Восстание Альпухаррас (1499–1501)
Восстание Альпухаррас (1499–1501) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Королевство Гранада в Кастилии | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Испания | Мусульмане Гранады | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Фердинанд II Арагонский | Неизвестный | ||||||
Сила | |||||||
80,000 [ 1 ] | Неизвестный |
Первое восстание Альпухаррас ( араб . ثورة البشرات الأولى ; 1499–1501) — серия восстаний мусульманского населения Королевства Гранада , Короны Кастилии (ранее, Гранадского эмирата ) против своих католических правителей. Они начались в 1499 году в городе Гранада в ответ на массовое насильственное обращение мусульманского населения в католическую веру, что было воспринято как нарушение Гранадского договора 1491 года . Восстание в городе быстро утихло, но за ним последовали более серьезные восстания в близлежащем горном районе Альпухаррас . Католическим силам, в некоторых случаях возглавляемым лично королем Фердинандом , удалось подавить восстания и подвергнуть суровому наказанию мусульманское население.
Католические правители использовали эти восстания как оправдание для отказа от Гранадского договора и отмены прав мусульман, гарантированных этим договором. Впоследствии все мусульмане Гранады должны были перейти в католицизм или быть изгнанными, а в 1502 году это принудительное обращение распространилось на всю Кастилию. Однако они не применялись в королевствах Валенсия и Арагон .
Фон
[ редактировать ]Мусульмане присутствовали на Пиренейском полуострове со времен завоевания Испании Омейядами в 8 веке. К концу 15 века Гранадский эмират был последней территорией на полуострове, находившейся под властью мусульман. В январе 1492 года, после десятилетней кампании , Мухаммед XII Гранадский (также известный как «Боабдил») сдал эмират католическим силам во главе с католическими монархами Фердинандом II Арагонским и Изабеллой I Кастильской . , Гранадский договор подписанный в ноябре 1491 года, гарантировал мусульманам Гранады ряд прав, включая религиозную терпимость и справедливое обращение, в обмен на капитуляцию. [ нужна ссылка ]
На тот момент мусульманское население бывшего эмирата Гранада оценивалось в от 250 000 до 300 000 человек, что составляло большинство в бывшем эмирате и примерно половину всего мусульманского населения Испании. [ 5 ]
Первоначально католические правители поддержали договор. Несмотря на давление со стороны испанского духовенства, Фердинанд и архиепископ Гранады Эрнандо де Талавера выбрали политику невмешательства в отношении мусульман в надежде, что взаимодействие с католиками заставит их «понять ошибочность» своей веры и отказаться от нее. Когда Фердинанд и Изабелла посетили город летом 1499 года, их приветствовала восторженная толпа, в том числе мусульмане. [ 6 ]
Летом 1499 года Франсиско Хименес де Сиснерос , архиепископ Толедо, прибыл в Гранаду и начал работать вместе с Талаверой. Сиснеросу не понравился подход Талаверы, и он начал отправлять отказывающихся от сотрудничества мусульман, особенно дворян, в тюрьму, где с ними обращались жестко, пока они не согласились принять христианство. Воодушевленный ростом числа обращений, Сиснерос активизировал усилия и в декабре 1499 года сообщил папе Александру VI , что три тысячи мусульман обратились за один день. Собственный церковный совет Сиснероса предупредил, что эти методы могут быть нарушением Договора, а агиограф шестнадцатого века Альвар Гомес де Кастро описал этот подход как «неправильные методы». [ 7 ]
Восстание в Альбайсине
[ редактировать ]Рост насильственного обращения мусульман вызвал сопротивление, первоначально среди городского населения Альбайсина ( также называемого Альбайсин), мусульманского квартала Гранады. [ 8 ] Ситуацию усугубляло обращение с эльчами , бывшими христианами, принявшими ислам. Конкретные положения Гранадского договора запрещали обращение эльчей обратно в христианство против их воли, но договор разрешал допрос таких обращенных христианскими священнослужителями в присутствии мусульманских религиозных авторитетов. Сиснерос использовал эту «лазейку», чтобы вызвать эльчей и заключить в тюрьму тех, кто отказался вернуться в христианство. Эти усилия часто были сосредоточены на женах мужчин-мусульман, и этот акцент возмутил мусульманское население, которое считало это нарушением своих семей. [ 8 ]
18 декабря 1499 года в рамках этих усилий констебль Веласко де Баррионуэво и его помощник забрали эльче из Альбайсина для такого допроса. Когда они проходили через площадь, она кричала, что ее заставляют стать христианкой. Затем чиновники были окружены враждебно настроенной толпой, констебль был убит, а его помощнику удалось сбежать, поскольку его приютила местная мусульманка. [ 4 ]
Этот инцидент перерос в открытое восстание. Жители Альбайсина забаррикадировали улицы и вооружились. Разгневанная толпа подошла к дому Сиснероса, очевидно, с целью нападения. Позже эта толпа рассеялась, но в последующие дни восстание стало более организованным. Население Альбайсина избрало своих чиновников и лидеров. В последовавшем противостоянии архиепископ Эрнандо де Талавера и генерал-капитан маркиз де Тендилья попытались разрядить ситуацию путем переговоров и жестов доброй воли. Через десять дней восстание закончилось, поскольку мусульмане сдали оружие и выдали убийц констебля, которые были немедленно казнены. [ 9 ]
Впоследствии Сиснерос был вызван в суд в Севилье, чтобы дать ответ за свои действия перед разъяренным Фердинандом. Однако Сиснерос утверждал, что именно мусульмане, а не он, нарушили Договор, подняв вооруженное восстание. Он убедил Фердинанда и Изабеллу объявить о коллективном помиловании повстанцам при условии, что они обратятся в христианство. Сиснерос вернулся в Гранаду, которая теперь номинально стала полностью христианским городом. [ 10 ]
Восстание в Альпухарре
[ редактировать ]Хотя восстание в Альбайсине, казалось, было подавлено, а Гранада номинально была преобразована в христианский город, восстание распространилось на сельскую местность. Лидеры восстания Альбайсина бежали в горы Альпухарра . [ 1 ] Жители гор, почти исключительно мусульмане, неохотно приняли христианское правление. [ 1 ] Они быстро подняли восстания против того, что они считали нарушением условий Гранадского договора, и потому, что боялись, что им придется подвергнуться такому же принудительному обращению, как и жителям Альбайсина. [ 11 ] К февралю 1500 года для подавления восстания было мобилизовано 80 000 христианских солдат. [ 1 ] К марту прибыл король Фердинанд, чтобы лично руководить операциями. [ 12 ]
Повстанцы часто имели хорошее тактическое руководство и использовали гористую местность для ведения партизанской войны. Однако им не хватало центрального руководства и последовательной стратегии. [ 11 ] Частично это было вызвано предыдущей кастильской политикой поощрения и содействия высшему классу Гранады покинуть страну или принять христианство и поглотиться христианским высшим классом. [ 11 ] Отсутствие стратегического командования у повстанцев позволило христианским силам продолжить, нанося поражение повстанцам в одном районе по отдельности , а затем переходя к следующему. [ 11 ]
Восставшие города и деревни Альпухарры постепенно были разгромлены. Фердинанд лично возглавил штурм Ланхарона . [ 13 ] Сдавшимся повстанцам обычно требовалось креститься, чтобы сохранить свою жизнь. [ 1 ] С городами и селами, которые приходилось брать штурмом, обращались жестко. Один из самых жестоких эпизодов произошел в Лаухар-де-Андаракс , где католические силы под командованием Луи де Бомона взяли в плен 3000 мусульман, а затем убили их. [ 12 ] От двух до шестисот женщин и детей, укрывшихся в местной мечети, были взорваны порохом. [ 14 ] [ 1 ] [ 12 ] Во время захвата Велефика все мужчины были убиты, а женщины порабощены. [ 14 ] В Нихаре и Гуэхар-Сьерре все население было порабощено, за исключением детей, которых похитили, чтобы воспитать христианами. [ 15 ] [ 16 ]
14 января 1501 года Фердинанд приказал своей армии отступить, поскольку восстание казалось подавленным. [ 16 ] Однако дальнейшие волнения произошли в Сьерра-Бермехе . [ 16 ] Армия под командованием Алонсо де Агилара, одного из самых выдающихся полководцев Испании, выступила на подавление этого восстания. [ 16 ] 16 марта недисциплинированные солдаты армии, жаждущие грабежей, атаковали повстанцев. [ 17 ] Однако это было встречено ожесточенной контратакой. Результатом стала катастрофа для католической армии; Сам Агилар погиб в бою, а армия была практически уничтожена. [ 18 ] [ 17 ]
Однако вскоре мусульмане запросили мира, и Фердинанд, осознавая слабость армии и сложность ведения войны в горах, заявил, что повстанцам придется выбирать между изгнанием или крещением. [ 19 ] Только тем, кто мог заплатить десять золотых доблов, был предоставлен проход, а большинству, кто не мог заплатить, пришлось остаться и креститься. [ 19 ] Повстанцы сдавались волнами, начиная с середины апреля, поскольку некоторые ждали, будут ли в безопасности первые сдавшиеся повстанцы. [ 19 ] Эмигрантов под охраной препроводили в порт Эстепона и пропустили в Северную Африку . [ 19 ] Оставшимся было разрешено вернуться домой после обращения, сдачи оружия и конфискации имущества. [ 20 ] [ 19 ]
Последствия
[ редактировать ]К концу 1501 года восстание было подавлено. Мусульманам больше не предоставлялись права, предусмотренные Гранадским договором. [ 21 ] и им был предоставлен выбор: (1) остаться и принять крещение, (2) отказаться от крещения и быть порабощенным или убитым, или (3) быть изгнанным. [ 22 ] Учитывая высокую плату, взимаемую за выезд из Испании, обращение было для них единственным реальным вариантом. [ 22 ] [ 23 ] Таким образом, всего через десять лет после падения Гранадского эмирата все мусульманское население Гранады номинально стало христианским . [ 23 ]
Прокламация 1502 года распространила это принудительное обращение на остальную часть земель Кастилии, хотя те, что за пределами Гранады, не имели никакого отношения к восстанию. [ 24 ] [ 25 ] Новообращенные мусульмане были известны как nuevos cristianos («новые христиане») или moriscos (буквально «мавританцы»). Хотя они обратились в христианство, они сохранили существующие обычаи, включая язык, отдельные имена, еду, одежду и даже некоторые церемонии. [ 26 ] Многие тайно исповедовали ислам, хотя публично исповедовали и практиковали христианство. [ 27 ] В ответ католические правители проводили все более нетерпимую и жесткую политику, чтобы искоренить эти характеристики. [ 23 ] Кульминацией этого стала Филиппа II от «Прагматика» 1 января 1567 года, которая предписывала морискам отказаться от своих обычаев, одежды и языка. Прагматика в 1568–1571 годах спровоцировала восстание Мориско . [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Карр 2009 , с. 63.
- ^ Коулман 2003 , с. 6.
- ^ Леа 1901 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Карр 2009 , с. 59.
- ^ Карр 2009 , с. 40.
- ^ Карр 2009 , стр. 51–57.
- ^ Карр 2009 , стр. 57–58.
- ^ Jump up to: а б Карр 2009 , стр. 58–59.
- ^ Карр 2009 , стр. 59–60.
- ^ Карр 2009 , стр. 60–61.
- ^ Jump up to: а б с д Харви 2005 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с Харви 2005 , с. 36.
- ^ Карр 2009 , стр. 63–64.
- ^ Jump up to: а б Леа 1901 , с. 38.
- ^ Карвахаль 2015 , стр. iv – xxvii.
- ^ Jump up to: а б с д Леа 1901 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б Леа 1901 , стр. 39–40.
- ^ Карр 2009 , стр. 64–65.
- ^ Jump up to: а б с д и Леа 1901 , с. 40.
- ^ Карр 2009 , с. 65.
- ^ Леа 1901 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Харви 2005 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б с Карр 2009 , с. 74.
- ^ Эдвардс 2014 , с. 99.
- ^ Харви 2005 , стр. 56–57.
- ^ Харви 2005 , стр. 53–55.
- ^ Харви 2005 , с. 49.
- ^ Леа 1901 , с. 227.
Источники
[ редактировать ]- Карр, Мэтью (2009). Кровь и вера: чистка мусульманской Испании . Новая Пресса. ISBN 978-1-59558-361-1 .
- Карвахаль, Луис дель Мармол (2015). История восстания и наказания мориско Королевства Гранада (на испанском языке). Университет Гранады. ISBN 978-8433857675 . OCLC 922957928 .
- Коулман, Дэвид (2003). Создание христианской Гранады: общество и религиозная культура в приграничном городе Старого Света, 1492–1600 гг . Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-4111-0 .
- Эдвардс, Джон (2014). Фердинанд и Изабелла . Рутледж. ISBN 978-1-317-89345-5 .
- Харви, Л.П. (2005). Мусульмане в Испании, 1500–1614 гг . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-31963-6 .
- Леа, Генри Чарльз (1901). Мориски Испании: их обращение и изгнание . Леа Бразерс и компания.