Битва при Орике
Битва при Орике | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть португальской Реконкисты | |||||||
«Чудо Орике» Домингуш Секейра (1793 г.) | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Графство Португалии | Альморавиды | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Мухаммад Аз-Зубайр ибн Умар | |||||||
Сила | |||||||
Неизвестный | Неизвестный | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестный | Неизвестный |
Битва при Орике ( араб . معركة أوريكه ) произошла 25 июля 1139 года, в которой силы португальского графа Афонсу Энрикеша (из Бургундского дома ) разбили силы под предводительством альморавидского губернатора Кордовы Мухаммада Аз-Зубайра ибн Умара. идентифицирован как «Царь Исмар» в христианских хрониках.
Фон
[ редактировать ]Узнав, что во время битвы при Вальдевесе против Альфонсо VII Леонского , мусульманские силы напали и разрушили Лейрию и Транкозо . [1] Беспокойство Афонсу Энрикеса по поводу этого вторжения на его южную границу ускорило его переговоры с Альфонсо VII Леонским, что привело к заключению Саморского договора и освобождению войск Афонсу Энрикеса для отражения нападения мусульман. [2]
Боевой
[ редактировать ]Мнения историков относительно места этой битвы разделились. В то время название «Урик» обозначало большую территорию к югу от Бежи . Поскольку летописцы XII века не были знакомы с регионом, где произошла битва, они, возможно, решили назвать это место «полем Орике» из-за отсутствия более точного термина. [3] Тем не менее, большое расстояние, которое отделяло Орике от христианских линий дальше на север, побудило некоторых историков предположить различные места в центральной Португалии, отказавшись от традиционного представления о том, что битва произошла в Орике в Алентежу . [4] Тогдашнему графу Португалии, чье королевство располагалось немного за рекой Мондего , было бы трудно пройти весь путь на юг, чтобы сразиться с пятью мусульманскими королями. Одной из возможных альтернатив является Вила-Ча-де-Орике, расположенная примерно в десяти милях (16 км) от Сантарена . [5]
Однако вторжения христианских армий вглубь мусульманской территории не были чем-то необычным. Альфонсо VII руководил экспедициями, которые достигли Кордовы и Севильи , далеко за пределами кастильских владений, а в 1147 году ему удалось завоевать средиземноморский порт Альмерию , к югу от Гранады. Это было возможно, потому что крупнейшие армии Альморавидов располагались на границе, в то время как армии, дислоцированные в небольших городах, скорее отступят в свои замки, чем столкнутся с сильными силами противника. Вполне возможно, что Афонсу возглавил набег на Гарб , а затем, отступая, был перехвачен значительными силами Альморавидов, намеревавшихся разгромить его армию и вернуть добычу, захваченную португальцами. [6]
Перед битвой граф Афонсу был провозглашен рексом (королем) своими людьми на германский манер, когда ведущие дворяне Португалии подняли его на свой щит.
Несмотря на то, что христианские португальские силы были сильно в меньшинстве, мусульманские армии были ослаблены внутренними проблемами с руководством, что привело к победе Афонсу Энрикеша и впоследствии его провозглашению королем Португалии Афонсу I , при поддержке его войск, победившего и убийство, как гласит легенда, пяти мусульманских королей. [7] [8] [9]
Самые ранние отчеты содержат мало подробностей. В одном сообщении мусульманские силы возглавляются пятью царями (« Житие святого Теотония» ), а в другом — одним царем Исмаром ( «Хроники» ). [5] В более подробной «Хрониках готов » Исмар ждал, пока Энрикес проникнет на мусульманскую территорию, а затем систематически отправлял свои войска из Севильи , Бадахоса , Элваша , Эворы и Бежи против португальского графа. [5] Таким образом, возможно, что пять королей на самом деле были лидерами альморавидских гарнизонов каждого из городов Андалусии под общим командованием альморавидского губернатора Кордовы Мухаммада Аз-Зубайра ибн Умара. Кроме того, португальские войска были окружены на вершине холма, где они расположились лагерем, Исмар принял рыцарей, которые позже были казнены Энрикешем, а мусульманский король сбежал, потерпев поражение. [5] Арабские и испанские источники не проясняют обстоятельства и даже запутывают проблему, идентифицируя Исмара как альтернативу Исмару Абузикри или Исмару и Абузикри, а более поздние историки идентифицируют Абу Закарию , губернатора Сантарена, как главного героя. [5] Также вероятно, что летописцы преувеличили цифры: от крупномасштабного рейда до масштабного нападения мусульманских сил. [5]
Последствия
[ редактировать ]Говорят, что вскоре после битвы Афонсу Энрикеш созвал первое собрание генеральных поместий ( португальский : Cortes Gerais ) Португалии в Ламего , где ему была вручена корона от примаса архиепископа Браги , чтобы подтвердить независимость Португалии. из Королевства Леон . Это была патриотическая фальсификация, увековеченная духовенством, знатью и сторонниками, которые выступали за восстановление португальского суверенитета и притязаний Иоанна IV после Иберийского союза . [10] Документы, относящиеся к генеральным поместьям, были «расшифрованы» монахами -цистерцианцами из монастыря Алкобаса, чтобы увековечить миф и оправдать легитимность португальской короны в 17 веке. Автором этой фальсификации был Оливейра Маркес, и даже в 1632 г. [11] были опасения по поводу достоверности рассказа летописца или существования кортесов Ламего. [12] В отчете по-прежнему подтверждается мнение о том, что встреча кортесов произошла в церкви Санта-Мария-де-Альмакаве в Ламего в 1143 году. [10] Во время этой встречи, получив одобрение генеральных поместий, Афонсу Энрикеш принял группу законов о королевской преемственности и исключил кастильскую линию королей с португальского престола, а также сделал положения для дворянства о справедливости и независимости Португалии. [10] Однако, несмотря на то, что испанские юристы и дипломаты позже продемонстрировали, что документ не заслуживает доверия, португальцы отстаивали его подлинность. [13] Александр Эркулано позже рассказал о патриотическом переосмыслении в своей « Истории Португалии» , которая вызвала собственные споры и позже была увековечена в трудах Альфредо Пименты (который защищал существование кортесов Ламего). [13]
В ознаменование битвы при Орике появился первый португальский герб , включавший пять небольших щитов, обозначающих пять побежденных мусульманских королей (согласно одной интерпретации), что позже было оспорено многими авторами.
Легенда
[ редактировать ]идея о чудесном в битву вмешательстве Святого Иакова Несколько лет спустя в хрониках битвы появилась в пользу португальцев. Святой Иаков широко почитался в Иберии (главный центр почитания находился в Сантьяго-де-Компостела , в Галисии , где, как полагали, находилась его могила), его обычно называли Матамуросом , « убийцей мавров ». В результате независимости Португалии эта легенда со временем была приукрашена, чтобы дистанцировать португальцев от испанских религиозных практик и верований. Более поздние интерпретации заменили Святого Иакова Святым Георгием. [ нужна ссылка ] и, наконец, с Иисусом Христом . [ нужна ссылка ]
Согласно легенде, перед битвой Энрикеса посетил старик, который увидел во сне, что Энрикес одержит победу, потому что Бог вмешается в его пользу. [4] Он посоветовал дворянину покинуть лагерь в покое, когда тот услышал звон местной часовни. [4] Уезжая, он был удивлен лучом света, который показал ему (в одной интерпретации) знак креста и Иисуса Христа на распятии. [4] Энрикес преклонил колени в его присутствии и услышал голос Христа, который сказал ему, что победит Альморавидов, что он, благодаря мужеству и своей вере, добился успеха на следующий день. [4]
Легенда о чуде битвы при Орике послужила, таким образом, политическим инструментом защиты независимости Португалии согласно божественной воле. Тем не менее, легенда, возможно, раньше, знает свою первую известную запись. [ нужны разъяснения ] в начале 15 века монахами монастыря Санта-Крус , во время сражений между Иоанном и Королевством Кастилия. [4] Некоторые современные авторы утверждают, что это творение монахов или выкованное ими. [4] при этом они не представили доказательств в поддержку своей теории, что, по мнению других, является давней популярной и королевской традицией верований. [14] Легенда впервые появилась в « Хронике Португалии» в 1419 году и принималась как факт до тех пор, пока Александр Геркулано не пересмотрел это событие, назвав его «благочестивым мошенничеством», в своем расследовании в середине XIX века. [4] [15]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Рейли, Бернард Ф. (1998), Королевство Леон-Кастилия при короле Альфонсо VII, 1126–1157 , Филадельфия: University of Pennsylvania Press , стр. 70–71, ISBN 978-0-8122-3452-7
- ^ Лэй, С. (2008). Короли-реконкисты Португалии: политическая и культурная переориентация на средневековом фронтире . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. п. 81. ИСБН 978-0230583139 . Проверено 23 июля 2018 г.
- ^ Маттосо 2006 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Феррейра 2010 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ливермор 1947 , с. 65.
- ^ Маттосо 2006 , с. 118.
- ^ Рабб 2008 , с. 325.
- ^ Шторм 2009 , с. 67.
- ^ Винсент 2006 , с. xi.
- ^ Jump up to: а б с Феррейра 2010 , с. 27.
- ^ Брандао, монах Антониу, Хроники Д. Афонсу Энрикеша , Monarquia Lusitana, vol. третий .
- ^ Феррейра 2010 , стр. 27–28.
- ^ Jump up to: а б Феррейра 2010 , с. 28.
- ^ [1] Миф и пророчество Христофании Орике - Мануэль Х. Гандра, Фонд Лусиады, 2002 г. ISBN 978-9729450389
- ^ Смит 1996 , с. 63.
Источники
[ редактировать ]- БОИКА, Хоаким; Матеуш, Руи, História e Histórias –Castro Verde [ История и рассказы : Кастро Верде ] (на португальском языке), Кастро Верде, Португалия: Artinvento; Туристический регион Планичи-Дурада; Городской совет Кастро-Верде, ISBN 978-972-97418-9-0
- Феррейра, Жуан (2010), Фантастические истории из História de Portugal [ Histórias Rocambolescas da истории Португалии ] (на португальском языке) (6-е изд.), Лиссабон, Португалия: A Esfera dos Livros, ISBN 978-989-626-216-7
- Ливермор, HV (1947), История Португалии , сборник брошюр, Кембридж, Англия, Великобритания: Издательство Кембриджского университета , стр. 64–66, ISBN 978-1-00-128780-5 .
- Маттосо, Хосе (2006), Д. Афонсу Энрикес
- Рабб, Кейт Милнер (2008), National Epics , ISBN 978-1-4086-8891-5
- Смит, Ангел (1996), Мар-Молинеро, Клэр; Смит, Энджел (ред.), Национализм и нация на Пиренейском полуострове: конкурирующие и конфликтующие идентичности , Даллес, Вирджиния: Берг, ISBN 978-1-85973-175-8
- Унгевиттер, FH (2009), Европа: ее прошлое и настоящее состояние , ISBN 978-1-113-71111-3
- Винсент, Бенджамин (2006), Биографический словарь – прошлое и настоящее – содержащий главные события в жизни выдающихся деятелей всех возрастов и народов. Предшествуют биографии и генеалогии главных представителей королевских домов мира , ISBN. 978-1-4067-9392-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с битвой при Орике, на Викискладе?