Битва при Клавихо
![]() | Эта статья требует внимания специалиста по военной истории . Конкретная проблема заключается в следующем: отделить краткое изложение легенды от ее анализа. ( апрель 2024 г. ) |

Битва при Клавихо — это мифическая битва, которая на протяжении веков считалась исторической и стала популярной темой испанских традиций, касающихся христианского изгнания мусульман . [ 1 ] Истории о битве впервые возникли спустя столетия после того, как она якобы произошла; согласно этим историям, битва произошла недалеко от Клавихо между христианами во главе с Рамиро I Астурийским и мусульманами во главе с эмиром Кордовы . В «Историческом словаре Испании» (1968) говорится: «Для серьезного историка существование битвы при Клавихо даже не является темой для обсуждения». [ 2 ]
Легенда
[ редактировать ]Битва предположительно произошла 23 мая 844 года, в период Реконкисты , на Кампо-де-ла-Матанса, недалеко от Клавихо , Ла-Риоха, Испания. Христианские силы возглавляли король Рамиро I Астурии и генерал Санчо Фернандес де Техада.
Христианские войска Рамиро во главе с Санчо де Техада отправились на поиски мусульман под командованием Абдеррамана II; но, достигнув Нахеры и Альбельды, они увидят себя окруженными большой арабской армией, состоящей из войск с полуострова и рекрутов из современного Марокко , а христианам придется укрыться в замке Клавихо в Монте-Латурсе.
В хрониках говорится, что Рамиро I приснился сон, в котором явился апостол Сантьяго (Святой Иаков), обещая победу. На следующий день, 23 мая 844 года, армии Рамиро I, воодушевленные присутствием воина-апостола на белом коне, столкнулись с мусульманской армией.
После победы Рамиро в честь святого Иакова приказал построить церковь Блаженного Сантьяго и предоставил Санчо, помимо фамилии Техада, определенные привилегии в память о ветке тиса , которую он использовал в качестве оружия, когда его копье был сломан в бою.
25 мая в городе Калаорра (год не указан) Рамиро продиктовал обет Сантьяго, обязывающий всех христиан полуострова совершить паломничество в Сантьяго-де-Компостела , принося жертвы в благодарность апостолу за его вмешательство и наложение обязательный налог на церковь.
Благодаря этому событию Апостол стал символом борьбы с исламом, и с тех пор его признали Сантьяго Матаморосом .
Современный анализ
[ редактировать ]Первая хроника, в которой упоминается явление святого Иакова, была рассказана (около 1243 г.) Родриго Хименесом де Рада, архиепископом Толедо. [ нужна ссылка ]
В легенде внезапно появляется Иаков, сын Зеведея , Апостол Иисуса , и ведет превосходящую по численности христианскую армию к победе. Он стал покровителем Испании и известен испанцам как Сантьяго Матаморос («убийца мавров»). Аспекты исторической битвы при Монте-Латурсе (859 г.) были включены в эту легенду, как продемонстрировал Клаудио Санчес-Альборнос в 1948 году. [ 3 ]
Легенда в том виде, в котором она сохранилась, была впервые записана примерно через 300 лет после предполагаемого события на поддельной грамоте. Другой предмет — поддельный дар церкви Сантьяго-де-Компостела, по которому Рамиро, как сообщается, передал часть ежегодной дани, причитавшейся ему со всех христиан Испании, также датируется серединой двенадцатого века. История культа Святого Иакова богата подобными мошенничествами. [ 1 ] Историк Джин Митчелл-Лэнхем говорит: «Хотя это событие основано на легенде, предполагаемая битва стала одним из самых сильных идеологических символов испанской национальной идентичности». [ 4 ]
По мнению Мануэля Гаго Мариньо скульптуры у основания Максимилианской лестницы собора Сантьяго-де-Компостела , построенной Максимилианом Австрийским . , с Клавихо связаны и [ 5 ]
Галерея
[ редактировать ]Появление Святого Иакова в Клавихо стало главной темой искусства. Среди художников, изобразивших его, — Аниелло Фальконе , Паоло да Сан Леокадио , Эваристо Муньос , Матео Перес, Мартин Шонгауэр , Коррадо Джаквинто и Антонио Гонсалес Руис.
-
Позднесредневековая гравюра Мартина Шонгауэра, изображающая битву при Клавихо.
-
Сцены из жизни святого Иакова, в том числе битва при Клавихо.
-
Святой Иаков, появляющийся у колышка, с картины Антонио Гонсалеса Руиса.
-
Святой Иаков, вырезанный анонимными мексиканскими резчиками по камню. Санта-Фе, Нью-Мексико , США , 1760 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Коллинз, Роджер (1983). Раннесредневековая Испания: единство в разнообразии, 400–1000 гг . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 236–237. ISBN 0-312-22464-8 .
- ^ Герман Блейберг , изд. (1968). "Собака." Словарь истории Испании (на испанском языке) (2-е изд.). Мадрид: Западный журнал.
- ^ Санчес-Альборнос и Мендуинья, Клаудио (1948). «Настоящая битва при Клавихо». Тетради истории Испании . 9 : 94–139. Перепечатано в журнале «Происхождение испанской нации» , III (Овьедо: 1975), стр. 281–311. Цитируется по Флетчеру, 67.
- ^ Митчелл-Лэнхэм, Джин (2015). Предания о пути Сантьяго: литературное паломничество . Две Гавани Пресс. п. xii. ISBN 978-1-63413-333-3 .
- ^ Мариньо, Мануэль Гаго (23 января 2023 г.). «Возможно, вы проходили мимо сотни раз за этот период» . Твиттер (на галисийском языке) . Проверено 30 января 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Перес де Урбель, Хусто. 1954. «Старое и новое о происхождении Королевства Памплона». Аль-Андалус , 19:1–42, особенно 20–6.
- Флетчер, Ричард А. 1984. Катапульта Святого Иакова: жизнь и времена Диего Гельмиреса из Сантьяго-де-Компостела . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.