Jump to content

Саломея (Тициан, Рим)

Саломея
Художник Тициан
Год в. 1515
Середина Холст, масло
Размеры 90 см × 72 см (35 × 28 дюймов)
Расположение Галерея Дориа Памфили , Рим

Саломея , или, возможно, Юдифь с головой Олоферна , — картина маслом, являющаяся ранней работой художника позднего Возрождения венецианского Тициана . Обычно считается, что она изображает Саломею с головой Иоанна Крестителя . Обычно оно датируется примерно 1515 годом и сейчас находится в галерее Дориа Памфили в Риме . Как и другие картины на эту тему, [ 1 ] Иногда считалось, что он изображает Юдифь с головой Олоферна , другого библейского эпизода, встречающегося в искусстве, изображающего женщину и отрубленную мужскую голову. [ 2 ] Исторически главную фигуру также называли Иродиадой , матерью Саломеи.

Эту картину , которую иногда приписывают Джорджоне , теперь обычно рассматривают как картину, в которой можно увидеть развитие личного стиля Тициана, с «чувством физической близости и вовлеченности зрителя», в котором «умелое обращение с податливым масляным материалом позволило художнику чтобы вызвать ощущение мягко закрученных волос на кремовой плоти». [ 3 ]

Эрвин Панофски предположил, что голова Иоанна Крестителя может быть автопортретом. [ 4 ] и возможно, что Тициан намекал на свою личную жизнь с моделью, предвосхищая Кристофано Аллори картину « Юдифь с головой Олоферна» (1613, Королевское собрание и другие версии), где отрубленная голова была автопортретом, а Юдифь и горничные портреты его бывшей любовницы и ее матери. [ 5 ] Модель, допускающая некоторую идеализацию, считается той же, что использовалась в дрезденских «Венере» (Джорджоне и Тициан, ок. 1510 г. ) и «Венере и Амуре» ( ок. 1510–1515 ). [ 6 ] Говорят, что примерно в это же время изображения Саломеи из пассивной превратились в более соблазнительную фигуру. [ 7 ]

Эта композиция многократно копировалась, по крайней мере в некоторых случаях мастерской Тициана. [ 8 ]

Саломея, Юдифь или Иродиада?

[ редактировать ]
Более светлое изображение, с более четким представлением фона, купидона и арматуры.

Возможное происхождение картины начинается в 1533 году с «Юдифи » Тициана, записанной в коллекции Альфонсо I д'Эсте, герцога Феррары , очень важного покровителя Тициана. Никакая другая сохранившаяся картина Тициана, похоже, не соответствует этому рекорду, поэтому, если это не та картина, которая сейчас находится в Риме, она должна быть потеряна. [ 9 ] В 1592 году внучка герцога Альфонсо, Лукреция д'Эсте (1535–1598), владела картиной, описанной как « Иродиада » (мать Саломеи). [ 10 ] Что, безусловно, картина Дориа Памфили принадлежала в 1603 году кардиналу Пьетро Альдобрандини, а затем перешла к его племяннице Олимпии Альдобрандини , вторым мужем которой был бывший кардинал Камилло Памфили ; с тех пор оно передалось по наследству через семью. [ 11 ] В 18 веке картину называли « Иродиада» , но многие иностранные посетители, увидевшие ее, записали, что главной фигурой была Юдифь. [ 12 ]

Если бы главной фигурой картины была Иродиада, традиционно считавшаяся главной инициатором заговора с целью казни Иоанна Крестителя, то молодая женщина рядом с ней должна была бы изображать ее дочь Саломею. [ 13 ] здесь показана как фигура, находящаяся в плену у своей более гламурной матери. Идентификация с Иродиадой, похоже, не имеет в последнее время сторонников, в отличие от Юдифи. [ 14 ]

В средневековом дополнении к легенде о Саломее говорилось, что помимо ненависти ее матери к Иоанну за его проповеди против нее, Саломея также была мотивирована разочарованной любовью к Иоанну, на которую мог ссылаться купидон. [ 15 ] Ее лицо отвернуто от его головы, но глаза смотрят на нее. Панофски описывает ее так: «Задумчивая, грустная и немного оцепеневшая, она словно отшатывается от лица святого Иоанна, который, однако, с непреодолимой силой притягивает к себе ее косые взгляды». Тем временем горничная «смотрит на героиню глазами верного пса, который чувствует и разделяет горе своего хозяина, не понимая его причины». [ 16 ] Таким образом, в пирамидальной группе фигур [ 17 ] взгляды текут от горничной слева вверх к Саломее в центре и вниз к Иоанну справа, чьи мертвые глаза закрыты.

Использование эротического очарования властных мужчин составляет суть обеих историй, но для церкви и современников Тициана Иродиада и Саломея были плохими, а Юдифь - героиней. [ 18 ] Обе истории входили в репертуар топоса «Власть женщины» , главным образом характерного для немецкого искусства того периода, но сюжеты которого также изображались в Италии. [ 19 ] Маленький Амур наверху арки усиливает эротизм обращения, предполагая либо страсть Саломеи к Иоанну, либо страсть Саломеи к Иоанну, либо страсть Саломеи к Иоанну. [ 20 ] (или подразумеваемое влечение Ирода к Саломее) или влечение Гольферна к Юдифи, [ 21 ] по выбору. Также было высказано предположение, что использование амуров на краеугольном камне арок было обычным явлением в общественных зданиях того периода в Венеции, что «подчеркивает официальный характер заключения и казни Святого Иоанна». [ 22 ]

Присутствие служанки обычно в изображениях Юдифи (вслед за « Книгой Юдифи» , где она упоминается), но не в изображениях Саломеи с головой Иоанна Крестителя . [ 23 ] С другой стороны, голова на блюде обычно связана с историей Саломеи и упоминается в Евангелии: [ 24 ] в то время как Юдит часто кладет свой мешок в мешок или носит за волосы, обе также следуя тексту своей истории. [ 25 ] Единственная прядь волос, падающая на лицо, считалась очень привлекательной и ассоциировалась с куртизанками, что, возможно, позволяет предположить, что речь действительно идет о Саломее. [ 26 ] хотя описано, что Джудит прилагает все усилия, чтобы соблазнительно одеться. [ 27 ]

На темном фоне слева видно фурнитуру вверху, между головами двух женщин, которую Панофски описывает как замок, хотя это также может быть петля. [ 28 ] Это отмечает вертикальный край зоны немного другим оттенком, возможно, показывая переход от двери к стене. То, что может быть железным прутом или верхом двери, находится слева от фурнитуры. Версия для Пасадены также демонстрирует примерку и изменение цвета. Это позволяет предположить, что на картинах изображены женщины, выходящие из темницы, где был убит Иоанн, чтобы вернуться с головой к голове на пир Ирода. Эта версия истории часто изображается в искусстве, хотя и не совсем соответствует Евангелию, в котором солдат представляет голова на блюде Ироду, который передает его Саломее, которая, в свою очередь, передает его своей матери. [ 29 ] В библейском тексте очень ясно говорится, что Олоферна убивают в его палатке в лагере, а сцена (редкая в искусстве), где Юдифь показывает голову жителям Вифилии, происходит ночью внутри городских ворот, поэтому фон картины трудно совместить с изображением Юдифи.

Атрибуция и дата

[ редактировать ]

Как и в случае с другими маленькими Тицианами 1510-х годов, атрибуция колебалась на протяжении веков, начиная с Тициана в ранних записях, но (почти неизбежно) становясь приписываемой Джорджоне к 19 веку, пока Кроу и Кавальказелле не приписали ее Иль Порденоне . К концу того же столетия большинство снова приписали его Тициану, и это мнение осталось обычным среди экспертов. [ 30 ]

Версия Музея Нортона Саймона приписывалась Тициану на продажах в Англии между 1801 и 1859 годами, но на продаже в Лондоне в 1891 году она была названа Джорджоне. [ 31 ]

Хотя дата около 1515 года долгое время была обычной точкой зрения, чисто по стилистическим соображениям, предположил, что это примерно Хоуп год 1511 Чарльз . движется от темного слева к светлому справа. [ 32 ] Некоторые также считают ее «Юдифью». [ 33 ]

Контекст

[ редактировать ]

Картина относится к двум различным типам живописи, встречающимся в венецианской живописи в годы доминирования Джорджоне, включая его посмертное влияние. Первый представляет собой ряд венецианских картин 1510-х годов, изображающих две или три поясные фигуры с близко расположенными головами, часто с загадочными выражениями лиц и взаимодействиями. Многие из них относятся к жанру «джорджонеск» или сюжетам- трони , где сюжеты анонимны. Тициана Но «Лукреция и ее муж» изображают конкретную тему, даже если мнения относительно сути показанной истории расходятся. [ 34 ] Его «Браво» может иметь конкретную тему; [ 35 ] оба они сейчас находятся в Вене. В «Влюбленных» ( Королевская коллекция ), вероятно, нет. Его «Деньги дани» (Дрезден, ок. 1516 г. ) имеют четкую тему, также из Нового Завета. [ 36 ]

Другой тип, к которому это относится, - это серия поясных женских фигур красавицы Тициана середины 1510-х годов. [ 37 ] в который также входят Лукреция и ее муж , а также отдельные фигуры Флоры в Уффици , [ 38 ] « Женщина с зеркалом» в Лувре , « Виоланта» и «Тщеславие» в Мюнхене. Большинство из них выглядят как портреты, и иногда их современники считали портретами ведущих венецианских куртизанок, но лучше всего их рассматривать как идеализированные фигуры красивых женщин, которые могут лишь приблизительно отражать любого человека. Этот тип был более долговечным в венецианской живописи и был создан многими другими художниками; Пальма Веккьо , например, сделал их фирменным блюдом. [ 39 ]

Версия в музее Нортона Саймона (1550-е гг.)

Есть несколько ранних повторений, которые могли быть выполнены Тицианом или его мастерской, или частично обоими. Версия из музея Нортона Саймона в Пасадене считается лучшей из версий, созданных в мастерской. Он также находился в коллекции Дориа Памфили с момента ее владения кардиналом Альдобрандини в начале 17 века до продажи в 1797–1798 годах во время французского революционного вторжения в Италию, когда большая часть итальянского искусства была продана, в основном англичанам, в ожидании в противном случае французы грабят его. Уильям Янг Оттли был первым покупателем, который привез его в Лондон и продал в 1801 году. [ 40 ]

Другая версия, которая была частью коллекций принца Сальвиати , Кристины Шведской и принца Одескальки, теперь принадлежит магнату недвижимости Люку Бругнаре . Эту Саломею также приписывали Порденоне и Джорджоне и, наконец, Тициану в конце 19 века; теперь считается версией для мастерской.

Другие композиции Саломеи и Юдифи

[ редактировать ]

Тициан изобразил Саломею, по крайней мере, в одной более поздней композиции, 1550-х годов, с блюдом, держащим голову над ее головой ( Прадо ), возможно, используя свою дочь Лавинию в качестве модели. [ 41 ] Недавно появилась еще одна композиция, датируемая 1560-ми годами; по состоянию на 2012 год находится в Национальном музее западного искусства в Токио. [ 42 ]

Около 1570 года Тициан написал несомненную Юдифь с головой Олоферна ( Детройтский институт искусств ). [ 43 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Чилетти, 50 лет.
  2. ^ ДП. Официальный путеводитель Сафарика 1993 года называет ее « Юдифь с головой Олоферна (известного как Саломея )», но в 2022 году сайт музея назвал ее Саломеей . См. также ниже.
  3. ^ Яффе, 72 года.
  4. ^ Робертсон, 220; Хейл, 147 лет; Негинский, 96 цитирует его, 98–99; Фаломир
  5. Негинский, 96.
  6. ^ Хейл, 147; Робертсон, 219 лет
  7. ^ Данкельман, Марта Левин (апрель 1999 г.). «Невинная Саломея». Газета изящных искусств . 133 (1563): 173–80.
  8. ^ Нортон; Робертсон, 219 лет
  9. ^ Шафарик, 12
  10. Опять же, неизвестно, что это та же самая картина, но она одобрена Сафариком, по-видимому, Гарольдом Уэти и другими.
  11. ^ ДП
  12. ^ Шафарик, 12
  13. ^ Шафарик, 12
  14. ^ В том числе: Иоаннидес, 250; Шафарик, 12 лет, и Питер Хамфри в своем «Тициане » 2007 года, в котором оно указано как «Юдифь (?), около 1516 года».
  15. ^ Негинский, 96–98.
  16. ^ Панофский, цитируется по Негинскому, 96.
  17. ^ Фаломир
  18. ^ Шафарик, 12
  19. ^ Чилетти, 35–52 и особенно 45–52.
  20. Негинский, 96.
  21. ^ Иоаннидес, 250.
  22. ^ Робертсон, 219–220.
  23. Hall, 173–174, 181. Но есть исключения в обе стороны: Юдит без служанки, Саломея с одной. См. Иоаннид, 250 г.
  24. ^ Марк: 6, 21–18.
  25. Книга Юдифи , глава 13, 9–10: «После чего она вышла и отдала голову Олоферна своей служанке, которая положила ее в свой мешок с едой», а после их возвращения, 15: «Она вытащила голову из сумки и держал ее так, чтобы они могли ее увидеть.», онлайн
  26. ^ Хейл, 147; Яффе, 72 года
  27. Юдифь, Глава 10: «3 Там она сняла вретище, которое было на ней, и, сняв платье вдовы, вымылась вся, обильно умастилась благовониями, уложила волосы свои, обернула их тюрбаном и надела одежду радости она носила, когда был жив ее муж Манассия. 4 Она надевала на ноги свои сандалии, ожерелья, браслеты, кольца, серьги и все свои украшения и делала себя настолько красивой, что могла привлекать взгляд любого мужчины, который ее видел. "
  28. Негинский, 96.
  29. ^ Марка 6, 21–28: «И царь немедленно послал телохранителя и повелел ему принести голову Иоанна. И пошел, обезглавил его в темнице, и принес голову его на блюде. ​​Он отдал ее девице, и девочка отдала его матери».
  30. ^ Робертсон, 219; ДП
  31. ^ Нортон
  32. ^ Робертсон, 219; Хейл, 147 лет; Страница Национальной галереи
  33. ^ Иоаннидес, 250.
  34. См. обсуждение ранней копии в Королевской коллекции : Королевская коллекция , «По мотивам Тициана (ок. 1488 – Венеция 1576), Тарквиния и Лукреции , ок. 1514–1515, панель, масло, RCIN 402681».
  35. ^ Яффе, 98 лет.
  36. ^ Яффе, 98 лет; Хейл, 162 года
  37. ^ Дом, 146–147.
  38. ^ Яффе, 96 лет; Хейл, 147
  39. ^ Яффе, 96 лет; Хейл, 146
  40. ^ Шафарик, 12; Нортон
  41. ^ Фаломир; Негинского, 99–100
  42. ^ Фаломир; Страница Национального музея западного искусства по их версии.
  43. ^ Страница Детройта
  • Чилетти, Елена, «Патриархальная идеология в ренессансной иконографии Юдит», в книге Мэрилин Мигель, Джулианы Скисари, ред., « Изображение женщины: перспективы гендера и итальянского Возрождения» , 1991, издательство Корнельского университета, ISBN   080149771X , 9780801497711, книги Google
  • "ДП": Страница на сайте музея.
  • Хейл, Шейла, Тициан, его жизнь , 2012, Harper Press, ISBN   978-0-00717582-6
  • Холл, Джеймс, Словарь предметов и символов Холла в искусстве , 1996 (2-е изд.), Джон Мюррей, ISBN   0719541476
  • Яффе, Дэвид (редактор), Тициан , Компания Национальной галереи / Йельский университет, Лондон, 2003 г., ISBN   1 857099036 (картина была добавлена ​​к этой выставке поздно, без записи в каталоге как таковой)
  • Иоаннидес, Павел, Тициан до 1518 года: Вознесение гения , 2001, издательство Йельского университета, ISBN   0300087217 , 9780300087215, книги Google
  • Негинский, Розина, Саломея: образ женщины, которой никогда не было , 2014, Cambridge Scholars Publishing, ISBN   1443869627 , 9781443869621, книги Google
  • «Нортон»: страница музея Нортона Саймона (вкладка «Информация об объекте» для информации о происхождении)
  • Фаломира, Мигеля и Страница Прадо в их версии (отрывок из книги Фаломира, также охватывает две другие композиции)
  • Робертсон, Джайлз, в книге Джейн Мартино (редактор), «Гений Венеции, 1500–1600» , 1983, Королевская академия художеств , Лондон (номер в каталоге 114).
  • Сафарик, Эдуард А., Галерея Дориа Памфили, Шедевры: картины , Societa Arti Doria Pamphilj/Scala, 1993

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2592a6024de3f930b0b77260860e9bbd__1717965720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/bd/2592a6024de3f930b0b77260860e9bbd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Salome (Titian, Rome) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)