Саломея (Тициан, Рим)
Саломея | |
---|---|
![]() | |
Художник | Тициан |
Год | в. 1515 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 90 см × 72 см (35 × 28 дюймов) |
Расположение | Галерея Дориа Памфили , Рим |
Саломея , или, возможно, Юдифь с головой Олоферна , — картина маслом, являющаяся ранней работой художника позднего Возрождения венецианского Тициана . Обычно считается, что она изображает Саломею с головой Иоанна Крестителя . Обычно оно датируется примерно 1515 годом и сейчас находится в галерее Дориа Памфили в Риме . Как и другие картины на эту тему, [ 1 ] Иногда считалось, что он изображает Юдифь с головой Олоферна , другого библейского эпизода, встречающегося в искусстве, изображающего женщину и отрубленную мужскую голову. [ 2 ] Исторически главную фигуру также называли Иродиадой , матерью Саломеи.
Эту картину , которую иногда приписывают Джорджоне , теперь обычно рассматривают как картину, в которой можно увидеть развитие личного стиля Тициана, с «чувством физической близости и вовлеченности зрителя», в котором «умелое обращение с податливым масляным материалом позволило художнику чтобы вызвать ощущение мягко закрученных волос на кремовой плоти». [ 3 ]
Эрвин Панофски предположил, что голова Иоанна Крестителя может быть автопортретом. [ 4 ] и возможно, что Тициан намекал на свою личную жизнь с моделью, предвосхищая Кристофано Аллори картину « Юдифь с головой Олоферна» (1613, Королевское собрание и другие версии), где отрубленная голова была автопортретом, а Юдифь и горничные портреты его бывшей любовницы и ее матери. [ 5 ] Модель, допускающая некоторую идеализацию, считается той же, что использовалась в дрезденских «Венере» (Джорджоне и Тициан, ок. 1510 г. ) и «Венере и Амуре» ( ок. 1510–1515 ). [ 6 ] Говорят, что примерно в это же время изображения Саломеи из пассивной превратились в более соблазнительную фигуру. [ 7 ]
Эта композиция многократно копировалась, по крайней мере в некоторых случаях мастерской Тициана. [ 8 ]
Саломея, Юдифь или Иродиада?
[ редактировать ]
Возможное происхождение картины начинается в 1533 году с «Юдифи » Тициана, записанной в коллекции Альфонсо I д'Эсте, герцога Феррары , очень важного покровителя Тициана. Никакая другая сохранившаяся картина Тициана, похоже, не соответствует этому рекорду, поэтому, если это не та картина, которая сейчас находится в Риме, она должна быть потеряна. [ 9 ] В 1592 году внучка герцога Альфонсо, Лукреция д'Эсте (1535–1598), владела картиной, описанной как « Иродиада » (мать Саломеи). [ 10 ] Что, безусловно, картина Дориа Памфили принадлежала в 1603 году кардиналу Пьетро Альдобрандини, а затем перешла к его племяннице Олимпии Альдобрандини , вторым мужем которой был бывший кардинал Камилло Памфили ; с тех пор оно передалось по наследству через семью. [ 11 ] В 18 веке картину называли « Иродиада» , но многие иностранные посетители, увидевшие ее, записали, что главной фигурой была Юдифь. [ 12 ]
Если бы главной фигурой картины была Иродиада, традиционно считавшаяся главной инициатором заговора с целью казни Иоанна Крестителя, то молодая женщина рядом с ней должна была бы изображать ее дочь Саломею. [ 13 ] здесь показана как фигура, находящаяся в плену у своей более гламурной матери. Идентификация с Иродиадой, похоже, не имеет в последнее время сторонников, в отличие от Юдифи. [ 14 ]
В средневековом дополнении к легенде о Саломее говорилось, что помимо ненависти ее матери к Иоанну за его проповеди против нее, Саломея также была мотивирована разочарованной любовью к Иоанну, на которую мог ссылаться купидон. [ 15 ] Ее лицо отвернуто от его головы, но глаза смотрят на нее. Панофски описывает ее так: «Задумчивая, грустная и немного оцепеневшая, она словно отшатывается от лица святого Иоанна, который, однако, с непреодолимой силой притягивает к себе ее косые взгляды». Тем временем горничная «смотрит на героиню глазами верного пса, который чувствует и разделяет горе своего хозяина, не понимая его причины». [ 16 ] Таким образом, в пирамидальной группе фигур [ 17 ] взгляды текут от горничной слева вверх к Саломее в центре и вниз к Иоанну справа, чьи мертвые глаза закрыты.
Использование эротического очарования властных мужчин составляет суть обеих историй, но для церкви и современников Тициана Иродиада и Саломея были плохими, а Юдифь - героиней. [ 18 ] Обе истории входили в репертуар топоса «Власть женщины» , главным образом характерного для немецкого искусства того периода, но сюжеты которого также изображались в Италии. [ 19 ] Маленький Амур наверху арки усиливает эротизм обращения, предполагая либо страсть Саломеи к Иоанну, либо страсть Саломеи к Иоанну, либо страсть Саломеи к Иоанну. [ 20 ] (или подразумеваемое влечение Ирода к Саломее) или влечение Гольферна к Юдифи, [ 21 ] по выбору. Также было высказано предположение, что использование амуров на краеугольном камне арок было обычным явлением в общественных зданиях того периода в Венеции, что «подчеркивает официальный характер заключения и казни Святого Иоанна». [ 22 ]
Присутствие служанки обычно в изображениях Юдифи (вслед за « Книгой Юдифи» , где она упоминается), но не в изображениях Саломеи с головой Иоанна Крестителя . [ 23 ] С другой стороны, голова на блюде обычно связана с историей Саломеи и упоминается в Евангелии: [ 24 ] в то время как Юдит часто кладет свой мешок в мешок или носит за волосы, обе также следуя тексту своей истории. [ 25 ] Единственная прядь волос, падающая на лицо, считалась очень привлекательной и ассоциировалась с куртизанками, что, возможно, позволяет предположить, что речь действительно идет о Саломее. [ 26 ] хотя описано, что Джудит прилагает все усилия, чтобы соблазнительно одеться. [ 27 ]
На темном фоне слева видно фурнитуру вверху, между головами двух женщин, которую Панофски описывает как замок, хотя это также может быть петля. [ 28 ] Это отмечает вертикальный край зоны немного другим оттенком, возможно, показывая переход от двери к стене. То, что может быть железным прутом или верхом двери, находится слева от фурнитуры. Версия для Пасадены также демонстрирует примерку и изменение цвета. Это позволяет предположить, что на картинах изображены женщины, выходящие из темницы, где был убит Иоанн, чтобы вернуться с головой к голове на пир Ирода. Эта версия истории часто изображается в искусстве, хотя и не совсем соответствует Евангелию, в котором солдат представляет голова на блюде Ироду, который передает его Саломее, которая, в свою очередь, передает его своей матери. [ 29 ] В библейском тексте очень ясно говорится, что Олоферна убивают в его палатке в лагере, а сцена (редкая в искусстве), где Юдифь показывает голову жителям Вифилии, происходит ночью внутри городских ворот, поэтому фон картины трудно совместить с изображением Юдифи.
Атрибуция и дата
[ редактировать ]Как и в случае с другими маленькими Тицианами 1510-х годов, атрибуция колебалась на протяжении веков, начиная с Тициана в ранних записях, но (почти неизбежно) становясь приписываемой Джорджоне к 19 веку, пока Кроу и Кавальказелле не приписали ее Иль Порденоне . К концу того же столетия большинство снова приписали его Тициану, и это мнение осталось обычным среди экспертов. [ 30 ]
Версия Музея Нортона Саймона приписывалась Тициану на продажах в Англии между 1801 и 1859 годами, но на продаже в Лондоне в 1891 году она была названа Джорджоне. [ 31 ]
Хотя дата около 1515 года долгое время была обычной точкой зрения, чисто по стилистическим соображениям, предположил, что это примерно Хоуп год 1511 Чарльз . движется от темного слева к светлому справа. [ 32 ] Некоторые также считают ее «Юдифью». [ 33 ]
Контекст
[ редактировать ]Картина относится к двум различным типам живописи, встречающимся в венецианской живописи в годы доминирования Джорджоне, включая его посмертное влияние. Первый представляет собой ряд венецианских картин 1510-х годов, изображающих две или три поясные фигуры с близко расположенными головами, часто с загадочными выражениями лиц и взаимодействиями. Многие из них относятся к жанру «джорджонеск» или сюжетам- трони , где сюжеты анонимны. Тициана Но «Лукреция и ее муж» изображают конкретную тему, даже если мнения относительно сути показанной истории расходятся. [ 34 ] Его «Браво» может иметь конкретную тему; [ 35 ] оба они сейчас находятся в Вене. В «Влюбленных» ( Королевская коллекция ), вероятно, нет. Его «Деньги дани» (Дрезден, ок. 1516 г. ) имеют четкую тему, также из Нового Завета. [ 36 ]
Другой тип, к которому это относится, - это серия поясных женских фигур красавицы Тициана середины 1510-х годов. [ 37 ] в который также входят Лукреция и ее муж , а также отдельные фигуры Флоры в Уффици , [ 38 ] « Женщина с зеркалом» в Лувре , « Виоланта» и «Тщеславие» в Мюнхене. Большинство из них выглядят как портреты, и иногда их современники считали портретами ведущих венецианских куртизанок, но лучше всего их рассматривать как идеализированные фигуры красивых женщин, которые могут лишь приблизительно отражать любого человека. Этот тип был более долговечным в венецианской живописи и был создан многими другими художниками; Пальма Веккьо , например, сделал их фирменным блюдом. [ 39 ]
Версии
[ редактировать ]
Есть несколько ранних повторений, которые могли быть выполнены Тицианом или его мастерской, или частично обоими. Версия из музея Нортона Саймона в Пасадене считается лучшей из версий, созданных в мастерской. Он также находился в коллекции Дориа Памфили с момента ее владения кардиналом Альдобрандини в начале 17 века до продажи в 1797–1798 годах во время французского революционного вторжения в Италию, когда большая часть итальянского искусства была продана, в основном англичанам, в ожидании в противном случае французы грабят его. Уильям Янг Оттли был первым покупателем, который привез его в Лондон и продал в 1801 году. [ 40 ]
Другая версия, которая была частью коллекций принца Сальвиати , Кристины Шведской и принца Одескальки, теперь принадлежит магнату недвижимости Люку Бругнаре . Эту Саломею также приписывали Порденоне и Джорджоне и, наконец, Тициану в конце 19 века; теперь считается версией для мастерской.
Другие композиции Саломеи и Юдифи
[ редактировать ]Тициан изобразил Саломею, по крайней мере, в одной более поздней композиции, 1550-х годов, с блюдом, держащим голову над ее головой ( Прадо ), возможно, используя свою дочь Лавинию в качестве модели. [ 41 ] Недавно появилась еще одна композиция, датируемая 1560-ми годами; по состоянию на 2012 год находится в Национальном музее западного искусства в Токио. [ 42 ]
Около 1570 года Тициан написал несомненную Юдифь с головой Олоферна ( Детройтский институт искусств ). [ 43 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Чилетти, 50 лет.
- ^ ДП. Официальный путеводитель Сафарика 1993 года называет ее « Юдифь с головой Олоферна (известного как Саломея )», но в 2022 году сайт музея назвал ее Саломеей . См. также ниже.
- ^ Яффе, 72 года.
- ^ Робертсон, 220; Хейл, 147 лет; Негинский, 96 цитирует его, 98–99; Фаломир
- ↑ Негинский, 96.
- ^ Хейл, 147; Робертсон, 219 лет
- ^ Данкельман, Марта Левин (апрель 1999 г.). «Невинная Саломея». Газета изящных искусств . 133 (1563): 173–80.
- ^ Нортон; Робертсон, 219 лет
- ^ Шафарик, 12
- ↑ Опять же, неизвестно, что это та же самая картина, но она одобрена Сафариком, по-видимому, Гарольдом Уэти и другими.
- ^ ДП
- ^ Шафарик, 12
- ^ Шафарик, 12
- ^ В том числе: Иоаннидес, 250; Шафарик, 12 лет, и Питер Хамфри в своем «Тициане » 2007 года, в котором оно указано как «Юдифь (?), около 1516 года».
- ^ Негинский, 96–98.
- ^ Панофский, цитируется по Негинскому, 96.
- ^ Фаломир
- ^ Шафарик, 12
- ^ Чилетти, 35–52 и особенно 45–52.
- ↑ Негинский, 96.
- ^ Иоаннидес, 250.
- ^ Робертсон, 219–220.
- ↑ Hall, 173–174, 181. Но есть исключения в обе стороны: Юдит без служанки, Саломея с одной. См. Иоаннид, 250 г.
- ^ Марк: 6, 21–18.
- ↑ Книга Юдифи , глава 13, 9–10: «После чего она вышла и отдала голову Олоферна своей служанке, которая положила ее в свой мешок с едой», а после их возвращения, 15: «Она вытащила голову из сумки и держал ее так, чтобы они могли ее увидеть.», онлайн
- ^ Хейл, 147; Яффе, 72 года
- ↑ Юдифь, Глава 10: «3 Там она сняла вретище, которое было на ней, и, сняв платье вдовы, вымылась вся, обильно умастилась благовониями, уложила волосы свои, обернула их тюрбаном и надела одежду радости она носила, когда был жив ее муж Манассия. 4 Она надевала на ноги свои сандалии, ожерелья, браслеты, кольца, серьги и все свои украшения и делала себя настолько красивой, что могла привлекать взгляд любого мужчины, который ее видел. "
- ↑ Негинский, 96.
- ^ Марка 6, 21–28: «И царь немедленно послал телохранителя и повелел ему принести голову Иоанна. И пошел, обезглавил его в темнице, и принес голову его на блюде. Он отдал ее девице, и девочка отдала его матери».
- ^ Робертсон, 219; ДП
- ^ Нортон
- ^ Робертсон, 219; Хейл, 147 лет; Страница Национальной галереи
- ^ Иоаннидес, 250.
- ↑ См. обсуждение ранней копии в Королевской коллекции : Королевская коллекция , «По мотивам Тициана (ок. 1488 – Венеция 1576), Тарквиния и Лукреции , ок. 1514–1515, панель, масло, RCIN 402681».
- ^ Яффе, 98 лет.
- ^ Яффе, 98 лет; Хейл, 162 года
- ^ Дом, 146–147.
- ^ Яффе, 96 лет; Хейл, 147
- ^ Яффе, 96 лет; Хейл, 146
- ^ Шафарик, 12; Нортон
- ^ Фаломир; Негинского, 99–100
- ^ Фаломир; Страница Национального музея западного искусства по их версии.
- ^ Страница Детройта
Ссылки
[ редактировать ]
- Чилетти, Елена, «Патриархальная идеология в ренессансной иконографии Юдит», в книге Мэрилин Мигель, Джулианы Скисари, ред., « Изображение женщины: перспективы гендера и итальянского Возрождения» , 1991, издательство Корнельского университета, ISBN 080149771X , 9780801497711, книги Google
- "ДП": Страница на сайте музея.
- Хейл, Шейла, Тициан, его жизнь , 2012, Harper Press, ISBN 978-0-00717582-6
- Холл, Джеймс, Словарь предметов и символов Холла в искусстве , 1996 (2-е изд.), Джон Мюррей, ISBN 0719541476
- Яффе, Дэвид (редактор), Тициан , Компания Национальной галереи / Йельский университет, Лондон, 2003 г., ISBN 1 857099036 (картина была добавлена к этой выставке поздно, без записи в каталоге как таковой)
- Иоаннидес, Павел, Тициан до 1518 года: Вознесение гения , 2001, издательство Йельского университета, ISBN 0300087217 , 9780300087215, книги Google
- Негинский, Розина, Саломея: образ женщины, которой никогда не было , 2014, Cambridge Scholars Publishing, ISBN 1443869627 , 9781443869621, книги Google
- «Нортон»: страница музея Нортона Саймона (вкладка «Информация об объекте» для информации о происхождении)
- Фаломира, Мигеля и Страница Прадо в их версии (отрывок из книги Фаломира, также охватывает две другие композиции)
- Робертсон, Джайлз, в книге Джейн Мартино (редактор), «Гений Венеции, 1500–1600» , 1983, Королевская академия художеств , Лондон (номер в каталоге 114).
- Сафарик, Эдуард А., Галерея Дориа Памфили, Шедевры: картины , Societa Arti Doria Pamphilj/Scala, 1993
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Панофски, Эрвин , Проблемы Тициана, в основном иконографические , 1969