Jump to content

Пьетро Аретино

Пьетро Аретино
Пьетро Аретино работы Тициана (Коллекция Фрика)
Пьетро Аретино, Тициан ( Коллекция Фрика )
Рожденный 19 или ( 1492-04-20 ) 20 апреля 1492 г.
Ареццо , Флорентийская республика (современная Тоскана , Италия)
Умер 21 октября 1556 г. ) ( 1556-10-21 ) ( 64 года
Венеция , Венецианская республика (современный Венето , Италия)
Занятие
  • Автор
  • драматург
  • поэт
  • сатирик
Святой Варфоломей (моделью был Аретино) демонстрирует свою содранную кожу в Микеланджело картине «Страшный суд» в Сикстинской капелле.
Смерть Пьетро Аретино, Ансельм Фейербах

Пьетро Аретино (англ. США : / ˌ ɑːr ɪ ˈ t n , ˌ ær -/ , [1] [2] Итальянский: [ˈpjɛːtro areˈtiːno] ; 19 или 20 апреля 1492 г. [3] — 21 октября 1556) — итальянский писатель, драматург, поэт, сатирик и шантажист , оказавший влияние на современное искусство и политику. Он был одним из самых влиятельных писателей своего времени и откровенным критиком сильных мира сего. [4] Благодаря его связям и симпатиям к религиозным реформаторам он считается никодемитом протестантом- . [5] [6] [7] [8]

Его отцом был Лука Дель Тура, сапожник из Ареццо в Тоскане , Италия, который бросил свою семью, чтобы присоединиться к ополчению. Позже отец вернулся в Ареццо и, наконец, умер в бедности в возрасте 85 лет, не прощенный сыном, который так и не признал отцовское имя, взяв Аретино (что означает «Арретин из Ареццо») в качестве фамилии.

Его матерью была Маргарита, известная как Тита Бончи. Либо до, либо после оставления (неизвестно, какого) она вступила в длительные отношения с местным дворянином Луиджи Баччи, который поддерживал Титу, Пьетро и двух его сестер и воспитывал Пьетро как часть своей собственной семьи. [9]

Аретино провел десятилетие становления в Перудже, прежде чем его очень рекомендовали отправить в Рим. Там его взял под свою опеку Агостино Киджи , богатый банкир и покровитель Рафаэля .

Когда в 1516 году умер слон Ханно , домашний любимец Папы Льва X , Аретино написал сатирическую брошюру под названием «Последняя воля и завещание слона Ханно». Фиктивное завещание ловко высмеивало ведущих политических и религиозных деятелей Рима того времени, включая самого Папу Льва X. Брошюра имела такой успех, что положила начало карьере Аретино и сделала его известным сатириком, впоследствии известным как «Бич принцев».

Аретино процветал, живя впроголодь как прихлебатель в грамотном кругу своего покровителя, оттачивая свои сатирические таланты на сплетнях политики и Папской курии и превращая грубую римскую паскинаду в рапирное оружие сатиры, пока его Шестнадцать непристойных Sonetti Lussuriosi («Сонеты похоти»), написанные в дополнение к изысканно красивой, но совершенно порнографической серии рисунков Джулио Романо , выгравированных Маркантонио Раймонди под заголовком «I Modi», в конце концов вызвали такое возмущение, что ему пришлось временно бежать из Рима.

После смерти Льва в 1521 году его покровителем стал кардинал Джулио Медичи , чьи конкуренты на папский престол ощутили на себе жало непристойной плети Аретино. Введение в должность голландского папы Адриана VI ( «la tedesca tigna», по словам Пьетро), вместо этого побудило Аретино искать новых покровителей вдали от Рима, в основном у Федерико II Гонзаги в Мантуе и у кондотьера Джованни де Медичи («Джованни делле Банде»). Нере»). Избрание его старого покровителя Медичи Папой Климентом VII отправило его ненадолго обратно в Рим, но угрозы смертью и покушение на убийство со стороны одной из жертв его пера, епископа Джованни Джиберти , в июле 1525 года [10] заставил его странствовать по северной Италии на службе у различных дворян, отличавшихся остроумием, смелостью, блестящими и легкими талантами, пока в 1527 году он не поселился на постоянной основе в Венеции , антипапском городе Италии, «центре всех пороков». – с удовольствием отметил Аретино.

Портрет Пьетро Аретино работы Тициана , 1545 год ( Палаццо Питти )

Он был любителем мужчин и с рождения объявил себя «содомитом». В письме к Джованни Медичи, написанном в 1524 году, Аретино приложил сатирическое стихотворение, в котором говорилось, что из-за внезапного помешательства он «влюбился в кухарку и временно перешел из мальчиков в девочек...» (« Мой дорогой мальчик »). [11] В своей комедии «Марескалько » главный герой очень рад узнать, что женщина, на которой его заставили жениться, на самом деле является замаскированным мальчиком-пажем. Находясь при дворе в Мантуе, он влюбился в молодого человека по имени Бьянкино и рассердил герцога Федерико просьбой выступить перед мальчиком от имени писателя. [12]

Находясь в безопасности в Венеции, Аретино стал шантажистом, вымогая деньги у людей, которые искали его руководства в пороке. Он «держал все, что было известно в Италии, в своего рода осадном положении», [13] по оценке Джейкоба Буркхардта . Франциск I Французский и Карл V отправили его на пенсию одновременно, надеясь каждый на какой-то ущерб репутации другого. «Остальные его отношения с великими — просто нищенство и вульгарное вымогательство», — по мнению Буркхардта. Аддисон заявляет, что «он положил под залог половину Европы». [14]

Говорят, что Аретино умер от удушья из-за « слишком многого смеха ». [15] Более приземленная правда может заключаться в том, что он умер от инсульта или сердечного приступа. [16]

Сочинения

[ редактировать ]

Его литературный талант, его ясный и блестящий стиль, его разнообразное наблюдение за людьми и вещами сделали бы его выдающимся писателем при любых обстоятельствах, хотя он и был лишен способности создать подлинное произведение искусства, такое как настоящая драматическая комедия. ; и к самой грубой, как и самой утонченной злобе, он добавил гротескное остроумие, столь блестящее, что в некоторых случаях оно не уступает остроумию Рабле.

Помимо священных и светских текстов – сатира на высокопарные эпохи Возрождения неоплатонические диалоги разворачивается в борделе – и таких комедий, как «Кортиджана» и «Талант» , Аретино запомнился прежде всего своими письмами, полными литературной лести, которая могла превратиться в шантаж . Они широко распространялись в рукописях, и он собирал их и время от времени публиковал, завоевывая столько же врагов, сколько и славу, и заслужил опасное прозвище, которое дал ему Ариосто : flagello dei principi («бич князей»). В 1559 году, через три года после смерти Аретино, все его творчество было внесено в папский « Индекс запрещенных книг» .

«Кортиджано» — это блестящая пародия на Кастильоне » «Кортеджано , в которой рассказывается о приключениях сиенского джентльмена мессера Мако, который едет в Рим, чтобы стать кардиналом . Он тоже хотел бы завоевать себе любовницу, но когда он влюбляется в девушку, которую видит в окне, он понимает, что только как придворный он сможет завоевать ее. В насмешку над советом Кастильоне о том, как стать идеальным придворным, шарлатан начинает учить мессера Мако, как вести себя придворным: он должен научиться обманывать и льстить, а также часами сидеть перед зеркалом.

Изображения художников

[ редактировать ]

Аретино был близким другом Тициана . [17] [18] написавший свой портрет трижды : портрет 1527 года в Художественном музее Базеля , [19] портрет 1537 года в коллекции Фрика , [20] и портрет 1545 года во дворце Питти . [21] Люба Фридман цитирует четвертый портрет, датированный «не позднее 1535 года», но Ксавье Ф. Саломон , главный хранитель коллекции Фрика , пишет, что «нет никаких доказательств того, что он когда-либо существовал». [22] Тициан также изобразил Аретино в роли Понтия Пилата в своей картине «Ecce Homo». [23] в истории искусств Музее в Вене . [24] «как безымянный солдат в толпе» в « Альфонсо д'Авалосе, обращающемся к своим войскам », в музее Прадо , Мадрид , [25] и рядом с автопортретом в « Ла Глории », тоже в Прадо. [26] Климент VII сделал Аретино рыцарем Родоса , а Юлий III назвал его рыцарем Святого Петра, но цепочка, которую он носит на своем портрете 1545 года, возможно, была просто украшением. В своих письмах к покровителям, предназначенных исключительно для публикации, Аретино часто добавлял словесный портрет к нарисованному Тицианом.

Тициан был далеко не единственным художником, изобразившим Аретино. «Вероятно, ни одна другая знаменитость чинкученто не воспроизводила свой образ так часто и в таком количестве средств массовой информации: картины, фрески, скульптуры, гравюры, медали   [...] На разных этапах своей жизни Аретино изображали также Себастьяно дель Пьомбо , Алессандро Моретто , Франческо Сальвиати , Якопо Тинторетто и Джорджо Вазари . Его портрет был выгравирован Маркантонио Раймонди и Джованни Якопо Каральо . Его изображение было воспроизведено на медалях Леоне Леони , Франческо Сегала, Альфонсо Ломбарди , и Алессандро Виттория а его изображение было создано Якопо. Сансовино и датский Каттанео ». [27]

Страшный суд

[ редактировать ]

В ноябре 1545 года Аретино написал Микеланджело открытое письмо с критикой наготы в «Страшном суде» . Его диалоги « Ла Наанна» , как писал Аретино, «демонстрируют превосходство моей сдержанности над вашей нескромностью, поскольку я, затрагивая темы похотливые и нескромные, пользуюсь языком приятным и приличным, говорю словами, безупречными и безобидными для целомудренных ушей. Вы, напротив, представляя столь ужасную тему, выставляйте святых и ангелов, лишенных земной приличия и небесных почестей [...]. Ваше искусство было бы дома в каком-нибудь сладострастном баньо , но уж точно не в самой высокой часовне в мире […] . …]. Я пишу это не из-за обиды на то, о чем я вас просил. По правде говоря, если бы вы послали мне то, что обещали, вы бы делали только то, чего вам следовало бы желать больше всего в своем. собственный интерес». [28] Джон Аддингтон Саймондс пишет: «Настоящей целью Аретино было выманить у великого мастера какой-нибудь бесценный набросок или рисунок. Это явствует из второго письма, написанного им 20 января 1538 года». [29]

Анонимная шуточная медаль Аретино с фаллосами, до 1575 г.

Саймондс описывает ответ Микеланджело на письмо Аретино в ноябре 1545 года: «Под формой тщательно продуманного комплимента скрывается презрение, которое он, должно быть, питал к Аретино и его наглым советам. Однако он знал, насколько опасным может быть этот человек, и чувствовал себя обязанным ублажать его». [29] Микеланджело В «Страшном суде» , завершенном в 1541 году, он изобразил Святого Варфоломея, демонстрирующего свою содранную кожу. «[T] его обвисшая содранная кожа […] многие ученые считают, что он изображает черты лица самого Микеланджело. Интересно, что лицо святого Варфоломея [который держит кожу] похоже на лицо Пьетро Аретино, одного из главных преследователей Микеланджело». [30] Но эти сходства не имели никакого отношения к письму Аретино Микеланджело. Бернадин Барнс пишет, что ни один критик шестнадцатого века не заметил «портрет Пьетро Аретино на фреске   [...] [зрители нашего времени] часто видели в нем святого Варфоломея, который размахивает ножом в одной руке и держит кожа с подобием лица Микеланджело в другой. Однако критика Аретино [Микеланджело] была написана только в 1545 году, через четыре года после завершения фрески. Даже хороший друг Аретино Вазари не узнал его». [31]

Наследие

[ редактировать ]

Аретино часто упоминается в английских произведениях елизаветинского и более позднего периодов и оценивается по-разному: от «Это был один из самых остроумных негодяев, которых когда-либо создал Бог» о «Наше» ( «Несчастный путешественник ») до «этого пресловутого грубияна из Ареццо» Мильтона Ареопагитика . [32]

Английский путешественник сэр Джон Рересби посетил могилу «непристойного светского поэта» Аретино в церкви Сан-Лука в Венеции в середине 1650-х годов. удалили следующую эпитафию Он сообщает, что инквизиторы : Qui jace Aretin, поэта Туско, qui dice mal d'ogni uno fuora di Dio; scusandosi dicendo, Io no'l cognosco. Он переводит это как «Здесь лежит Аретин, тосканский поэт, которого весь мир оскорблял, кроме Бога, и почему? Он сказал, что не знает его». [33] Его могилы в Сан-Луке больше не существует. [ почему? ] [ когда? ] [34] [35]

Первый биограф Пьетро утверждает, что на могиле не было эпитафии. [34] Те, кто утверждает, что существовала саркастическая эпитафия в hendecasyllables a maiore, подозревают, что ее следует приписать епископу Паоло Джовио и что она была написана, когда Аретино был еще жив: [36]

Здесь покоится Аретин, тосканский поэт:
Он плохо отзывался обо всех, кроме Христа,
Извиняясь, говоря: Я его не знаю.

В 2007 году композитор Майкл Найман Аретино положил на музыку некоторые из Sonetti lussuriosi под названием « 8 Lust Songs» . И снова тексты Аретино оказались противоречивыми: на выступлении 2008 года в Кадоган-холле в Лондоне печатные программы были отозваны из-за обвинений в непристойности. [37]

Работает

[ редактировать ]
Пьетро Аретино, «Житие святой Екатерины, девы и мученицы» , 1636 г.
  • Полегче
  • Ragionamenti [ de ] (также называемый Sei Giornate ) (1534, 1536). Пара эпохи Возрождения диалогов . В «Диалоге Нанны и Антонии под смоковницей в Риме » (1534 г.) две женщины обсуждают жизненные варианты, открытые для дочери Нанны, Пиппы, стать монахиней, женой или шлюхой. В последующем «Диалоге, в котором Нанна учит свою дочь Пиппу» (1536 г.), обсуждаются отношения между проститутками и их клиентами. Перевод Раймонда Розенталя как «Диалоги Аретино» (Нью-Йорк: Штейн и Дэй, 1972). [38] [39]
  • Второй диалог был также переведен Розой Марией Фальво, Алессандро Галленци и Ребеккой Скипвит как «Школа блудства» (Лондон: Hesperus Press Limited , 2003). Hesperus опубликовал продолжения к этому произведению под названием «Тайная жизнь монахинь» (2004 г.) и «Тайная жизнь жен» (2005 г.).

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Аретино» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 27 июля 2019 г.
  2. ^ «Аретино» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 27 июля 2019 г.
  3. ^ Джеймс Клю (1965). Божественный Аретино, Пьетро Ареццо, 1492–1556: Биография . А. Блондинка. п. 9.
  4. ^ Оксфордская иллюстрированная энциклопедия . Судья Гарри Джордж; Тойн, Энтони. Оксфорд [Англия]: Издательство Оксфордского университета. 1985–1993. п. 21. ISBN  0-19-869129-7 . OCLC   11814265 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  5. ^ Уоддингтон, Раймонд Б. (2006). «Пьетро Аретино, религиозный писатель» . Исследования эпохи Возрождения . 20 (3): 277–292. дои : 10.1111/j.1477-4658.2006.00165.x . JSTOR   24416742 . S2CID   161819659 — через JSTOR.
  6. ^ «Пьетро Аретино, религиозный писатель» .
  7. ^ Пфайффер, Хельмут; Фантаппьер, Ирен; Рот, Тобиас (25 сентября 2017 г.). Переписывания эпохи Возрождения . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN  978-3-11-052325-6 – через Google Книги.
  8. ^ Фаини, Марко (13 января 2017 г.). «Пьетро Аретино, Святой Иоанн Креститель и переписывание псалмов» . Переписывания эпохи Возрождения : 225–252. дои : 10.1515/9783110525021-013 . ISBN  978-3-11-052502-1 – через www.academia.edu.
  9. ^ Влюблен, Джулиано (1962). «Аретино, Пьетро» . Биографический словарь итальянцев (на итальянском языке). Том 4. Треккани.
  10. Член «дома Джиберти, Ахилле делла Вольта, напал на Аретино на улице в два часа ночи (1525 г.), дважды ударил его ножом в грудь, причем так сильно в правую руку, что пришлось отрезать два пальца выключенный." [1] Уилл Дюрант , Возрождение: История цивилизации , том. 5, гл. XXII (1953).
  11. В «Пьетро Аретино» Тициана (Коллекция Фрика, 2020, стр. 27) Ксавье Саломон пишет, что «сексуальные эксцессы Аретино [были] направлены в равной степени на женщин и мужчин... Молодые объекты его интересов стали известны как ' Аретине» и «Аретини» (девочки Аретино и мальчики Аретино)».
  12. ^ Шейла Хейл, Тициан: Его жизнь (HarperCollins, 2012), с. 241.
  13. ^ Буркхардт, Джейкоб (1878). Цивилизация Возрождения в Италии . Университет Торонто - Библиотека Робартса: Vienna Phaidon Press. п. 86 . Проверено 28 февраля 2019 г.
  14. ^ «Зритель, 27 марта 1711 года» . www2.scc.rutgers.edu . Проверено 13 января 2024 г.
  15. ^ Уотерфилд, Гордон, изд. Первые шаги в Восточной Африке , Ричард Ф. Бертон , Нью-Йорк: Praeger Publishers (1966), стр. 59, сноска.
  16. ^ Ксавье Саломон, «Пьетро Аретино» Тициана (2020), с. 58.
  17. ^ «Отношения между писателем и художником стали особенно близкими за почти тридцать лет, проведенных Аретино в Венеции». Ксавье Саломон, «Пьетро Аретино» Тициана (2020), с. 38. Аретино стал «ближайшим спутником жизни Тициана, его самым чувствительным критиком, а также его советником, агентом, публицистом, сборщиком долгов, писцом и прихлебателем». Шейла Хейл, Тициан: Его жизнь (2012), с. 229.
  18. ^ Пьетро Аретино, «Письма о Тициане из первой, четвертой и пятой книг писем, 1538, 1548 и 1550 гг.», в изд. Карло Корсато, « Жизни Тициана », Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес, 2019 г., стр. 113-144.
  19. ^ Художественный музей Базеля . В журнале Apollo (20 сентября 2019 г.) куратор Фрика Ксавье Саломон утверждает, что портрет в Художественном музее Базеля — это портрет Аретино 1527 года, который Тициан написал для маркиза Мантуи Фредерико Гонзага. Впоследствии музей приписал ее Тициану. Тициан (Вечеллио, Тициано) (zugeschrieben / приписывается)
  20. ^ «Пьетро Аретино» . Collections.frick.org . Проверено 13 января 2024 г.
  21. ^ «Портрет Пьетро Аретино, написанный Тицианом в 1545 году» . Галереи Уффици .
  22. ^ В «Портретах Тициана через объектив Аретино» (Pennsylvania State University Press, 1995), с. 36 Фридман пишет: «Четыре зарегистрированных портрета Аретино работы Тициана были написаны для (1) маркиза Мантуи Федерико Гонзаги в 1527 году; (2) кардинала Ипполито Медичи не позднее 1535 года (года, когда он был (3) венецианский издатель Франческо Марколини, скорее всего, в 1537 году (4) герцог Флоренции Козимо I Медичи, в 1545 году». В «Пьетро Аретино» Тициана (2020), с. Однако в № 45 Ксавье Саломон пишет, что «нет никаких доказательств того, что он [портрет кардинала Ипполито Медичи] когда-либо существовал».
  23. ^ Ecce Homo Не путать с Ecce Homo (Тициан) .
  24. ^ Шейла Хейл, Тициан: Его жизнь (2012), с. 433; Люба Фридман, «Портреты Тициана сквозь призму Аретино», с. 36. (Фридман называет картину «Пилат представляет Иисуса Христа народу».)
  25. ^ Люба Фридман, Портреты Тициана через объектив Аретино , с. 36, где картина упоминается как «Обращение Альфонсо д'Авалоса, маркиза дель Васто».
  26. На веб-сайте Музея Прадо в разделе «Коллекция» в обсуждении «Ла Глории» говорится: «На нижнем уровне находятся двое пожилых бородатых мужчин, идентифицированных как Пьетро Аретино и сам Тициан в профиль». Однако Ксавье Саломон пишет: «Часто в истории искусства вещи повторяются снова и снова и становятся «фактами». У Аретино нет причин находиться в «Глории» Тициана, и человек, которого обычно называют Аретино, едва ли похож на него. Я абсолютно убежден, что это не он».
  27. ^ Люба Фридман, Портреты Тициана через объектив Аретино , с. 35.
  28. ^ Джон Аддингтон Саймондс, Жизнь Микеланджело Буонарроти ( Современная библиотека , Random House, 1927), стр. 334, 335 (первоначально опубликовано Джоном К. Ниммо, 1893).
  29. ^ Jump up to: а б Джон Аддингтон Саймондс, Жизнь Микеланджело Буонарроти (Современная библиотека, Random House, 1927), стр. 332.
  30. ^ Джеймс А. Коннор, Страшный суд: Микеланджело и смерть эпохи Возрождения (Palgrave Macmillan, 2009), с. 140.
  31. ^ Бернадин Барнс, Микеланджело и зритель в его времена (Reaktion Books, 2017), стр. 141.
  32. ^ Драббл, Маргарет , изд. (2006). Оксфордский справочник по английской литературе (переработанная редакция). Издательство Оксфордского университета. п. 39. ИСБН  978-0-19-861453-1 .
  33. ^ Иватт, Альберт, изд. (1904). Мемуары и путешествия сэра Джона Рересби, Барт . Лондон: К. Пол, Тренч, Трюбнер и Ко. с. 60.
  34. ^ Jump up to: а б Хаттон, Эдвард (1923). Пьетро Аретино: Бич принцев . Бостон: Хоутон Миффлин. п. 230.
  35. ^ Фаини, Марко; Уголини, Паола, ред. (2021). Спутник Пьетро Аретино . Светить. п. 1. ISBN  978-90-04-46519-0 .
  36. ^ Герацци, Франческо Доменико (1848). Сочинения Ф.-Д. Герацци (на итальянском языке) (2-е изд.). Флоренция: Феличе Ле Монье. п. 188.
  37. ^ «Новости классической музыки: Новости классической музыки: Споры на фестивале Майкла Наймана: Новости классической музыки» . Классический источник.com. 9 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 14 февраля 2012 г. Проверено 26 декабря 2011 г.
  38. ^ Аретино, Пьетро (13 января 1972 г.). Диалоги Аретино . Штейн и Дэй. ISBN  978-0-8128-1410-1 – через каталог библиотеки (Blacklight).
  39. ^ Боссье, Филипп Г.; Лонг, Джейн С. (2007). «Переиздано в 2005 году издательством University of Toronto Press с дополнительными материалами» . Журнал шестнадцатого века . 38 (3): 923. дои : 10.2307/20478602 . JSTOR   20478602 – через JSTOR.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 26d826c583f333a4b803ef25152b63b7__1722325140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/b7/26d826c583f333a4b803ef25152b63b7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pietro Aretino - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)