Симфония № 89 (Гайдн)
Симфония № 89 фа мажор , Хобокен I/89, была написана Йозефом Гайдном в 1787 году и исполнена под эгидой Николауса Эстерхази в Эстерхазы . Иногда ее называют буквой W, имея в виду более старый метод каталогизации симфонических произведений Гайдна. Вторая и четвертая части этой симфонии основаны на частях Концерта для органичной лиры фа мажор Hob. VIIh/5 , которую Гайдн сочинил в 1786 году, за год до этой работы, для Фердинанда IV, короля Неаполя . Чтобы приспособить другие оркестры, Гайдн аранжировал все свои концерты для лир так, чтобы они исполнялись на флейте и гобое в качестве сольных инструментов вместо двух лир. [ 1 ] Подобные замены были сделаны для адаптации частей к симфонической форме, что придало этому произведению явный оттенок духового оркестра.
Движения
[ редактировать ]Произведение выполнено в стандартной четырехчастной форме и написано для флейты , двух гобоев , двух фаготов , двух валторн и струнных .
- Живой ,
- Andante con moto до мажор , 6
8 - Менуэт , 3
4 - Очень живой , 2
4
Первая часть открывается пятью аккордами форте- стаккато, за которыми следует плавная фортепианная мелодия. Развивающий раздел сохраняет тематический порядок экспозиции, но развивает гармоническую структуру. Тогда в репризе музыка остается в тонике, но развиваются сами темы. Это приводит к мелодической смене разделов развития и перепросмотра, сохраняя при этом их гармоническую роль. Гайдн ранее использовал этот эффект в своей 75-й симфонии . [ 2 ]
Вторая часть – сицилиано в 6
8 с плавной темой. Поскольку это движение зародилось как Концерт лир (который мог звучать только в нескольких тональностях), это одно из наиболее простых сицилианских движений Гайдна. [ 1 ]
Третья часть представляет собой менуэт, в котором преобладающую роль играют духовые инструменты. Ни один другой симфонический менуэт не начинается только с духового оркестра. [ 1 ] В трио выделяется соло на флейте.
Как отмечалось выше, четвертая часть также заимствована из более раннего Концерта Лиры. Троичный финал концерта расширен до рондо (форма ABACA) с расширенной кодой симфонии. Новый второй эпизод представляет собой контрапунктическую часть фа минор , которая довольно бурна и придает симфонический вес части, которая была бы неуместна в предыдущем концерте. [ 1 ] В припеве Гайдн использует необычную музыкальную маркировку, когда вступление повторяется во второй струне - страскинандо - что инструктирует исполнителей перетаскивать начало этой темы по мере ее возвращения.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Браун, А. Питер, Симфонический репертуар (Том 2). Издательство Университета Индианы ( ISBN 025333487X ), стр. 230–233 (2002).
- ^ Розен, Чарльз (1988). Сонатные формы (2-е изд.). WW Нортон и компания. п. 355 . ISBN 0-393-30219-9 .