Jump to content

Симфония № 41 (Моцарт)

(Перенаправлено из Симфонии Юпитера )
Симфония № 41
Юпитер
автор Вольфганг Амадей Моцарт
Моцарт ок. 1788 г.
Ключ До мажор
Каталог К. ​551
Составленный 1788  ( 1788 )
Движения 4

Вольфганг Амадей Моцарт завершил свою Симфонию № 41 до мажор , K. 551, 10 августа 1788 года. [ 1 ] Самая длинная и последняя симфония , которую он сочинил. Многие критики считают ее одной из величайших симфоний классической музыки. [ 2 ] [ 3 ] Работа получила прозвище « Юпитера Симфония », вероятно, придуманная импресарио Иоганном Петером Саломоном . [ 4 ]

Автограф рукописи симфонии хранится в Берлинской государственной библиотеке .

Инструментарий

[ редактировать ]

Симфония написана для флейты , двух гобоев , двух фаготов , двух валторн до и фа, двух труб до, литавр до и соль и струнных.

Состав и премьера

[ редактировать ]

Симфония № 41 — последняя из трех симфоний, которые Моцарт сочинил подряд летом 1788 года. Симфония № 39 была завершена 26 июня, а симфония № 40 — 25 июля. [ 1 ] Николаус Арнонкур утверждает, что Моцарт сочинил три симфонии как единое произведение, указывая, среди прочего, на то, что Симфония № 41, как заключительное произведение, не имеет вступления (в отличие от № 39), но имеет грандиозный финал. [ 5 ]

Примерно в то же время, когда были написаны три симфонии, Моцарт писал свои фортепианные трио ми мажор (К. 542) и до мажор (К. 548), свою фортепианную сонату № 16 до мажор (К. 545) — так - так называемая соната facile , и скрипичная сонатина ( К. 547 ).

Достоверно неизвестно, исполнялась ли когда-либо Симфония № 41 при жизни композитора. По словам Отто Эриха Дойча , примерно в это время Моцарт готовился провести серию «Концертов в казино» в новом казино на Шпигельгассе, принадлежащем Филиппу Отто. Моцарт даже отправил пару билетов на этот сериал своему другу Михаэлю Пухбергу . Историки не определили, состоялась ли серия концертов или была отменена из-за отсутствия интереса. [ 1 ] Однако новая симфония до мажор была исполнена в Гевандхаусе в Лейпциге в 1789 году — по крайней мере, согласно ее концертной программе.

Движения

[ редактировать ]

Четыре части аранжированы в традиционной симфонической форме классической эпохи :

Симфония обычно длится около 33 минут.

I. Аллегро живое

[ редактировать ]

начинается сонаты первой части Основная тема с контрастных мотивов : тройного выплеска тутти на основной тон (соответственно восходящей частью, ведущей в триоли от нижнего доминантного тона к основному), за которым следует более лирический ответ.


\относительный с' {
  \tempo "Allegro vivace"
  c4\f r8 \times 2/3 { g16(ab } c4) r8 \times 2/3 { g16(ab } |
  в4) rr r8 c'\p |
  с4.( b8 d4. c8) |
  g'2( f4) r |
  <g, g,>4\f r8
}

Этот разговор звучит дважды, а затем следует расширенная серия фанфар . Далее следует переходный отрывок, в котором два контрастирующих мотива расширяются и развиваются. Отсюда вторая тематическая группа начинается с лирической части соль мажор , которая заканчивается на седьмом аккорде , за которой следует бурная часть до минор . После точки начинается экспозиционная кода Моцарта , в которой цитируется ария-вставка «Un bacio di mano», K. 541 , а затем завершается экспозиция серией фанфар. [ 6 ]

Развитие , начинается с модуляции от соль мажор к ми мажор где тема арии-вставки затем повторяется и широко развивается. Затем происходит ложный перепросмотр , когда вступительная тема движения возвращается, но мягко и в фа мажоре . Заключительные расцветки первой тематической группы затем широко развиваются на фоне хроматически падающего баса , за которым следует повторение конца вставной арии, затем ведущее к до мажору для истинного перепросмотра. [ 6 ] За исключением обычных тональностей транспозиций и некоторого расширения секций минорной тональности, перепросмотр происходит обычным образом. [ 6 ]

II. Анданте кантабиле

[ редактировать ]

Вторая часть, также в сонатной форме , представляет собой сарабанду французского типа фа мажор ( субдоминантная тональность до мажор), подобную тем, что встречаются в клавирных сюитах И. С. Баха . [ 6 ] Это единственная медленная симфоническая часть Моцарта, имеющая обозначение cantabile. Вступительная мелодия, исполняемая приглушенными скрипками, никогда не может завершаться без перерыва. После раздела развития перепросмотр начинается в субдоминантной тональности B мажор , хотя раздел вторичного развития прерывает перепросмотр ритмическими фигурами перед возвратом к F. [ 7 ]

III Менуэтто: Аллегретто – Трио.

[ редактировать ]

Третья часть, менуэт с пометкой « аллегретто », похожа на лендлер , популярную австрийскую народную танцевальную форму. В середине части наблюдается хроматическая прогрессия, в которой редкие имитационные (такты 43–51) представляют деревянные духовые инструменты текстуры , прежде чем возвращается весь оркестр. В трио части части фигура из четырех нот, которая составит основную тему последней части, занимает видное место (такты 68–71), но на седьмой ступени гаммы, а не на первой, и в минорной тональности. а не мажор, что придаёт ему совсем другой характер.

Позже это движение было аранжировано и исполнено Майком Бэттом как The Wombles ; он был выпущен как сингл в октябре 1974 года и провел девять недель в британском чарте синглов, достигнув 16-го места. [ 8 ]

IV. Очень веселый

[ редактировать ]

Наконец, отличительной чертой этой симфонии является пятиголосное фугато (представляющее пять основных тем) в конце четвертой части. Но во всей части есть фугальные разделы, либо развивающие одну конкретную тему, либо объединяющие две или более тем вместе, как это видно во взаимодействии деревянных духовых инструментов. Основная тема состоит из четырех нот:

\relative c'' { \time 2/2 c1 dfe }

В финале симфонии (в сонатной форме) звучат еще четыре темы, и все пять мотивов объединены в фугальной коде.

В статье о «Юпитер» Симфонии сэр Джордж Гроув писал, что «именно для финала Моцарт приберег все ресурсы своей науки и всю силу, которой, кажется, никто не обладал в равной степени с ним самим, скрывая эту науку и делая ее средством создания музыки, столь же приятной, насколько она изучена, он нигде не достиг большего». О произведении в целом он написал: «Это величайшее оркестровое произведение мира, предшествовавшее Французской революции ». [ 9 ]

Тема из четырех нот является распространенным мотивом простого пения , который можно проследить, по крайней мере, до » Фомы Аквинского « Pange lingua gloriosi corporis mysterium XIII века. [ 10 ] Оно было очень популярно у Моцарта. Он ненадолго появляется еще в его Симфонии № 1 в 1764 году. Позже он использовал его в Кредо ранней Missa Brevis фа мажор , первой части своей Симфонии № 33 и трио менуэта этой симфонии. . [ 11 ] Он также появляется в первой части скрипичной сонаты К481 как основа развивающего раздела .

Ученые уверены, что Моцарт изучал Михаэля Гайдна , Симфонию № 28 до мажор в финале которой также есть фугато и чью коду он очень точно перефразирует для своей собственной коды. Михаэля Гайдна Чарльз Шерман предполагает, что Моцарт также изучал Симфонию № 23 ре мажор , потому что он «часто просил своего отца Леопольда прислать ему последнюю фугу, написанную Гайдном». [ 12 ] «Михаэль Гайдн № 39» , написанный всего за несколько недель до Моцарта, также имеет в финале фугато, тема которого начинается с двух целых нот. Шерман указал на другие сходства между двумя почти совершенно одновременными произведениями. Четырехнотный мотив также является основной темой контрапунктического финала старшего брата Михаила Джозефа Симфонии № 13 ре мажор (1764) .

Происхождение прозвища

[ редактировать ]

По словам Франца Моцарта , младшего сына Вольфганга, симфония получила имя «Юпитер» Иоганна Петера Саломона . [ 4 ] [ 13 ] который поселился в Лондоне примерно в 1781 году. Это имя также приписывают Иоганну Баптисту Крамеру , английскому музыкальному издателю. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] с первых аккордов Как сообщается, Симфония № 41 Моцарта напомнила Крамеру Юпитера и его молнии. [ 16 ]

Газета «Таймс» в четверг, 8 мая 1817 года, опубликовала рекламу концерта, который состоится в зале «Ганновер-сквер» в «следующую пятницу, 9 мая», и будет включать «Большую симфонию (Юпитер), Моцарта». Газета «Морнинг Пост» во вторник, 3 июня 1817 года, опубликовала рекламу печатных нот, которая включает в себя: «Знаменитая часть, вызванная симпатией Моцарта [sic], под названием «Юпитер», аранжированная как дуэт, Дж. Уилкинсом, 4 с. [4] шиллингов]».

Ответы и прием

[ редактировать ]

Во фразе, приписываемой музыковеду Элейн Сисман в ее книге «Моцарт: Симфония «Юпитер»» : [ 17 ] большинство ответов варьировались от «восхищения до восхищения, от А до А». [ 18 ]

Как резюмируется ниже, симфония получила одобрение критиков, теоретиков, композиторов и биографов и стала рассматриваться как канонизированный шедевр, известный своей фугой и общей структурой, излучающей ясность. [ 19 ]

  • Э. Л. Гербер в Neues Historisch-biographisches Lexicon der Tonkünstler (1812–1814): «...непоколебимо великая, пламенная, художественная, трогательная, возвышенная Симфония до мажор... нам уже пришлось бы воспринимать его как одного из первых[ -ранг] гениев современности и только что прошедшего столетия». [ 19 ]
  • Рецензия в Allgemeine musikalische Zeitung (1846 г.): «Как чисты и ясны все изображения внутри! Не больше и не меньше того, что требуется каждому в соответствии со своей природой. ... Здесь раскрывается, как мастер сначала собирает свой материал. отдельно, затем исследует, как все может исходить из этого, и, наконец, строит и развивает это. То, что даже Бетховен работал таким образом, обнаруживается в его альбомах для рисования». [ 20 ]
  • Брамс заметил в 1896 году: «Я также могу понять, что первая симфония Бетховена действительно произвела на людей колоссальное впечатление. Но последние три симфонии Моцарта гораздо важнее. Некоторые люди начинают это чувствовать сейчас». [ 21 ]

Первая запись

[ редактировать ]

Первая известная запись Симфонии Юпитера относится примерно к началу Первой мировой войны и выпущена компанией Victor Talking Machine Company в серии «черных лейблов», что делает ее одной из первых симфоний, записанных с использованием технологии акустической записи. [ 22 ]

Лейблы звукозаписи указывают в качестве исполнителей Концертный оркестр Виктора; они не включают кондуктора, которым, согласно бухгалтерским книгам компании, был Уолтер Б. Роджерс . [ 23 ]

Музыка была сильно сокращена и выпущена на двух пластинках: 10-дюймовой 17707 и 12-дюймовой 35430. Виктор опубликовал два сильно разделенных дубля каждой из первых двух частей под одними и теми же каталожными номерами. Распространение, даты записи и приблизительные сроки были следующими (данные с соответствующих страниц матрицы в Дискографии американских исторических записей, как указано, и физические копии записей):

  • 1-я часть (17707-А, 10 дюймов), 05.08.1913 (если дубль 1) или 27 января 1915 (если дубль 6), 2:45 [ 24 ]
  • 2-я часть (35430-A, 12 дюймов), 05.08.1913 (если дубль 1) или 18 января 1915 (если дубль 7), 3:32 [ 25 ]
  • 3-я часть (17707-Б, 10"), 22.12.1914, 2:40 [ 26 ]
  • 4-я часть (35430-Б, 12"), 22.12.1914, 3:41 [ 27 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Немецкий 1965 , 320
  2. ^ Браун, Марк (4 августа 2016 г.). «Героическая симфония Бетховена признана величайшей симфонией всех времен» . Хранитель . Проверено 29 сентября 2017 г. Последняя симфония Моцарта, № 41, «Юпитер», оказалась на третьем месте.
  3. ^ «На самом деле это 10 лучших симфоний всех времен» . Классический FM (Великобритания) . 30 августа 2017 г. Проверено 29 сентября 2017 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Heartz 2009 , стр. 210, 458, 474.
  5. ^ Клементс, Эндрю (23 июля 2014 г.). «Моцарт: обзор «Последних симфоний» — захватывающее путешествие по манящей новой теории» . Хранитель .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Браун, А. Питер, Симфонический репертуар (Том 2). Издательство Университета Индианы ( ISBN   0-253-33487-X ), стр. 423–32 (2002).
  7. ^ Sisman 1993 , стр. 55–63, глава Структура и выражение: Andante cantabile.
  8. ^ Робертс, Дэвид (2006). Британские хит-синглы и альбомы (19-е изд.). Лондон: Книга рекордов Гиннеса. п. 608. ИСБН  1-904994-10-5 .
  9. ^ Гроув 1906 .
  10. ^ Уильям Кленц: «Per Aspera ad Astra, или Лестница к Юпитеру»; Музыкальное обозрение , Vol. 30, №. 3, август 1969 г., стр. 169–210.
  11. ^ Heartz 2009 , стр. 212–215.
  12. ^ К. Шерман, Предисловие к партитуре Симфонии до мажор, Пергер 31 Вена: Доблингер К.Г. (1967)
  13. ^ Лэтэм, Элисон (2002). « Симфония «Юпитер». Оксфордский спутник музыки . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-957903-7 . OCLC   59376677 .
  14. ^ Берк, Дж. Н. (1959). «Симфония № 41 до мажор («Юпитер»), К. 551». В: Моцарт и его музыка , с. 299.
  15. ^ FGE [Фредерик Джордж Эдвардс] (1 октября 1902 г.). «Дж. Б. Крамер (1771–1858)» . «Музыкальные времена» и циркуляр по классам пения . 43 (716): 641–646. дои : 10.2307/3369624 . JSTOR   3369624 . (спец. п. 644 (п. 2)
  16. ^ Перейти обратно: а б Линдауэр, Дэвид. (2006, 25 января). «Концерт Симфонического оркестра Аннаполиса (ASO) в честь дня рождения Моцарта», The Capital (Аннаполис, Мэриленд), стр. Б8.
  17. ^ Элейн Сисман (1993). Моцарт: Симфония «Юпитер» , Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  18. ^ «Симфония № 41 до мажор, «Юпитер» » . Центр Кеннеди . Архивировано из оригинала 02 марта 2017 г. Проверено 8 мая 2018 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б Сисман 1993 , с. 28 .
  20. ^ Рассел 2017 .
  21. ^ Сисман 1993 , с. 30 .
  22. ^ «Вольфганг Амадей Моцарт - Дискография американских исторических записей» .
  23. ^ «Моцарт – Симфония Юпитера» . Дискография американских исторических записей .
  24. ^ "Виктор Матрица Б-13669. Симфония Юпитера / Концертный оркестр Виктора" . Дискография американских исторических записей .
  25. ^ "Виктор Матрица C-13671. Симфония Юпитера / Концертный оркестр Виктора" . Дискография американских исторических записей .
  26. ^ "Виктор Матрица Б-13670. Симфония Юпитера / Концертный оркестр Виктора" . Дискография американских исторических записей .
  27. ^ "Виктор Матрица C-13677. Симфония Юпитера / Концертный оркестр Виктора" . Дискография американских исторических записей .

Источники

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Конрад, Ульрих (2005). "Комментарий". У Ульриха Конрада (ред.). Вольфганг Амадей Моцарт: Симфония до мажор, KV 551 Юпитер. Оценка по автографу. Факсимиле. Комментарий . Кассель: Бэренрейтер. стр. 9–25. ISBN  3-7618-1824-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c325334fb31b78655fc3099101eeef71__1724014740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/71/c325334fb31b78655fc3099101eeef71.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Symphony No. 41 (Mozart) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)