Старый собор Коимбры
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( февраль 2008 г. ) |

Старый собор Коимбры ( португальский : Sé Velha de Coimbra ) — романское римско-католическое здание в Португалии . Строительство Се-Велья началось через некоторое время после битвы при Оурике (1139 г.), когда принц Афонсу Энрикеш объявил себя королем Португалии и выбрал Коимбру столицей. [ 1 ] первый граф Коимбры, Мосараб Синандо Давидес В соборе похоронен .
История
[ редактировать ]Коимбра ( римский город Эминиум ) была резиденцией епископства с V века, после того как соседняя Конимбрига была захвачена и частично разрушена вторгшимися свевами почти ничего не известно в 468 году. О соборах , предшествовавших Се-Велья в Коимбре, . В 1139 году, после битвы при Орике , король Афонсу Энрикес решил профинансировать строительство нового собора, учитывая плохое состояние его предшественника. Окончательный импульс проекту дал епископ Мигель Саломао , который помог оплатить работы. В 1185 году в новом соборе был коронован король Санчо I , второй король Португалии, что указывает на то, что строительные работы находятся на продвинутом этапе. Основное здание было завершено в первые десятилетия 13 века, хотя строительство монастырей было начато только в 1218 году, во время правления короля Афонсу II .
Проект романского собора приписывается мастеру Роберту руководил строительством Лиссабонского собора , возможно, французскому архитектору, который в то время и регулярно посещал Коимбру. Работами руководил магистр Бернар , возможно, также француз, которого сменил магистр Соэйро, архитектор, работавший в других церквях епархии Порту .
В 16 веке к собору было много пристроек. Часовни, стены и колонны нефа были покрыты изразцами монументальные Эспециоза , в северной стороне фасада были построены , а южная капелла апсиды Порта была перестроена в ренессанс стиле . Тем не менее основная архитектура и структура романского здания остались нетронутыми. В 1772 году, через несколько лет после изгнания иезуитов из Португалии маркизом Помбалом , резиденция епископства была перенесена из старого средневекового собора в маньеристскую иезуитскую церковь, впоследствии названную Новым собором Коимбры ( Sé Nova de Coimbra ). .

Архитектура
[ редактировать ]Собор Коимбры — единственный из португальских романских соборов времен Реконкисты , сохранившийся в относительно нетронутом виде до наших дней. Соборы Порту , Браги , Лиссабона и других с течением времени подвергались обширной реконструкции.
Экстерьер
[ редактировать ]Снаружи старый собор Коимбры выглядит как небольшая крепость с высокими зубчатыми стенами и несколькими узкими окнами. Такой грозный вид объясняется воинственным временем, в которое он был построен. В середине западного фасада находится башнеобразное сооружение с порталом и таким же верхним окном. И портал, и окно богато украшены романскими мотивами с арабским и дороманским влиянием. Фасад усилен толстыми контрфорсами по углам, компенсирующими наклон местности (собор построен на склоне холма).
Северный фасад имеет замечательный, хотя и разрушенный, ренессанс портал в стиле , называемый Porta Especiosa . Трехэтажный портал был построен в 1530-х годах французским скульптором Жуаном де Руаном ( Жаном Руаном ). С восточной стороны видна полукруглая апсида с тремя расходящимися часовнями; главная и северная часовни по-прежнему выполнены в романском стиле, а южная была перестроена во времена Возрождения. Над трансептом находится романский фонарь на крыше с деталями в стиле барокко .

Интерьер
[ редактировать ]Внутри собора есть неф с двумя нефами , небольшой трансепт и восточная апсида с тремя часовнями. Неф перекрыт бочкообразным сводом , а боковые нефы - паховыми сводами . Неф имеет верхний этаж, просторный трифорий (арочную галерею), где при необходимости на трибунах можно разместить больше участников мессы. Все колонны интерьера украшены капителями , преимущественно растительными мотивами, а также животными и геометрическими узорами. Окна фонарной башни и большое окно западного фасада являются основными источниками естественного света собора.
Монастырь ( , построенный во времена правления Афонсу II начало 13 века), [ 2 ] представляет собой произведение перехода между романским стилем и готикой . Каждая из готических остроконечных арок, обращенных во двор, включает в себя две сдвоенные круглые арки в романском стиле.
Искусство
[ редактировать ]Столицы
[ редактировать ]Самым примечательным аспектом романского убранства Старого собора Коимбры является большое количество скульптурных капителей (около 380), что превращает его в один из важнейших ансамблей романской скульптуры в Португалии. Основные мотивы - растительные и геометрические, отражают арабское и дороманское влияние, но есть также пары четвероногих (включая кентавров) или птиц, обращенных друг к другу. Здесь практически нет человеческих изображений и библейских сцен. Отсутствие скульптурных человеческих фигур может быть связано с тем, что многие из художников, работавших в соборе, были мосарабами , то есть христианами, жившими на арабских территориях и поселившимися в Коимбре в 12 веке. Эти художники, возможно, не привыкли к человеческим изображениям, запрещенным в исламе .
Гробницы
[ редактировать ]В эпоху готики (13-14 вв.) вдоль боковых нефов сохранилось несколько гробниц со статуями, некоторые из которых сильно разрушены эрозией. Самым примечательным является случай леди Ватасы Ласкарис (или Бетасы), византийки, приехавшей в Португалию в начале 14 века вместе с Елизаветой Арагонской , которая должна была выйти замуж за короля Диниша I. На ее могиле изображен символ Византийской империи : двуглавый орел.

16 век
[ редактировать ]На рубеже 15-16 веков епископ Хорхе де Алмейда спонсировал крупную декоративную кампанию. Колонны и стены нефов были покрыты плиткой севильской арабское с разноцветными геометрическими мотивами, напоминающими искусство . Большинство из них было удалено, но многие остались, особенно в стене слева от входа в собор, а также во многих часовнях и погребальных памятниках. Еще одним важным дополнением стал огромный деревянный ретабло главной часовни, вырезанный между 1498 и 1502 годами фламандскими художниками Оливье де Гандом и Жаном д'Ипром . Ретабло, выполненное в стиле яркой готики , иллюстрирует историю Марии и Христа и занимает все пространство главной романской часовни. Это лучшее в своем роде в стране. Алтарь . поддерживается престолом в романском стиле
В северной часовне (часовне Святого Петра) находится алтарь эпохи Возрождения работы французского скульптора Николау Шантерена (начало 16 века). Южная часовня апсиды была полностью перестроена в стиле высокого ренессанса и содержит великолепный ретабло с изображением Иисуса и апостолов. Алтарь был закончен около 1566 года и является работой Жуана де Руана ( Жана Руанского ). В 1530-х годах тот же художник построил Эспециозные ворота на северном фасаде.
В трансепте есть красивая купель в стиле готики-ренессанса (1520–1540 гг.) из церкви Святого Иоанна Альмедины ( Сан-Жуан-де-Альмедина ). Оригинальная мануэлино купель из собора Коимбры сейчас находится в Новом соборе Коимбры (бывшей иезуитской церкви города).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Афонсу Энрикеш никогда не имел титула графа, а скорее принца («Принцепс» или «Инфанс»)» (PDF) . Португальская академия истории И.
- ^ Производственная комиссия Старого собора Коимбры, Путеводитель по посещению собора и монастыря , без даты.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сайт о Старом соборе Коимбры
- Презентация Старого собора Коимбры
- Главное управление культурного наследия, собор Коимбры / Се-Велья-де-Коимбра / Приходская церковь Се-Велья / Церковь Носа-Сеньора-да-Ассунсан (на португальском языке)
- Португальский институт архитектурного наследия, IPPAR ) Веб-сайт IPPAR
40 ° 12'31,6 дюйма с.ш. 8 ° 25'37,5 дюйма з.д. / 40,208778 ° с.ш. 8,427083 ° з.д.