитором. [ 2 ] Премьера прошла успешно; Гайдн записал в своем дневнике: «Вся компания была очень довольна, и я тоже. В этот вечер я заработал 4000 гульденов : такое возможно только в Англии». [ 3 ]
Автограф рукописи симфонии хранится в Берлинской государственной библиотеке .
Подсчет очков
[ редактировать ]Произведение рассчитано для 2 флейт , 2 гобоев , 2 кларнетов ля ля, 2 фаготов , 2 валторн ля ре и соль, 2 труб ля ре, литавр , скрипок 1 и 2, альтов , виолончелей и контрабасов . [ 4 ]
Движения
[ редактировать ]Первое движение
[ редактировать ]Симфония открывается медленным и величественным вступлением ре минор , первые два такта которого таковы:

Обратите внимание: поскольку используются только тоника и доминанта, неясно, находится ли движение в мажорной или минорной тональности. Это знаменует собой длинное вступление в минорной тональности - в исполнении вступление обычно составляет две минуты из общей девятиминутной продолжительности части. Вступление переходит к основной части части ре мажор , которая находится в сонатной форме . Его вступительная тема такова:

Часть монотематическая : вторая тема — это просто первая тема, переложенная в ля мажор . Экспозиция ре мажор, первую тему играют струнные. Тема переходит прямо в ля мажор, а деревянные духовые инструменты образуют вторую тему. Экспозиция завершается кодеттой, за которой следует развитие , которое начинается си минор с использованием ритмического рисунка второй половины темы. Разработка заканчивается полным оркестром. В перепросмотре снова звучит первая тема ре мажор. Во второй теме использованы имитации деревянных духовых инструментов. Часть завершается кодой , также ре мажор.
Второе движение
[ редактировать ]Эта часть соль мажор открывается основной темой струнных. После этого короткий эпизод с выделением ля минор и ре минор приводит к модифицированному повторению основной темы как в струнных, так и в фаготе. Отсюда начинается вторая часть, которая модулируется различными другими тональностями, включая соль минор и си ♭ мажор, но продолжает содержать мелодию основной темы. Придя к доминанте соль мажор, возвращается музыка первой части. Остальная часть части представляет собой модификацию первой части музыки с некоторыми изменениями ритма и усилением роли духовых инструментов, особенно флейты.
Третья часть
[ редактировать ]Третья часть — менуэт и трио ре мажор. Раздел менуэта состоит из округлой бинарной формы (A,B,A') с вступительной частью, подчеркивающей тонику, а вторая часть посвящена относительному минору (си минор) и доминанте (ля мажор). Трио написано си ♭ мажор и широко использует гобой и фагот. Как и в менуэте, в секции си этого трио подчеркивается относительный минор (в данном случае соль минор). Трио заканчивается переходом обратно к доминанте основной тональности в рамках подготовки к возвращению к менуэту.
Четвертое движение
[ редактировать ]
Яркий финал, в быстром темпе и в сонатной форме, открывается в стиле народной музыки (вдохновленной опытом Гайдна в Лондоне) с использованием дрон-баса и темы, которая, как утверждается, возникла как хорватская народная песня; подробнее см. Гайдн и народная музыка . Раздел развития, как это обычно бывает, опирается на доминанту основного тона, но репризирование не происходит сразу. Вместо этого развитие расширяется разделом фа ♯ минор, за которым сразу следует перепросмотр ре мажор.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стейнберг, Майкл . «Симфония: Путеводитель слушателя». п. 245. Издательство Оксфордского университета, 1995.
- ^ Майкл Стейнберг, «Симфония: Руководство для слушателей» (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1995), стр. 246.
- ^ Стейнберг, Майкл . «Симфония: Путеводитель слушателя». стр. 245–47. Издательство Оксфордского университета, 1995.
- ^ Хобокен, Энтони Ван (1957). Йозеф Гайдн: Тематически-библиографический каталог-резонне . Основная: Сыновья Б. Шотта. п. 221.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 104 : Рукопись с автографом Гайдна в Берлинской государственной библиотеке.
- Симфония № 104 : Рукопись переписчика в Британской библиотеке.
- Финал можно найти на http://www.pointclassics.com/dl/2650902.4.Finale-%20spirituoso.48k.mp3 и послушать.
- Фортепианная редукция (pdf)
- Симфония № 104 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур