Jump to content

Сон разума порождает монстров

Сон разума порождает монстров
Русский: Мечта разума порождает монстров
Художник Франсиско Гойя
Год в. 1799 г.
Тип Офорт , акватинта , сухая игла , резец.
Размеры 21,5 см × 15 см ( 8 + 7 16 дюймов × 5 + 7/8 дюйма )
Расположение В различных типографиях есть оттиски первого издания. Тот, что изображен на иллюстрации, находится в Художественном музее Нельсона-Аткинса . [1]

«Сон разума порождает монстров» или «Сон разума порождает монстров» ( испанский : El sueño de la razón Produce monstruos ) — акватинта испанского художника и гравёра Франсиско Гойи . Созданный между 1797 и 1799 годами для « Мадридского дневника» . [2] [3] это 43-я из 80 акватинт, составляющих сатирический « Капричос» .

«Лос-Капричос» — это серия из 80 гравюр, опубликованных в 1799 году, в которых Гойя критиковал безудержные политические, социальные и религиозные злоупотребления того периода. В этой серии офортов Гойя широко использовал популярную технику карикатуры, которую он обогатил художественными новаторствами. Использование Гойей недавно разработанной техники акватинты (т.е. метода травления печатной формы, позволяющего воспроизводить тона, похожие на акварельные краски). [4] ) придали Лос-Капричос ярко выраженные тональные эффекты и энергичный контраст, что сделало их крупным достижением в истории гравюры .

Из 80 акватинт номер 43, «Сон разума порождает чудовищ», можно рассматривать как личный манифест Гойи; Многие наблюдатели полагают, что Гойя намеревался изобразить себя спящим среди своих инструментов для рисования, его разум, притупленный сном, озадаченный существами, бродящими в темноте. Такие существа, фигурирующие в этом произведении, часто ассоциируются в испанской народной традиции с тайнами и злом; совы, окружающие Гойю, могут быть символами глупости, а роящиеся летучие мыши могут символизировать невежество. Название гравюры, отмеченное на передней части стола, обычно читается как провозглашение приверженности Гойи ценностям Просвещения: без причины преобладают зло и коррупция. [5] Гойя также включил подпись к этой гравюре, которая может предложить несколько иную интерпретацию: «Воображение, оставленное разумом, порождает невозможных монстров; объединенная с ней, она — мать искусств и источник их чудес». Это означает, что Гойя считал, что воображение никогда не следует полностью отказываться в пользу строго рационального, поскольку воображение (в сочетании с разумом) — это то, что создает произведения художественного новаторства. [2]

Кошмар художника, подразумеваемый в подготовительной надписи Гойи, отражает его взгляд на испанское общество, которое он изобразил в «Капричос» как безумное, развращенное и созревшее для насмешек.

Полный эпиграф к Капричо № 43 гласит: «Фантазия, оставленная разумом, порождает невозможных чудовищ: соединенная с ней [разумом], она [фантазия] является матерью искусств и источником их чудес».

Гойя и сатира

[ редактировать ]

Гравюра Гойи иногда интерпретировалась в контексте сатиры . [6] В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века в Испании картины и офорты Гойи сочетали художественные новаторства с социальной критикой, создавая визуально-сатирические произведения. Гойя создал множество вполне реалистичных портретов испанских королевских особ и дополнил эти портреты резкими социальными комментариями, которые ознаменовали отход от практики изображения королевских особ с сенсационным богатством и великолепием. [7]

Лос-Капричос , сборник из 80 акватинт Гойи, опубликованный в 1799 году, выявил и подчеркнул бесчисленные недостатки, которыми от природы обладают человеческие существа. Серия работ в целом посвящена уникально-человеческим порокам «…тщеславия, жадности, суеверия, распущенности и заблуждений». [8] В частности, «Сон разума порождает монстров» демонстрирует (в буквальном смысле) коварную длину человеческой иррациональности и последствия чрезмерной нелогичности без противовеса разуму. Остальные акватинты, представленные в «Лос-Капричос», включали спорные темы, включая брак, проституцию, закон и церковь; некоторые из этих работ представляли собой конкретную и целенаправленную политическую сатиру, подразумевающую тревогу Гойи по поводу развития политической жизни Испании. Гойя дополнял эти произведения едкими и сардоническими подписями, усиливая общий сатирический эффект.

Стилистический прогресс Гойи до «Лос Капричос»

[ редактировать ]

Художественная карьера Гойи изначально была отмечена созданием произведений искусства для испанской королевской семьи; Гойю вызвали в Мадрид для создания предварительных картин в виде гобеленов-карикатур для Королевской фабрики гобеленов Санта-Барбары ( Real Fábrica de Tapices de Santa Bárbara ). Гойя начал писать маслом на холсте мультфильмы, из которых можно было сделать гобелены для королевских дворцов. Согласно многим соответствующим источникам того периода, Гойя проявил необычайное мастерство в рисовании карикатур на гобеленах, и его талант, по-видимому, привлек внимание художника-неоклассика Антона Рафаэля Менгса . Некоторые из предварительных картин, которые он выполнил в Мадриде, включали серию из девяти сцен охоты для столовой Королевского монастыря Сан-Лоренцо-дель-Эскориал (расположенного в муниципалитете Сан-Лоренцо-дель-Эскориал недалеко от Мадрида), а также серию из десяти карикатуры для гобеленов в столовой Королевского дворца Эль-Пардо . [9]

По мере того как Гойя продолжал общаться с представителями аристократии, он встречал все большее королевское покровительство и все чаще получал заказы. Между 1785 и 1788 годами Гойя создал работы, на которых были изображены руководители и их семьи Банка Сан-Карлоса ( el Banco Nacional de San Carlos ) в Испании. В 1786 году Гойя был назначен официальным художником короля Карла III , а в 1789 году он был повышен до придворного художника при Карле IV (1788–1808), недавно взошедшем на престол. [10]

В 1792 году Гойя заболел болезнью, в результате которой он навсегда оглох; Историки не уверены, от какой именно болезни он страдал, но предполагается, что Гойя заразился либо отравлением свинцом , либо «Мадридской коликой» (отравление металлом, вызванным кухонными принадлежностями), либо какой-либо формой паралича. Эта болезнь заставила его страдать от неспособности держать равновесие на ногах, временной слепоты и постоянной глухоты, что глубоко повлияло на его жизнь и его художественный стиль. В годы после того, как он оглох, Гойя проводил большую часть своего времени в изоляции от внешнего мира, поскольку он утверждал, что не может возобновить работу над большими гобеленовыми мультфильмами, и поэтому обратился к более личным проектам. [11] За это время он изучал события и философию Французской революции и создал серию гравюр, изображающих врожденные пороки и жестокость человеческой натуры в более пессимистическом и сардоническом стиле, которым он позже стал известен. Эта серия гравюр, а именно «Лос-Капричос» , была опубликована в 1799 году и изображала пределы человеческого разума, показывая причудливых и фантастических существ, которые вторгаются в разум во время снов, как это показано в «Сне разума порождает монстров» ( El Sueño de la Razón). Производить монстров ). [9]

В 1799 году испанская корона повысила Гойю до должности первого придворного художника, и следующие два года он провел, работая над портретом семьи Карла IV. В 1801 году Гойя опубликовал картину «Карл IV Испанский и его семья» , картину маслом, на которой изображен Карл IV Испанский и его семья. Диего Веласкеса Под влиянием «Менин» Гойя изобразил королевскую семью на переднем плане и себя на заднем плане за мольбертом. Эта картина шокировала, поскольку была очень детализированной и натуралистической; Критики широко считали, что картина была задумана как критика королевской семьи, поскольку члены семьи были изображены в нелестной физической форме. [9]

Гойя и Просвещение

[ редактировать ]
Портрет с изображением Франсиско де Гойи.

Гойи «Капричос» отражает ключевые темы эпохи Просвещения , в частности, приоритет свободы и самовыражения над обычаями и традициями, а также акцент на знаниях и интеллекте над невежеством. В произведении Гойи « Сон разума порождает монстров» представлена ​​аналогичная концепция; в этом произведении восхваляется разум как работа воображения, так что именно на основе воображения разум «спит», а обилие воображения при отсутствии рассуждений и логики может породить «монстров». [2] Один из критиков произведения пишет: «[Животные] символизируют мировые «вульгарные предрассудки» и «вредные идеи, в которые обычно верят». Гойя, заимствуя проницательное видение рыси, намеревался выставить их на свет, изображая их так, чтобы мы могли распознавайте их и сражайтесь с ними, увековечивая твердое свидетельство истины... Когда мы спим, мы не видим и не можем осуждать монстров невежества и порока». [12] Эта интерпретация книги «Сон разума порождает монстров» отражает идеалы Просвещения, осуждая невежество и подчеркивая важность осознанности.

Эта традиционная интерпретация этой пластины - поддержка идеологии Просвещения, переводящая sueño как «сон», а не столь же оправданный перевод как «сон», - по большей части умалчивает о мотивах ее размещения в центре серии. Интерпретированный как «Сон разума порождает монстров », фото 43 могло бы стать идеальным фронтисписом для последующих листов в первой половине, поскольку люди действительно демонстрируют чудовищное поведение, не используя «разум». Тогда это была бы обычная критика общества в духе Просвещения. Если разместить Табличку 43 посередине, то то, что следует во второй половине, также является критикой общества в духе Просвещения, но это очень мрачная сатира на первую половину. Это Просвещение сошло с ума, вышло из-под контроля; он начинается с «Сны разума порождает монстров». [13] Джон Дж. Чиофало писал: «Однако, размещение этого слова в середине сделало его значение безошибочным и высвободило в «Лос Капричос» мощную, даже взрывную, повествовательную силу... ворота из «сна» разума в кошмар действительно, причина безумия». [14] Гойя обращает свет Просвещения обратно на себя, и именно здесь водятся монстры.

Подготовительные чертежи

[ редактировать ]
1797
1797

На подготовительных рисунках к «Сну разума рождаются чудовища » Гойя объяснил (имея в виду художника, изображенного спящим): «Его единственная цель — изгнать вредные, вульгарные верования и увековечить в этой капризной работе твердое свидетельство правда." Историк искусства Филип Хофер на основании одного из подготовительных эскизов предположил, что Гойя задумал сделать эту работу фронтисписом « Лос-Капричос» , но в конечном итоге Гойя выбрал «Сон разума порождает монстров» в качестве 43-й гравюры из 80. общий. [15] Эта работа, очевидно, представляет собой переход от первой половины Los Caprichos , которая включает в себя больше элементов, связанных с пороками человечества, тогда как вторая половина серии представляет более фантастических существ, таких как ведьмы и гоблины. Филип Хофер утверждает, что иллюстрация на титульном листе одного из томов Жан-Жака Руссо повлияла на композицию Гойи в этой работе, но в конечном итоге Гойя решил не отображать ее на фронтисписе, потому что это могло бы показаться спекулятивным в политическом смысле. [15] Руссо (т.е. теория общественного договора , согласно которой все люди рождаются свободными, внесла большой вклад во Французскую революцию). Историки искусства связывают «Сон разума порождает монстров» с историческими событиями, произошедшими после его публикации, такими как мировые войны и Холокост, которые представляли собой полное отсутствие разума «... в современном промышленном масштабе, все осуждая наш невольный сон». . [15]

Технические аспекты

[ редактировать ]

Лос-Капричос известен использованием акватинты , техники печати, подпадающей под категорию глубокой печати. Глубокая печать характеризуется тем, что художник наносит чернила на канавки матрицы (т. е. на поверхность, с которой сделан отпечаток), что позволяет создавать сложные линии и изысканные тональности. По словам Уильяма М. Айвинса-младшего, первого официального куратора гравюр Метрополитен -музея , «каждая глубокая печать, в которой линии проложены формально, является гравюрой , а каждая, в которой они проложены свободно, является офорт » , [16] таким образом проясняется, что сериал «Лос-Капричос» подпадает под широкую категорию «офортов». Для получения акватинты само изображение формируется путем нанесения слоя смолы (или заменителя асфальта или битума ) одним из двух технических методов. Художник может позволить смоле осесть на пластине в виде сухой пыли, вставив печатную форму на дно коробки, в которой была распределена пыль. Затем печатную форму нагревают так, что каждая крупинка смоляной пыли плавится и прилипает к металлу. Альтернативный метод — растворить смолу или асфальт в спирте, а затем полить этим раствором печатную форму. Затем спирт испаряется, оставляя на пластине тонкую пленку смолы, которая высыхает. Затем пластину погружают в кислоту, которая протравливает металл в зазорах вокруг зерен смолы. Затем с пластины счищают пыль, на которую наносят чернила; Чернила проникают в выгравированные углубления и при печати пластины создают сеть тонких выгравированных линий. В результате этого процесса получается один тон, но плотность тона варьируется в зависимости от того, насколько мелко была измельчена пыль и насколько густо она покрыла пластину. [16]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Сон разума порождает чудовищ (№43)» . art.nelson-atkins.org.
  2. ^ Jump up to: а б с Нехамас, Александр (2001). «Сон разума порождает монстров». Представления . 74 (Весна): 37–54. дои : 10.1525/rep.2001.74.1.37 .
  3. ^ «Гойя — Сон разума» . Eeweems.com. Архивировано из оригинала 7 января 2012 г. Проверено 4 января 2012 г.
  4. ^ «Определение АКВАТИНТЫ» . www.merriam-webster.com . Проверено 23 ноября 2020 г.
  5. ^ Таль, Гай (26 марта 2010 г.). «Язык жестов в «Сне разума» Франсиско Гойи порождает монстров» . Слово и изображение . 26 (2): 115–127. дои : 10.1080/02666280902843647 . ISSN   0266-6286 . S2CID   194038342 .
  6. ^ Блюм, Пауль фон (2003). «Сатира» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T076124 . ISBN  978-1-884446-05-4 . Проверено 23 ноября 2020 г.
  7. ^ «Семья Карла IV, 1800 г. Франсиско Гойя» . www.franciscogoya.com . Проверено 23 ноября 2020 г.
  8. ^ Хартли, Крейг (2003). «Акватинта» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T003495 . ISBN  978-1-884446-05-4 . Проверено 23 ноября 2020 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Мюллер, Присцилла Э. (2003). «Гойя (и Лусентес), Франсиско (Хосе) де» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T033882 . ISBN  978-1-884446-05-4 . Проверено 23 ноября 2020 г.
  10. ^ Вурхис, Джеймс (октябрь 2003 г.). «Франсиско де Гойя (1746–1828) и испанское Просвещение» . Мет-музей .
  11. ^ «Гойя и Люсиентес, Франсиско де - Коллекция - Национальный музей Прадо» . www.museodelprado.es . Проверено 23 ноября 2020 г.
  12. ^ Гойя, Фрэнсис, 1746–1828 (1989). Гойя и дух Просвещения Перес Санчес, Альфонсо Э., Сейр, Элеонора А., Музей Медоу., Музей изящных искусств, Бостон., Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк). Бостон: Музей изящных искусств. ISBN  0-87846-300-3 . OCLC   19336840 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  13. ^ Чиофало, Джон Дж. (2001). Автопортреты Франсиско Гойи . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 81. ИСБН  0-521-77136-6 . OCLC   43561897 .
  14. ^ Чиофало, Джон Дж. (2001). Автопортреты Франсиско Гойи . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 81. ИСБН  0-521-77136-6 . OCLC   43561897 .
  15. ^ Jump up to: а б с Проктер, Кеннет Дж. (2007). «Странные, странные и фантастические рисунки». Американский художник: Рисунок . 4 : 54–63 – через хост EBSCO.
  16. ^ Jump up to: а б Айвинс-младший, Уильям М. (1987). Как выглядят отпечатки . Бостон, Массачусетс: Beacon Press. стр. 46–48. ISBN  0807066478 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dbcfa7a93425c38dd611ddd86ef0bfa2__1720325220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/a2/dbcfa7a93425c38dd611ddd86ef0bfa2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Sleep of Reason Produces Monsters - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)