Йозеф Гусиков
Михал Йозеф Гусиков (урожденный Йехиэль-Михиль, также пишется Гузиков или Гусиков) (2 сентября 1806 - 21 октября 1837) был белорусско-еврейским клезмером , который впервые исполнил клезмерскую музыку перед западноевропейской концертной публикой на своем «деревянно-соломенном инструменте». '.
Гусиков и его инструмент
[ редактировать ]Гусиков родился в семье клезмерских музыкантов в Шклове (ныне Белоруссия ). Первоначально он, как и его отец, воспитывался для игры на флейте , но слабость легких заставила его искать другую специализацию. В 1831 году он сконструировал то, что он назвал инструментом из дерева и соломы , по сути, ксилофон, расположенный как цимбал на деке, сделанной из рулонов соломы , что обеспечивало громкий резонанс. Ведутся споры, был ли этот инструмент изобретен самим Гусиковым или его современником Самсоном Якубовским. На этом инструменте Гусиков развил необыкновенную виртуозность и в 1834 году дал концерты в Москве, Киеве и Одессе . [ 1 ]
Его услышал на концерте в Одессе польский скрипач Кароль Липинский , и при поддержке Липинского и поэта Ламартина с 1835 года он предпринял концертное турне по Западной Европе. Концерты, на которых Гусиков выступал в традиционном еврейском габардине и обычно сопровождался родственниками на басу и скрипках, имели необыкновенный успех; в Париже он был настолько популярен, что в его честь была названа прическа , имитирующая его пайо . [ 2 ] Гусиков исполнял импровизации как на традиционные еврейские и клезмерские мелодии, так и на популярные оперные мелодии того времени. Другие места, где он играл, включали Прагу , Франкфурт и Вену .
Мнения о его музыке
[ редактировать ]На многих профессиональных еврейских музыкантов Гусиков произвел большое впечатление. Фердинанд Хиллер написал ему рекомендацию Джакомо Мейерберу . Феликс Мендельсон писал своей семье в 1836 году:
— Мне любопытно узнать, понравился ли Гусиков вам так же, как мне. Он настоящий феномен; знаменитый малый, не уступающий ни одному виртуозу в мире как в исполнении, так и в чувстве; поэтому он доставляет мне больше удовольствия своим инструментом из дерева и соломы, чем многие своими фортепиано». [ 3 ]
Ференц Лист , с другой стороны, был более пренебрежительно настроен, называя Гусикова « Паганини бульваров » , чей «дар, можно сказать, его гениальность» лучше было бы применить к «изобретению сельскохозяйственного орудия», тогда как его «талант, будучи введенным в заблуждение» , не произвел ничего, кроме музыкальной чепухи».
Гусиков вызвал восхищение и дружбу музыковеда Франсуа-Жозефа Фетиса , который написал о нем большую статью, основанную на их дискуссиях в Брюсселе , в своем музыкальном словаре.
Смерть
[ редактировать ]Измученный гастролями, Гусиков умер от туберкулеза в Аахене , его последние дни были омрачены предполагаемой кражей его драгоценного инструмента из его квартиры.
Сохранилось лишь одно музыкальное произведение, написанное Гусиковым, — обрамление еврейского гимна Шир Хамаалот ( Псалом 126). [ нужна ссылка ]
Источники
[ редактировать ]- Словарь музыки и музыкантов New Grove под ред. Стэнли Сэди (1980), «Гузиков, Михал Йозеф»
- Конвей, Дэвид. Еврейство в музыке: Вступление в профессию от эпохи Просвещения до Рихарда Вагнера . Издательство Кембриджского университета, 2011. ISBN 978-1-107-01538-8
- Франсуа-Жозеф Фетис, «Универсальная биография музыкантов» (на французском языке), 2-е издание, Париж, 1870 г.
- Алекс Якобовиц, Гусиков. Архивировано 17 июля 2012 г. в Wayback Machine , статьи на его сайте.
- Ференц Лист, «Письма бакалавра музыки», тр. Чарльз Суттори, Лондон, 1989 г.
- Феликс Мендельсон, «Письма Феликса Мендельсона Бартольди», тр. Леди Уоллес, Лондон, 1883 год.
- Рита Оттенс и Джоэл Рубин, «Клезмерская музыка» (на немецком языке), Мюнхен, 1999.
- Иоахим Стушевский, «Хаклезморим, толедотайхем, орех хахаим». в'йистротайхем' (на иврите), Иерусалим, 1959 г.
- Джанет Вассерман, Майкл Джозеф Гузиков (1806-1837): Иконография , статья на ее сайте.