Симфония № 52 (Гайдн)
Симфония № 52 до минор — одна из последних симфоний «Штурм и натиск» , написанных австрийским композитором Йозефом Гайдном , когда композитор жил в Эстерхази в 1771 или 1772 году. [ 1 ]
Это одна из многих симфоний в минорной тональности, сочиненных Гайдном в конце 1760-х — начале 1770-х годов (остальные — симфонии № 39 , 44 , 45 и 49) . описал симфонию Х. К. Роббинс Лэндон как «прародительницу Пятой симфонии Бетховена , также созданную с математической точностью и предельной краткостью». [ 2 ]
Движения
[ редактировать ]Симфония исполняется для двух гобоев , фагота , двух валторн , континуо ( клавесин ) и струнных . Эта симфония разделена на четыре части :
Симфония имеет несколько отличительных особенностей. Первая часть, написанная в форме сонаты-аллегро , устанавливает контраст между взволнованной и сильной вступительной темой до минор и лирической и фортепианной второй темой в относительном мажоре ( E ♭ ). Несколько необычно то, что Гайдн дважды представляет вторую тему с переходным материалом между ее появлениями. [ 3 ] Как и в его Симфонии № 45 , в этой части используются обманчивые прогрессии как в экспозиции (мм. 36–37), так и в перепросмотре (мм. 130–131). [ 4 ] «Гнев и ярость», установленные минорным ладом симфонии, превосходят более ранние симфонические усилия Гайдна в минорной тональности. [ 5 ]
Литургическое использование
[ редактировать ]Возможно, что, как и некоторые другие симфонии Гайдна и Моцарта, Симфония № 1. 52 была написана с целью включения в католическую литургию . Ранний биограф Гайдна Джузеппе Карпани отмечал:
Некоторые другие симфонии Гайдна были написаны к святым дням . Их играли в часовне Айзенштадта , в часовне императорского двора и в других церквях в такие священные праздники. Они написаны соль мажор, ре мажор и до минор. [ 6 ]
Было высказано предположение, что симфония до минор относится к нет. 52, основанный как на дате сочинения, которая совпала с австрийской практикой исполнения симфоний во время литургической службы, так и на том факте, что в отличие от другой симфонии до минор Гайдна, на которую, возможно, ссылался Карпани ( Симфония № 78 ), нет. 52 – более серьезная работа. [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ ХК Роббинс Лэндон, [ нужна страница ]
- ^ HC Роббинс Лэндон, Гайдн: Хроники и произведения , 5 томов, (Блумингтон и Лондон: Indiana University Press, 1976–), т. 2, «Гайдн в Эстерхазе, 1766–1790», [ нужна страница ] .
- ^ Браун, А. Питер, Симфонический репертуар (Том 2). Издательство Университета Индианы ( ISBN 0-253-33487-X ), стр. 127–128 (2002).
- ^ Р. М. Лонгйир (весна – зима 1971 г.). «Минорный лад в форме сонаты восемнадцатого века». Журнал теории музыки . 15 (1–2): 189–229. дои : 10.2307/842901 . JSTOR 842901 .
- ^ Дэниел Хартц (1994). Гайдн, Моцарт и венская школа, 1740–1780 . WW Нортон и компания. С. 293–294 (цитата, 293). ISBN 0-393-03712-6 .
- ^ Нил Заслав (январь 1982 г.). «Моцарт, Гайдн и Симфония да Кьеза». Журнал музыковедения . 1 (1): 95–124, здесь 113. doi : 10.1525/jm.1982.1.1.03a00140 . ISSN 0277-9269 . JSTOR 763639 . . Перевод с итальянского выполнен автором, который также предоставляет оригинал. Фернандо Сор также был свидетелем исполнения симфонии Гайдна (in D ) вместе с Мессой Будучи молодым студентом в Монтсеррате, .
- ^ Заслав, 117
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, А. Питер. Симфонический репертуар (Том 2). Блумингтон и Лондон: Издательство Индианского университета, 2002. ISBN 0-253-33487-X .
- Хартц, Дэниел. Гайдн, Моцарт и венская школа, 1740–1780 , Нью-Йорк: WW Norton, 1994.
- Роббинс Лэндон, ХК Йозеф Гайдн: Критическое издание полного собрания симфоний , Вена: Универсальное издание, 1963.
- Заслав, Нил. «Моцарт, Гайдн и Симфония да Кьеза». Журнал музыковедения 1, вып. 1 (январь 1982 г.): 95–124.