Портрет кардинала Алессандро Фарнезе (Тициан)
Портрет кардинала Алессандро Фарнезе | |
---|---|
![]() | |
Художник | Тициан |
Год | в. 1545 – 46 |
Середина | холст, масло |
Расположение | Музей Каподимонте , Неаполь |
Портрет кардинала Алессандро Фарнезе ок . 1545–1546 гг. в три четверти работы Холст, масло. Портрет Алессандро Фарнезе Младшего (1520–1589) Тициана , сейчас находится в Национальном музее Каподимонте в Неаполе. [1]
Его герой изображен перед зеленым занавесом, в кардинальском одеянии и с перчатками в правой руке (аксессуар, более обычный на портретах джентльменов и дворян, чем священнослужителей). [2] [1] Его изображение здесь похоже на изображение в «Папе Павле III и его внуках» , поскольку эти две работы расположены близко друг к другу по дате. [1]
Провенанс
[ редактировать ]Ни в одном из сохранившихся источников не упоминается, как, когда и кем была заказана эта работа. [1] Его предметом был крупный покровитель искусств и главный посредник между Тицианом и семьей Фарнезе , сначала заказавший у него «Портрет Рануччо Фарнезе» , показывающий младшего брата Алессандро, затем «Портрет Папы Павла III» и, наконец, « Даная» для своих личных комнат. [1] сделал кардиналом Сант-Анджело-ин-Форо-Писциум в возрасте всего четырнадцати лет Затем Тициан был вызван к папскому двору в Риме, где он, вероятно, получил и выполнил заказ на портрет Алессандро, которого в 1534 году Папа Павел III . [1] На реверсе работы находится серая сургучная печать с изображением семейной лилии Фарнезе , первоначальным инвентарным номером «66» и надписью « CSANGLO », относящейся к титулу, который подданный получил после того, как стал кардиналом. [1]
в Риме 1641 и 1644 годов В описях Палаццо Фарнезе упоминается работа, которая с 1663 года отправилась вместе со всеми другими Тицианами из коллекции Фарнезе в герцогство Парма и Пьяченца . [3] В «Эмилио» он упоминался в каталоге как «портрет кардинала Сант-Анджело на холсте в три четверти», приписываемый Тициану и получивший каталожный номер 66. [3] Как и все другие Тицианы в коллекции Фарнезе, он затем был упомянут в описях Палаццо дель Джардино в Парме в 1680 году, прежде чем был выбран как одна из работ, «достойных» перемещения в новые галереи Палаццо делла Пилотта . также в Парме. [3] Копия художника из круга Тициана была записана в Палаццо Фарнезе в Риме (инв. № 33), а затем пошла по траектории, аналогичной оригинальной работе, и была записана в Палаццо дель Джардино в Парме (инв. № 228). затем в Палаццо делла Пилотта в Парме (инв. № 290), затем в Неаполе и, наконец, в Реджиа ди Казерта , где она и висит сейчас.
В 1734 году оригинальная работа и остальная часть коллекции Фарнезе были унаследованы последней наследницей семьи Элизабеттой Фарнезе , которая затем передала ее своему сыну Чарльзу - таким образом, она была перевезена вместе с большей частью коллекции из Эмилио в Неаполь. [3] Он был разграблен французскими войсками в 1799 году во время создания Партенопийской республики . Фердинанд IV послал Доменико Венути на поиски произведений искусства, вывезенных из Неаполя, а также новых пополнений его коллекций. Венути нашел портрет в Риме в 1800 году в ожидании отправки во Францию и вернул его себе, хотя по возвращении в Неаполь он был повешен не в Каподимонте, а во дворце Франкавилла . [3] Это означало, что он оставался в Неаполе в течение десяти лет французского правления, начиная с 1805 года, в отличие от других Тицианов из его коллекции, которые Фердинанд взял с собой при бегстве в Палермо . [3]
Затем его регистрировали как висевшего в Неаполитанском Палаццо Реале до 1831 года, когда он вернулся в новый Настоящий музей Борбонико в Палаццо дельи Студи (в котором сейчас находится Национальный археологический музей Неаполя ), где его называли «портретом Кардинал Сантанджело держит перчатки, картина Тициано Вечеллио». [3] В конце XIX века некоторые критики сомневались, что это работа Тициана с автографом из-за плохой сохранности, в которую она попала, но консервационные работы в 1990-х годах восстановили оригинальные пигменты, в том числе зеленый занавес и свечение на стене. слева от работы, показывая, что они полностью гармонируют с работами, определенно созданными во время краткого пребывания Тициана в Риме. [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час (на итальянском языке) А.А. В.В., Тициан и придворный портрет из Рафаэля Карраччи , Неаполь, Эдитрис Электа, 2006, ISBN 978-8851003364, стр. 152
- ^ (на итальянском языке) Museo di Capodimonte , Touring Club Italiano, 2004, стр. 28
- ^ Jump up to: а б с д и ж г (на итальянском языке) А.А. ВВ., Фарнезе. Искусство и коллекционирование , Милан, Эдитрис Электа, 1995, ISBN 978-8843551323, стр. 214-216.
Библиография (на итальянском языке)
[ редактировать ]- Путеводитель по Национальному музею Каподимонте , Эдитрис Электа (2006 г.)
- АА. ВВ., Фарнезе. Искусство и коллекционирование , Милан, Эдитрис Электа, 1995, ISBN 978-8843551323.
- АА. В.В., Тициан и придворный портрет от Рафаэля до Карраччи , Неаполь, Эдитрис Электа, 2006, ISBN 978-8851003364.