Симфония № 13 (Гайдн)

![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Йозефа Гайдна была Симфония № 13 ре мажор написана в 1763 году для оркестра покровителя Гайдна, князя Николауса Эстерхази , в Айзенштадте .
Произведение можно точно датировать благодаря датированной партитуре, написанной рукой Гайдна и хранящейся в Национальной библиотеке Будапешта . Известно, что в том же году были написаны еще две симфонии Гайдна: Симфония № 12 и Симфония № 40 .
Движения
[ редактировать ]Типичная симфония того времени была написана для пары гобоев , валторн и струнных , но оркестр Айзенштадта недавно взял на работу двух новых валторнистов, и Гайдн написал эту симфонию для расширенного ансамбля из одной флейты , двух гобоев, четырех валторн и литавры и струнные ( скрипки, разделенные на первую и вторую, альты , виолончели и контрабасы ), с фаготом, дублирующим басовую партию. Часть литавр в партитуре с автографом не принадлежит Гайдну, но вполне возможно, что она подлинна: он мог написать ее на отдельном листе, а кто-то другой добавил ее к партитуре позже.
- Очень веселый , 4
4 - Кантабиле адажио соль мажор, 4
4 - Менуэт и Трио (Трио соль мажор), 3
4 - Финал. Очень веселый, 2
4
Первая часть начинается с удержания аккордов на духовых и струнных, играющих простую фигуру, основанную на арпеджио :
Движение можно считать сонатной формой : первая половина повторяется, начиная с основной тональности мажор ре и модулируясь до ля мажор , затем вторая половина начинается с развития ранее услышанного материала (проходящего через си минор ), за которым следует перепросмотр первой половины, теперь полностью ре мажор (вторая половина также повторяется). Однако о «второй теме» говорить не приходится – после изменения тональности в первой половине музыка в основном основана на простых гаммовых пассажах.
Вторая часть, отмеченная как adagio cantabile (медленно, пение), соль мажор , включает в себя соло виолончели, играющей мелодию под простые аккорды остальных струнных. Ветры в этом движении не играют роли. Во времена Гайдна партию виолончели исполнял главный виолончелист айстенштадтского оркестра Йозеф Франц Вейгль .
Третья часть ре мажор представляет собой менуэт и трио в троичной форме , в трио заметное место занимает флейта. Последняя часть основана на четырехнотной фигуре, которая звучит как последняя часть Моцарта Юпитера Симфонии :
Фигура, которая появляется в различных тональностях на протяжении всего движения, обработана в манере, намекающей на фугу . Ближе к концу его слышно в струнах стретто (перекрывающиеся записи, новая начинается до того, как закончилась последняя).
Типичное исполнение всего произведения длится чуть более двадцати минут.
Ссылки
[ редактировать ]- Х. К. Роббинс Лэндон (редактор), Йозеф Гайдн: Полное собрание симфоний , том II (Филармония / Универсальное издание , 1964)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музыкальная библиотека Уильяма и Гейл Кук Музыкальной школы Университета Индианы опубликовала партитуру симфонии.