Сицилийский Ренессанс

Сицилийский Ренессанс является частью более широкого течения научного и художественного развития, известного как Итальянский Ренессанс . Распространяясь из движения главных центров во Флоренции , Риме и Неаполе , когда ренессансный классицизм достиг Сицилии, он соединился с влияниями местного позднесредневекового и международного готического искусства и фламандской живописи , образуя своеобразный гибрид. 1460-е годы обычно идентифицируются как начало развития этого самобытного Возрождения на острове, отмеченного присутствием Антонелло да Мессина , Франческо Лаурана и Доменико Гаджини , все трое оказывали влияние друг на друга, иногда основывая свои студии в одном и том же городе. в то же время.
Фламандское влияние было особенно сильным в Мессине из-за ее торговых связей с Ганзейским союзом и, как следствие, притока фламандских художников на Сицилию как в эпоху Возрождения, так и в эпоху барокко. [ 1 ] В XV и XVI веках Сицилийское королевство первоначально было частью династической конфедерации, возглавляемой Арагонской короной , а затем частью Испанской империи при Карле V и его преемниках, что еще больше связывало его с художественным развитием в Нидерландах, Германии и Испания.
Историография
[ редактировать ]В прошлом некоторые художественные историографии соглашались рассматривать сицилийскую культуру в изолированном и маргинальном состоянии на историческом этапе испанского вице-королевства , тем самым задерживая изучение искусства, созданного на Сицилии в эпоху Возрождения и за его пределами. [ 2 ] Более поздние исследования поставили под сомнение эту позицию. Первые исследования и переоценки касались периода барокко . [ 3 ] но более поздние исследования значительно расширили художественную панораму периода Возрождения на Сицилии и в южной Италии в целом. [ 4 ]
Потерянные работы
[ редактировать ]Сицилия особенно подвержена землетрясениям , которые уничтожили множество произведений искусства. Особенно уязвимы город и район Мессины (землетрясения 1562, 1649, 1783, 1894 и 1908 годов), а также другие районы острова, такие как Валь-ди-Ното (землетрясения 1542, 1693, 1757, 1848 годов). Поэтому воссоздание полной панорамы художественного и особенно архитектурного производства проблематично; а художественная историография, особенно архитектура, фрагментирована из-за бесчисленных произведений, которые исчезли или резко изменились. архитектурное произведение Андреа Каламека и Камилло Камиллиани . Показательным в этом отношении является практически стертое [ 5 ]
15 век
[ редактировать ]Антонелло и живопись
[ редактировать ]
В раннем Возрождении Сицилии доминировал Антонелло да Мессина , который обучался в Неаполе, Венеции, возможно, Милане и косвенно во Фландрии, что свидетельствует о распространении идей, ознаменовавших эту эпоху. Его заказы на Сицилии и его решение вернуться туда в 1476 году после пребывания в Венеции сделали его первым художником эпохи Возрождения на острове, как и его занятая мастерская, которую позже продолжила его семья, которая соединила местные традиции с новым вкусом к человеческой форме. портретная живопись и художник как ценный гений, а не просто анонимный ремесленник. [ нужна ссылка ]
Ни члены его семьи (его сын Якобелло и его племянники Антонио ди Салиба, Пьетро ди Салиба и Сальво д'Антонио), ни кто-либо из его прямых и косвенных учеников и последователей (Алессандро Падовано, Джованни Мария Тревизано, Джованнелло да Итала, Марко Костанцо, Антонино Джуффре, Альфонсо Франко , Франческо Пагано , некоторые из которых также действовали в Венеции. [ 6 ] : 21 стали крупными художниками сами по себе.
-
Христос у колонны , последователь Антонелло да Мессина.
-
Мадонна с Младенцем , Антонио ди Салиба
-
Мадонна с младенцем и святыми — Сальво д'Антонио
Скульптура в Палермо
[ редактировать ]

Другие скульпторы по мрамору из Тосканы и Ломбардии также открыли студии на Сицилии, главным образом в Палермо и Мессине ; в их число входил лангобард Габриэле ди Баттиста, который работал в Неаполе, как и Гаджини. [ 7 ] Мраморные скульпторы Палермо, в основном из Каррары , даже образовали корпорацию или гильдию в 1487 году. Они создавали алтари, дверные проемы, оконные рамы и колонны, которые постепенно добавляли декоративный язык к родной сицилийской архитектуре в соответствии с все более и более настоятельными запросами их уполномоченных. , сочетающий архитектуру поздней готики с архитектурной скульптурой эпохи Возрождения. [ 8 ]
Скульптура в Мессине
[ редактировать ]
Самыми известными художниками этого периода, работавшими в Мессине, были Джорджо да Милано, Андреа Манчино, Бернардино Нобиле и особенно Джован Баттиста Маццоло из Каррары, глава важной студии, в которую входил уроженец Мессины Антонио Фрери. Сын Доменико Гагини Антонелло также находился в Мессине между 1498 и 1507 годами. [ 8 ]
Как и в Палермо, художники Тоскано и Ломбардии привнесли классические скульптурные элементы в город и его окрестности, а также в Калабрию. Более ранние историки утверждали, что эти элементы были навязаны Мессине еще до конца 15 века, до того, как они достигли остальной Сицилии. [ 9 ] но сейчас все согласны с тем, что скульптура в Мессине оставалась в своем стиле поздней готики на протяжении всего 15 века, несмотря на присутствие некоторых декоративных элементов эпохи Возрождения - хотя многие образцы этого периода были разрушены землетрясениями, что затрудняло их полное исследование. [ 8 ] Этот диалог между архитектурой и скульптурой можно увидеть в дверях эпохи Возрождения конца XV века в церкви Санта-Лючия-дель-Мела, приписываемых Габриэле ди Баттиста, и в боковой двери 1494 года в церкви Мистретта, приписываемой Джорджо да Милано. [ 8 ]
Начало 16 века
[ редактировать ]Архитектура
[ редактировать ]

Постепенно классические элементы эпохи Возрождения были поглощены сицилийской архитектурой, в основном объединяясь эпизодически, как в ризнице Сиракузского собора или в небольших зданиях, таких как часовни, пристроенные к церквям. [ 10 ] В число этих часовен входили часовня Населли в Сан-Франческо в Комизо, часовня Конфрати в Санта-Мария-ди-Бетлем в Модике, часовня «Дормито Вирджинис» в Санта-Мария-делле-Скале в Рагузе , часовня Маринай в церкви Аннунциата в Трапани (спроектированная Габриэле ди баптист [ 11 ] ).
Стиль ренессанса использовался также для нового фасада Сиракузского собора (разрушенного во время землетрясения 1693 года) и Антонелло Гагини грандиозной мраморной «трибуны» в соборе Палермо (разрушенной в конце XVIII века). [ 12 ]
Скульптура
[ редактировать ]Скульптура XVI века на Сицилии сыграла ключевую роль в решающем переходе острова от интернациональной готики к стилю ренессанса. Эта эволюция в Мессине происходила иначе, чем на остальной части острова. В Палермо, например, мастерская Гаджини действовала на протяжении всего столетия и позже, чередуя повторяющиеся студийные работы и престижные заказы, которые также включали типично сицилийские формы, такие как мраморные кущи, окруженные ангелами. Самым выдающимся художником был Антонелло Гагини , сын Доменико, «утешителя» мраморщиков Палермо. Художественное образование Антонелло было сложным: он отправился в Рим, где работал вместе с Микеланджело ; и он также работал в Мессине. Эта современная подготовка позволила ему отказаться от стилистических особенностей, которым он научился у Лораны и своего отца Доменико, которые к тому времени вошли в моду. [ 13 ]
Напротив, приток нескольких важных тосканских скульпторов в Мессину долгое время доминировал в городской скульптуре, распространяя маньеризм не только по всей Сицилии, но и в Калабрии. [ 14 ] После долгого периода скитаний Микеланджело ученик Джованни Анджело Монторсоли поселился в Мессине с 1547 по 1557 год, создав городские Фонтана дель Неттуно и Фонтана ди Орионе, а после своего отъезда оставил после себя несколько последователей, таких как Джузеппе Боттоне. Мартино Монтанини также прибыл в Мессину в 1547 году, где оставался до 1561 года и стал соавтором Монторсоли и преемником на посту архитектора городского собора, создав для него несколько ныне утерянных скульптур. [ 15 ]
Позднее 16 век
[ редактировать ]Как бы сильно или мало Сицилия ни придерживалась форм Возрождения, как бы поздно по сравнению с остальной Италией и как бы ни была обусловлена существовавшими ранее сицилийскими художественными традициями, во второй половине XVI века Сицилия полностью догнала художественное развитие остальной Италии и В частности, Рим, взяв на себя сложную смесь тем позднего маньеризма , классицизма и контрреформации, среди других.
Художники и архитекторы из основных культурных центров остальной Италии в эту эпоху продолжали эмигрировать на Сицилию, привнося новые разработки. После этого периода эта тенденция закончилась, и основными художниками, работавшими на Сицилии в 17 веке, были сицилийцы, часто обучавшиеся в Риме, тенденция, которая началась уже во второй половине 16 века.
Маньеристская архитектура
[ редактировать ]Городские советы Сицилии использовали Джованни Анджело Монторсоли и особенно Андреа Каламека не только в качестве скульпторов, но и в качестве архитекторов. [ 6 ] представление маньеристского классицизма в Мессине с помощью ныне утраченных работ, таких как Палаццо Реале и больница Каламека Маджоре.
Еще одним сицилийским интерпретатором маньеристской архитектуры был Натале Масуччо (дизайнер таких зданий, как Монте-ди-Пьета в Мессине , чей типичный дверной проем в деревенском стиле сохранился). Другим был Якопо ученик Микеланджело Дель Дука , первоначально работавший в Риме, где он завершил некоторые проекты своего мастера, а затем вернулся на родную Сицилию в 1588 году. В течение десяти лет он работал в Мессине, где сменил Каламеха на посту городского архитектора и спроектировал несколько зданий, почти все из которых сейчас разрушены землетрясениями, но важны для последующего развития сицилийской архитектуры. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уолфорд, Корнелиус (1881). «Краткая история Ганзейского союза, особенно в ее отношении к английской торговле» (PDF) . Труды Королевского исторического общества . 9 : 82–136 [98] – через Луи Ха.
- ^ Лигрести, Доменико (2006). Открытая Сицилия (15–17 вв.): мобильность людей и идей . Палермо: Средиземноморская ассоциация. ISBN 88-902393-2-8 .
- ^ Дамбруозо, Альберто (01 августа 2021 г.), Орацио Карпенцано; Стефано Катуччи; Фабрицио Топпетти; Массимо Заммерини; Фабио Бальдуччи; Федерико Ди Космо (ред.), «Рим, закрытый город», Рим, как дела? Департамент архитектуры и дизайна ставит под сомнение будущее города (на итальянском языке), Quodlibet, стр. 175–178, ISBN 9788822907127
- ^ Николс, Шарлотта (1 октября 1981 г.). «Обзор: Il Rinascimento nell'Italia meridionale Роберто Пане» . Журнал Общества историков архитектуры . 40 (3): 239–240. дои : 10.2307/989699 . ISSN 0037-9808 .
- ^ Сетти, Джулия (январь 2022 г.). «Степвелл. Архитектура водных ресурсов в северном Гуджарате между сохранением и восстановлением» . Территория (97): 150–161. дои : 10.3280/tr2021-097019 . ISSN 1825-8689 .
- ^ Перейти обратно: а б (на итальянском языке) Франческо Аббате, История искусства южной Италии , Том 3, Donzelli Editore, 2001 г. ISBN 88-6036-413-2
- ^ Боскарино, Сальваторе (1986). «Архитектура мраморщиков, иммигрировавших на Сицилию между пятнадцатым и шестнадцатым веками». История архитектуры: журнал архитектуры и реставрации (на итальянском языке). 9 :63–76.
- ^ Перейти обратно: а б с д Скадуто, Фульвия (2008). «Между поздней готикой и Возрождением: Мессина между Сицилией и континентом» (PDF) . Артиграма (на итальянском языке) (23): 301–326.
- ^ (на итальянском языке) Мария Аккаскина, «Исследования раннего Возрождения в Мессине и ее провинции», в «Письмах в честь Сальваторе Каронии» , под редакцией архитектурного факультета Университета Палермо, Палермо, 1966, стр. 9–24.
- ^ Джуффре, Мария (1996), «Архитектура Сицилии в 15 и 16 веках:« куполообразные часовни в нишах »между традициями и инновациями», История и реставрация сицилийской архитектуры , История архитектуры (на итальянском языке), Рим: Бонсиньори, пп. 33–48, ISBN 9788875972837
- ^ «Ди Баттиста» (на итальянском языке). Муниципалитет Палермо – Муниципальный биографический архив. Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года.
- ^ «Реконструктивная модель трибуны Антонелло Гаджини» (PDF) (на итальянском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 20 сентября 2009 года.
- ^ (на итальянском языке) Андре Шастель, Центры Возрождения , Милан, 1965, стр. 305–307.
- ^ (на итальянском языке) Джузеппина Де Марко, От первого Возрождения до новейшей манеры. Мрамор шестнадцатого века в провинции Реджо-Калабрия , 2010 г. ISBN 9788890524400
- ^ (на итальянском языке) Эльвира Натоли, «Мартино Монтанини и францисканское покровительство в Мессине», в журнале «Францисканство и культура в провинции Мессина» , 2009, стр. 208. ISBN 88-88615-91-1
- ^ Энтони Блант , сицилийское барокко , 1968.