Портрет Марианы Австрийской
Портрет Марианы Австрийской | |
---|---|
![]() | |
Художник | Диего Веласкес |
Год | 1652–1653 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 234,2 см × 131,5 см (92,2 × 51,8 дюйма) |
Расположение | Музей Прадо , Мадрид |
«Портрет Марианы Австрийской» — , написанная маслом на холсте картина Диего Веласкеса , ведущего художника Золотого века Испании 1652–1653 годов , существующая в нескольких версиях. Его субъект, Донья Мариана (известная как Мария Анна), была дочерью императора Фердинанда III и Марии Анны Испанской . Когда картина была закончена, ей было девятнадцать лет. Хотя в жизни ее описывают как жизнерадостную и веселую, на портрете Веласкеса ее выражение лица выглядит несчастным. Портрет написан в оттенках черного и красного, лицо сильно накрашено. Ее правая рука покоится на спинке стула, а в левой руке она держит кружевной платок. Ее лиф украшен украшениями, в том числе золотым ожерельем, браслетами и большой золотой брошью . Часы покоятся на алой драпировке позади нее, что свидетельствует о ее статусе и проницательности.
Мариана была обручена со своим двоюродным братом, принцем Бальтасаром Карлосом . Он умер в 1646 году в возрасте шестнадцати лет, а в 1649 году она вышла замуж за своего дядю, отца Бальтазара Карлоса, Филиппа IV , который добивался ее руки, чтобы сохранить гегемонию династии Габсбургов . [ А ] После их брака она стала королевой-супругой , а после смерти мужа в сентябре 1665 года регентшей во время несовершеннолетия своего сына Карла II , пока он не достиг совершеннолетия в 1675 году. Из-за сдерживающих физических слабостей Карла она доминировала в политической жизни в Испания до ее смерти в 1696 году.
Веласкес завершил серию портретов испанской королевской семьи 1650-х годов. [ 2 ] Картины отличаются акцентом на яркие цвета на темном фоне, экстравагантные головные уборы и модные широкие платья. Кульминацией сериала является « Менины» 1656 года , в которых участвуют Мариана и, в центре сцены, ее дочь инфанта Маргарита Тереза . Сохранились три полноразмерные версии Портрета Марианы Австрийской , а также поясные варианты. Версия, которая сейчас находится в Музее Прадо, известна как оригинал, поскольку она находилась в испанской королевской коллекции с момента ее завершения. Его дата основана на соответствующем описании полотна, отправленного Фердинанду в Вену 15 декабря 1651 года. [ 3 ] [ Б ]
Фон
[ редактировать ]Мариана родилась 21 декабря 1634 года в Винер-Нойштадте , Австрия, и была вторым ребенком Фердинанда III, императора Священной Римской империи , и Марии Анны Испанской , сестры Филиппа IV Испанского . У Марии было шестеро детей, из которых до взрослого возраста дожили только Мариана и двое сыновей: Фердинанд (1633–1654) и Леопольд (1640–1705), ставший императором в 1658 году. [ 4 ] Первая жена Филиппа, Елизавета Французская , умерла в возрасте 41 года в 1644 году. Их единственный сын, Бальтазар Шарль , умер от оспы в октябре 1646 года, всего через несколько месяцев после помолвки с Марианой, которой тогда было 13 лет. [ 5 ] [ 6 ] Его смерть оставила испанского короля без наследника. [ 7 ]

гегемония династии Габсбургов , Понимая, что на карту поставлена [ 8 ] Филипп предложил жениться на Мариане, своей племяннице. Историк искусства Роуз-Мари Хаген описала Мариану как «румянощекую наивную девушку, любившую посмеяться». [ 9 ] и ее повседневные придворные обязанности стали тяжелым бременем для нее, не в последнюю очередь необходимость произвести на свет наследника мужского пола. [ 4 ]
считал брак успешным, Первоначально королевский двор когда Мариана родила дочь инфанту Маргарет Терезу . У них также было двое сыновей: Фелипе Просперо был первоначальным наследником престола, но умер в 1661 году в возрасте трех лет; [ 10 ] [ С ] Чарльз, будущий Карл II Испанский , родился позже в том же году. [ 11 ] [ 12 ]
У Марианы была трудная жизнь. Они с Филиппом не были знакомы до свадьбы и нашли мало общего. Брак представлял много трудностей для королевского двора. Ему было за 40, ей — 19, и ее стремление обеспечить Филиппу наследника мужского пола в семье, сыновья которой имели тенденцию быть болезненными, [ 4 ] включало несколько ложных надежд и выкидышей. [ 13 ] Когда Филипп умер в 1665 году, она стала регентом Карла, последнего из испанских Габсбургов . [ 14 ] [ 15 ] Карл всю свою жизнь был немощным, страдал умственными и физическими недостатками, а испанская монархия позволяла женщинам играть влиятельную роль в правительстве, поэтому Мариана смогла доминировать в политической жизни Испании до своей смерти в 1696 году. [ 16 ]
Описание
[ редактировать ]
Веласкес стремился оживить придворную портретную живопись XVI века, которая тогда, по словам историка искусства Хавьера Портуса, «застыла в жестком формате … с ее клише жестов и манер поведения». [ 17 ] Будучи официальным придворным портретом, картина придерживается условностей, делая все возможное, чтобы передать ощущение величия Марианы. [ 18 ] Ее экстравагантный вкус в одежде и украшениях очевиден, но современный взгляд состоит в том, что она была довольно невзрачной женщиной в несчастливом браке, возможно, лишенной той элегантности, которую приписывал ей Веласкес. [ 19 ]
Картина составлена из гармоничных оттенков белого, черного и красного. [ 20 ] Алый бархатный занавес придает картине театральный вид. [ 21 ] Ее материал и цвет аналогичны длинному столу позади нее, на вершине которого расположены позолоченные часы в форме башни. [ 19 ] Стул и стол символизируют ее королевский статус, а часы привлекают внимание к ее обязанностям как супруги королевы. [ 18 ] и добродетель благоразумия предполагает . [ 20 ]
Веласкес, похоже, тщательно исследует характер Марианы. [ 22 ] Она изображена элегантной и экстравагантно одетой по последней моде, но с угрюмым выражением лица. По словам Хагена, Мариана чувствовала себя стесненной требованиями суда и страдала от «скуки, одиночества, тоски по дому и болезней из-за ее бесконечной беременности, [которая] превратила веселую девушку в эту своенравную, упрямую немку». [ 9 ] Ее надутые губы снова появляются на нескольких более поздних портретах Веласкеса, в том числе на « Хуана Баутисты Мартинеса дель Мазо 1666 года Мариане Испанской в трауре» , написанной сразу после смерти ее мужа и в тот год, когда ее дочь Маргарита, которой тогда было двенадцать лет, была отправлена замуж за своего дядю, императора Леопольда. Я. [ 23 ]

Субъект имеет необычно жесткую и чопорную позу; ее верхняя часть тела и голова, кажется, почти задыхаются под черным платьем. [ 24 ] Платье поддерживается широким и жестким фартингалом ; его ширина подчеркнута широким кружевным воротником и горизонтальными узорами на обрезанных краях. [ 22 ] Ее необычно бледная кожа сильно накрашена румянами, что делает ее почти кукольной под париком и широким головным убором. Ее лицо нарисовано толстыми мазками и слоями непрозрачной краски, которые утончаются к краям, где, судя по рентгенографии , они были нанесены быстрыми мазками. [ 25 ] Хотя на тот момент ей было всего 19 лет, она придерживалась «формальной и честной католической манеры», ожидаемой от современной испанской королевской семьи. [ 6 ]
В левой руке Мариана держит кружевной платок. Ее фартингал и лиф отражают ее интерес к высокой моде. [ 4 ] Ее платье богато украшено серебряными тесьмами и украшено красной лентой. [ 3 ] Среди ее многочисленных украшений - браслеты, золотые цепочки и изысканная золотая брошь, прикрепленная к ее груди. Ее каштановые волосы украшены красными лентами и серией кос, широко раскинувшихся по обеим сторонам. Она носит большой красно-белый шлейф , который визуально обрамляет ее лицо. [ 3 ] Ее левая рука держит большую, искусно сложенную белую ткань, изображение которой, с вниманием к линиям и отказом от масштаба, было описано историком искусства Антонио Домингесом Ортисом как «достойное Эль Греко ». [ 4 ]
Комиссия и знакомства
[ редактировать ]Веласкес был тогда испанским коронным художником, а с 1652 года был мэром Апосентадора дель Паласио (офицером, отвечающим за дворцовые помещения). [ 26 ] Он действовал в суде, находящемся под давлением, под угрозой со стороны антикатолика Оливера Кромвеля , каталонского восстания и прекращения поддержки Австрии. [ 27 ] Он признался, что его истощает рабочая нагрузка. [ 26 ] и что его служебные обязанности ограничивали время, которое он мог посвятить живописи; [ 28 ] за последние восемь с половиной лет своей жизни он создал менее двадцати работ. Из них выжило около четырнадцати, в основном члены королевской семьи. Серия портретов началась со свадьбы Филиппа и Марианы в 1649 году и включает полотна Марии Терезии Испанской и Фелипе Просперо , их первых двух детей, доживших до младенчества. Фелипе умер в возрасте 3 лет, но портреты Марии Терезии стали пользоваться спросом среди потенциальных женихов, когда она достигла брачного возраста. [ 29 ]

Когда Фердинанд III попросил портрет своей дочери, Филипп попросил Веласкеса как можно скорее вернуться в Мадрид после своего визита в Италию в 1649–1650 годах. [ 3 ] Прадо датирует картину периодом между 1652 и 1653 годами, и историк искусства Хосе Лопес-Рей согласен с этим. Хосеп Гудиол относит его к 1652 году, отмечая, что копии были завершены и распространены в 1652–1653 годах. [ 30 ] Реплика, которая сейчас находится в Лувре, была отправлена Фердинанду 15 декабря 1652 года. [ 3 ] Исходя из этого, можно предположить, что картина была закончена до этой даты. [ 31 ]
Веласкес снова нарисовал Мариану после смерти Филиппа в 1665 году. Его поздние портреты, пронизанные чувством пафоса, подчеркивают последствия вдовства. Хотя эти портреты суровы и траурны по тону, в жизни Мариана была обаятельной и веселой. [ 13 ] [ 32 ] 1653 года На портрете инфанты Марии Терезии Испанской изображена натурщица в очень похожей позе, в большом парике, широком платье и такой же свисающей бархатной занавеске. [ 33 ]
Провенанс и копии
[ редактировать ]Картина была записана в описи 1700 года, когда она была в паре с картиной Филиппа IV «Доспехи со львом» , которая сейчас находится в Эль-Эскориале , Мадрид. [ 3 ] и приписывается членам его мастерской. Портрет Филиппа работы Веласкеса незакончен; некоторые части, в том числе лев, историк искусства Хулиан Гальего описывает как «едва ли не более чем наброски». [ 33 ] По словам искусствоведа Джорджии Манчини, где-то до 1700 года другая рука «добавила кусок холста к верху оригинальной композиции и нарисовала верхнюю часть занавески», чтобы она соответствовала размеру портрета Филиппа. [ 3 ]
Позже Веласкес был занят придворными обязанностями и имел тенденцию рисовать портрет своей натурщицы в полный рост с натуры, оставляя завершение окончательной работы помощникам. [ 34 ] Известно несколько современных полнометражных копий; один находится в Музее истории искусств в Вене, второй был отправлен эрцгерцогу Леопольду Вильгельму в 1653 году, но сейчас утерян. Третий находился в Прадо, пока его не приобрел Лувр в результате обмена в 1941 году. [ 3 ] Поясная версия, приписываемая членам его мастерской, находится в Метрополитен-музее . [ 7 ] Версия, каталогизированная в коллекции Ричарда Форда немецким историком искусства Густавом Фридрихом Ваагеном в его книге «Сокровища искусства в Великобритании» 1854 года и ошибочно идентифицированная Гарри Веле в 1940 году как картина Метрополитена, сегодня приписывается последователям Веласкеса, а в , Художественный музей Ринглинга Сарасота , Флорида . [ 7 ] [ 35 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Копия мастерской в пояс, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
-
Инфанта Маргарита Тереза в синем платье , 1659 год. Музей истории искусств, Вена. Более поздний вариант портрета Марианы.
-
Портрет инфанты Марии Терезии Испанской , 1653 год. Музей истории искусств, Вена. Обратите внимание на очень похожие волосы, позу, платье и носовой платок.
-
Хуан Баутиста Мартинес дель Масо , Мариана Испанская в трауре , 1666, Национальная галерея, Лондон
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Габсбурги сохранили свое политическое преимущество благодаря стратегическим бракам, особенно между их испанскими и австрийскими ветвями. [ 1 ]
- ↑ На этой работе Мариана изображена в черно-серебряном платье, украшенном серебряной тесьмой и красными бантами. [ 3 ]
- ^ Портрет Фелипе 1659 года описан Ортисом как «самый трогательный из портретов Веласкеса». [ 4 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Митчел (2013), стр. 175–191.
- ^ Прохаска (2007), стр. 230.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Манчини (2007), с. 226
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ортис, Гальего (1989), с. 248
- ^ Джусти (1889), с. 327
- ^ Перейти обратно: а б « Дон Бальтазар Карлос (1629–1646), сын Филиппа IV Испанского, ок. 1638–1639 ». Королевский фонд коллекций . Проверено 6 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с « Мариана Австрийская (1634–1696), королева Испании ». Метрополитен-музей . Проверено 12 января 2018 г.
- ^ Ортис, Гальего (1989), с. 259
- ^ Перейти обратно: а б Хаген (2010), с. 396
- ^ Ортис, Гальего (1989), с. 272
- ^ Ортис, Гальего (1989), с. 275
- ^ Боробия, Мар. « Портрет Марианы Австрийской, королевы Испании 1655–1657 ». Музей Тиссена-Борнемисы . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уайт (1969), с. 127
- ^ Митчелл (2013), с. 178
- ^ Круз, Галли Стампино (2013), Рождение Габсбургов
- ^ Митчелл (2013), с. 176
- ^ Карр (2006), с. 238
- ^ Перейти обратно: а б Гальего (1984), стр. 220–223
- ^ Перейти обратно: а б Ортис, Гальего (1989), с. 250
- ^ Перейти обратно: а б « Королева Мариана Австрийская ». Луговой музей . Проверено 9 ноября 2019 г.
- ^ Ортис, Гальего (1989), стр. 250–251.
- ^ Перейти обратно: а б Харбор (2007), с. 238
- ^ Акройд и др. (2005), с. 52
- ^ Андерсон (2002), с. 171
- ^ Акройд и др. (2005), с. 48
- ^ Перейти обратно: а б Уайт (1969), с. 124
- ^ Уайт (1969), с. 123
- ^ Уайт (1969), с. 125
- ^ Ортис, Гальего (1989), с. 240
- ^ Ортис, Гальего (1989), с. 244
- ^ Моран; Рудольф (1992), стр. 291–292, 301
- ^ Ортис, Гальего (1989), с. 131
- ^ Перейти обратно: а б Ортис, Гальего (1989), с. 248
- ^ « Младенец Мария Терезия ». Музей изящных искусств, Бостон . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ " Мариана Австрийская, королева Испании. [ постоянная мертвая ссылка ] ". Художественный музей Ринглинга . Дата обращения 22 февраля 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Экройд, Пол; Карр, Доусон; Весна, Марика. « Мазо «Королева Испании Мариана в трауре ». Лондон: Технический бюллетень Национальной галереи , том 26, 2005 г.
- Андерсон, Джеймс. Повседневная жизнь во времена испанской инквизиции . Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд, 2002. ISBN 978-0-3133-1667-8
- Карр, Доусон. Веласкес . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2006. ISBN 978-1-8570-9303-2
- Круз, Энн; Галли Стампино, Мария (ред.). Женщины Габсбургов раннего Нового времени . Лондон: Рутледж, 2013. ISBN 978-1-3155-7847-7
- Гальего, Хулиан. «Видение и символы в испанской живописи Золотого века». Мадрид: Председатель, 1984 г.
- Джасти, Карл. Диего Веласкес и его время . Лондон: Х. Гревель и компания, 1889 г.
- Хаген, Роз Мари. Шедевры в деталях . Лондон: Сумки, 2010. ISBN 978-3-8365-1549-8
- Манчини, Джорджия. В Карре, Дэвид (ред.). Веласкес . Лондон: Национальная галерея, 2007. ISBN 978-1-8570-9303-2
- Митчелл, Сильвия. «Габсбургское материнство: власть Марианы Австрийской, королевы-регентши Карлоса II Испании». Фарнхэм: Эшгейт: серия «Женщины и гендер в мире раннего Нового времени» , 2013. ISBN 978-1-4724-1165-5
- Моран, Мигель; Рудольф, Карл. «Новые документы о Веласкесе и королевских коллекциях». Архив испанского искусства , 65, 1992 г.
- Ортис, Антонио Домингес ; Гальего, Джулиан. Веласкес Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1989. ISBN 978-0-8109-3906-6
- Портус, Хавьер. В Карре, Дэвид (ред.). Веласкес . Лондон: Национальная галерея, 2007. ISBN 978-1-8570-9303-2
- Прохаска, Вольфганг. В Карре, Дэвид (ред.). Веласкес . Лондон: Национальная галерея, 2007. ISBN 978-1-8570-9303-2
- Уайт, Джон Манчип. Диего Веласкес: художник и придворный . Лондон: Хэмиш Гамильтон, 1969. ISBN 978-0-2410-1624-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]