Пьета (Тициан)
Сострадание | |
---|---|
![]() | |
Художник | Тициан |
Год | 1575–1576 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 389 см × 351 см (153 × 138 дюймов) |
Расположение | Галереи Академии, Венеция |
« Пьета » — одна из последних картин итальянского мастера-художника Тициана , и в своем окончательном расширенном состоянии она осталась незавершенной после его смерти в 1576 году, и ее должен был завершить Пальма Джоване . Тициан намеревался повесить ее над своей могилой, а два этапа росписи должны были сделать так, чтобы она поместилась в двух разных церквях. Сейчас он находится в Галерее Академии в Венеции .
Картина — последняя картина Тициана, оставшаяся незавершенной после его смерти. Надпись в нижней части картины сообщает, что она была закончена Пальмой Джоване, чье вмешательство, кажется, было сведено к минимуму и старалось соответствовать собственному стилю Тициана. [ 1 ] Минималистский взгляд на области, над которыми он работал, состоит в том, что они «ограничивались ангелом с факелом и подкраской тимпана каменного храма». [ 2 ] но статую Святой Елены и плащ Иеронима также подозревают в том, что они демонстрируют его руку, и, возможно, он подправил архитектуру в более общем плане. [ 3 ]
Картина входит в группу характерного позднего стиля Тициана, который полностью начинается примерно в 1570 году, хотя тенденции, наблюдаемые в более ранних работах, продолжаются еще в середине 1550-х годов. Он часто хранил картины в студии в течение длительного периода времени, некоторые из них, вероятно, были незакончены на момент его смерти в 1576 году. Его манера письма становится смелой, но неточной и импрессионистической, и над ней много раз работали, как записано в известном описании Пальмы Джоване. [ 4 ] Различие между формами и пространством между ними почти исчезает, и «Формы возникают, как призраки, из окружающей тьмы, а масса сводится к мерцающему узору цвета и света. В последние годы Тициана только эти элементы имели реальность. " [ 5 ]
Существует давний спор о том, какие из произведений 1570-х годов были завершены и кем. В этом случае известно, что основная группа Пьеты в ее первой форме была поставлена Тицианом как законченная, а полная развернутая композиция была завершена Пальмой Джоване. Другими важными картинами 1570-х годов являются «Тарквиний и Лукреция» , поставленная в 1571 году, « Святой Иероним» , поставленная в 1575 году, « Снятие кожи с Марсия» , «Смерть Актеона» , Эрмитажа из «Святой Себастьян» и «Терновое венчание» в Мюнхене. все они, вероятно, находились в его студии в момент его смерти. [ 6 ]
Описание
[ редактировать ]Оригинальная композиция, гораздо меньшего размера, показывающая только две основные фигуры стандартного сюжета Пьеты в христианском искусстве, состоящего из Девы Марии, держащей мертвое тело Христа, была расширена после завершения и доставки (см. Ниже). [ 7 ]
Позади центральных фигур теперь находится большая маньеристская . эдикула или ниша, окруженная статуями, стоящими на постаментах, на которых вырезаны гигантские львиные головы Вдоль вершины сломанного фронтона шесть пылающих ламп дают тусклый свет, еще одна полускрытая в центре, с растительностью вокруг них, возможно, «фиговыми листьями грехопадения человека». [ 8 ] В левом верхнем углу можно увидеть участок темного неба. Три массивных блока, похожих на краеугольный камень, в центре опускаются ниже нижней части фронтона, что является типичной чертой маньеристской архитектуры Джулио Романо и его последователей. Говорят, что эти три блока символизируют Святую Троицу . [ 9 ] или «Христос как основание веры». [ 10 ]
Фигура, которая является либо Никодимом Евангелий, либо, как обычно думают сегодня, святым Иеронимом , приближается к Христу на коленях и протягивает руку, чтобы коснуться его руки. [ 11 ] Принято считать, что это автопортрет Тициана. [ 12 ] Слева стоят и завершают прямоугольный треугольник человеческих фигур, [ 13 ] Это Мария Магдалина , которая в отличие от других фигур кажется находящейся в движении. То ли она только что прибыла на место происшествия, то ли в ужасе мчится прочь, неясно. [ 14 ]
Две статуи по бокам большой ниши на заднем плане — это Моисей слева и Геллеспонтинская Сивилла справа, обе идентифицированы по надписям на постаментах. Считалось, что Сивилла предсказала пришествие Христа и его распятие, и обычно ее изображают с книгой. В некоторых источниках фигура женщины идентифицируется как Святая Елена, которая связана с обретением истинного креста, но это не одна и та же женщина. [ 15 ] Различия между изображением и надписью привели к разным отождествлениям.
Путто - ангел с пылающим факелом освещает сцену, темную и явно происходящую ночью. В частности, его факел открывает золотую мозаику в полукуполе ниши, где в центре пеликан кормит своих детенышей, клюя собственную грудь, чтобы пролить кровь, - явление, в которое верили с классических времен в традиционной зоологии и которое стало обычным явлением. визуальный символ Страстей Христовых и их искупительного воздействия на человека. [ 16 ]
небольшое изображение ex voto В правом нижнем углу у основания правой статуи прислонено . На нем изображены двое мужчин, стоящих на коленях в молитве перед Пьетой , парящей в воздухе. Согласовано, что они представляют Тициана и его сына Орацио, вероятно, молящихся об избавлении от чумы, которая фактически убила их обоих. [ 17 ] через год после прибытия в Венецию. [ 18 ] Позади картины, частично скрытый ею, находится небольшой щит с гербом Тициана. [ 19 ] В левом нижнем углу еще один молодой ангел берет в руки урну, возможно, атрибут Магдалины - сосуд с миром.
История
[ редактировать ]Тициан всегда намеревался быть похороненным в церкви Пьеве-ди-Кадоре , где он был крещен. [ 20 ] Он часто посещал деревню, расположенную на окраине венецианской территории в горах, примерно в 110 км к северу от города, хотя уехал из деревни в Венецию более чем за 75 лет до своей смерти в 1576 году. [ 21 ] Примерно в 1572 году серия ссор с местными властями и его родственниками заставила его изменить свое мнение и спланировать захоронение в большой францисканской церкви Фрари в хранились два его важных ранних шедевра - Ассунта Венеции, где на главном алтаре . и алтарь Пезаро на боковой стене, [ 22 ] почти напротив предполагаемого места. [ 23 ]
Он выбрал место в часовне со знаменитым распятием и сделал для него Пьету , подарив ее церкви. Он думал, что у него есть договоренность с монахами, но выяснилось, что они не передвинут распятие, и повесили картину в другой часовне. Тициан был в ярости и в конце концов добился того, чтобы папский нунций в Венеции приказал монахам вернуть ему картину указом от 1 марта 1575 года. Теперь Тициан планировал снова похоронить в церкви в Пьеве-ди-Кадоре вместе с картиной. над главным алтарем, и как только картина вернулась в его мастерскую, он расширил ее, чтобы она соответствовала тамошнему пространству. [ 24 ]
В 1576 году Тициан умер в разгар крупной эпидемии чумы , за которой через несколько дней умер его сын Орацио, и было невозможно организовать транспортировку тела в Кадоре. По крайней мере, его не похоронили в одной из братских могил, используемых для большинства умерших, а тихо перенесли во Фрари и похоронили там. Картина, вероятно, была бы доставлена Кадоре, если бы Орацио пережил чуму, но после его смерти право собственности на имение Тициана было оспорено между различными наследниками, и оно осталось в Венеции. [ 25 ]
Картина была закончена Пальмой Джоване; кажется, он получил ее только через несколько лет после смерти Тициана, а затем несколько лет хранил ее в своей мастерской. Он добавил надпись под Христом, отражающую его вклад. Только после смерти Пальмы в 1628 году она наконец повисла в церкви, но это была церковь Святого Анджело в Венеции, закрытая в 1810 году и снесенная в 1837 году. [ 26 ] Он поступил в Галерею Академии в 1814 году. [ 27 ] Картина появилась во Фрари, поскольку является одной из пяти религиозных картин Тициана, представленных в мраморных рельефах на большом памятнике ему, установленном в церкви в 19 веке, в часовне, где картина должна была висеть. . [ 28 ]
Соответствие местоположению
[ редактировать ]Во Фрари картину предполагалось повесить в Капелле ди Крочефиссо («Часовня Распятия»), где был похоронен Тициан и где сейчас стоит его памятник. Как и его гораздо более ранний шедевр, « Алтарь Пезаро» , который располагался по диагонали через церковь, картина была предназначена для того, чтобы ее могли рассматривать проходящие мимо люди, проходящие через огромную церковь, а также те, кто останавливается перед ней. Те, кто входил сзади и двигался вперед, проходили мимо картины на втором алтаре справа и видели треугольник фигур, заканчивающийся в Марии Магдалине. Действительно, она смотрит и грубо жестикулирует в направлении алтаря Пезаро , расположенного дальше по церкви на другой стороне, в то время как статуи, обе смотрящие влево под более острым углом, рассматриваются как указывающие путь к Ассунте на высокий алтарь. [ 29 ]
Расширение картины до размеров Кадоре (см. ниже) затронуло каждый край картины. К исходным двум полосам холста, сшитым вместе, были добавлены еще пять: одна по всей верхней части, две по бокам, более тонкая полоса внизу и небольшой кусочек в правом нижнем углу. [ 30 ]
Анализ
[ редактировать ]По мнению Тома Николса, «драматизация Тицианом противоречивых эмоций тех, кто становится свидетелем смерти Христа, придает его картине мрачную выразительную силу. Его фокус фактически разрушает обычное формальное единство, ожидаемое от пиеты, изолируя ее главных героев друг от друга, чтобы подорвать более абстрактные возможности. эстетической гармонии или более четкого богословского значения». [ 31 ]
Пьета , также первоначально была необычным предметом в Венеции, и выбор Тициана ее, вероятно, связан со Микеланджело » «Флорентийской Пьетой предназначавшейся для украшения могилы художника, с автопортретом в образе Никодима. [ 32 ] На протяжении всей карьеры Тициана он отражал идеал , или аргумент о превосходстве в искусстве, в работах, утверждающих превосходство живописи над скульптурой, в живописи Венеции над Флоренцией , и «нетрудно прочитать радикально живописное качество его Мадонны с Младенцем». как последняя попытка победить своего великого соперника». [ 33 ] Эрвин Панофски предпочитает рассматривать это как «соперничество на протяжении всей жизни, состоящее из взаимного уважения и противостояния, закончилось тем, что выживший отдал дань уважения своему несуществующему антагонисту - и оказал честь обоим». [ 34 ]
Есть также элементы, восходящие к мастеру Тициана Джованни Беллини , например, мозаичный полукупол, который можно увидеть в алтаре Сан-Джоббе Беллини ок. 1487 г., теперь также в Академии. [ 35 ]
По словам Сиднея Дж. Фридберга , это «не столько картина о христианской смерти и трагедии, сколько великолепное и страстное утверждение как искусства, так и жизни. Ее истинный главный герой — Магдалина, выделяющаяся в сиянии зеленого цвета на фоне с золотыми вкраплениями». которая выходит из картины в реальный мир, кричащая, осязаемая, величественная и единая с нами в жизни. Она иллюстрирует крик горя, но производит эффект провозглашения победы. [ 36 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Яффе, 153; Розанд, 59 лет
- ↑ Академия, 180.
- ^ Яффе, 153; Розанд, 58–59 лет.
- ^ Стир, 138–144.
- ^ Стир, цитирование: 144; Яффе, 59 лет
- ^ Стир, 144; Яффе, 27–28, 151–153, 164, 166, 172, 178.
- ^ Яффе, 153; Хейл, 704–705, 720–721.
- ^ Дом, 721
- ^ Дом, 721
- ^ Николс, 8. На самом деле они кажутся скорее помехой, чем поддержкой структурной прочности ниши. Быстрая и свободная игра Тициана с классической архитектурной лексикой демонстрируется набором гутт под центральным камнем, что является нарушением архитектурного этикета, не встречавшегося до XIX века.
- ^ Николс, 7; Иосиф из Аримафеи Был предложен , но в Евангелиях он описан как богатый человек, что здесь не соответствует его одежде. Розанд, 60 лет
- ^ Яффе, 158; Хейл, 722 года; Николс, 8; Розанд, 60–61 лет.
- ^ Розанд, 61 год.
- ^ Николс, 7 думает, что последнее
- ^ Розанд, 60 лет; Хейл, 721–722; Accademia, 180. Jaffé, 153 идентифицирует эту фигуру как Святую Елену , что из-за присутствующего на изображении креста было бы правдоподобным, если бы не было надписи, относящейся к сивилле.
- ^ Розанд, 60 лет; Хейл, 721 (не очень точно)
- ^ Хейл, 722; Розанд, 60 лет
- ^ Хейл, 708–723; Николс, 8
- ^ Дом, 722
- ^ Дом, 704
- ^ Дом, 3, 14–15.
- ^ Хаус, 691–693, 705.
- ^ Розанд, 61 год.
- ^ Хейл, 705; Розанд, 57 лет
- ↑ Хаус, 722–723.
- ^ Николс, 11; Поздний Тициан и чувственность живописи , 310 год по церковным датам.
- ↑ Академия, 180.
- ^ фото ; копия Пьеты вверху слева.
- ^ Розанд, 60–61; Николс, 10–11
- ^ Дом, 721
- ^ Николс, 7
- ^ Николс, 9; Розанд, 60 лет
- ^ Николс, 9 цитируется; Розанд, 60–61 лет.
- ^ Цитируется Розанд, 60 лет.
- ^ Розанд, 59 лет; Николс, 7–8; Академии, 89 за живопись
- ^ Фридберг, 518
Ссылки
[ редактировать ]- «Академия»: Непи Скире, Джованна и Валкановер, Франческо, Галереи Академии Венеции , Электа, Милан, 1985, ISBN 8843519301
- Фридберг, Сидней Дж. Живопись в Италии, 1500–1600 гг. , 3-е изд. 1993, Йель, ISBN 0300055870
- Хейл, Шейла, Тициан, его жизнь , 2012, Harper Press, ISBN 978-0-00717582-6
- Яффе, Дэвид (редактор), Тициан , Компания Национальной галереи / Йельский университет, Лондон, 2003 г., ISBN 1 857099036
- Николс, Том, Тициан и конец венецианского Возрождения , 2013, Reaktion Books, ISBN 1780232276 , 9781780232270, книги Google
- Розанд, Дэвид , Живопись в Венеции шестнадцатого века: Тициан, Веронезе, Тинторетто , 2-е изд. 1997 г., Кембриджский университет ISBN 0521565685
- Стир, Джон , Венецианская живопись: краткая история , 1970, Лондон: Темза и Гудзон (Мир искусства), ISBN 0500201013
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Академией — Пьета Тициана на Викискладе?
- Видео Академии Хана о картине