Симфония № 31 (Гайдн)
Йозефа Гайдна , Симфония № 31 ре мажор Hob . I/31, была написана в 1765 году для покровителя Гайдна Николауса Эстерхази . Его прозвали « Симфоническим сигналом рожков », потому что в нем важную роль играет необычайно большая духовая секция из четырех музыкантов. Вероятно, из-за выдающегося написания облигато для валторн около 1785 года в Париже издатель Зибер опубликовал эту симфонию как «Концертную симфонию». [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Фоном для этой и других ранних симфоний Гайдна был покровитель, который любил музыку и хотел, чтобы его домашняя музыка исполнялась лучшими музыкантами, но чей бюджет не вмещал ничего подобного оркестрам такого размера, как в наше время. Персонал менялся, а значит, и силы, с которыми Гайдн мог работать. Сам Гайдн стремился удержать лучших инструменталистов, и делал это отчасти за счет того, что писал для них интересные и сложные соло в своих ранних симфониях.
В оркестре принца Николауса ранее, в 1760-х годах, была большая группа валторн (четыре музыканта), но один валторнист, Франц Райнер, ушел в 1763 году и не был заменен. О дальнейшей потере сообщается в письме Гайдна от 23 января 1765 года (самое раннее сохранившееся письмо композитора). Это сообщает принцу о смерти валторниста по имени Кноблаух. Гайдн предложил замену, но его предложение не было принято. То же письмо служит иллюстрацией роли Гайдна как лоббиста своих людей (см. Папа Гайдн ): он просит принца предоставить музыкантам дополнительную льготу, покрыв стоимость их лекарств. Это тоже было (временно) отклонено. [ 2 ]
В мае 1765 года принц Николаус вернул в полную силу духовую секцию. [ 3 ] когда валторнисты Франц Стамиц и Йозеф Дицль были приглашены заполнить недостающие места. [ 4 ] Симфония «Горнсигнал», очевидно, была написана в честь этого события. (Другие четырехвалторные симфонии примерно того же времени — № 13 , № 39 и № 72 с неверным номером .) [ 5 ]
Точная дата создания симфонии неизвестна, кроме года. Однако премьера симфонии должна была состояться не ранее мая (поскольку именно тогда прибыли Стамиц и Дицль) и до 13 сентября 1765 года. Последняя дата известна, поскольку в симфонии есть партия флейты, а флейтист (Франц Зигль) был уволен в этот день за то, что по неосторожности устроил пожар при отстреле птиц; [ 6 ] только в следующем году Гайдн смог убедить своего покровителя восстановить Зигля в должности.
Премьера
[ редактировать ]Премьерное представление должно было состояться в зале одного из дворцов принца Эстерхази, вероятно, в фамильной резиденции в Айзенштадте . [ 7 ] Оркестр был очень небольшим, примерно по три скрипки, один альтист, один виолончелист и один басист; но в качестве компенсации зал был бы довольно гулким [ 8 ] - основа впечатляющего звукового эффекта, когда на тогдашних (не совсем изысканных, безклапанных ) валторнах играли группой из четырех человек.
Сам Гайдн, вероятно, был бы одним из первых скрипачей, руководивших оркестром на своем инструменте. [ 9 ] По словам Джеймса Вебстера , «аудитория состояла бы только из принца и его гостей, и очень часто оркестр Гайдна из пятнадцати или около того музыкантов превосходил численностью слушателей». [ 8 ]
Движения
[ редактировать ]Произведение рассчитано для одной флейты , двух гобоев , четырех валторн и струнных . Дэвид Вин Джонс отмечает по поводу этих цифр: «учитывая, что оркестр Эстерхази в целом состоял не более чем из 16 или 17 музыкантов, [четыре валторны] составляли четверть оркестра, пропорцию, которую даже Малер и Штраус не предполагали. (Это преднамеренный дисбаланс звучности в современных исполнениях часто регулируется за счет увеличения количества струн или указания валторнам играть тише.)» [ 10 ]
Симфония состоит из четырех частей, обозначенных следующим образом:
- Аллегро , 3
4 - Адажио соль мажор, 6
8 - Менуэт – Трио, 3
4 - Финиш: умеренный , Очень 2
4
Это первая часть, которая наиболее драматично демонстрирует секцию валторны, хотя и не с охотничьими призывами, которыми он позже станет известен в «Временах года» или в своей Симфонии № 73 « La chasse» . [ 11 ] Здесь Гайдн начинает с военных фанфар, включающих все четыре валторны: [ 12 ]
Сразу за этим следует сольный валторн, воспроизводящий постгорновый сигнал. В перепросмотре сначала отсутствуют фанфары, начиная с сигнала после рожка, но фанфары возвращаются в кодах как первой, так и последней части. [ 13 ]
Медленная часть имеет сицилианский ритм и ощущение с сольными пассажами для скрипки и виолончели под аккомпанемент баса пиццикато. Полная оркестровка (включая все четыре валторны) сохраняется для отрывков тутти, напоминая стиль концерто гроссо . [ 13 ]
Финал представляет собой тему с семью вариациями . Вариации здесь и в № 72 впервые появляются в симфониях Гайдна. [ 14 ] Большинство вариаций написаны для демонстрации определенного инструмента или части оркестра в следующем порядке: гобои, виолончель, флейта, валторны, скрипка соло, тутти (все исполнители) и контрабас. [ 13 ] Есть финальная кода , помеченная Престо, последние ноты которой повторяют валторнические фанфары вступительной части симфонии.
Прием
[ редактировать ]Вебстер называет симфонию «великолепно показным произведением, демонстрирующим мастерство валторнистов с максимальным эффектом во всех четырех частях». [ 5 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бернард Харрисон, Гайдн: «Парижские» симфонии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета (1998): 31.
- ^ Лэндон и Джонс (1988), 45
- ^ Вебстер 1990
- ^ Лэндон и Джонс (1988), 45
- ^ Jump up to: а б Вебстер 1990, 22
- ^ Вебстер 1990, 20.
- ^ Вебстер 1990, 17.
- ^ Jump up to: а б Вебстер 1990, 18
- ^ Вебстер 1990, 21.
- ^ Джонс (2009:158)
- ^ Webster 1990, 22 «тематический материал первой части основан не на охотничьих призывах (как в знаменитом хоре в оратории Гайдна « Времена года »), а на военных фанфарах и сигналах после рожка».
- ^ Валторна - транспонирующий инструмент; в этой части валторны читают в тональности до, но их инструменты звучат в ре.
- ^ Jump up to: а б с Браун, А. Питер, Симфонический репертуар (Том 2). Издательство Университета Индианы ( ISBN 025333487X ), стр. 99–101 (2002).
- ^ Лэндон и Джонс, 1988, 92.
Источники
[ редактировать ]- Джонс, Дэвид Вин (2009) «Семья Хорн». В изд. Дэвида Вин Джонса, Oxford Composer Companions: Гайдн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Лэндон, Х. К. Роббинс и Дэвид Вин Джонс (1988) Гайдн: его жизнь и музыка , Темза и Гудзон.
- Вебстер, Джеймс (1990) Примечания к программе к 4-му тому Кристофера Хогвуда записей симфоний Гайдна . Уазо-Лира 430 082-2.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вебстер, Джеймс и Георг Федер (2001), «Йозеф Гайдн», статья в Словаре музыки и музыкантов New Grove (Нью-Йорк: Grove, 2001). Опубликовано отдельно в виде книги: The New Grove Haydn (Нью-Йорк: Macmillan 2002, ISBN 0-19-516904-2 ).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 31 (Гайдн) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур