Пьетро Аретино
Пьетро Аретино | |
---|---|
Рожденный | 19 или Ареццо , Флорентийская республика (современная Тоскана , Италия) | 20 апреля 1492 г.
Умер | 21 октября 1556 г. Венеция , Венецианская республика (современный Венето , Италия) | ( 64 года
Занятие |
|
Пьетро Аретино (англ. США : / ˌ ɑːr ɪ ˈ t iː n oʊ , ˌ ær -/ , [1] [2] Итальянский: [ˈpjɛːtro areˈtiːno] ; 19 или 20 апреля 1492 г. [3] — 21 октября 1556) — итальянский писатель, драматург, поэт, сатирик и шантажист , оказавший влияние на современное искусство и политику. Он был одним из самых влиятельных писателей своего времени и откровенным критиком сильных мира сего. [4] Благодаря его связям и симпатиям к религиозным реформаторам он считается никодемитом протестантом- . [5] [6] [7] [8]
Жизнь
[ редактировать ]Его отцом был Лука Дель Тура, сапожник из Ареццо в Тоскане , Италия, который бросил свою семью, чтобы присоединиться к ополчению. Позже отец вернулся в Ареццо и, наконец, умер в бедности в возрасте 85 лет, не прощенный сыном, который так и не признал отцовское имя, взяв Аретино (что означает «Арретин из Ареццо») в качестве фамилии.
Его матерью была Маргарита, известная как Тита Бончи. Либо до, либо после оставления (неизвестно, какого) она вступила в длительные отношения с местным дворянином Луиджи Баччи, который поддерживал Титу, Пьетро и двух его сестер и воспитывал Пьетро как часть своей собственной семьи. [9]
Аретино провел десятилетие становления в Перудже, прежде чем его очень рекомендовали отправить в Рим. Там его взял под свою опеку Агостино Киджи , богатый банкир и покровитель Рафаэля .
Когда в 1516 году умер слон Ханно , домашний любимец Папы Льва X , Аретино написал сатирическую брошюру под названием «Последняя воля и завещание слона Ханно». Фиктивное завещание ловко высмеивало ведущих политических и религиозных деятелей Рима того времени, включая самого Папу Льва X. Брошюра имела такой успех, что положила начало карьере Аретино и сделала его известным сатириком, впоследствии известным как «Бич принцев».
Аретино процветал, живя впроголодь как прихлебатель в грамотном кругу своего покровителя, оттачивая свои сатирические таланты на сплетнях политики и Папской курии и превращая грубую римскую паскинаду в рапирное оружие сатиры, пока его Шестнадцать непристойных Sonetti Lussuriosi («Сонеты похоти»), написанные в дополнение к изысканно красивой, но совершенно порнографической серии рисунков Джулио Романо , выгравированных Маркантонио Раймонди под заголовком «I Modi», в конце концов вызвали такое возмущение, что ему пришлось временно бежать из Рима.
После смерти Льва в 1521 году его покровителем стал кардинал Джулио Медичи , чьи конкуренты на папский престол ощутили на себе жало непристойной плети Аретино. Введение в должность голландского папы Адриана VI ( «la tedesca tigna», по словам Пьетро), вместо этого побудило Аретино искать новых покровителей вдали от Рима, в основном у Федерико II Гонзаги в Мантуе и у кондотьера Джованни де Медичи («Джованни делле Банде»). Нере»). Избрание его старого покровителя Медичи Папой Климентом VII отправило его ненадолго обратно в Рим, но угрозы смертью и покушение на убийство со стороны одной из жертв его пера, епископа Джованни Джиберти , в июле 1525 года [10] заставил его странствовать по северной Италии на службе у различных дворян, отличавшихся остроумием, смелостью, блестящими и легкими талантами, пока в 1527 году он не поселился на постоянной основе в Венеции , антипапском городе Италии, «центре всех пороков». – с удовольствием отметил Аретино.
Он был любителем мужчин и с рождения объявил себя «содомитом». В письме к Джованни Медичи, написанном в 1524 году, Аретино приложил сатирическое стихотворение, в котором говорилось, что из-за внезапного помешательства он «влюбился в кухарку и временно перешел из мальчиков в девочек...» (« Мой дорогой мальчик »). [11] В своей комедии «Марескалько » главный герой очень рад узнать, что женщина, на которой его заставили жениться, на самом деле является замаскированным мальчиком-пажем. Находясь при дворе в Мантуе, он влюбился в молодого человека по имени Бьянкино и рассердил герцога Федерико просьбой выступить перед мальчиком от имени писателя. [12]
Находясь в безопасности в Венеции, Аретино стал шантажистом, вымогая деньги у людей, которые искали его руководства в пороке. Он «держал все, что было известно в Италии, в своего рода осадном положении», [13] по оценке Джейкоба Буркхардта . Франциск I Французский и Карл V отправили его на пенсию одновременно, надеясь каждый на какой-то ущерб репутации другого. «Остальные его отношения с великими — просто нищенство и вульгарное вымогательство», — по мнению Буркхардта. Аддисон заявляет, что «он положил под залог половину Европы». [14]
Говорят, что Аретино умер от удушья из-за « слишком многого смеха ». [15] Более приземленная правда может заключаться в том, что он умер от инсульта или сердечного приступа. [16]
Сочинения
[ редактировать ]Его литературный талант, его ясный и блестящий стиль, его разнообразное наблюдение за людьми и вещами сделали бы его выдающимся писателем при любых обстоятельствах, хотя он и был лишен способности создать подлинное произведение искусства, такое как настоящая драматическая комедия. ; и к самой грубой, как и самой утонченной злобе, он добавил гротескное остроумие, столь блестящее, что в некоторых случаях оно не уступает остроумию Рабле.
- Якоб Буркхардт , Цивилизация Возрождения в Италии , 1860.
Помимо священных и светских текстов – сатира на высокопарные эпохи Возрождения неоплатонические диалоги разворачивается в борделе – и таких комедий, как «Кортиджана» и «Талант» , Аретино запомнился прежде всего своими письмами, полными литературной лести, которая могла превратиться в шантаж . Они широко распространялись в рукописях, и он собирал их и время от времени публиковал, завоевывая столько же врагов, сколько и славу, и заслужил опасное прозвище, которое дал ему Ариосто : flagello dei principi («бич князей»). В 1559 году, через три года после смерти Аретино, все его творчество было внесено в папский « Индекс запрещенных книг» .
«Кортиджано» — это блестящая пародия на Кастильоне » «Кортеджано , в которой рассказывается о приключениях сиенского джентльмена мессера Мако, который едет в Рим, чтобы стать кардиналом . Он тоже хотел бы завоевать себе любовницу, но когда он влюбляется в девушку, которую видит в окне, он понимает, что только как придворный он сможет завоевать ее. В насмешку над советом Кастильоне о том, как стать идеальным придворным, шарлатан начинает учить мессера Мако, как вести себя придворным: он должен научиться обманывать и льстить, а также часами сидеть перед зеркалом.
Изображения художников
[ редактировать ]Аретино был близким другом Тициана . [17] [18] написавший свой портрет трижды : портрет 1527 года в Художественном музее Базеля , [19] портрет 1537 года в коллекции Фрика , [20] и портрет 1545 года во дворце Питти . [21] Люба Фридман цитирует четвертый портрет, датированный «не позднее 1535 года», но Ксавье Ф. Саломон , главный хранитель коллекции Фрика , пишет, что «нет никаких доказательств того, что он когда-либо существовал». [22] Тициан также изобразил Аретино в роли Понтия Пилата в своей картине «Ecce Homo». [23] в истории искусств Музее в Вене . [24] «как безымянный солдат в толпе» в « Альфонсо д'Авалосе, обращающемся к своим войскам », в музее Прадо , Мадрид , [25] и рядом с автопортретом в « Ла Глории », тоже в Прадо. [26] Климент VII сделал Аретино рыцарем Родоса , а Юлий III назвал его рыцарем Святого Петра, но цепочка, которую он носит на своем портрете 1545 года, возможно, была просто украшением. В своих письмах к покровителям, предназначенных исключительно для публикации, Аретино часто добавлял словесный портрет к нарисованному Тицианом.
Тициан был далеко не единственным художником, изобразившим Аретино. «Вероятно, ни одна другая знаменитость чинкученто не воспроизводила свой образ так часто и в таком количестве средств массовой информации: картины, фрески, скульптуры, гравюры, медали [...] На разных этапах своей жизни Аретино изображали также Себастьяно дель Пьомбо , Алессандро Моретто , Франческо Сальвиати , Якопо Тинторетто и Джорджо Вазари . Его портрет был выгравирован Маркантонио Раймонди и Джованни Якопо Каральо . Его изображение было воспроизведено на медалях Леоне Леони , Франческо Сегала, Альфонсо Ломбарди , и Алессандро Виттория а его изображение было создано Якопо. Сансовино и датский Каттанео ». [27]
Страшный суд
[ редактировать ]В ноябре 1545 года Аретино написал Микеланджело открытое письмо с критикой наготы в «Страшном суде» . Его диалоги « Ла Наанна» , как писал Аретино, «демонстрируют превосходство моей сдержанности над вашей нескромностью, поскольку я, затрагивая темы похотливые и нескромные, пользуюсь языком приятным и приличным, говорю словами, безупречными и безобидными для целомудренных ушей. Вы, напротив, представляя столь ужасную тему, выставляйте святых и ангелов, лишенных земной приличия и небесных почестей [...]. Ваше искусство было бы дома в каком-нибудь сладострастном баньо , но уж точно не в самой высокой часовне в мире […] . …]. Я пишу это не из-за обиды на то, о чем я вас просил. По правде говоря, если бы вы послали мне то, что обещали, вы бы делали только то, чего вам следовало бы желать больше всего в своем. собственный интерес». [28] Джон Аддингтон Саймондс пишет: «Настоящей целью Аретино было выманить у великого мастера какой-нибудь бесценный набросок или рисунок. Это явствует из второго письма, написанного им 20 января 1538 года». [29]
Саймондс описывает ответ Микеланджело на письмо Аретино в ноябре 1545 года: «Под формой тщательно продуманного комплимента скрывается презрение, которое он, должно быть, питал к Аретино и его наглым советам. Однако он знал, насколько опасным может быть этот человек, и чувствовал себя обязанным ублажать его». [29] Микеланджело В «Страшном суде» , завершенном в 1541 году, он изобразил Святого Варфоломея, демонстрирующего свою содранную кожу. «[T] его обвисшая содранная кожа […] многие ученые считают, что он изображает черты лица самого Микеланджело. Интересно, что лицо святого Варфоломея [который держит кожу] похоже на лицо Пьетро Аретино, одного из главных преследователей Микеланджело». [30] Но эти сходства не имели никакого отношения к письму Аретино Микеланджело. Бернадин Барнс пишет, что ни один критик шестнадцатого века не заметил «портрет Пьетро Аретино на фреске [...] [зрители нашего времени] часто видели в нем святого Варфоломея, который размахивает ножом в одной руке и держит кожа с подобием лица Микеланджело в другой. Однако критика Аретино [Микеланджело] была написана только в 1545 году, через четыре года после завершения фрески. Даже хороший друг Аретино Вазари не узнал его». [31]
Наследие
[ редактировать ]Аретино часто упоминается в английских произведениях елизаветинского и более позднего периодов и оценивается по-разному: от «Это был один из самых остроумных негодяев, которых когда-либо создал Бог» о «Наше» ( «Несчастный путешественник ») до «этого пресловутого грубияна из Ареццо» Мильтона Ареопагитика . [32]
Английский путешественник сэр Джон Рересби посетил могилу «непристойного светского поэта» Аретино в церкви Сан-Лука в Венеции в середине 1650-х годов. удалили следующую эпитафию Он сообщает, что инквизиторы : Qui jace Aretin, поэта Туско, qui dice mal d'ogni uno fuora di Dio; scusandosi dicendo, Io no'l cognosco. Он переводит это как «Здесь лежит Аретин, тосканский поэт, которого весь мир оскорблял, кроме Бога, и почему? Он сказал, что не знает его». [33] Его могилы в Сан-Луке больше не существует. [ почему? ] [ когда? ] [34] [35]
Первый биограф Пьетро утверждает, что на могиле не было эпитафии. [34] Те, кто утверждает, что существовала саркастическая эпитафия в hendecasyllables a maiore, подозревают, что ее следует приписать епископу Паоло Джовио и что она была написана, когда Аретино был еще жив: [36]
Здесь покоится Аретин, тосканский поэт:
Он плохо отзывался обо всех, кроме Христа,
Извиняясь, говоря: Я его не знаю.
В 2007 году композитор Майкл Найман Аретино положил на музыку некоторые из Sonetti lussuriosi под названием « 8 Lust Songs» . И снова тексты Аретино оказались противоречивыми: на выступлении 2008 года в Кадоган-холле в Лондоне печатные программы были отозваны из-за обвинений в непристойности. [37]
Работает
[ редактировать ]Поэзия
[ редактировать ]- Sonetti lussuriosi (1526). Эротически откровенные сонеты, написанные для сопровождения Маркантонио Раймонди гравюр Джулио Романо с рисунками сексуальных поз в «И Моди» .
- Дубби амороси (1526 г.). Серия вопросов и ответов на эротические темы, выраженные в виде стихов в оттава-риме и четверостиший .
- Марфиса (1527–; опубликовано в 1532, 1535 гг.)
- Анжелика (опубликовано в 1536 г.)
- Орландино (опубликовано в 1540 г.)
- Астольфеида (опубликовано около 1547 г. )
Проза
[ редактировать ]- Полегче
- Ragionamenti (также называемый Sei Giornate ) (1534, 1536). Пара эпохи Возрождения диалогов . В «Диалоге Нанны и Антонии под смоковницей в Риме » (1534 г.) две женщины обсуждают жизненные варианты, открытые для дочери Нанны, Пиппы, стать монахиней, женой или шлюхой. В последующем «Диалоге, в котором Нанна учит свою дочь Пиппу» (1536 г.), обсуждаются отношения между проститутками и их клиентами. Перевод Раймонда Розенталя как «Диалоги Аретино» (Нью-Йорк: Штейн и Дэй, 1972). [38] [39]
- Второй диалог был также переведен Розой Марией Фальво, Алессандро Галленци и Ребеккой Скипвит как «Школа блудства» (Лондон: Hesperus Press Limited , 2003). Hesperus опубликовал продолжения к этому произведению под названием «Тайная жизнь монахинь» (2004 г.) и «Тайная жизнь жен» (2005 г.).
Пьесы
[ редактировать ]- Фарс
- La cortigiana (1525, 1534). Комедия в пяти действиях, пародия на тогда еще не публиковавшийся «Кортеджиано» Бальдассаре Кастильоне . Первое исполнение, возможно, на карнавале 1525 года. Переработанная версия была опубликована в Венеции в 1534 году.
- Иль марескалько (1533 г.). Комедия в пяти действиях. Пьеса послужила источником для Малипьеро (Тревизо, 1969). одноименной оперы
- Ла Таланта (1542 г.). Комедия в пяти действиях.
- Ло ипокрито (1542 г.). Комедия в пяти действиях.
- Философ (1546). Комедия в пяти действиях.
- Л'Оразия (1546 г.). Трагедия в стихах.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Аретино» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 27 июля 2019 г.
- ^ «Аретино» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 27 июля 2019 г.
- ^ Джеймс Клю (1965). Божественный Аретино, Пьетро Ареццо, 1492–1556: Биография . А. Блондинка. п. 9.
- ^ Оксфордская иллюстрированная энциклопедия . Судья Гарри Джордж; Тойн, Энтони. Оксфорд [Англия]: Издательство Оксфордского университета. 1985–1993. п. 21. ISBN 0-19-869129-7 . OCLC 11814265 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Уоддингтон, Раймонд Б. (2006). «Пьетро Аретино, религиозный писатель» . Исследования эпохи Возрождения . 20 (3): 277–292. дои : 10.1111/j.1477-4658.2006.00165.x . JSTOR 24416742 . S2CID 161819659 — через JSTOR.
- ^ «Пьетро Аретино, религиозный писатель» .
- ^ Пфайффер, Хельмут; Фантаппьер, Ирен; Рот, Тобиас (25 сентября 2017 г.). Переписывания эпохи Возрождения . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3-11-052325-6 – через Google Книги.
- ^ Фаини, Марко (13 января 2017 г.). «Пьетро Аретино, Святой Иоанн Креститель и переписывание псалмов» . Переписывания эпохи Возрождения : 225–252. дои : 10.1515/9783110525021-013 . ISBN 978-3-11-052502-1 – через www.academia.edu.
- ^ Влюблен, Джулиано (1962). «Аретино, Пьетро» . Биографический словарь итальянцев (на итальянском языке). Том 4. Треккани.
- ↑ Член «дома Джиберти, Ахилле делла Вольта, напал на Аретино на улице в два часа ночи (1525 г.), дважды ударил его ножом в грудь, причем так сильно в правую руку, что пришлось отрезать два пальца выключенный." [1] Уилл Дюрант , Возрождение: История цивилизации , том. 5, гл. XXII (1953).
- ↑ В «Пьетро Аретино» Тициана (Коллекция Фрика, 2020, стр. 27) Ксавье Саломон пишет, что «сексуальные эксцессы Аретино [были] направлены в равной степени на женщин и мужчин... Молодые объекты его интересов стали известны как ' Аретине» и «Аретини» (девочки Аретино и мальчики Аретино)».
- ^ Шейла Хейл, Тициан: Его жизнь (HarperCollins, 2012), с. 241.
- ^ Буркхардт, Джейкоб (1878). Цивилизация Возрождения в Италии . Университет Торонто - Библиотека Робартса: Vienna Phaidon Press. п. 86 . Проверено 28 февраля 2019 г.
- ^ «Зритель, 27 марта 1711 года» . www2.scc.rutgers.edu . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Уотерфилд, Гордон, изд. Первые шаги в Восточной Африке , Ричард Ф. Бертон , Нью-Йорк: Praeger Publishers (1966), стр. 59, сноска.
- ^ Ксавье Саломон, «Пьетро Аретино» Тициана (2020), с. 58.
- ^ «Отношения между писателем и художником стали особенно близкими за почти тридцать лет, проведенных Аретино в Венеции». Ксавье Саломон, «Пьетро Аретино» Тициана (2020), с. 38. Аретино стал «ближайшим спутником жизни Тициана, его самым чувствительным критиком, а также его советником, агентом, публицистом, сборщиком долгов, писцом и прихлебателем». Шейла Хейл, Тициан: Его жизнь (2012), с. 229.
- ^ Пьетро Аретино, «Письма о Тициане из первой, четвертой и пятой книг писем, 1538, 1548 и 1550 гг.», в изд. Карло Корсато, « Жизни Тициана », Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес, 2019 г., стр. 113-144.
- ^ Художественный музей Базеля . В журнале Apollo (20 сентября 2019 г.) куратор Фрика Ксавье Саломон утверждает, что портрет в Художественном музее Базеля — это портрет Аретино 1527 года, который Тициан написал для маркиза Мантуи Фредерико Гонзага. Впоследствии музей приписал ее Тициану. Тициан (Вечеллио, Тициано) (zugeschrieben / приписывается)
- ^ «Пьетро Аретино» . Collections.frick.org . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Портрет Пьетро Аретино, написанный Тицианом в 1545 году» . Галереи Уффици .
- ^ В «Портретах Тициана через объектив Аретино» (Pennsylvania State University Press, 1995), с. 36 Фридман пишет: «Четыре зарегистрированных портрета Аретино работы Тициана были написаны для (1) маркиза Мантуи Федерико Гонзаги в 1527 году; (2) кардинала Ипполито Медичи не позднее 1535 года (года, когда он был (3) венецианский издатель Франческо Марколини, скорее всего, в 1537 году (4) герцог Флоренции Козимо I Медичи, в 1545 году». В «Пьетро Аретино» Тициана (2020), с. Однако в № 45 Ксавье Саломон пишет, что «нет никаких доказательств того, что он [портрет кардинала Ипполито Медичи] когда-либо существовал».
- ^ Ecce Homo Не путать с Ecce Homo (Тициан) .
- ^ Шейла Хейл, Тициан: Его жизнь (2012), с. 433; Люба Фридман, «Портреты Тициана сквозь призму Аретино», с. 36. (Фридман называет картину «Пилат представляет Иисуса Христа народу».)
- ^ Люба Фридман, Портреты Тициана через объектив Аретино , с. 36, где картина упоминается как «Обращение Альфонсо д'Авалоса, маркиза дель Васто».
- ↑ На веб-сайте Музея Прадо в разделе «Коллекция» в обсуждении «Ла Глории» говорится: «На нижнем уровне находятся двое пожилых бородатых мужчин, идентифицированных как Пьетро Аретино и сам Тициан в профиль». Однако Ксавье Саломон пишет: «Часто в истории искусства вещи повторяются снова и снова и становятся «фактами». У Аретино нет причин находиться в «Глории» Тициана, и человек, которого обычно называют Аретино, едва ли похож на него. Я абсолютно убежден, что это не он».
- ^ Люба Фридман, Портреты Тициана через объектив Аретино , с. 35.
- ^ Джон Аддингтон Саймондс, Жизнь Микеланджело Буонарроти ( Современная библиотека , Random House, 1927), стр. 334, 335 (первоначально опубликовано Джоном К. Ниммо, 1893).
- ^ Jump up to: а б Джон Аддингтон Саймондс, Жизнь Микеланджело Буонарроти (Современная библиотека, Random House, 1927), стр. 332.
- ^ Джеймс А. Коннор, Страшный суд: Микеланджело и смерть эпохи Возрождения (Palgrave Macmillan, 2009), с. 140.
- ^ Бернадин Барнс, Микеланджело и зритель в его времена (Reaktion Books, 2017), стр. 141.
- ^ Драббл, Маргарет , изд. (2006). Оксфордский справочник по английской литературе (переработанная редакция). Издательство Оксфордского университета. п. 39. ИСБН 978-0-19-861453-1 .
- ^ Иватт, Альберт, изд. (1904). Мемуары и путешествия сэра Джона Рересби, Барт . Лондон: К. Пол, Тренч, Трюбнер и Ко. с. 60.
- ^ Jump up to: а б Хаттон, Эдвард (1923). Пьетро Аретино: Бич принцев . Бостон: Хоутон Миффлин. п. 230.
- ^ Фаини, Марко; Уголини, Паола, ред. (2021). Спутник Пьетро Аретино . Светить. п. 1. ISBN 978-90-04-46519-0 .
- ^ Герацци, Франческо Доменико (1848). Сочинения Ф.-Д. Герацци (на итальянском языке) (2-е изд.). Флоренция: Феличе Ле Монье. п. 188.
- ^ «Новости классической музыки: Новости классической музыки: Споры на фестивале Майкла Наймана: Новости классической музыки» . Классический источник.com. 9 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 14 февраля 2012 г. Проверено 26 декабря 2011 г.
- ^ Аретино, Пьетро (13 января 1972 г.). Диалоги Аретино . Штейн и Дэй. ISBN 978-0-8128-1410-1 – через каталог библиотеки (Blacklight).
- ^ Боссье, Филипп Г.; Лонг, Джейн С. (2007). «Переиздано в 2005 году издательством University of Toronto Press с дополнительными материалами» . Журнал шестнадцатого века . 38 (3): 923. дои : 10.2307/20478602 . JSTOR 20478602 – через JSTOR.
Ссылки
[ редактировать ]- Микеланджело Бернадин Барнс, «Аретино, публика и цензура Страшного суда », в книге « Приостановлено действие лицензии: цензура и изобразительное искусство» , изд. Элизабет К. Чайлдс (Вашингтонский университет Press, 1997), стр. 59–84.
- Бернадин Барнс, Страшный суд Микеланджело: ответ эпохи Возрождения (Калифорнийский университет Press, 1998) ISBN 0-520-20549-9 , книги Google ; стр. 74–88 обсуждают «Аретино и общественность».
- Элиза Бойе, «Л'Аретен и папы его времени» в: Флоренс Алазар и Франк Ла Браска (ред.), Папство в эпоху Возрождения (Париж, Éditions Honoré Champion, 2007) (Работы Centre d'Etudes Supérieures де Ренессанс Тура, 12), стр. 324–63
- Питер Брэнд, Чарльз Питер Брэнд и Лино Пертиле, Кембриджская история итальянской литературы (Cambridge University Press, 1999) ISBN 978-0-521-66622-0
- Дэнни Чаплин, Пьетро Аретино: первый современный (независимая издательская платформа CreateSpace, 2017) ISBN 978-1546393535
- Томас Калдекот Чабб, Аретино: Бич принцев (Рейнал и Хичкок, 1940)
- Джеймс Клю , Божественный Аретино, Пьетро Ареццо, 1492–1556: Биография (Энтони Блонд, 1965; Штейн и Дэй, 1966)
- Марко Фаини, Паола Уголини, редакторы, Товарищ Пьетро Аретино (Лейден; Бостон: Брилл, 2021) ISBN 9789004348059
- Люба Фридман, Портреты Тициана через объектив Аретино (Pennsylvania State University Press, 1995) ISBN 978-0-271-01339-8
- Роберт Грин, 48 законов власти (Пингвин-викинг, 1998) ISBN 0-14-028019-7
- Шейла Хейл, Тициан: Его жизнь (HarperCollins, 2012) ISBN 978-0-00717582-6
- Эдвард Хаттон, Пьетро Аретино: Бич принцев (Houghton Mifflin Company, 1922)
- Марк А. Ламоника, порнозвезда эпохи Возрождения: Сага о Пьетро Аретино, величайшем мошеннике в мире (независимая издательская платформа CreateSpace, 2012)
- Риктор Нортон (редактор) Мой дорогой мальчик: любовные письма геев на протяжении веков (Leyland Publications, Сан-Франциско, 1998)
- Франсин Проуз и Ксавье Ф. Саломон , «Пьетро Аретино» Тициана (Коллекция Фрика, 2020) ISBN 978-1-911282-71-6
- Сэмюэл Патнэм , Произведения Аретино: письма и сонеты: перевод на английский с оригинального итальянского языка, с критическим и биографическим эссе Сэмюэля Патнэма (Нью-Йорк: Covici -Friede Publishers, 1926, 1933). В эту книгу входит «Пьетро Аретино: биография Франческо де Санктиса , переведенная с итальянского Сэмюэлем Патнэмом» . Патнэм называет де Санктиса «ведущим итальянским критиком девятнадцатого века», с. 9
- Сэмюэл Патнэм , Пьетро Аретино: Ядовитый цветок Возрождения: критическое и биографическое исследование (Нью-Йорк: Covici -Friede Publishers, 1926, 1933). Включает «Диалоги» Аретино.
- Дэвид Розанд , « и Пьетро Аретино Веронезе Магдалена . », The Burlington Magazine 153 (2011), стр. 392–94
- Джозеф Сатин, Пьетро Аретино: Чувствующий Венеции: Роман (Пресса Калифорнийского государственного университета, Фресно, 2011)
Источники
[ редактировать ]- Британская энциклопедия. Архивировано 21 ноября 2006 г. в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Краткая биография Пьетро Аретино
- И Моди - Иллюстрации разных художников по мотивам эротических сонетов Аретино.
- Работы Пьетро Аретино в Project Gutenberg
- Работы Пьетро Аретино или о нем в Internet Archive
- Патнэма Перевод Sonneti lussuriosi на Elfinspell.com
- Сэмюэля Патнэма «Серьезные сонеты» на Elfinspell.com Перевод
- Пьетро Аретино и искусство Возрождения в галерее Уффици
- Коктейли с куратором: «Аретино» Тициана